Выступление на педагогическом совете на тему Повышение познавательной мотивации к изучению английского языка(из опыта работы)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 с.Верхнеяркеево
муниципального района Илишевский район РБ
Доклад к педагогическому совету
«Повышение познавательной мотивации к изучению
английского языка»

Учитель английского языка: Ихсанова Г.Р.
с. Верхнеяркеево-2015
25.03 2015
Повышение познавательной мотивации к изучению английского языка
(Из опыта работы)
Слайд 1 Проблема повышения эффективности обучения иностранному языку является одной из центральных в современной методике преподавания. Значение этой проблемы возрастает в связи с тем, что в настоящее время увеличилась потребность общества в специалистах, для которых знание иностранного языка является необходимым. Перед нами, как учителями английского языка стоит главная задача – дать средство для осуществления коммуникации нашим ученикам. По окончанию обучения в средней общеобразовательной школе учащиеся должны уметь общаться, как на родном, так и на иностранном языке. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Поэтому главной целью моей работы является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению английским языком.
В связи с поставленной целью я стараюсь реализовать на своих уроках следующие задачи: 
-обеспечить каждому школьнику базовый уровень знаний по предмету через внедрение современных технологий;
-обеспечить индивидуальное развитие детей через организацию учебной работы;
-выстраивать педагогическую деятельность, учитывая уровень обученности, воспитанности и личностное развитие учащихся;
-научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием;
-помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы;
- подготовить учащихся к  ЕГЭ по  английскому языку.
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, упорядочение для достижения цели. Мотивация является поэтому "запускным механизмом" (И.А.Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или понимание.
Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения, навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Внешние мотивы, лежащие вне учебной деятельности, могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные мотивы обусловлены чувством долга перед своими близкими, представлениями об обучении как о дороге к освоению больших ценностей культуры, к получению образования. Отрицательные мотивы вызываются угрозой, наказанием, выговором, порицанием, плохой оценкой.
Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Среди разнообразных мотивов школьника особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы
Какие же формы работы я использую для стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения? Конечно же, это:
• дидактические игры и упражнения;
• личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
• внеклассные мероприятия по предметам;
• творческие работы учащихся ;
• проведение предметных олимпиад;
• использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);
• интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)
В своей работе я использую современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет- ресурсов, которые помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Также я стараюсь использовать технологию, направленную на развитие личностной активности. При этом я использую в первую очередь упражнения, в которых осуществляется перенос усвоенного материала на личность обучаемых. В таких упражнениях содержатся задания на высказывание своего мнения, своей точки зрения и т.д.
Как известно, речевая деятельность, не существует сама по себе, а развертывается в процессе социального взаимодействия с другими людьми. Поэтому, если овладеть средствами языка можно и, не контактируя с другими людьми, то овладеть речью можно лишь в ходе общения. Для создания и развертывания ситуации речевого общения я применяю следующие развивающие формы обучения: деловые и ролевые игры, проектную методику, нетрадиционные формы проведения уроков и т.д.
Слайд 2,3,4,5, 6 Нетрадиционные формы урока английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки провожу в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках мне удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:
- осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
- предусматривается минимальное участие учителя.
Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок – спектакль, урок – праздник, видеоурок, урок – конференция, урок – интервью и другие формы занятий.
Слайд 7 Интернет на уроках иностранного языка
Интернет создает уникальные возможности для изучения иностранного языка, общения с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду. Я использую возможности и ресурсы интернета:
- для включения материалов сети в содержание урока;
- для самостоятельного поиска информации учащихся в рамках работы над проектом;
- для ликвидации пробелов в знаниях.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
- совершенствовать умение аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
- пополнять словарный запас, как активной, так и пассивной лексикой современного языка;
- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.
Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать любознательность и мастерство.
