Адаптированная рабочая программа по предмету: «Математика» предметная область: «Математика»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красновосходская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
____________/ Гайсина Э.Р./
«___»___________2016г. «Утверждено»
Директор
__________ /Р.Г. Гайсин/ «___»_________2016г.
Приказ №_____от________________
Адаптированная рабочая программа
по предмету: «Математика»
предметная область: «Математика»
класс: 1
2016 -2017 учебный год
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от«31» августа 2016г.
Составила:
Тимиргалеева Флорида Бариевна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
с. Красный Восход
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Паспорт рабочей программы……………………………………………………………………………….. 3
2.
3. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………….
Общая характеристика учебного предмета «Математика»…….…………………………………………. 4
5
4.
Описание места учебного предмета «Математика» в учебном плане……………….…………………… 5
5.
Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета «Математика»…….…………….. 5

6.
Программа формирования базовых учебных действий…………………………………………………….. 10
7.
Содержание учебного предмета «Математика»…………………………………………………………... 12
8.
Тематическое планирование………………………………………………………………………………… 14

9.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования……………………………………………………………………………… 39
10.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса………………………… 39
I. Паспорт рабочей программы.
Тип программы:
-адаптированная образовательная программа коррекционных образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость);
Статус программы:
-адаптированная рабочая программа предмета «Математика»
Назначение программы:
-для обучающихся коррекционной школы образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: обучающиеся 1 класса ГБОУ КШИ
Сроки освоения программы:1 год
Объем учебного времени: 129 часов
Форма обучения: очная
Режим занятий: 4 часа в неделю
Форма контроля: проверочные и самостоятельные работы.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» 1 класс разработана в соответствии:
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью ― это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью самостоятельно разработана и утверждена ГБОУ Красновосходская коррекционная школа- интернат для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью и с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Нормативно-правовую базу разработки АООП образования обучающихся с умственной отсталостью составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных
законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт начальное общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.14;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.14;
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Устав ГБОУ Красновосходская коррекционная школа- интернат для обучающихся с ОВЗ.
Учебным планом ГБОУ Красновосходская коррекционная школа- интернат для детей с ОВЗ на 2016-2017 год.
Данная программа является рабочей и разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1– 4 классы» / Под редакцией В.В.Воронковой. – 8- изд. М.: Просвещение, Москва, 2013 год.
Целью данной программы является:
- закладывать основы математических знаний, умений;
- коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств детей;
-воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
- формирование умений планировать свою деятельность.
С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основными задачами являются:
- пробудить интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств;
- осуществлять связь с другими учебными предметами.
III. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Содержание математики как учебного предмета в 0-4 классах включает пропедевтику обучения математике, т.е. развитие дочисловых представлений, нумерацию натуральных чисел в пределах 100, нуля, единицы измерения величин (стоимости, длины, массы, времени), их соотношений, измерения в указанных мерах, четыре арифметических действия с натуральными числами, элементы геометрии. Каждый раздел включает решение текстовых арифметических задач.
В зависимости от подготовки обучающихся к обучению в школе они могут быть зачислены в пропедевтико-диагностический или первый класс. В 1 классе пропедевтика математики продолжается первую учебную четверть.
В каждом классе весь математический материал представлен в программе основными выше перечисленными разделами математики. В зависимости от возможностей обучающихся этот материал распределяется целесообразно учителем по учебным четвертям с учетом актуального уровня и «зоны ближайшего развития» каждого ученика. Распределение математического материала по классам представлено концентрически с учетом познавательных и возрастных возможностей обучающихся, поэтому в процессе обучения необходим постепенный переход от чисто практического обучения в младших классах к практико-теоретическому – в старших. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
При отборе математического материала учитывались индивидуальные возможности обучающихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять. Поэтому в каждом классе математический материал усваивается обучающимися на различном уровне, т.е. программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода к обучающимся в обучении.
После изложения программного материала в конце каждого класса четко обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить все учащиеся и два уровня умений применять полученные знания на практике. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень) и те, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень) и поэтому в программе предусмотрены возможности выполнения некоторых заданий "с помощью учителя", опираясь на использование счетного материала, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения единиц измерения и др.).
Понижать уровень обучения нужно в случае крайней необходимости, только тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия.
IV.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Математика» входит в образовательную область «Математика» учебного плана государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Красновосходская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа по математике рассчитана в 1 классе на 129 ч., 4 ч в неделю, 33 учебных недели.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных школ для детей с ОВЗ — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
По завершению освоения программы обучающиеся достигнут следующих результатов:
Минимальный уровень:
знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке;
понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части).
знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
знать таблицу умножения однозначных чисел до 5;
понимать связь таблиц умножения и деления;
знать переместительное свойство сложения и умножения;
знать порядок действий в примерах в два арифметических действия;
знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения;
называть порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;
знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
знать названия элементов четырехугольников.
откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах100;
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения;
различать числа, полученные при счете и измерении;
записывать числа, полученные при измерении двумя мерами;
определять время по часам хотя бы одним способом; пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году;
решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;
решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение фигур без вычерчивания;
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;
чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя).
Достаточный уровень:
знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;
усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способы чтения и записи каждого вида деления;
знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
понимать связь таблиц умножения и деления;
знать переместительное свойство сложения и умножения;
знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;
знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения;
знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;
знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
знать названия элементов четырехугольников.
считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения;
различать числа, полученные при счете и измерении;
записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см;
определять время по часам хотя бы одним способом с точностью до 1 мин; пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году;
решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения; чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;
чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя).
Основные программные требования к знаниям и умениям учащихся на этапе начального образования приведены в таблице.
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Обучающиеся должны знать:
- количественные, порядковые числительные в пределах 10;
- состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;
- десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе;
- линии — прямую, кривую, отрезок;
- единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л;
- название, порядок дней недели, количество суток в неделе. Обучающиеся должны уметь:
- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5;
- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 + 3, 3 + 5, 10 + 4, 4 + 10;
решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;
- узнавать монеты, заменять одни монеты другими.
- чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
- чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
Обучающиеся должны знать:
- счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
- таблицу состава чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;
- названия компонента и результатов сложения и вычитания;
- математический смысл выражений "столько же", "больше на", "меньше на";
- различие между прямой, лучом, отрезком;
- элементы угла, виды углов; - элементы четырехугольников прямоугольника, квадрата, их свойства;
- элементы треугольника. Обучающиеся должны уметь:
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;
- решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи,
- узнавать, называть, чертить отрезки, углы - прямой, тупой, острый - на нелинованной бумаге;
- чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;
- определять время по часам с точностью до 1 часа.
Обучающиеся должны знать:
- числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;
- смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
- таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
- порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;
- единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
- порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Обучающиеся должны уметь:
- считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
- откладывать на счетах любые числа в пределах 100;
- складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;
- использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
- различать числа, полученные при счете и измерении;
- записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;
- определять время по часам (время прошедшее, будущее);
- находить точку пересечения линий; - чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг. Обучающиеся должны знать: - различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;
- таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; - названия компонентов умножения, деления;
- меры длины, массы и их соотношения;
- меры времени и их соотношения;
- различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
- названия элементов четырехугольников.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;
- практически пользоваться переместительным свойством умножения;
- определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
- самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
- вычислять длину ломаной линии;
- узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить их точки пересечения;
- чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.
Личностные результаты освоения предмета «Математика» в 1 классе:
формировать навыки аккуратного письма с учётом индивидуальных требований;
ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
освоить роль ученика;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);
формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).
Предметные результаты освоения предмета «Математика» в 1 классе:
Базовый уровень:
читать, записывать, складывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать, отсчитывать по 1,2,3,4,5;
выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10;
решать задачи на нахождение суммы, остатка;
узнавать монеты и заменять одни другими;
чертить прямую, отрезок (с помощью учителя);
измерять прямую, отрезок;
чертить прямоугольник., квадрат, треугольник по точкам изображенным учителем.
Минимально достижимый уровень:
читать; записывать, складывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1,2,3,4,5;
выполнять сложение, вычитать числа в пределах 20;
решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их знаменателей, рисунков;
чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
VI. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь учителя.
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Состав базовых учебных действий:
Личностные БУД:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные БУД:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные БУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы по признакам, а также такие математические объекты, как числа, плоские геометрические фигуры.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков).
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- выполнять элементарные арифметические действия;
- наблюдать.
Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
VII. Содержание учебного предмета
Пропедевтика.
Представления о величине: большой - маленький (больше — меньше, одинаковые (равные) по величине.) Сравнение предметов по размеру: высокий — низкий, (выше-ниже, одинаковые (равные) по высоте), широкий — узкий (шире-уже, одинаковые (равные) по ширине), толстый — тонкий (толще-тоньше, одинаковые (равные) по толщине), глубокий — мелкий (глубже-мельче, одинаковые (равные) по глубине). Сравнение по величине и размеру 2-4 предметов.
Представления о массе: тяжёлый — лёгкий (тяжелее - легче, одинаковые (равные) по тяжести, такой же тяжести). Сравнение по массе 2-4 предметов.
Количественные представления: мало, много, столько же, несколько, немного, одинаковое количество (поровну). Изменение количества (на примере работы с предметами, сыпучими и жидкими веществами). Сравнение количества предметов путём установления взаимно-однозначного соответствия: больше, меньше; одинаковое, равное количество; столько же, лишние, недостающие предметы.
Временные представления. Времена года: зима, весна, лето, осень. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Неделя (7 суток), дни недели. Вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно, быстро, медленно, рано, поздно. Возраст: молодой - старый (моложе-старше).
Пространственные представления: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, далеко-близко, рядом, между, около, в середине, на, в, над, под, перед, за, напротив.
Расположение на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, в середине (в центре), правый нижний, правый верхний, левый нижний, левый верхний углы. Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.
Геометрические материалы: шар, куб, брус; круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Составление геометрических фигур, разрезанных на несколько частей (по упрощенной схеме). Составление геометрических фигур из счетных палочек.
НумерацияОтрезок числового ряда 1-10. Число и цифра 0.
Образование, чтение, запись чисел первого десятка.
Счёт в прямой и обратной последовательности, количественный и порядковый в пределах 10. Соотношение количества, числа и цифры. Место числа в числовом ряду. Число предшествующее (предыдущее), следующее за (последующее).
Счёт по 2, по 5, по 3 в пределах 10.Сравнение чисел: больше, меньше, равные. Количество лишних, недостающих единиц в двух сравниваемых числах без обозначения знаком.
