ДОКЛАД «Олимпиада по русскому языку как одна из эффективных форм реализации личностно-ориентированного обучения, способствующая интеграции глухих школьников в общество слышащих»


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное специальное
(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5
городского округа Тольятти

ул. Лесная, д. 13, г. Тольятти, обл. Самарская, 445010.
тел. 22-58-85, 22-54-92, 22-58-70, тел/факс 22-93-71 E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ИНН 6323022690; КПП 632401001; ОГРН 1036301039290








ДОКЛАД

«Олимпиада по русскому языку
как одна из эффективных форм реализации личностно-ориентированного обучения, способствующая интеграции глухих школьников
в общество слышащих»





Учитель русского языка и литературы Толмачева Е.П.







Тольятти, 2013
Потеря слуха в раннем возрасте не может служить препятствием к всестороннему развитию человека. Наука и практика доказывает, что глухой ребенок обладает всеми потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью. Необходимым условием реализации этих возможностей и интеграции детей с недостатками слуха в общество слышащих является обучение их словесной речи и родному языку в целом.
«Основная задача обучения родному языку – пишет Н.С.Рождественский, - развитие речи. Учитель, обучающий детей русскому языку, не может считать свою задачу выполненной, если он не научит их грамотно говорить и писать, правильно и ясно выражать свои мысли».
Глухие дети, поступившие в школу, не имеют такого уровня общего и речевого развития, которым обладают слышащие дети. Прежде чем изучать язык, им необходимо приобрести речевой опыт, научиться пользоваться словесной речью в общении с окружающими. В отличие от речи слышащего речь глухого ребенка формируется в условиях специального обучения.
В нашей стране система обучения глухих детей языку получила название коммуникационной или коммуникативно-деятельностной.
Основоположником этой системы стал профессор С.А.Зыков, который объединив усилия ученых и педагогов на протяжении почти четверти века, разрабатывал различные аспекты одной из самых сложных проблем дефектологии – обучения глухих детей языку.
Система обучения глухих детей языку по принципу формирования речевого общения с самого начала предусматривала работу над речью не только на уроках, но и во внеклассное время.
«Нет необходимости доказывать, что работа над речью, сведенная к урокам, не может рассчитывать на достаточно высокий результат, если все остальное время дети не будут пользоваться языком», - пишет С.А.Зыков. В его исследованиях убедительно показано, что в школе глухих
необходимо активизировать работу по развитию речи учащихся за пределами урока,целью которой является организация словесного общения и создание речевой среды.
В учебный план введены специальные часы по развитию речи вне класса, предусмотрены индивидуальные занятия, где осуществляется развитие речевого слуха и обучение произношению. Во внеурочное время проводятся занятия по внеклассному чтению и ознакомлению с окружающей действительностью.

Каковы же результаты обучения глухих учащихся средних и старших классов языку в нашей школе, насколько знания ребят по данному предмету соответствуют требованиям современной жизни?
Педагогами нашего образовательного учреждения в 2003-2004 учебном году был проведен подробный анализ текущих и экзаменационных контрольных работ, который позволил сделать выводы о качестве подготовки глухих школьников V-XI классов по русскому языку.
Анализ показал, что большая часть учащихся владела основными базовыми умениями и навыками, входящими в содержание программы каждого класса. Вместе с тем были выявлены и слабые места в знаниях родного языка детьми с недостатками слуха.
Прежде всего, следовало отметить невысокий уровень сформированности коммуникативной компетенции, самой значимой для практической деятельности ребят в будущем. Более половины учащихся затруднялись в выполнении анализа текста, при интерпретации его содержания, не умели адекватно воспринимать содержащуюся в нем информацию, особенно, если автором использовалась ирония или иносказание. Более 60% глухих школьников испытывали существенные затруднения при создании собственного речевого высказывания на предложенную тему, не умели ясно и точно, последовательно и логично выражать свои мысли в письменной форме.
Низка была орфографическая и пунктуационная грамотность. Орфографические умения не переходили в навыки грамотного письма.
Невысокой оказалась лингвистическая подготовка по русскому языку, учащиеся затруднялись при выделении грамматической основы предложений, определении и употреблении частей речи или их форм, способов словообразования.
Низок был синтаксический уровень языка, т.е. умение строить предложения. Владея в основных чертах синтаксисом простого предложения, большинство школьников использовали в речи ограниченный набор синтаксических конструкций (подлежащее + сказуемое + дополнение или обстоятельство). Наблюдались пропуски членов предложения, частей составного сказуемого. Отмечались ошибки в построении вопросительных предложений.
Владение синтаксисом сложного предложения затрудняло детей еще больше. Наиболее серьезными ошибками, формирующими, в первую очередь, письменную речь, являлись нарушения структуры предложения (неправильный порядок слов, неравномерное членение одного предложения на два, неверное использование союзов и союзных слов).
Характеризуя недостатки учащихся с нарушением слуха, необходимо остановится на особенностях грамматического оформления их речи. Такие специфические нарушения никогда не встречаются у детей с нормальным слухом. Эти ошибки являются следствием недостаточного усвоения грамматического строя языка, что обусловлено суженным речевым опытом и ограниченным словарным запасом. Такие ошибки называются аграмматизмами.
Наиболее типичными ошибками грамматического оформления речи явились нарушения синтаксических связей согласования и управления.
Часто наблюдались ошибки, связанные с изменением склонения, с неправильным определением признака одушевленности или неодушевленности.
Нередко в предложениях неправильно использовались предлоги (замена, пропуски, включение лишних предлогов).
Все эти недостатки отрицательно сказывались на формировании речевых умений и общей речевой культуры учащихся школы глухих.
Проведенный анализ и выявленные ошибки позволили говорить нам о существовании проблемы в обучении родному языку неслышащих школьников.