Слайд 8,9,10,11 Проект
В течение ряда лет я применяю проектно – исследовательский метод при обучении английскому языку. Продуктом такого проекта является монолог или диалог на иностранном языке с опорой на постер или сопровождаемый компьютерной презентацией, созданной учащимися в процессе групповой или индивидуальной работы. Темы, выбранные для создания проектов, соответствуют программе обучения английскому языку.
Например, проектная работа в 8 а классе «Make your local newspaper better». Прежде чем выполнить эту проектную работу, мы в течение нескольких уроков работаем над усвоением определенного лексического материала, активизацией и систематизацией определенных грамматических структур.
Большое значение при этом уделяется обучению коммуникативным речевым штампам, клише типа: I think...; It seems to me...; I'm sure...; As far as I see...; To my mind...; As for me...; In my opinion... и т.д.; предлагаются фразы согласия и несогласия:Yes, I think so too; Right. I think the same. I agree with you; That's true; Right. I have the same problem. No, I can't say (that)...; I'm not sure (that)...; Sorry, I don't think so; Обобщение сказанного: On the whole...;...; In general...
Каждая группа или ученик защищает перед классом свой проект. После презентации проектов предполагается общая дискуссия и учащиеся выбирают наиболее интересный, на их взгляд, работу. (Работа Баева Ильсафа, Исламовой Динары, Галиевой Элины, Карамова Айнура -8 класс, работы учащихся 2-х классов -алфавитная книжка, закладка и т.д.)
В средних и старших классах проектные работы могут быть выполнены в форме рефератов.(«Дж.Р.Киплинг» - работа Даутовой В.(6 б кл.))
Я, как учитель, анализирую высказывания ребят, слежу за усвоением лексики, за правильным употреблением грамматических структур.
При выполнении проектной работы учащиеся учатся выбирать, преобразовывать информацию, выдвигать гипотезы и принимать решения. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю. Именно работа над проектом помогает детям проявить себя совершенно неожиданно, проявить свои организаторские, творческие способности, скрытые таланты.
Игры
Для успешного совершенствования навыков устной речи учащихся, в своей работе использую ролевые, деловые игры. Коммуникативные игры обеспечивают разнообразие языковых тем, что обусловлено самой ситуацией общения, предполагающей вступление в контакт, поддержание беседы, реакцию на высказывание собеседника, выражение своей точки зрения и т.д.
Театрализованные диалоги, сценки развивают коммуникативные навыки, активизируют пассивный словарь. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности, двигательный ритм, пластичность и т.д., и благодаря этому расширяет творческую личность ребенка. Благодаря ей развивается эмоциональная сфера, тем самым обогащается личность; развивается симпатия, сострадание, нравственное чувство, воспитывается способность перевоплощаться в других, жить их жизнью. Поэтому сказка является оптимальным для младшего возраста учащихся и этапа обучения видом текста, позволяющим вовлекать школьников и в игровую (с привлечением активных методов обучения), и в учебную деятельность
Целенаправленность учебной коммуникативной игры предполагает использование знаний, навыков и умений, которые необходимо развить, активизировать, закрепить и проконтролировать у обучающихся.
Просмотр видеофрагмента
Здоровьесберегающие технологии 
Учащиеся, особенно начальных и средних классов, быстро устают и внимание их рассеивается. Поэтому считаю целесообразным предупреждение переутомления учащихся с помощью песен и рифмовок. С их помощью провожу физкультминутки с целью профилактики нарушений осанки и зрения и снятия физического напряжения. 
Работа с английскими песнями, стихами и рифмовками выполняет не только учебные, но и воспитательные и развивающие задачи, обогащает духовный мир ребенка, расширяет его словарный запас, помогает лучше усвоить лексический и грамматический материал, прививает любовь к поэзии страны изучаемого языка, учит видеть красоту природы и человеческих чувств. Поэзия дает импульс творческому воображению детей и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия.
Пение на уроках английского – эффективное средство введения новой лексики и совместной деятельности учителя и учеников. На песенном материале учащиеся овладевают грамматическими языковыми структурами на бессознательном уровне, не прилагая усилий в традиционном понимании.
