Семейное проектирование как одна из форм работы воспитателя ДОУ по формированию коммуникативной компетентности дошкольников


Семейное проектирование как одна из форм работы воспитателя ДОУ по формированию коммуникативной компетентности дошкольников
Исмагилова С.А, воспитатель 1 квалификационной категории
Актуальность.
 Изменение политики государства в отношении семьи и семейного воспитания, а так же перемены, происходящие в области образования, а именно введение новых стандартов, ставят перед детским садом решение новых задач. Они связанны с воспитанием детей в единстве и гармонии с окружающим миром, с формированием коммуникативной компетентности воспитанников, через укрепление семейных отношений и повышения престижа и роли семьи в обучении и воспитании детей. Одним из способов привлечения семьи к проблеме образования и воспитания детей является семейное проектирование, основой которого является технология сотрудничества, которая учит совместной деятельности детей и их родителей. Проектно-исследовательская деятельность является в настоящее время наиболее продвинутой формой креативного труда для приобретения опыта «самостоятельной деятельности и личной ответственности детей, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество образования. Ведь именно на повышение качества образования должны быть направлены все усилия воспитателей и педагогических работников ДОУ. Наше ДОУ уже несколько лет ведет работу по включению новых педагогических технологий в образовательный процесс. И поэтому неслучайно возникла идея изучения и внедрения семейного проектирования, что позволяет более успешно наладить контакт между воспитателем, родителями и детьми, а так же развивает творческий потенциал каждого ребенка.В психологии семейного воспитания выделяют 4 тактики воспитания в семье: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. И, на мой взгляд, только сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает формирование межличностных отношений, основанных на нравственных ценностях общества. Именно в этой семье возможно воспитание ребенка в единстве и гармонии с окружающими, что является прочной основой для успешной адаптации ребенка в современном обществе. И чтобы сформировать такой тип отношений, необходимо вовлечь каждую семью в семейное проектирование, что даст возможность установления хорошего взаимопонимания и эмоциональных контактов между деть ми и родителями. Совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направление действий (все это составляющие проектной методики) позволят установить более тесный диалог между ребенком и родителем, и даст возможность родителям более полноценно участвовать в обучении и воспитании своего ребенка.Для решения данной проблемы мною ведется работа по реализации проекта « Семейное проектирование как одно из форм работы воспитателя по формированию коммуникативной компетентности дошкольников». Данный проект включает в себя ряд семейных минипроектов, направленных на формирование коммуникативной компетентности воспитанников, на всестороннее развитие личности, осознание ребенком своей значимости в этом обществе, а так же раскрытие потенциала каждого родителя и использование их опыта, творческих способностей, профессиональных навыков для участия в образовательном и воспитательном процессе. Но прежде чем внедрять семейное проектирование, мной был проведен мониторинг по определению уровня взаимодействия детей и родителей. Результаты диагностик показал: в группе 20 детей, проанализировав участие родителей в жизни группы с точки зрения посещение родительских собраний, участие в различного уровня мероприятиях (праздниках) показало, что из 100% родителей родительские собрания посещают 91%, в мероприятиях различного уровня принимают участие 76%, а вот о жизни и участии каждого ребенка во в мероприятиях ( беседы и праздники, часы общения, коллективно-творческие дела..) и тем более оказание помощи при подготовки данных мероприятий могут похвалиться лишь 70% родителей, что свидетельствует о том, что родители «неслучайные гости» в жизни своего ребенка. А ведь именно они составляют первую общественную среду ребенка. Ведь каждодневная родительская забота, участие, любовь—источник и гарантия благополучия ребенка, поддержание телесного и духовного здоровья.  Опросив детей, и проанализирован непосредственное участие родителей в их внедетсадовской жизни, мною было сделан вывод, что родители участвуют в жизни ребёнка от случая к случаю.

 Поэтому практическая значимость данного проекта состоит в том, чтобы сделать родителей социальными партёрами детского сада и направить весь их потенциал на обучение и воспитание подрастающего поколения, через совместную деятельность детей, родителей и воспитателей и учителей школ в дальнейшем.
 Проект « Семейное проектирование как одна из форм работы воспитателя по формированию коммуникативной компетентности дошкольников».
Цель: создать условия для плодотворного взаимодействия детей, родителей, воспитателей, а так же активное участие родителей в обучении и воспитании ребенка, через внедрение в практику детского сада семейного проектирования.
 Задачи:
привлечь родителей к участию в обучении и воспитании ребенка;
научить плодотворному взаимодействию (родители, детский сад, ребенок);
показать детям творческий потенциал, опыт, профессиональные умения и навыки родителей через участие в совместной деятельности, применяя деятельностный подход
добиться максимальной самостоятельности творческого мышления и проявления творческих способностей каждого воспитанника.
 Основные концептуальные положения проекта.
