Доклад «Проектная деятельность как одна из форм патриотического и семейного воспитания детей с нарушением слуха»

Доклад «Проектная деятельность как одна из форм патриотического и семейного воспитания детей с нарушением слуха»
Абитова Э.Ф.
учитель начальных классов
ГКС (К) ОУ «С (К) ОШИ №3 II вида г. Энгельса»
Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств человека, закреплённых веками, тысячелетиями. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу, выполнять гражданский долг. Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям.
Сегодня патриотическое воспитание подрастающего поколения находится в центре воспитательных усилий школы и семьи. Сложилось так, что семья как фактор воспитания – это первая ступенька, откуда берут начало духовно-нравственное, предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное составляющие каждого ребёнка с нарушением слуха. Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся реализуется по следующим направлениям:
развитие представлений школьников с нарушением слуха о духовности, нравственности, патриотизме;
формирование мотивов, побуждающих сл/сл. детей к совершению социально-значимых поступков;
формирование опыта патриотического поведения ребёнка.
Достижение указанных направлений осуществляется через решение следующих задач:
развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности;
расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в моей работе как педагога начальных классов. Достичь успеха в воспитании моих учеников мне помогают родители, которых я сделала своими союзниками, помощниками в работе. Формы участия родителей в жизни класса и школы очень разнообразны: это родительские собрания, индивидуальные консультации родителей, посещение в конце каждого учебного года уроков, участие родителей в работе педагогических советов школы, участие в подготовке и проведении выставок рисунков, плакатов, праздников и т.д. Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в условиях школы-интерната. И здесь удачной находкой оказалось инновационное направление - исследовательская проектная деятельность, которая носит индивидуальный характер и способствует вовлечению ближайшего окружения сл/сл ребёнка (родителей, братьев и сестёр, бабушек и дедушек) в сферу его интересов.
В этом учебном году я со своими учениками продолжила работу над долгосрочным информационно-исследовательским проектом «Моя семья», который рассчитан на 3 года и делится на подтемы. Цель, которую я поставила перед собой, - воспитать гражданина и патриота своего Отечества.
В 2013-2014 учебном году 3 класс работал по теме «Моя родословная. Создание генеалогического древа». Цели проекта:
1.Раскрыть для детей понятие семья, показать значимость семьи, как единого целого; пробудить интерес к истории своего рода; закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.
2.Воспитывать чувство гордости за свою семью; объединить детей и их родителей при наличии их общего интереса к истории семьи, её родословной.
План мероприятий:
1.Изготовление генеалогического древа с помощью членов своей семьи. Мощным средством формирования патриотического сознания являются историко-родословные исследования сл/сл. детей, предметом изучения которых стали истории своего рода, своей семьи и её отдельных представителей. Через познание истории своей семьи происходит познание истории своего города и страны. Фамильная честь, интерес к своему роду – это ветви большого дерева, имя которому патриотизм.
2. Конкурс сочинений. Темы сочинений: «Моя семья», «Традиции моей семьи» , «Имена, которыми я горжусь»
Семья – самое главное в жизни каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Семья – это великий дар. Лев Толстой сказал прекрасные слова: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома!» Все семьи отличаются друг от друга, привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями, тем, что передаётся из поколения в поколение. Хорошая семья немыслима без традиций. Традиции – это реальная возможность укрепить внутреннее единство семьи, обогатить духовный мир семейного коллектива. В каждой семье есть люди, которыми гордятся. Они или принимали участие в военных действиях, или трудились во время войны и принесли Родине огромную пользу.
3. Фотоколлаж «Я и моя семья»
Цель: сплотить детей, родителей единой творческой мыслью через изучение семейных фотографий, традиций, семейного отдыха, семейных праздников.