Состав чисел первого десятка. Соотношения: 10 ед.=1 дес., 1 дес.=10 ед.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения стоимости: рубль, копейка.
Обозначение: 1 р., 1 к. Монеты: 1р., 2 р., 5 р., 10 р., 1к., 5 к., 10 к.; бумажная купюра: 10 р.
Замена нескольких монет по 1 р. (1 к.) одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюрой 10 р.; размен монет достоинством 2 р., 5 р., 10 р. (5 к., 10 к.), бумажной купюры 10 р. по 1 р. (1 к.) и другими возможными способами (не более трёх монет).
Арифметические действия
Сложение и вычитание в пределах 10.
Взаимосвязь сложения и вычитания.
Знаки +, -, =. Таблицы сложения и вычитания.
Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи учителя).
Переместительное свойство сложения (практическое использование).Решение примеров на сложение и вычитание, требующих выполнение двух действий (одинаковых и разных).
Арифметические задачи
Простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка).
Распознавание условия, вопроса, решения и ответа задачи. Выделение числовых данных в задаче.
Запись решения. Наименования при записи решения. Формулировка ответа (устно).
Геометрический материал
Точка, прямая и кривая линии, отрезок.
Ознакомление с линейкой как чертёжным инструментом. Построение произвольной прямой с помощью линейки; изображение точки, кривой линии. Построение прямой через одну и две точки.
Обводка геометрических фигур по контуру, шаблону и трафарету. Штриховка, закрашивание по заданию (в разных направлениях).
VIII. Календарно-тематическое планирование по математике в 1 классе
Количество часов: _130_ ч
Всего часов в неделю:_4_ ч

п/п Тема урокаКоличество часов Характеристика деятельности учащихсяПланируемые результатыФорма контроляДата
Усвоение предметных знанийУУД Сроки Факт.
Раздел: Подготовительный период ( 26 ч ). I четверть – 33 ч. 2 Цвет, название предметов. Круг. 1 Сравнивать предметы по разным
признакам, легко и быстро различать основные цвета.
Выполнять задания на основе рисунков. Учить применять знания и представления для решения учебных задач.

Принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Фронтальный опрос.
01.09. 3 Знакомство с понятием большой - маленький, больше - меньше. 1 Сравнивать размеры предметов визуально: большой - маленький, больше - меньше; классифицировать 1предметы по цвету, размеру. Учить оценивать размеры предметов приближенно (на глаз). Проводить сравнение и классификацию объектов по разным признакам. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Беседа по вопросам. 05 4 Одинаковые, равные по величине. 1 Определять величину предмета и противопоставлять их предметам другой величины; отличать предметы по цвету, величине. Формировать умение распознавать, различать и называть одинаковые, равные по величине предметы. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Подводить под понятия на основе выделения существенных признаков. Беседа по вопросам. 06 5 Слева - справа. 1 Устанавливать пространственные отношения: слева – справа; ориентироваться на листе бумаги, находить определенный рисунок на странице учебника. Выполнять задания на основе рисунков и схем, сделанных самостоятельноФормировать умение описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на
плоскости. Учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной за дачи.
Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Графический диктант. 07 6 В середине, между. Квадрат. 1 Устанавливать пространственные отношения: в середине, между. Выполнять задания на основе рисунков. Учить описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Распознавать и называть геометрическую фигуру: квадрат. Контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания.
Подводить под понятия на основе выделения существенных признаков. Графический диктант. 08 7 Вверху - внизу, выше - ниже, верхний - нижний, на, над, под. 1 Устанавливать пространственные отношения: вверху - внизу, выше - ниже, верхний - нижний, на, под, над. Учить описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания. Принимать и сохранять учебную задачу. Графический диктант. 13 8 Длинный - короткий. 1 Сравнивать размеры предметов визуально: длинный - короткий классифицировать предметы по цвету и размеру. Формировать умение оценивать размеры предметов приближенно ( на глаз ). Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Фронтальный опрос. 14 9 Внутри - снаружи, в, рядом, около. Треугольник. 1 Учить описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Распознавать геометрическую фигуру: треугольник. Контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания.
Подводить под понятия на основе выделения существенных признаков. Графический диктант. 15 10 Широкий - узкий. 1 Сравнивать различные предметы по ширине визуально.
Устанавливать пространственные отношения: широкий - узкий. Учить устанавливать зависимость между величинами. Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическую цепь рассуждений. Адекватно воспринимать оценку учителя. Фронтальный опрос. 19 11 Далеко - близко, дальше - ближе, к, от. Прямоугольник. 1 Устанавливать пространственные отношения: далеко - близко, дальше - ближе, к, от. Выполнять задания на основе рисунков. Формировать умение описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Распознавать и называть геометрическую фигуру: прямоугольник. Контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания.
Подводить под понятия на основе выделения существенных признаков. Графический диктант. 20 12 Высокий - низкий. 1 Сравнивать различные предметы по высоте визуально.
