Практические работы по географии 6 класс





































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Практические работы составляют часть содержания предмета географии, в них находят отражение методы исследования, свойственные науке, основы которой изучаются в школе. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета.
К практическим работам по географии относится различная учебная работа с картой, климатическими цифровыми показателями, наблюдения в природе и т. д. Всё это направлено в основном на ознакомление учащихся с методами географической науки и на выработку у них географических приемов учебной работы, которые лежат в основе формирования умений и навыков, предусмотренных программой.
В данном практикуме представлен перечень практических работ, который предусмотрен школьной программой в 6-м классе. А также представлено несколько разработок практических занятий.
Практические работы бывают тренировочными и проверочными, индивидуальными и групповыми, могут проводиться как обычный урок или в форме игры.
Тренировочные работы могут не оцениваться. Они выполняются с частичной помощью учителя. Проверочные работы выполняются самостоятельно учащимися и обязательно оцениваются.

Тематика и содержание практических занятий

№ п/п
Тема практической работы
Необходимое оборудование

1


2

3

4

5

6



7



8


9



10


11

12

13

14

15


16

17


18

19
Наблюдение за природой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями.

Топографический диктант.

Ориентирование на местности.

Построение профиля холма по горизонталям.

Составление плана местности.

Определение расстояний, направлений и географических координат точек по глобусу и географической карте.

Обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам его абсолютной высоты.

Изучение по образцам свойств горных пород и минералов.

Определение по карте географического положения, высоты гор (равнин), географических координат и высот отдельных вершин.

Описание равнин (гор) по физической карте по типовому плану.

Характеристика океана (моря) по типовому плану.

Описание рек земного шара и Туринского района.

Характеристика озер Туринского района.

Наблюдение за погодой и работа с календарем погоды.

Наблюдение за изменением температуры в течение года.

Построение розы ветров Туринского района.

Распределение солнечного тепла и света на Земле (заполнение таблицы)

Описание природного комплекса своей местности.

Нанесение границ крупнейших государств на контурную карту.
календари погоды учащихся

условные знаки

компасы, транспортир

линейка, карандаш, миллиметровая бумага
компасы, планшеты

глобусы, карты мира



контурные карты



коллекция горных пород


карты атласа



карты атласа


карты атласа

карты атласа, допол. материал
карты атласа, допол. материал
календари погоды учащихся
календари погоды учащихся

календари погоды учащихся
учебник


дополнительный материал
карты атласа, контурные карты


Практическая работа № 2
«Топографический диктант»
6 класс

Цель работы – формирование умения ориентироваться в топографических знаках.

Задание: замените выделенные слова топографическими знаками.

Путешествие Пушишки

Зайчишка Пушишка рос непослушным ребенком. Как-то раз, когда мама собирала яблоки в саду, а папа ловил на реке рыбу, решил он их перехитрить и отправиться путешествовать. Пробежав немного по тропинке, он кубарем скатился в карьер, перебежал через луг и оказался на опушке редколесья. Автостопом по шоссе добрался до горелого леса, который вскоре перешел в смешанный лес. К этому времени зайчишка порядком устал и стал думать, где бы ему отдохнуть. Как раз в это время он увидел озеро, которое уже в некоторых местах зарастало и превращалось в болото. Пушишка заспешил к нему. Но он не заметил пеньков, которые остались от вырубленного леса. Пушишка споткнулся и поранил лапку. Он упал и горько заплакал. Он плакал, а жажда все больше и больше мучила его. Придя в себя и немного погревшись на солнышке, зайчонок пустился на поиски чистой воды. Пройдя просекой мимо хвойного дерева, он наткнулся на родник.
А в это время мама и папа, не докричавшись непослушного сына и обыскав весь дом, побежали в школу к ребятам за помощью.
Целая армия шестиклассников бросилась на поиски непослушного малыша. 3 часа искали дети по всем окрестностям, заглянули даже в колодец, и только к 6-ти вечера они нашли испугавшегося темноты зайчонка в зарослях кустарника.

Желая удачи!
Помните, вы работаете на оценку!

Практическая работа № 3
«Ориентирование по плану и местности»
6 класс

Цель работы – формирование умения ориентировать по сторонам горизонта и находить азимут по плану и местности.

Задание 1. Изобразите рисунок, двигаясь согласно направлениям. Все движения прорисовывайте простым карандашом. У Вас должен получиться рисунок.