Проблема

Большинство глухих учащихся не владеют языком в степени, необходимой для активной производственной и общественной деятельности в среде слышащих людей, а в настоящее время профессиональная и социальная успешность выпускника невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться в условиях современной экономики и динамичного развития социальных отношений.
Мы считаем, что решить вставшую перед нами проблему, а именно – повысить качество знаний глухих школьников по русскому языку возможно, если:
1. При первом же подозрении на снижение слуха проводить обследование ребенка в специализированном медицинском учреждении – сурдологическом кабинете (лечение, диагностика, слухопротезирование).
2. Определить пути специальной педагогической помощи с учетом возраста ребенка, состояния его слуха и речи, уровня его психофизического развития.
3. Развивать психические функции глухих детей на материале русского языка и литературы.
4. Повышать эффективность работы по развитию связной самостоятельной речи путем сознательного формирования коммуникативно-речевых умений и навыков.
5. Исходя из основных положений концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области, формировать у неслышащих детей ключевые компетенции, которые способны удовлетворить запросы современной жизни. В документе выделены следующие ключевые компетенции, адекватные социально-экономическим условиям:
готовность к использованию информационных ресурсов;
готовность к разрешению проблем;
готовность к самообразованию;
готовность к социальному взаимодействию;
коммуникативная компетентность;
технологическая компетентность.
Педагоги – словесники нашего специального образовательного учреждения считают, что без глубоких знаний невозможно сформировать у глухих учащихся данные компетенции и решить проблему личностно-ориентированного обучения. Следствием этого будут обязательные трудности в процессе интеграции людей с нарушением слуха в общество слышащих.
Одной из наиболее эффективной форм внеклассной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей, являются олимпиады.
Здесь учитель может применять все то, что входит в содержание личностно-ориентированного обучения:
организовывать самостоятельную деятельность учащихся;
научить ребят самостоятельно добывать знания на практике;
осуществлять дифференцированный подход.
Каждый ученик должен знать, для чего им приобретаются знания и как их применить на практике. Каждый ребенок должен достичь определенного уровня знаний, умений и навыков. Достичь этого можно с помощью новейших педагогических технологий (информационных технологий, модульного обучения и пр.).
Вот почему олимпиады по русскому языку наряду с уроками и факультативами с 2004 года включены в учебный план нашей школы.
Современные олимпиады по русскому языку ставят своей задачей, прежде всего, развитие интереса к лингвистике, к родному слову и различным видам словесного творчества, расширение лингвистического и культурного кругозора, углубление знаний в различных областях современного отечественного языкознания.
это не только оценка уровня подготовки участников и выявление сильнейших. Одновременно это – одна из форм обучения, обогащения ребят навыками, знаниями, полученными в процессе выполнения заданий, а также сообщение информации, которая в дальнейшем развертывается в вопросы, а ответы ребята находят сами.