Устанавливать пространственные отношения: высокий - низкий. Учить устанавливать зависимость между величинами. Принимать и сохранять учебную задачу. Строить логическую цепь рассуждений. Адекватно воспринимать оценку учителя. Фронтальный опрос. 21 13 Глубокий - мелкий. 1 Исследовать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Учить сравнивать и упорядочивать предметы по разным признакам. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Беседа по вопросам. 22 14 Впереди - сзади, перед, за. 1 Устанавливать пространственные отношения: впереди-сзади, перед, за. Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на
плоскости. Контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания. Принимать и сохранять учебную задачу. Графический диктант. 26 15 Первый - последний, крайний, после, следом, следующий за. 1 Определять очередность элементов при заданном порядке их расположения. Учить устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность. Классифицировать числа по одному или нескольким особенностям. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных при знаков.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Графический диктант. 27 16 Толстый - тонкий. 1 Сравнивать размеры предметов визуально: толстый - тонкий; классифицировать предметы по цвету и размеру. Формировать умение оценивать размеры предметов приближенно ( на глаз). Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Фронтальный опрос. 28 17 Сутки: утро, день, вечер, ночь. 1 Устанавливать зависимость между величинами. Первичные временные представления: части суток, продолжительность. Учить устанавливать зависимость между величинами. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Строить логическую цепь рассуждений. Беседа по вопросам. 29 18 Рано - поздно. 1 Устанавливать зависимость между величинами. Первичные временные представления: рано - поздно. Учить устанавливать зависимость между величинами. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Строить логическую цепь рассуждений. Фронтальный опрос. 03.10. 19 Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. 1 Устанавливать зависимость между величинами. Первичные временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Учить устанавливать зависимость между величинами. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Строить логическую цепь рассуждений. Графический диктант. 04 20 Быстро - медленно. 1 Исследовать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Формировать умение сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Фронтальный опрос. 05 21 Тяжёлый - лёгкий. 1 Исследовать ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения по массе; описывать явления и события с использованием величин. Учить сравнивать и упорядочивать объекты по массе. Принимать и сохранять учебную задачу, проводить сравнение по заданным критериям, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Беседа по вопросам. 06 22 Много - мало, несколько.Один. 1 Выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков. Формировать умение распознавать: много - мало, несколько. Принимать и сохранять учебную задачу. Владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий. Фронтальный опрос. 10 23 Один - много, ни одного. 1 Выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков. Учить распознавать один - много, ни одного. Принимать и сохранять учебную задачу. Владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий. Беседа по вопросам. 12 24 Давно - недавно, молодой - старый. 1 Сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам.
Первичные временные представления, продолжительность. Учить устанавливать зависимость между величинами. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Строить логическую цепь рассуждений.
Беседа по вопросам. 13 25 Больше - меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. 1 Сравнивать размеры предметов визуально: больше - меньше, столько же, одинаковое (равное) количество; классифицировать предметы по цвету и размеру. Формировать умение оценивать размеры предметов приближенно ( на глаз). Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Фронтальный опрос. 17 26 Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ. 1 Описывать явления и события с использованием величин. Учить сравнивать и упорядочивать объекты по объёму; освоить смысл термина «объём». Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Беседа по вопросам. 18 27 Число и цифра 1. Мера стоимости 1 р. 1 Писать цифру 1; сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам. Учить читать и записывать цифру 1. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Фронтальный опрос. 19 28
Число 1, счет по 1.Нахождения числа 1 вокруг себя.
1 Счет предметов. Определять положение предметов в пространстве относительно себя. Первичные количественные представления: один. Формировать умение соотносить количество предметов с соответствующим числительным, цифрой. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Текущий опрос. 20 29 Число и цифра 2. Числовая лесенка. Числовой ряд. 1 Выполнять задания на основе рисунков. Писать цифру. Учить читать, записывать, упорядочивать числа. Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Фронтальный опрос. 24 30 Состав числа 2. Пара. 1 Пара предметов; составление пар. Учить группировать предметы по заданному признаку. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Текущий опрос. 25 31 Сравнение чисел в числовом ряду. Установление отношения больше - меньше. Шар. 1 Сравнение предметов. Название, последователь-ность и запись чисел. Сравнение предметов по величине (размеру): больше - меньше. Выполнять задания на основе рисунков. Учить читать, записывать,
сравнивать, упорядочивать числа. Узнавать и называть геометрическую фигуру: шар. Учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Фронтальный опрос. 26 32 Число и цифра 3. Числовая линейка и числовой ряд. Точка. Линии. 1 Писать цифру 3, соотно-сить цифру и число пред-метов. Выполнять задания на основе рисунков. Выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков. Учить читать, записывать,
сравнивать,
упорядочивать числа. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Графическое задание. 27 33 Сравнение чисел в числовом ряду. Построение прямых через две точки. 1 Счет и сравнение предметов.
Выполнять задания на основе рисунков. Учить сравнивать числа, строить прямые через две точки. Адекватная мотивация учебной деятельности; осознание ответствен-ности человека за общее благополучие. Графическое задание. 31 2 четверть (28 ч.)
1 Состав числа 3 из двух чисел. 1 Пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух-трёх предметов без пересчитывания. Формировать знания о составе чисел в пределах первого десятка. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Текущий опрос. 01.11 2 Сложение. Знак сложения. Чтение и запись примеров. 1 Распознавать знак сложение и его запись. Счет предметов; письмо цифр. Выполнять задания с использованием матери-альных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков. Учить распознавать знак сложения. Читать и записывать примеры. Адекватная мотивация учебной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие. Фронтальный опрос. 14.11. 3 Решение примеров на сложение в пределах 3. 1 Объяснить способ получения результата. Формировать вычислительные навыки. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Текущий опрос. 15 4 Вычитание. Знак вычитания. Чтение и запись примеров. 1 Распознавать знак вычитания и его запись. Счет предметов; письмо цифр. Выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков. Учить распознавать знак сложения. Читать и записывать примеры. Принятие образа «хорошего ученика».