Отступите вниз 11 клеточек. Начинаем рисовать.
10 клеток на восток
3 клетки на юго-запад
4 клетки на запад
3 клетки на северо-запад
5 клеток на восток
8 клеток на север
4 клетки на юго-запад
4 клетки на юго-восток
3 клетки на северо-восток
3 клетки на северо-запад

Задание 2. Определите по топографическому плану, чему равен азимут направления движения:
а) от железнодорожной станции до мельницы;
б) от пристани до фруктового сада;
в) от песчаного карьера к деревне Волоки.



Задание 3. Определите с помощью компаса азимут:
а) на среднее окно;
б) на дверь;
в) на доску.

Желаю удачи!

Практическая работа № 4 (тренировочная)
«Построение профиля холма по горизонталям»
6 класс

Цель работы – формирование умения строить профиль холма по горизонталям.

Порядок выполнения практической работы:
Провести профильную линию.
Подготовить основу для построения профиля. Выбрать горизонтальный и вертикальный масштаб (горизонтальный масштаб, как правило, принимается равным масштабу карты, вертикальный масштаб – в зависимости от высоты, глубины географического объекта, превышение между самой высокой и самой низкой  точками).  Для того чтобы, наглядно показать характер неровностей вертикальный масштаб  принимается крупнее (в 1 см – 1 км). Если же масштаб будет очень мелким, линия профиля становится сглаженной, вследствие чего теряется наглядность.
Лист бумаги прикладывают нижним или верхним обрезом к профильной линии и из каждого пересечения ее с горизонталью проводят перпендикуляр до той линии, которая соответствует отметке данной горизонтали.
На пересечении вертикальных линий с соответствующими на плане горизонталями поставить точки на основу.
Точки пересечения этих линий с линиями высот соединяем от руки  плавной кривой и получаем профиль рельефа земной поверхности.

Задание: (выполняется учащимися с частичной помощью учителя)
Построить профиль Южной Америки по экватору, используя шкалу высот;
Провести анализ изменения высот материка по экватору;
Сопоставить данные об изменениях высот материка и определить местонахождение гор, возвышенностей и низменностей.

ЗОНА
ИЗМЕНЕНИЕ ДОЛГОТЫ (западная)
СРЕДНЯЯ ВЫСОТА, м
ЦВЕТ ОКРАСКИ НА ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТЕ ПОЛУШАРИЙ

1
79-81°
0-200
зеленый

2
78-79°
200-500
желтый

3
76- 78°
500-5000
коричневый

4
69-76°
200-500
желтый

5
61-69°
0-200
зеленый

6
58-61°
200-500
желтый

7
56-58°
0-200
зеленый

8
53-56°
200-500
желтый

9
51-53°
0-200
зеленый



Желаю удачи!


Практическая работа № 6
«Определение географических координат»
6 класс

Цель работы – формирование умений определять географические координаты.

I вариант

Задание 1. Пользуясь картами атласа, определите географические координаты объектов. Данные запишите в тетради.

Название географического объекта
Географические координаты


широта
долгота

г. Якутск (Евразия)



гора Мак-Кинли (Северная Америка)



влк. Камерун (Африка)



г. Рио-де-Жанейро (Южная Америка)




Задание 2. По имеющимся координатам определите название географического объекта. Данные запишите в тетради.

Географические координаты
Название географического объекта

широта
долгота


19 с.ш.
99 з.д.


30 с.ш.
32 в.д.


16 ю.ш.
105 в.д.





Желая удачи!
Помните, вы работаете на оценку!



Практическая работа № 6
«Определение географических координат»
6 класс

Цель работы – формирование умений определять географические координаты.

II вариант

Задание 1. Пользуясь картами атласа, определите географические координаты объектов. Данные запишите в тетради.

Название географического объекта
Географические координаты


широта
долгота

г. Сантьяго (Южная Америка)



влк. Везувий (Евразия)



г. Париж (Евразия)



г. Вашинктон (Северная Америка)




Задание 2. По имеющимся координатам определите название географического объекта. Данные запишите в тетради.

Географические координаты
Название географического объекта

широта
долгота


34 ю.ш.
20 в.д.


56 с.ш.
38 в.д.


36 ю.ш.
148 в.д.




Желая удачи!
Помните, вы работаете на оценку!


Практическая работа № 9
«Определение по карте географического положения, высоты гор и равнин, географических координат и высот отдельных вершин».
6 класс

Цель работы: формирование умений определять географическое положение гор, равнин и их высоту; развитие умений определять географические координаты.

I вариант

Задание: Сравните географическое положение объектов и заполните таблицу в тетради.

План определения географического положения
Географические объекты (горы и равнины)


Кавказ
Амазонская низменность

1. Вид объекта (гор и равнин) по высоте.




2. На каком материке, и в какой его
·части находится?




3. Между какими меридиана и параллелями находятся?




4. В каком направлении протянулись объекты?