Цели, задачи и описание выполненных работ
Целями олимпиады по русскому языку в школе глухих стали:
оценка собственного языкового творчества учащихся;
повышение образовательного уровня каждого участника;
проверка традиционных знаний по русскому языку.

Были выделены следующие задачи:
повышение интереса к русскому языку;
развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, умение самостоятельно работать с учебной литературой, различными информационными источниками;
углубление знаний учащихся по предмету.

Порядок проведения олимпиады проходит в несколько этапов:
подготовительный тур
классные туры
школьный тур
награждение победителей

Принципы при составлении олимпиадных заданий:
1. Задания базируются на учебных программах для школ глухих и соотносятся с содержанием школьных учебников.
2. Задания для учащихся средних и старших классов дифференцированы и адекватны по содержанию уровня языковых знаний, которыми должны обладать учащиеся на определенном этапе обучения.
3. Система заданий представляет собой три блока:
- блок А. Вопросы по всем разделам русского языка (фонетика, лексика, морфология, синтаксис, пунктуация). Сложность заданий возрастает от тура к туру.
- блок Б. Тестовые задания.
- блок В. Деловые бумаги (написание расписок, заявлений, объявлений, автобиографий, доверенностей и т.д.)
4. Задания предполагают выход за пределы школьной программы (разгадывание лингвистических загадок, ребусов, кроссвордов, задания творческого характера, требующие сообразительности и отгадки).
5. Четкость и логичность формулировки заданий. Учащиеся должны хорошо представлять себе, что нужно сделать в предложенном задании.

Требования к отбору материала (классные и школьный туры):
объем – 20-25 заданий
продолжительность выполнения работы – 5-7 классы – 2ч,
8-11 классы – 3ч.

Организация конкурсных туров:
1. Подготовительный тур. Цель данного тура – психологически подготовить детей к последующим турам, т.е. это, своего рода, интеллектуальная разминка.
Отбор заданий осуществляется учителем.
Этап проводится при косвенном контакте с учениками. Учащиеся должны самостоятельно найти ответы на вопросы и выполнить задания учителя (например, найти в учебной литературе высказывания великих русских писателей и поэтов о русском языке, написать реферат об известных лингвистах и языковедах, объяснить значения устаревших и заимствованных слов, фразеологических оборотов, указать имя героя, сказавшее то или иное крылатое выражение и др.). Также ребята готовят презентации по русскому языку и литературе. Школьникам предоставляется возможность выбора различных информационных средств для выполнения заданий.
Этап не исключает возможности консультаций со стороны окружающих (родителей, товарищей).
В подготовительном туре принимают участие все учащиеся, желающие пройти дальнейшие конкурсные испытания.
2. Классные туры проводятся по классам, участвуют по 4-6 человек. Выполнение заданий представляют либо тестовую форму, либо ответ на вопрос. Тестовые задания составляет для учащихся инициативная группа.
3. В школьном (заключительном) туре участвуют победители II этапа – не более двух учащихся от класса.
Перед проведением олимпиады по русскому языку проводится собрание учащихся 5-11 классов. С помощью мультимедийного оборудования ребятам показывается и рассказывается организация туров олимпиады, общее содержание работы, представляется жюри (3-4 учителя).
В обязанности жюри входит:
провести конкурсный тур
проверить работы участников
определить победителей.
Школьникам предлагается самим придумать название олимпиады. Ребятами были выбраны такие названия: «Знатоки русского языка», «Как получить пятерку» и др.
После проведения олимпиады на общешкольном собрании победители награждаются призами и почетными грамотами. Результаты олимпиады отражаются в тематической газете «Экран олимпиады» и презентации «Итоги олимпиады».

Критерии оценки результатов, выбранные жюри
отсутствие грамматических, синтаксических и пунктуационных ошибок в предложениях;
понимание смысла формулировки задания;
соблюдение требований при оформлении документов (в написании деловых бумаг);
творческий подход к выполнению заданий;
точность указания верного ответа (при тестировании);
уровень начитанности и эрудиции;
точный выбор ответа из нескольких предложенных вариантов.