Слайд 12 Видеотехнологии
В своей работе я использую видеотехнологии. Применение видеоматериалов считаю очень эффективным при формировании речевой деятельности и коммуникативной культуры учащихся, т.к. видеоматериалы соединяют несколько компонентов, например аудирование и зрительное восприятие, которое обеспечивает контекст. Применение видеоматериалов дает возможность погружения учащихся в ситуацию знакомства с традициями взаимоотношений и культур стран изучаемого языка, с языком жестов и мимики и т.д. А самое главное, что на основе видеоматериалов учащиеся слышат и изучают живую речь носителей языка.
В начальных и средних классах я использую фрагменты мультипликационных фильмов. На уроке показываю мультфильмы по частям, используя фрагменты посюжетно. Очень интересны видео-курсы для детей от Диснея  «Disney's Magic English».
Просмотр видеофрагмента
Урок – интервью
Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.
В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: "Cвободное время", "Планы на будущее", "Биография" и т.д.
Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.
Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор
Слайд 13-20 Внеклассная работа
В своей работе использую разнообразные формы и виды внеклассной работы: конкурсы, олимпиады, викторины и т.д. В них принимают участие целые классы, а иногда вся школа.    Одной из эффективных форм внеклассной работы является декада английского языка. Мы, учителя английского языка, разрабатывая сценарии вечеров, стремимся к тому, чтобы материал был доступен детям. Цель предлагаемых конкурсов - показать учащимся их новые возможности в сфере владения английским языком. Дети заранее разучивают песни, танцы, готовятся к фонетическому конкурсу, готовят презентации, стенгазеты и т.д.
Что касается олимпиады по предмету, мои учащиеся активно участвуют как в районных, так и в дистанционных олимпиадах и ежегодно показывают хорошие результаты. В этом году учащаяся 8 а Галиева Э. заняла 2 место, учащаяся 9 б класса Фархетдинова Л. – 3 место, учащаяся 11 а Султанова Р.-3 место.

Слайд 21 Аудирование
.Не углубляясь в теорию методики обучения аудированию, могу назвать 3 этапа в работе с аудиотекстами: дотекстовый этап (before listening), этап прослушивания текста (while listening), послетекстовый этап (after listening).
Дотекстовый этап направлен на усиление мотивации и формулирования установки на первичное прослушивание текста. Это могут быть такие задания, как: обсуждение вопросов до прослушивания; догадка по заголовку, иллюстрациям, новым словам о содержании текста; беседа о проблематике текста с учащимися и т.д. Также, именно на этом этапе должен снять возможные трудности, которые могут возникнуть у учащихся.
Во время первого прослушивания текста учащиеся стараются понять содержание, выполняя задания дотекстового этапа. Однако, прослушиваний может быть несколько и учащиеся могут выполнять разнообразные задания: вставить пропущенные слова; найти словосочетания, употребляемые в тексте без изменений; указать, какие определения к словам встречались в тексте; закончить предложения; найти эквивалент к прослушанным текстам.
Послетекстовый этап представляет собой дальнейшую работу над текстом, использование его для развития навыков устной и письменной речи.
Чтение. Работа по тексту строится следующим образом:
1-й этап – Pre-reading. Учащиеся отвечают на “дотекстовые вопросы”, когда они думают над заглавием текста, их возможным содержанием.
2-й этап – Reading. Учащиеся читают текст, отвечают (письменно) на вопросы по содержанию текста.
3-й этап – After – reading. Учащиеся отвечают на вопросы на глубокое понимание текста или пишут основную идею в 5–6 предложениях и выражают свое отношение к данному тексту.
Далее учащиеся сдают все написанное на проверку и получают отметку.
Проверка написанного в процессе индивидуального чтения является одним из видов контроля приобретенных знаний, умений и навыков.
