Проектно-исследовательская деятельность – как одна из форм раскрытия интеллектуальных возможностей и способностей учащихся


Республика Мордовия
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»

«Проектно-исследовательская деятельность – как одна из форм раскрытия интеллектуальных возможностей и способностей учащихся».
Выполнила: Егорова С.В.
Учитель физики школы № 28.


ГО Саранск-2014.
«Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»
(Китайская пословица)
Человек усваивает:
10% того, что слышит
50 % того, что видит,
70 % того, что сам переживает,
90 % того, что сам делает.
Школа дает общее образование, и ее задача, чтобы человек, прожив детство, отрочество и юность, стал личностью. Сегодня, когда информация обновляется с чудовищной быстротой, когда объем человеческого знания удваивается каждые 3-4 года, естественно, понятие «фундаментальные прочные знания» приобретает своеобразное звучание. Поэтому в основу разработки новых стандартов образования был положен системно-деятельностный подход. Те системы развивающего обучения, которые разработаны нашими выдающимися учеными Выготским, Давыдовым, Элькониным, Гальпериным, Леонтьевым и другими, главная задача школьного образования согласно которым — это формирование у ребенка компетентности к овладению компетенциями, к овладению новыми знаниями, новыми видами деятельности, формированию своей собственной дальнейшей траектории. Большое значение в этом случае отводится внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности будет входить в обязанности школы и учителей, и у семей появится возможность выбора - дети смогут выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и другие предметы, которые, по мнению их, необходимы в дальнейшей профессии.
Поэтому именно проектно-исследовательская деятельность, как элемент внеклассной работы, способствует достижению этих задач. Естественно, что в процессе такой работы в полной мере раскрывается весь интеллектуальный потенциал ребёнка.
Так, начиная с 7 класса, при изучении некоторых тем в течение года проводятся различные внеклассные мероприятия в игровой, непринуждённой форме.
Ведь Макаренко не зря большое внимание уделял именно игре в раннем школьном возрасте
Такие мероприятия способствуют развитию, прежде всего интереса к предмету, являясь отправной точкой для начала проектно-исследовательской деятельности! Начинать приходится с малого!
Также при изучении некоторых тем я предлагаю детям провести домашние эксперименты, снять их на видео. И на следующий урок мы все с интересом смотрим эти нехитрые самостоятельные исследования.
(Фрагмент Луизы Мезякаевой 7Б кл.).
В более старших классах, когда у отдельных учащихся сформировался более или менее устойчивый интерес к предмету начинается сама проектно-исследовательская работа согласно интеллектуально- возрастным особенностям учащихся.
В сотрудничестве с педагогом, ребята самостоятельно выдвигают проблему, она естественно должна быть актуальной и злободневной, гипотезу, предположительные пути разрешения проблемы. А в процессе систематических занятий происходит её решение, предварительно составляется план работы. Думаю не вызывает ни у кого сомнения сколько литературы приходится «перелопатить» учащимся для того, чтобы работа была в полной мере выполнена! Конечно, этот труд не может не сказаться на раскрытии интеллектуального потенциала ребёнка! Его тайных не раскрытых ранее способностях.
Примеры работ Кукушина Андрея «Прибор экономии электроэнергии», «Ионизатор воздуха - чистый воздух каждому дому», Хритова Сергея «Влияние покрытия грядки на урожайность растений, чтобы солнечный свет не стал врагом», а также работа, посвящённая зависимости дальности полёта льда от угла наклона крыши, для защиты жизни прохожих.
Но исследования наши учащиеся проводили не только в области физики. Так учащимися 10А класса была создана «Лаборатория школьных исследований» и Пиваева Екатерина исследовала жизнь доктора Фёдора Петровича Гааза. Ведь многие используют фразу
« Спешите делать добро», не зная, что принадлежит она именно ему. История жизни этого человека потрясла всех!
Проект о рычаге. В связи с приближением весны, окопки деревьев на пришкольном участке.
«Золотое правило» механики.
Мастер-класс создания проектно-исследовательской работы.
(Приложение к выступлению).

Заключение.
Важнейшей из задач, которые должна решать школа - это не столько прочное усвоение знаний, сколько приспособленность человека к дальнейшей жизни, умении из предлагаемого перечня чего-либо выбрать нужное и использовать в дальнейшем с максимальной пользой для себя и общества.

Приложение к выступлению.

Проектно-исследовательская работа
«Зависимость приложенной силы от длины плеча рычага».
Гипотеза исследования: узнать, почему у лопаты длинный черенок и почему, чем он длиннее, тем легче вскапывать землю.
Цель исследования: проверить на практике «Золотое правило» механики.
Содержание исследования:
1) изучить научную литературу по предмету исследования, интернет материалы;
2) провести эксперимент;
3) составить таблицу зависимость приложенной силы от длины плеча рычага;
4) сделать вывод и возможные предположения по дальнейшей работе.
1. Легенда об Архимеде. «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!»
2. Собрать установку с рычагом.



3. Заполнить таблицу.
№ опыта L 1 , см F 1 , Н L 2 , см F 2, Н (наша сила)
1 2 3
Вывод: из полученных в таблице данных, видно, что чем длиннее плечо, тем меньшую силу мы прикладываем!