Результаты олимпиад
Проверка олимпиадных заданий показала, что наибольшее количество ошибок учащиеся допускают при составлении деловых бумаг. В оформлении разных документов школьники меняют последовательность изложения текста, забывают написать дату заполнения, поставить подпись, неверно употребляют большую букву, предлоги, грамматическую форму слова и знаки препинания.
Второй группой ошибок являются ошибки при синтаксическом разборе предложения и расстановке знаков препинания в сложном предложении.
В разборе ребята неверно определяют второстепенные члены предложения, реже – грамматическую основу. При анализе путают типы предложений по цели высказывания и интонации.
Старшеклассники испытывают затруднения в расстановке знаков препинания, так как не «видят» в предложении обобщений, причастных и деепричастных оборотов, приложений и прочих грамматических категорий.
Еще один вид типичной ошибки – неверное определение связей слов в предложении. Особенно различение синтаксических связей управления и примыкания.
Достаточно часто встречаются ошибки в звуко-буквенном анализе слов (постановке ударения, делении слова на слоги, характеристике звуков).
Ошибки морфологического характера – неправильное употребление частей речи и их форм при построении предложений составляют небольшое число.
В заданиях вида «Выполни морфологический разбор прилагательного (существительного, глагола)», «Подбери однокоренное слово», «Найди слово, соответствующее схеме», «Какое слово среди синонимов лишнее» и т.д. ошибки почти не допускались.
С большим удовольствием учащиеся решают ребусы, кроссворды, отгадывают загадки занимательного характера на смекалку и сообразительность. Часть ребят быстро справляются со всеми заданиями и заслуживают высшие оценочные баллы.
С 2009 года в нашей школе проводятся областные олимпиады по русскому языку среди глухих и слабослышащих.
Также наши ученики выезжают на региональные олимпиады в город Самару, где неоднократно становятся призерами, показывая хорошие знания в разных разделах родного языка.
В 2011-2012 учебном году впервые принимают участие в школьной олимпиаде по русскому языку ребята вспомогательных 6-9 классов. С неподдельным интересом и желанием выполняют они олимпиадные задания.
Все участники этой интеллектуальной игры заслуживают похвалы и уважения. В олимпиаде есть победители, но нет побежденных, так как важно просто участие.
Выводы
Анализируя на МО учителей русского языка и литературы работы участников олимпиады, нами выявляются пробелы в знаниях глухих учащихся по русскому языку и намечаются пути их преодоления.
Оказалась невысокой грамотность учащихся при составлении деловых бумаг и в этом направлении предстоит большой, кропотливый труд. Нами разработано планирование учебного процесса на изучение каждого вида деловых бумаг (по 4ч на обучение каждому виду).
Такое планирование включает в себя:
упражнения на наблюдение и анализ образцов, беседа о назначении деловой бумаги (1ч);
составление плана деловой бумаги и работа с ним; упражнения на точное воспроизведение готового текста (1ч);
упражнения на видоизмененное воспроизведение готового текста (1ч);
упражнения по созданию собственных текстов данного типа (1ч).
Страдает у глухих детей такой раздел науки о языке как «Синтаксис и пунктуация». Здесь главное внимание необходимо уделить работе по освоению структуры и семантике грамматических конструкций и вооружить школьников умениями и навыками активно пользоваться этими конструкциями в собственной речи.
Неслышащим детям трудно дается установление связей, обобщение, систематизация и другие операции, связанные с осмыслением материала. Вследствие этого им важно давать задания, стимулирующие познавательную деятельность, требующие рассуждения, доказательства, сопоставления.
Пунктуационные навыки формируются в ходе усвоения синтаксического материала. Наибольшее внимание нужно уделить конструкциям с союзами «и» и «как», обоснованным определениям и обстоятельствам, включать упражнения, позволяющие сопоставлять, обобщать, систематизировать материал по пунктуации.
Остро стоит в школе глухих вопрос орфографических навыков. Важно, чтобы знакомые правила объединялись в сознании учащихся в несколько групп, позволяющих лучше познать закономерности русского письма.
Вся эта работа должна проводиться как на уроках, так и во внеклассное время. И, конечно, такая форма внеклассной работы как олимпиада уже не должна уйти из стен нашей школы. В олимпиаде достигается психологический комфорт каждого ученика. Важно, что каждый участвующий в ней может проявить свои способности и знания, самостоятельно выбирая задания по силам.
Олимпиады по русскому языку и другим предметам отвечают задачам и условиям личностно-ориентированного обучения, помогают активизировать интеллектуальный потенциал ученика, позволяют вырабатывать собственные способы умственной деятельности. А оригинально мыслящий человек, будь он слышащий или глухой, всегда будет востребован обществом!















13PAGE 15


13PAGE 141315




я