·4.Обобщающим этапом работы над проектом стал праздник «Посиделки в семейной гостиной». На праздник были приглашены мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестра, родственники. Учащиеся рассказывали: о своих семьях; о традициях своей семьи. Дети пели жестовую песню "Это моя семья", частушки; рассказывали стихотворения, участвовали в конкурсных заданиях вместе с родителями. В конце праздника дети вручили гостям подарки, сделанные своими руками. Я думаю, что праздничная атмосфера таких «посиделок» останется в сердце каждого ребёнка. Общее дело объединило взрослых и детей во многих семьях. А сколько счастливых минут подарили внуки бабушкам и дедушкам. Я убеждена, что не только слова, но в большей степени совместные с семьёй практические дела, которые идут от сердца, помогают нам воспитывать настоящих патриотов своей Родины.
9 мая наша страна будет отмечать большой праздник - 70-летие Великой Победы над фашистской Германией. Ведь годы войны – страшные годы. Горе не обошло ни одну семью в нашей стране. Тема проекта в 2014 – 2015 учебном году «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» (4 класс)
Цель проекта: показать важность знания истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны; формировать у учащихся чувство долга перед Отечеством, гордость за своих родных и близких, благодарную память о тех, кто защитил и спас нашу Родину от фашистского порабощения.
Задачи проекта:
проследить историю семьи в годы Великой Отечественной войны;
изучить семейные архивы и фотографии военных лет;
определить вклад семьи в дело победы над фашистской Германией
Мы начали работу со сбора информации о старшем поколении, воевавшем или работавшем в годы войны, и наметили следующий план работы:
1.Классный час «Великая Отечественная война»
2.Экскурсия по памятным местам в Энгельсе, посвященным Великой победе.
3. Библиотечный час « Беседы у книжной выставки: «Жила, была девочка (о девочке из блокадного Ленинграда Тане Савичевой)»
4. Экскурсия в краеведческий музей (экспозиция, посвящённая ВОВ)
5. Просмотр военных фильмов совместно с родителями.
6. Презентация сочинений о ветеранах войны и тружениках тыла по темам: «Мой прадедушка – герой войны», «Герои войны – наши земляки», «Памятники и памятные места в городе Энгельсе» Ребята рассказали о нелёгком детстве наших дедов, о военной юности, о военных подвигах наших прадедов и земляков, о работе родственников во время войны на трудовом фронте.
9. Конкурс рисунков о войне. Дети рисуют войну, зная об ужасах сражений и голоде только понаслышке. Истории, рассказанные дедушками и бабушками, ветеранами, кадры из фильмов нашли отражения в рисунках, которые дети моего класса посвятили героям Великой Отечественной Войны.
10. В рамках проекта уроком патриотизма и гордости за своих родных, участниках ВОВ, стал конкурс плакатов, посвященный 70-летию Великой Победы «Мой дедушка - герой войны» Дети собирали сведения о своих родственниках: фотографии, материалы сайта «Мемориал», «Память народа», наградные документы, медали и ордена и, красочно оформив, выпустили плакаты.
11. Участие в социально-значимой акции «Открытка ветерану» совместно с Почтой России.
12.Участие в акции «Красных платочков». Давно отгремели грозовые годы. Но разве можно предавать забвению имена героев войны, ценой жизни которых добыто наше существование? Чтобы увековечить имена героев ВОВ в нашем городе, каждый из учеников написал имя своего родственника на красном платочке. Из этих платочков у нас получилось символическое знамя Победы.
13. Совместное со старшей школой открытое мероприятие, посвящённое 70-летию Победе. Защита творческого проекта «Дети XXI века о войне»
Мои ученики принимали активное участие во всех намеченных мероприятиях. Беречь и любить Родину, уважительно и внимательно относиться к людям и с особой теплотой к людям пожилого возраста – это главное, что усвоили дети. В ходе реализации проекта у сл/сл. учеников формируются такие качества, как коллективизм, гуманизм, умение сплотиться, уважение к старшему поколению. Подобная система работы по патриотическому воспитанию, как показывает мой опыт, обогащает учащихся знаниями и формирует историческое сознание, готовит к жизни и труду.
Литература:
1.В.А. Сухомлинский Рождение гражданина М., 1971
2.К.Д. Ушинский Собрание сочинений М.,1946
3.Н.Ф. Велиханова Семья – основа воспитания патриотизма, дружбы народов, гражданственности М., ГосНИИ семьи и воспитания, 2007
4.В.Н. Федосова Формирование традиций патриотизма в современной России, П. , 2010


15