Сообщение по теме Развивающие возможности уроков изобразительного искусства и технологии в начальной школе

Развивающие возможности уроков изобразительного искусства и технологии начальной школе.
Развитие творческого начала человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов. Развивать творческую активность в людях надо с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле большую помощь оказывают уроки технологии и уроки ИЗО.
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. Развитие способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но всё же задача педагога дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Почему так привлекательны уроки ИЗО и технологии? Наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этих уроках как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этих уроках дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.
       В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.»
Этим требованиям отвечают уроки ИЗО и художественного труда. На этих уроках широко и многосторонне раскрываются основы художественного изображения, художественный образ вещи, слова, символика орнамента, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно – творческой активности.
В условиях реформирования российского образования, введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования возрастает повышение качества общего художественного образования. Одной из основных отличительных особенностей уроков изобразительного искусства и технологии является опора на чувственную и интеллектуальную сферу учащихся.
Уроки изобразительного искусства и художественного труда для детей – уроки познания неизвестного, развития своих сил и способностей. Развитие творческих способностей – это развитие творческого отношения и мышления; зрительной памяти и эмоциональности; целенаправленности и природной чувствительности; сенсомоторных свойств руки. Прежде чем говорить о развитии способностей детей в практической деятельности, необходимо определить понятие «способности», так как каждый ребенок талантлив  от рождения, каждый фантазер и выдумщик, только  впоследствии он теряет эти способности,  потому что их вовремя до конца не развили. Способности - это то, что не сводится к знаниям,  умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Способности связаны с интересами детей. «Между развитием способностей и интересов существует теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой – интерес к той  или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями»,- писал С. Л. Рубинштейн. Важным моментом поддержания интереса детей к урокам изобразительного искусства  и художественного труда является его творческая активность.
На уроках изобразительного искусства и технологии учитель помогает ребёнку выполнить поставленные задачи: развивать у учащихся чувство прекрасного, формировать высокие вкусы, уметь отличить истинно художественное произведение . На занятиях у детей проявляются творческие способности и художественный вкус, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу, развивается чувство цвета. Также ученики совершенствуют навыки по выполнению работ из различных материалов, учатся самостоятельно изготавливать полезные и нужные в повседневной жизни изделия, украшать их. Формирование интереса и любви к труду - одна из основных задач обучения и воспитания детей. Большое влияние оказывают уроки изобразительного искусства и технологии на умственное развитие ребёнка, на развитие мышления. Если проследить путь изготовления поделки, то можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем, после усвоения этого процесса, работа усложняется: детям показываю рисунок или фотографию изготовляемой игрушки и, наконец, они без предварительного анализа изготавливают поделку по заданию или по собственному замыслу. Яркие поделки в большой мере удовлетворяют любознательность детей, способствует развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. На уроках изобразительного искусства и технологии присутствует новизна, творческий поиск, возможность добиться более совершенных результатов. Благоприятный эмоциональный настрой учеников, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой работы, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят ребятам яркие рисунки, замысловатые поделки, выполненные своими руками! Уроки изобразительного искусства и технологии способствуют развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Коллективный труд оказывает большое влияние на формирование у детей зачатков коллективизма, дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
"Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"- В.А. Сухомлинский.

15