Фронтальный опрос. 16
5 Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 3. 1 Объяснить способ получения результата. Формировать вычислительные навыки. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Арифметический диктант. 17
6 Задача, условие. вопрос, решение, ответ. 1 Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условиием и требованием в задаче. Познакомить с понятием «задача», «условие», «вопрос», «решение», «ответ». Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Текущий опрос. 21 7 Решение примеров и задач. 1 Объяснить способ получения результата. Формировать вычислительные навыки. Вносить соответствующие коррективы в выполнение своих действий. Текущий опрос. 22 8 Нахождение суммы и остатка. Вычисление отрезка. 1 Объяснить способ получения результата. Освоить свойство нахождения суммы и остатка; измерять и вычислять длину отрезка. Принятие образа «хорошего ученика».
Графическое задание. 23 9 Решение примеров и задач. 1 Объяснить способ получения результата. Формировать вычислительные навыки. Адекватная мотивация учебной деятельности; осознание ответствен-ности человека за общее благополучие. Индивидуальный опрос. 24 10 Проверочная работаЗапись цифр 1 Самостоятельно выполнять задания. Закрепить изученный материал. Определять цель выполнения заданий на уроке. Контрольная работа. 28 11 Число и цифра 4. 1 Писать цифру 4, соотносить цифру и число предметов.
Познакомить с цифрой 4. Учить читать, записывать,
сравнивать, упорядочивать числа. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Фронтальный опрос. 29 12 Числовой ряд от 1 до 4. Место числа 4 в числовом ряду. Порядковые числительные. 1 Счет предметов.
Выполнять задания на основе рисунков. Учить находить в числовом ряду число 4; читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа. Вносить соответствующие коррективы в выполнение своих действий. Самооценка. 30 13 Состав числа 4 из двух числовых групп. 1 Пересчитывать, отсчиты-вать предметы, узнавать количество из двух-трёх предметов без пересчи-тывания. Формировать знания о составе чисел в пределах первого десятка. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Текущий опрос. 01.12 14 Сравнение чисел в пределах 4. 1 Сравнивать числа в пределах 4; находить разные способы сравне-ний, выбирать более рациональный. Учить сравнивать числа в пределах 4. Адекватная мотивация учебной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие. Индивидуальный опрос. 05 15 Сложение и вычитание в пределах 4. 1 Объяснить способ получения результата. Формировать вычислительные навыки. Адекватно воспринимать и передавать информацию. Текущий опрос. 06 16 Решение примеров и задач в пределах 4. Брус. 1 Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 4, решать задачи. Закрепить изучен-ные приёмы сложе-ния и вычитания чисел в пределах 4. Определять цель выполнения заданий на уроке. Индивидуальный опрос. 07 17 Число и цифра 5. Прямая и кривая линия. 1 Писать цифру 5, соотносить цифру и число предметов.
Познакомить с цифрой 5. Учить читать, записывать,
сравнивать, упорядо-чивать числа. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Фронтальный опрос. 08 18 Числовой ряд от 1 до 5. Порядковые числительные. 1 Счет предметов.
Выполнять задания на основе рисунков. Познакомить с порядковыми числительными, с числовым рядом от 1 до 5. Адекватно воспринимать и передавать информацию. Текущий опрос. 12 19 Состав числа 5, прямые и кривые линии. 1 Пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух-трёх предметов без пересчитывания. Формировать знания о составе чисел в пределах первого десятка. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Графическое задание. 13 20 Сложение чисел в пределах 5. 1 Объяснить способ получения результата. Формировать вычислительные навыки. Адекватная мотивация учебной деятельности; осознание ответствен-ности человека за общее благополучие. Текущий опрос. 14 21 Вычитание чисел в пределах 5. Монета 5кп. 1 Объяснить способ получения результата. Формировать вычислительные навыки. Умение обратиться к учителю при затрудне-ниях в учебном процессе. Арифметический диктант. 15 22-23 Контрольная работа. Сложение и вычитание в пре-делах 6. Работа над ошибками. 2 Самостоятельно выполнять задания. Закрепить изученный материал. Определять цель выполнения заданий на уроке. Контрольная работа. 21-22 24 Решение примеров и задач в пределах 5. 1 Объяснить способ получения результата. Закрепить приёмы сложения и вычита-ния чисел в пределах5 Определять цель выполнения заданий на уроке. Текущий опрос. 19 25 Цифра и число 6. 1 Писать цифру 6, соотносить цифру и число предметов.