При прохождении любой темы опираюсь на алгоритм работы над отдельно взятой темой:
1-й этап – беседа на тему (фронтальная работа), 2-й этап – знакомство с новой лексикой, семантизация новых лексических единиц,3-й этап – активизация новой лексики в устной речи,4-й этап – работа над аудиотекстом (аудирование на общее понимание), 5-й этап – работа над аудиотекстом (аудирование на детальное понимание), 6-й этап – работа над аудиотекстом (аудирование на глубокое понимание), 7-й этап – чтение предложенного текста на нахождение общей информации, 8-й этап – чтение предложенного текста на нахождение конкретной информации,9-й этап – знакомство с написанием письма – , 10-й этап – как итог, пишут эссе по изученной теме, составление своего письма.

Грамматика
Изучение грамматики является одним из наиболее важных аспектов изучения иностранного языка, одной из основ развития ключевых компетенций. Формирование грамматического навыка идет в параллели с формированием лексического навыка, которые в совокупности способствуют формированию коммуникативных навыков: навыков речевой деятельности – говорения и письма.
Исходя из собственного опыта работы, хотелось бы отметить, что при изучении грамматического материала особую сложность у учащихся младшего и среднего звена вызывает образование видовременных форм глаголов, а также вопросительных предложений, учащиеся путают глагольные формы, их образование и употребление. Что касается образования вопросов, то наиболее частой ошибкой является пропуск вспомогательных глаголов и неправильный порядок слов.
Хотелось бы подчеркнуть, что при изучении английской лексики и грамматики необходимо использовать все вышесказанные методы и приемы в комплексе. В этом случае достигаются высокие результаты в их усвоении.
Контроль ЗУН
Что касается контроля ЗУН, в каждой четверти проводятся 4 контроля (аудирование,чтение,говорение,письмо). Новые государственные стандарты по иностранным языкам предполагают:
• объективное оценивание своих учебных достижений;
• владение навыками контроля и оценки своей деятельности;
• учет мнения окружающих при самооценивании;
• оценивание своего вклада при выполнении группового задания.
Учить детей оцениванию необходимо с начальной школы, когда процесс оценивания является одним из эффективных факторов успешного обучения. Ведь оценивание важно для всех участников учебного процесса:
• родители хотят видеть успехи и неудачи ребенка;
• учитель желает видеть прогресс ученика;
• ученику необходимо чувствовать свою успешность;
• администрация хочет знать результат обучения.
Итак, для создания адекватной мотивации использую в своей работе различные методы и средства: словесные, наглядные, практические, но ведущую роль сегодня приобретают поисковые и исследовательские, ведь всем детям близок дух познания, дух общения и коллективизма, и им необходимо выразить себя в творчестве, фантазии, игре, соревновании.
Можно сказать, что при обучении школьников английскому языку дело не в сумме выученных слов и правил, а в приобщении к культуре другого народа. И задача учителя иностранного языка заключается в том, чтобы слова, бывшие чужими, иностранными, зазвучали в новом контексте, создали яркие образы в художественном тексте. А устная речь и диалоги должны раскрывать не какие-то отвлеченные проблемы, а именно те, которые волнуют всех подростков.
Таким образом, подводя итог, хочется сказать, что формированию познавательной мотивации к изучению иностранного языка способствует использование активных методов обучения: проблемных, исследовательских, игровых и применение ТСО.
Слайд 22 Результаты
Работаю я в 9-ти классах, начиная со 2-11, кроме 3 класса. Качество успеваемости составляет 100% во 2б,6 б ,9 б,11а классах.
Класс Качество успеваемости
в 2014-2015 у.г.
1 четв. 2 четв. 3 четв.
2 а 100 84 84
2 б 100 100 100
4 а 70 80 80
6 б 100 100 100
7 а 100 80 80
8 а 100 92 92
9 б 100 100 100
10 94 94 94
11а 100 100 100

Кропотливой работой на каждом уроке я стараюсь довести до сознания детей, что изучение иностранного языка играет важную роль в воспитании личности. Оно способствует выработке таких качеств, как целеустремленность, умение добиваться поставленной цели. Кругозор человека, знающего иностранный язык, шире и полнее. И очень важно начинать добиваться этого с детства.
Спасибо за внимание!