Статья Участие учащихся начальной школы в сетевых дистанционных проектах

Малышева Ольга Леонидовна
МБОУ Писцовская средняя общеобразовательная школа № 4

Участие учащихся начальной школы в сетевых дистанционных проектах

         Большую роль в ходе реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования играет участие младших школьников в[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] проектной деятельности.  Я на опыте убедилась, что в ходе проектной деятельности дети учатся эффективно искать информацию, общаться, сотрудничать и совместно решать проблемы. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ на всероссийском уровне. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в Сети стал сетевой учебный проект.
Под сетевым (телекоммуникационным) проектом надо понимать совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли: лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д. Считаю, что такая специально организованная, целенаправленная совместная работа учащихся в Сети может дать высокий педагогический результат.
При использовании веб-сервисов в сетевом проекте открываются возможности для достижения предметных и метапредметных результатов.  Форумы, блоги, «бортовые журналы» способствуют организации активного общения участников проекта. Организация совместной работы с документами, построена на основе сотрудничества, желании быть полезными друг другу, проявить инициативу и своё творчество. Создавая продукт проектной деятельности и размещая его в сети Интернет,  учащиеся становятся создателями контента, который в дальнейшем может быть использован в образовательном процессе. Таким образом, меняется позиция школьников - они становятся активными участниками образовательного процесса, которые способны не только учиться сами, но и обучать своих сверстников. Проведя анализ участия с детьми в сетевых проектах, пришла к выводу, что в процессе сетевого взаимодействия участников значительно эффективнее происходит быстрое взаимообучение, освоение способов действия, передача опыта и закладывается культура сетевого общения. Этот вид коммуникации становится частью нашей жизни. Учитель старается  научить своих учеников и учится сам.
Есть ещё одна причина необходимости  сетевой деятельности.  Компьютеры и подключение к Интернету есть во многих семьях, но не каждый родитель сможет «сопровождать» ребёнка по Сети. Педагог сможет перенаправить интересы ученика, повести за собой по  Интернету по более безопасному пути. Сетевой проект и есть тот путь, по которому происходит осмысленное, продуктивное вхождение ребёнка в Интернет.
         Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим опытом участия в одном из многочисленных дистанционных проектов на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].  С этим сайтом я познакомилась сравнительно недавно и проект, о котором пойдёт речь дальше, был у нас первым. Таким дистанционным проектом стала для нас "Школа Буратино". Предлагаемый учебный проект учителей Асафьевой Ольги и Плотниковой Ольги проводился в начале учебного года для первоклассников в форме ролевой игры и путешествия вместе с персонажами сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Цель проекта совпала с моей личной: помочь ребёнку адаптироваться в новом коллективе, учить первоклассника жить в коллективе, прислушиваться и считаться с мнением одноклассников, учить работать в группе. Девизом дистанционного проекта стали слова К. Ибряева: «Учиться надо весело, Учиться надо весело! Учиться будем весело, Чтоб хорошо учиться!»
Поставлены задачи проекта - создать благоприятные условия для адаптации первоклассников в школе, начать формировать первоначальные навыки осознанного чтения, «добывать» с помощью учителя и родителей знания из книги, из сети Интернет, познакомиться с правилами безопасности в сети Интернет. Изучив внимательно информацию для координаторов в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] проекта, я приступила к действиям. На перекличке раздала родителям бланки разрешения (спасибо «Началке» за них) на публикацию творческих работ, фотографий детей в сети Интернет. С помощью стартовой презентации познакомила детей с проектом, выявила желающих, и работа пошла полным ходом. Собралась команда из 18 учащихся класса. Вместе придумали много названий, голосованием выбрали одно – «Друзья Буратино». Книгу дети прочитали совместно с родителями, наиболее интересные места зачитывали на переменах, родители создали почтовые ящики на Gmail.com, зарегистрировали детей на Началке. К первому этапу подошли полными сил и желания учиться.
По результатам вводной беседы ученики заполнили индивидуальные «карты З-И-У», определяя свой уровень компетентности и недостающие знания, и далее в ходе проекта велось заполнение этих карт. Продвижение команды в проекте фиксировалось на Карте путешествия. А после выполнения командой каждого задания, я как координатор, заполняла «Таблицу продвижения команд в проекте», а организаторы записывали комментарии, оценив работу команды: «Всё верно», «Желаем успехов!».
Работая над проектными заданиями, учащиеся нашли ответы на проблемные вопросы проекта: Где прячутся знания? Что значит уметь читать? Можно ли учиться в Интернете? Почему говорят: один ум хорошо, а два лучше? Помощниками в достижении целей и задач проекта стали сказочные персонажи: Буратино с кроссвордом, папа Карло с картой безопасности, Пьеро с литературным синквейном, Мальвина и Артемон с творческими заданиями – пазлы и слайд презентации. Продуктами этого сетевого проекта стали: сборник «Синквейн», посвящённый герою сказки и презентация «Правила безопасного поведения в сети Интернет». Когда дети задерживались в школе, родители терпеливо ждали, а потом сами стали включаться в процесс проекта: фотографировать, высказывать собственное мнение относительно поведения героев, помогать и тоже учиться. Этот проект сплотил не только детей и раскрыл их творческий потенциал, но и позволил родителям больше проводить с ними время.
Проект подошёл к концу, и я поняла, что цель достигнута. Ребята начали слушать и слышать друг друга, высказывать своё мнение, осознали важность каждого члена команды. Мы из группы превратились в настоящую команду единомышленников: учитель, дети, родители.
Очевидно, что участие в конкурсах подобного рода, расширяет кругозор учащихся, способствует развитию их самостоятельности и творческих способностей. Следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного образования в течение всей жизни.
 Легко ли быть координатором команды? Нелегко. Каждому координатору предстоит выполнять сразу несколько функций: консультирование, организация детей, оценивание и наблюдение за развитием самоконтроля и самооценки каждого участника команды.
Успешно поработали мои ученики и в других сетевых проектах на Началке. Отзывы самые хорошие.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115