Познакомить с числом и цифрой 6. Учить читать, записы-вать, сравнивать,
упорядочивать числа. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Текущий опрос. 20 26 Числовой ряд от 1 до 6. Место числа 6 в числовом ряду. 1 Счет предметов. Выполнять задания на основе рисунков; определять место числа 6 в числовом ряду. Познакомить с порядковыми числительными, с числовым рядом от 1 до 6. Вносить соответствующие коррективы в выполнение своих действий. Фронтальный опрос. 21.12 27 Число и цифра 0. Точка, линии. 1 Писать цифру 0; решать логические задачи. Изображать точки; распознавать и изображать другие геометрические фигуры. Познакомить с числом и цифрой 0. Учить читать и записывать число 0; распознавать, различать и называть геометрические фигуры. Контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания. Принимать и сохранять учебную задачу. Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте. Графическое задание. 22 28 Состав чисел из двух числовых групп. Построение прямой линии через одну точку. 1 Пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух-трёх предметов без пересчитывания. Формировать знания о составе чисел в пределах первого десятка. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Графическое задание. 26 9
Сложение и вычитание в пределах 6. Название компонентов. 1 Объяснить способ получения результата. Формировать вычислительные навыки. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Арифметический диктант. 27 Переместительный закон сложения. 1 Отвечать на вопросы, применять перемести-тельный закон сложения при решении примеров. Формировать понятие о переместительном законе сложения. Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе. Фронтальный опрос. 28 Переместительный закон сложения. 1 Отвечать на вопросы, применять перемести-тельный закон сложения при решении примеров. Формировать понятие о переместительном законе сложения. Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе. Фронтальный опрос. 28 Решение примеров и задач. 1 Объяснить способ получения результата. Формировать вычислительные навыки. Адекватная мотивация учебной деятельности; осознание ответствен-ности человека за общее благополучие. Текущий опрос. 29.12 III четверть – 35 ч. 1 Решение примеров и задач. 1 Объяснить способ получения результата. Формировать вычислительные навыки. Адекватная мотивация учебной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие. Текущий опрос. 16.01. 2 Счет парами в пределах 6. Построение прямой линии через две точки. 1 Составление пар, счёт парами в пределах 6. Учить группировать предметы по заданному признаку. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Графическое задание. 17 3 Решение примеров и задач. 1 Объяснить способ получения результата. Формировать вычислительные навыки. Определять цель выполнения заданий на уроке. Опрос. 18 4 Решение примеров и задач. 1 Объяснить способ получения результата. Формировать вычислительные навыки. Определять цель выполнения заданий на уроке. Опрос. 19 5 Число и цифра 7. 1 Писать цифру 5, соотносить цифру и число предметов. Познакомить с числом и цифрой 7.Учть читать, записывать, сравнивать,
упорядочивать числа. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Фронтальный опрос. 23 6 Числовой ряд от 1 до 7. Место числа 7 в числовом ряду. Порядковые числительные. 1 Счет предметов. Выполнять задания на основе рисунков и схем, сделанных самостоятельно Познакомить с порядковыми числительными, с числовым рядом от 1 до 7. Адекватно воспринимать и передавать информацию. Арифметический диктант. 24 7 Состав числа 7 из двух числовых групп. Отрезок. 1 Пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух-трёх предметов без пересчитывания. Формировать знания о составе чисел в пределах первого десятка. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Графическое задание. 25 8 Решение примеров и задач. 1 Объяснить способ получения результата. Закрепить изученные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 7. Принятие образа «хорошего ученика».
Текущий опрос. 26 9 Сутки, неделя. 1 Устанавливать зависимость между величинами. Первичные временные представления: сутки, неделя. Формировать умение устанавливать зависимость между величинами. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Фронтальный опрос. 30 10 Число и цифра 8. 1 Писать цифру 8, соотносить цифру и число предметов
Познакомить с числом и цифрой 8. Учить читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Фронтальный опрос. 31 11 Числовой ряд от 1 до 8. Порядковые числительные. 1 Счет предметов.
Выполнять задания на основе рисунков. Познакомить с порядковыми числительными, с числовым рядом от 1 до 8. Адекватно воспринимать и передавать информацию. Арифметический диктант. 01.02. 12 Состав числа 8 из двух числовых групп. 1 Пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух-трёх предметов без пересчитывания. Формировать знания о составе чисел в пределах первого десятка. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Текущий опрос. 02 13 Счет парами до 8. Построение треугольника. 1 Составление пар, счёт парами в пределах 8. Учить группировать предметы по заданному признаку. Адекватная мотивация учебной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие. Графическое задание. 06 14 Решение задач в пределах 8.Построение квадрата. 1 Анализировать и решать задачи в пределах 8. Закрепить изученные приёмы решения задач в пределах 8. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Графическое задание. 07 15 Решение примеров и задач в пределах 8. Построение прямоугольника. 1 Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 8, решать задачи. Формировать вычислительные навыки. Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе.
Текущий опрос. Графическое задание. 08 16 Самостоятельная
работа. Знание числового ряда в пределах 8. 1 Самостоятельно выполнять задания. Закрепить изученный материал. Определять цель выполнения заданий на уроке. Самостоятельная работа. 09 17 Число и цифра 9. 1 Писать цифру 9, соотносить цифру и число предметов.
Познакомить с числом и цифрой 9. Учить читать, записывать, сравнивать,
упорядочивать числа. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Арифметический диктант. 13 18 Числовой ряд от 1 до 9. Порядковые числительные. 1 Счет предметов.