5. Положение по отношению к другим объектам (горы, равнины, моря, реки).




6. Определите среднюю высоту объекта при помощи шкалы высот?




7. Укажите название наивысшей точки горы?




8. Определите географические координаты наивысшей точки горы.




Желая удачи!
Помните, вы работаете на оценку!


Практическая работа № 9
«Определение по карте географического положения, высоты гор и равнин, географических координат и высот отдельных вершин».
6 класс

Цель работы: формирование умений определять географическое положение гор, равнин и их высоту; развитие умений определять географические координаты.

II вариант

Задание: Сравните географическое положение объектов и заполните таблицу в тетради.

План определения географического положения
Географические объекты (горы и равнины)


Алтай
Среднесибирское плоскогорье

1. Вид объекта (гор и равнин) по высоте.




2. На каком материке, и в какой его части находится?




3. Между какими меридиана и параллелями находятся?




4. В каком направлении протянулись объекты?




5. Положение по отношению к другим объектам (горы, равнины, моря, реки).




6. Определите среднюю высоту объекта при помощи шкалы высот?




7. Укажите название наивысшей точки горы?




8. Определите географические координаты наивысшей точки горы.




Желая удачи!
Помните, вы работаете на оценку!



Практическая работа № 9
«Определение по карте географического положения, высоты гор и равнин, географических координат и высот отдельных вершин».
6 класс

Цель работы: формирование умений определять географическое положение гор, равнин и их высоту; развитие умений определять географические координаты.

III вариант

Задание: Сравните географическое положение объектов и заполните таблицу в тетради.

План определения географического положения
Географические объекты (горы и равнины)


Анды
Восточно-Европейская равнина

1. Вид объекта (гор и равнин) по высоте.




2. На каком материке, и в какой его части находится?




3. Между какими меридиана и параллелями находятся?




4. В каком направлении протянулись объекты?




5. Положение по отношению к другим объектам (горы, равнины, моря, реки).




6. Определите среднюю высоту объекта при помощи шкалы высот?




7. Укажите название наивысшей точки горы?




8. Определите географические координаты наивысшей точки горы.






Желая удачи!
Помните, вы работаете на оценку!


Практическая работа № 9
«Определение по карте географического положения, высоты гор и равнин, географических координат и высот отдельных вершин».
6 класс

Цель работы: формирование умений определять географическое положение гор, равнин и их высоту; развитие умений определять географические координаты.

IV вариант

Задание: Сравните географическое положение объектов и заполните таблицу в тетради.

План определения географического положения
Географические объекты (горы и равнины)


Кордильеры
Прикаспийская низменность

1. Вид объекта (гор и равнин) по высоте.




2. На каком материке, и в какой его части находится?




3. Между какими меридиана и параллелями находятся?




4. В каком направлении протянулись объекты?




5. Положение по отношению к другим объектам (горы, равнины, моря, реки).




6. Определите среднюю высоту объекта при помощи шкалы высот?




7. Укажите название наивысшей точки горы?




8. Определите географические координаты наивысшей точки горы.





Желая удачи!
Помните, вы работаете на оценку!


Практическая работа № 15 (тренировочная)
«Наблюдение за изменением температуры в течение месяца и года»
6 класс

Цель – научиться определять среднесуточную температуру воздуха и суточную амплитуду температуры; строить график суточного и годового хода температуры воздуха; находить нужную информацию по графику.


1 занятие
Задание 1. Используя данные таблицы 1, определите среднесуточную температуру воздуха за 13 февраля в городах Туринск и Сочи.

Таблица 1
Место/время
1 ч
7 ч
13 ч
19 ч

Туринск
-150
-120
-100
-130

Сочи
+90
+100
+120
+110


Задание 2. Постройте график суточного хода температуры воздуха по таким данным: в 1 ч - - 40 С, в 7 ч - - 10 С, в 13 ч - + 30 С, в 19 ч - + 10С. По вертикальной оси откладывайте температуру воздуха (1 см – 10 С), по горизонтальной – время суток (1,5 см – один срок наблюдения). По графику определите суточную амплитуду температуры воздуха и среднюю суточную температуру.


2 занятие
Задание 3. Составьте график годового хода температуры воздуха по данным таблицы 7, стр. учебника 113. Вычертите систему координат: по вертикали – температура, по горизонтали месяца года. Масштаб произвольный. По графику определите среднюю суточную температуру ноября, среднюю годовую температуру и амплитуду.

Задание 4. Составьте график годового хода температуры воздуха для городов Сингапур и Стокгольм по данным таблицы 8, стр. учебника 113. Вычертите систему координат: по вертикали – температура, по горизонтали месяца года. Масштаб произвольный. По графику определите среднюю годовую температуру воздуха и амплитуду. Найдите указанные города на политической карте полушарий и сделайте вывод: почему в одном из них средняя годовая температура выше, чем в другом?