 В условиях проходящих в стране реформы образования повышается роль семьи в обучении и воспитании своих детей, нельзя не согласиться, что этому направлению в детском саду в ближайшее время предстоит уделить пристальное внимание, потому что, учитывая весь накопленный опыт педагогики, именно детский сад станет связующим звеном между ребенком и родителем.Одним из способов привлечения семьи к проблемам образования детей является семейное проектирование, которое рассматривается в настоящее время как всесторонняя помощь семьи в выполнении детского сада заказа общества, а именно формирование всесторонне развитой и успешно адаптированной в обществе личности.В области семейного проектирования можно выделить два вида проектов. Первый вид включает в себя совместную работу воспитателя, детей и родителей нескольких семей.Они коллективно определяют тематику проекта, цели и пути достижения этой цели. Проект будет более удачным, если в основу положена проблема и решение данной проблемы через проектную деятельность, позволяет почувствовать себя и детям, и родителям, и воспитателю одной командой, так как в ходе решения данной проблемы объединяются знания, опыт, творческие способности и мышление всей команды. Все участники проекта учатся взаимодействовать, находить выход из проблемных ситуаций, учатся слушать, слышать и понимать, учатся видеть и ценить профессиональные умения и навыки своих родителей, при этом приобретая бесценный жизненный опыт. Примером таких семейных проектов могут стать проекты «Профессии моих родителей», «Папа, мама и я – талантливая семья», «Проект реконструкции группы», которые направлены на решение жизненно-важных проблем, связанных с повседневной жизнью.В свою очередь второй вид проектов не менее перспективен, как и первый. В них сама семья определяет тематику проекта в сфере своей компетентности, активно работает над его выполнением, передавая при этом ребенку свои знания, умения, навыки. Такую деятельность можно назвать домашним обучением через семейное проектирование. Это новый канал дополнительного образования ребенка, который позволяет привлечь педагогический, знаниевый и компетентностный потенциал родителей к обучению и воспитанию своих детей.Изучив данные работы, я считаю деятельность по этому направлению перспективной и нужной, так как родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта-искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка и совместная деятельность дает реальную возможность поучаствовать в этой жизни.Когда говорится о взаимодействии, о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение проблем и ситуации, общность в направлении действий, все то, что является составляющим метода семейного проектирования. Ребенок становится не объектом воспитательных воздействий, а союзником в совместной деятельности по разрешению той или иной проблемы. Когда ребенок участвует в совместной деятельности с родителями, разделяя ее цели и планы, наступает подлинный диалог. Очень важно соблюсти равенство позиций-то есть признание активной роли ребенка в той или иной деятельности, а родитель выступает в роли помощника, консультанта.Анализ литературных источников по проблеме изучения и внедрения семейного проектирования позволил сделать следующие теоретические выводы:
Ключевой фигурой в семейном проектирование является ребенок. Проект объединяет все три звена, участвующих в воспитании: родителей, детский сад, ребенка. Но на верху пирамиды находится ребёнок.
Семейный проект - очень хороший способ вовлечь детей и родителей в совместную деятельность.
Получается, что увеличивается период «акклиматизации» ребенка в трудной жизни. Проектная деятельность позволяет ему адекватно включиться в трудовую деятельность.
Этот способ очень важен для укрепления связи поколений, передача опыта, основ профессии родителей, воспитывает уважение к ним, является почвой для самовоспитания. Самое важное, что всё происходит естественным образом.
Семейный проект может дать толчок к выбору профессии, появится потомственная специальность.
Воспитанники, выполняя проект, умнеют и взрослеют прямо на глазах. Это чем-то напоминает обряд инициации, который у многих народов знаменует переход от детства к взрослой жизни.
Семейный проект помогает выявлять и реализовывать скрытые способности детей.
Это колоссальный опыт и колоссальный заряд.
 Основываясь на теоретических положениях, я попыталась внедрить в свою практику семейное проектирование. Обсудив с родителями и детьми тематику семейных проектов, прописав все цели и задачи, мы решили разработать следующие проекты:
«Автопортрет группы»;«Герб моей семьи»;«Талант в моей семье»;«Чтение без границ»;«Родословная моей семьи»;«До свидание детский сад, здравствуй школа». (завершающий) «Мой дом - моя крепость»«Вернуть нельзя, забыть невозможно»(история семьи в фотографиях).«Новогодний турнир»« Папа, мама и я спортивная семья».
 Над проектами работаем сообща. Подготовительная работа ведется как дома в каждой семье, а затем в группе. Дети, родители и я решаем, как оформить проект и как его презентовать. Формы презентации могут будь различными: в виде выставок поделок, коллажа, новогодней открытки (оригами), стенгазеты, рисунков и аппликаций (семейные гербы), подарки маме (оригами), поздравительной открытки к 8 марта (оригами), мультимедийные презентации, а презентация семейного проекта «Чтение без границ», «Домашние питомцы – кто они» представлять собой публичные выступления детей и родителей по нравственным проблемам. В проекте «Мой дом-моя крепость» детям предстоит рассказать об истории своего дома, сделать технические паспорта, ознакомиться как заполнять документы на оформление дома.  Данный проект реализуется по нескольким этапам.1этап-подготовительный;2этап-поисковый;3этап-поисково-внедренческий;4этап-итогово-обобщающий.
 Предполагаемый результат.
Создание благоприятных условий для внедрения проекта « Семейное проектирование как одна из форм работы воспитателя по формированию коммуникативной компетентности».
Достаточный уровень самостоятельности и творческой активности детей и родителей.
Знакомство детей с профессиональными умениями и навыками родителей, а так же приобретение опыта через совместную деятельность.
Повышение уровня социо-культурной компетентности ребёнка через взаимодействия с родителями при выполнении семейных проектов.
Повышение уровня активности родителей в жизни группы и ДОУ в целом.