Выполнять задания на основе рисунков. Познакомить с порядковыми числительными, с числовым рядом от 1 до 9. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Текущий опрос. 14 19 Сравнение чисел. 1 Устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному правилу. Учить сравнивать числа по одному или нескольким особенностям. Вносить соответствующие коррективы в выполнение своих действий. Самооценка. 15 20 Состав числа 9, все случаи. 1 Пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух-трёх предметов без пересчитывания. Формировать знания о составе чисел в пределах первого десятка. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Фронтальный опрос. 16 21 Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 9. 1 Объяснить способ получения результата. Формировать вычислительные навыки. Адекватная мотивация учебной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие. Текущий опрос. 27 22 Счет тройки в пределах 9. 1 Выполнять задания с использованием
материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.). Формировать умения считать в пределах 9 на основе знаний состава числа. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Арифметический диктант. 28 23 Составление примеров. 1 Составляют примеры, записывают и решают их Учить составлять примеры, вычислять значение числового выражения. Определять цель выполнения заданий на уроке. Индивидуальный опрос. 01.03. 24 Нахождение неизвестного слагаемого. 1 Ищут и записывают неизвестное слагаемое. Формировать умение находить неизвестные компоненты действий сложения. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Самооценка. 02 25 Решение задач. 1 Анализировать и решать задачи. Закрепить изученные приёмы решения задач. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Текущий опрос. 06 26 Мера длина - сантиметр. 1 Измерять отрезки при помощи линейки; сравнивать, складывать и вычитать полученные значения длины отрезков. Познакомить обучающихся с единой (принятой в мире) единицей измерения длины – 1 см. Адекватная мотивация учебной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие. Фронтальный опрос. 07 27 Число и цифра 10. 1дес.= 10 ед. 1 Работа по карточкам, счётными палочками.  Познакомить с числом 10; учить писать цифрами число 10. Принятие образа «хорошего ученика».
Текущий опрос. 09 28 Числовой ряд от 1 до 10. 1 Работа с числовой лесенкой; работа в парах у доски и по учебнику. Познакомить с порядковыми числительными, с числовым рядом от 1 до 10. Адекватно воспринимать и передавать информацию. Арифметический диктант. 13 29 Сравнение чисел. 1 Пересчитывать, расселять числа в «домики». Учить сравнивать числа, выражая результат сравнения словами «больше» и «меньше»; формулировать правила сравнения чисел; практиковать в решении примеров. Участвовать в паре. Ориентироваться в учебнике. Текущий опрос. 14 30 Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах10». 1 Самостоятельно выполнять задания. Закрепить изученный материал. Определять цель выполнения заданий на уроке. Контрольная работа. 15 31 Анализ проверечной работы.
Работа над ошибками.
1 Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10, решать задачи. Формировать вычислительные навыки. Адекватная мотивация учебной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие. Текущий опрос. 16 32 Нахождение суммы. 1 Объяснить способ получения результата. Закреплять умения находить неизвестные компоненты действий сложения. Вносить соответствующие коррективы в выполнение своих действий. Арифметический диктант. 20 33 Нахождение остатка. 1 Объяснить способ получения результата. Формировать умения находить остаток. Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе. Текущий опрос. 21 34 Составление задач и примеров. 1 Составлять, решать примеры и задачи. Совершенствовать умения составлять задачи и примеры. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Индивидуальный опрос. 22 35 Нахождение неизвестного слагаемого. 1 Объяснить способ получения результата. Закреплять умения находить неизвестные компоненты действий сложения. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Тест.
23 Раздел: Единицы измерения ( 3 ч ). IV четверть – 30 ч. 1 Меры стоимости: рубли, копейки. 1 Узнавать, сравнивать и упорядочивать объекты по стоимости.
Познакомить обучающихся с единой (принятой в мире) мерой стоимости: рубль, копейка. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Фронтальный опрос. 03.04. 2 Мера массы - килограмм. 1 Узнавать, сравнивать, складывать и вычитать данные.
Познакомить обучающихся с единой (принятой в мире) единицей измерения массы – килограмм. Адекватная мотивация учебной деятельности; осознание ответственности человека за общее благополучие. Фронтальный опрос. 04 3 Мера ёмкости - литр. 1 Измерять ёмкости; сравнивать, складывать и вычитать полученные данные.
Познакомить обучающихся с единой (принятой в мире) единицей измерения ёмкости –литр. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Фронтальный опрос. 05 Раздел:Второй десяток. Нумерация в пределах 20 ( 27 ч ). 4 Образования числа 11.
Решение примеров и задач. 1 Исследуют образование числа 11.
Выполнять сложение и вычитание чисел, решать задачи. Формировать знания порядка следования и образования чисел второго десятка. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Текущий опрос. 06 5 Образования числа 12. 1 Исследуют образование числа 12. Формировать знания порядка следования и образования чисел второго десятка. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учеб-ном материале в сотруд-ничестве с учителем. Индивидуальный опрос. 10 6 Число 13. Треугольник. 1 Исследуют образование числа 13. Распознают в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры: треугольник. Формировать знания порядка следования и образования чисел второго десятка. - Освоить понятие «треугольник». Адекватно воспринимать и передавать информацию. Графическое задание. 11 7 Число 14. Построение треугольника. 1 Распознают в окружаю-щих предметах или их частях плоские геоме-трические фигуры: треугольник; с помощью линейки вычерчивают фигуру. Формировать знания порядка следования и образования чисел второго десятка. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник. Графическое задание. 12 8 Решение примеров и задач с мерой стоимости. 1 Сравнивать, решать, упорядочивать примеры и задачи с мерой стоимости. Формировать вычислительные навыки с мерой стоимости. Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе. Фронтальный опрос. 13 9 Состав числа 14. 1 Пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество без пересчитывания. Формировать знания о составе чисел в пределах второго десятка. Определять умения, которые будут сформи-рованы на основе изуче-ния данного раздела. Фронтальный опрос. 17 10 Сравнение чисел. Знаки больше, меньше. 1 Выполнять задания на основе рисунков и схем, сделанных самостоятель-но. Записывать результат сравнения чисел, используя знаки >,<,=. Учить читать, записывать,
сравнивать,
упорядочивать числа. Определять план выполнения заданий на уроке. Арифметический диктант. 18 11 Число 15. Вычерчивание квадрата. 1 Распознают в окружаю-щих предметах или их частях плоские геоме-трические фигуры: ква-драт; с помощью линей-ки вычерчивают фигуру. Формировать знания порядка следования и образования чисел второго десятка.