Желаю удачи!




Практическая работа № 15 (проверочная)
«Наблюдение за изменением температуры в течение месяца и года»
6 класс

Цель – научить определять среднесуточную температуру воздуха и суточную амплитуду температуры; строить график суточного и годового хода температуры воздуха; находить нужную информацию по графику.

I вариант
II вариант

Задание 1. Используя данные графика суточного хода температуры, определите:
Среднюю суточную температуру воздуха;
Суточную амплитуду температуры воздуха.
Объясните причину суточного хода температуры.








Задание 2. Составьте график годового хода температуры воздуха по данным таблицы 8, стр. учебника 113. Вычертите систему координат: по вертикали – температура, по горизонтали месяца года. Масштаб произвольный. По графику определите среднюю годовую температуру воздуха и амплитуду температуры.
Объясните причину годового хода температур.


Город Сингапур

Город Стокгольм

Задание 3. Составьте график годового хода температуры воздуха по таким показателям: январь – 150, февраль – 120, март – 80, апрель – 40, май + 50, июнь + 120, июль + 160, август + 140, сентябрь + 80, октябрь ?, ноябрь – 50, декабрь – 140. Определите среднюю суточную температуру октября и среднюю температуру года.



Желаю успеха!
Помните, Вы работаете на оценку!


Практическая работа № 16
«Построение и анализ розы ветров Туринского района»
6 класс

Цель – формирование умений обрабатывать материалы наблюдений за погодой.

II вариант

Ход работы:

Задание 1. По апрельской розе ветров для Туринска определите:
А) ветер какого направления преобладал и сколько дней он дул;
Б) какой ветер дул 7 дней;
В) сколько дней дул ветер в западном направлении.



Задание 2. Постройте розу ветров по данным за октябрь месяц города Туринска.

Показатели
облачности
Направление ветра и количество дней


С
С-В
В
Ю-В
Ю
Ю-З
З
С-З

Ясно
-
2
1
-
-
1
6
-

Облачно
4
2
-
3
-
2
-
-

Переменно
2
1
2
-
2
1
1
-

ИТОГО:
6
5
3
3
2
4
7
-


По октябрьской розе ветров для Туринска определите:
А) ветер какого направления преобладал и сколько дней он дул;
Б) какой ветер дул 5 дней;
В) сколько дней дул ветер в южном направлении.


ЖЕЛАЮ УСПЕХА!


Практическая работа № 16
«Построение и анализ розы ветров Туринского района»
6 класс

Цель – формирование умений обрабатывать материалы наблюдений за погодой.

I вариант

Ход работы:

Задание 1. По июльской розе ветров для Туринска определите:
А) ветер какого направления преобладал и сколько дней он дул;
Б) какой ветер дул 4 дня;
В) сколько дней дул ветер в северо-восточном направлении.



Задание 2. Постройте розу ветров по данным за сентябрь месяц города Туринска.

Показатели
облачности
Направление ветра и количество дней


С
С-В
В
Ю-В
Ю
Ю-З
З
С-З

Ясно
1
1
-
3
-
1
-
1

Облачно
-
2
5
3
5
1
-
1

Переменно
2
1
2
-
-
1
-
-

ИТОГО:
3
4
7
6
5
3
-
2


По сентябрьской розе ветров для Туринска определите:
А) ветер какого направления преобладал и сколько дней он дул;
Б) какой ветер дул 3 дня;
В) сколько дней дул ветер в северо-западном направлении.


ЖЕЛАЮ УСПЕХА!


Практическая работа № 18
«Описание природных комплексов Туринского района»
6 класс

Цель – формирование умения показывать взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса, составлять описание изучаемого природного комплекса.

Задание: составьте сравнительную характеристику двух природных комплексов Туринского района и заполните таблицу:


Признак
река Тура
хвойный лес

- рельеф (горный или равнинный)



- наличие воды



- растительный мир



- животный мир



- влияние человека





Напишите вывод о взаимосвязи компонентов в каждом природном комплексе; укажите, как изменяется каждый природный комплекс под влиянием хозяйственной деятельности человека.



ЖЕЛАЮ УСПЕХА!















ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
ПО ГЕОГРАФИИ
6 КЛАСС









Примерное содержание практических работ
в 6-м классе



Отсканировано 22Рисунок 1C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Отсканировано 22.09.2009 20-34.bmpРисунок 1C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\tempuncc.gifРисунок 2C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\image001.gifРисунок 1C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\img14.gif15