Освоить понятие «квадрат». Адекватно воспринимать и передавать информа-цию. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку. Графическое задание. 19 12 Решение примеров на сложение и вычитание. 1 Объяснить способ получения результата. Формировать вычислительные навыки. Адекватная мотивация учебной деятельности; осознание ответствен-ности человека за общее благополучие. Арифметический диктант. 20 13 Сравнение чисел. Построение отрезка. 1 Выполнять задания на основе рисунков и схем, сделанных самостоятельно.
Записывать результат сравнения чисел, используя знаки >,<,=. Учить читать, записывать,
сравнивать,
упорядочивать числа. Определять цель выполнения заданий на уроке. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку. Графическое задание. 24 14 Решение примеров в пределах 15. Построение прямоугольника. 1 Объяснить способ получения результата. Формировать вычислительные навыки. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Фронтальный опрос. 25 15 Число 16. 1 Писать цифру 16, соотносить цифру и число предметов самостоятельно. Формировать знания о порядке следования и образования чисел второго десятка. Адекватно воспринимать и передавать информацию. Арифметический диктант. 26 16 Число 17.
Состав числа 17. 1 Писать цифру 17, соотносить цифру и число предметов самостоятельно. Формировать знания о порядке следования и образования чисел второго десятка. Определять план выполнения заданий на уроке. Фронтальный опрос. 27 17 Число 18. Построение прямых через одну точку. 1 Писать цифру 18, соотносить цифру и число предметов.
Формировать знания о составе чисел в пределах второго десятка. Принятие образа «хорошего ученика».
Использовать в своей деятельности простей-шие приборы: линейку. Графическое задание. 02.05. 18 Число 19. 1 Писать цифру 19, соотносить цифру и число предметов.
Формировать знания о порядке следования и образования чисел второго десятка. Адекватно воспринимать и передавать информацию. Фронтальный опрос. 03 19 Состав числа 19. Построение прямой через две точки. 1 Пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество без пересчитывания. Строить прямую через две точки; находить на чертеже на глаз и с помощью линейки. Формировать знания о составе чисел в пределах второго десятка. Учить строить прямую через две точки на бумаге. Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Графическое задание. 04 20 Число 20
(2 десятка). Вычерчивания треугольника. 1 Работа с числовой лесенкой; работа в парах у доски и по учебнику. Формировать знания о порядке следования и образования чисел второго десятка. Находить нужную информацию в учебнике. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник. Графическое задание. 08 21 Сравнение чисел. 1 Выполнять задания на основе рисунков и схем, сделанных самостоятель-но. Записывать результат сравнения чисел, используя знаки >,<,=. Учить читать, записывать,
сравнивать,
упорядочивать числа. Вносить соответствующие коррективы в выполнение своих действий. Самооценка. 10 22 Решение примеров и задач в пределах 20. 1 Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 16, решать задачи. Формировать вычислительные навыки. Определять цель выполнения заданий на уроке. Текущий опрос. 11 23 Решение примеров и задач в пределах 20. 1 Выполнять сложение и вычитание чисел в пре-делах 16, решать задачи. Формировать вычислительные навыки. Определять цель выполнения заданий на уроке. Текущий опрос. 15 24-25 Самостоятельная работа. Решение примеров и задач в пределах 20. Работа над ошибками. 2 Самостоятельное выполнение заданий. Закрепить изученный материал. Определять цель выполнения заданий на уроке. Контрольная работа. 16,17 26 Однозначные и двухзначные числа. 1 Делят числа на две группы; приводят свои примеры; работают с учебником. Познакомить детей с новыми математичес-кими понятиями: «однозначные и двузначные числа». Определять план выполнения заданий на уроке. Фронтальный опрос. 18 27 Однозначные и двухзначные числа. 1 Делят числа на две группы; приводят свои примеры; работают с учебником. Познакомить детей с новыми математичес-кими понятиями: «однозначные и двузначные числа». Определять план выполнения заданий на уроке. Фронтальный опрос. 22 28 Сравнение чисел. Знаки больше, меньше, равно. 1 Выполнять задания на основе рисунков и схем, сделанных самостоятельно. Записывать результат сравнения чисел, используя знаки>, <,=. Учить читать, записывать,
сравнивать,
упорядочивать числа. Вносить соответствующие коррективы в выполнение своих действий. Арифметический диктант.
23 29 Решение примеров и задач на вычитание. 1 Выполнять вычитание чисел в пределах 20, решать задачи. Закрепить изученные приёмы вычитания. Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе. Текущий опрос. 24 30 Повторение. Решение примеров и задач. 1 Самостоятельное решение примеров и задач. Формировать умения в решении примеров и задач. Определять цель выполнения заданий на уроке. 25 IX. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.
X. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебные пособия:
1. Алышева Т.В. Математика. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 частях. – 2-е изд., - М.: « Просвещение», 2011.
2. Алышева Т.В., Эк В.В. Рабочая тетрадь по математике 1 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, часть. 1, 2 М. Просвещение. 2009г.