Внеклассно-просветительская работа как одна из форм развития творческих способностей детей (из опыта работы) директор МБУ ДО Музыкальная школа №19 Любовь Сергеевна Кинева


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Анжеро-Судженского городского округа
«Музыкальная школа № 19» (МБУ ДО «Музыкальная школа № 19»)
Внеклассно-просветительская работа,
как одна из форм развития
творческих способностей детей
(из опыта работы)
Методическая работа
Разработчик:
Кинева Л.С. – директор
2016
Музыкальное образование, как одна из значимых сфер деятельности, необходимых для развития общества, включает в себя широкий спектр теоретических и практических достижений.
Сегодня в соответствии с требованиями времени, совершенствование форм и методов работы в сфере музыкального образования стало объективной и насущной необходимостью.
Для этого важно как преемственность успешного опыта, так и поиск новых творческих подходов к педагогическому процессу.
Внеклассную работу, я считаю неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в ДМШ, конечно, индивидуальная форма обучения на инструменте позволяет найти наиболее тесный контакт с учащимися, лучше понять его психологические особенности, характер и выбрать эффективные методы тех или иных исполнительских навыков. Но есть такие задачи, которые решаются именно методами коллективной работы. Это воспитание личностных качеств и нравственное воспитание.
Независимо от возраста учащиеся чувствуют себя членами коллектива, объединенными общим делом.
Работая более 30 лет преподавателем музыкальной школы, я убеждаюсь, что наряду с выполнением обязательных учебных программ, внеклассно-просветительская работа, как часть педагогического процесса, обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребёнка и является одной из форм развития творческих способностей детей.
Внеклассная работа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, обогащает личный опыт ребёнка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, способствует развитию у детей интереса и желания активно участвовать в продуктивной востребованной обществом деятельности.
Объединить разновозрастных детей – понятие очень ёмкое, и включает в себя активное поле деятельности. Это и конкурсы, концертная деятельность, просветительская работа, беседы о музыке, классные вечера, родительские собрания, экскурсии, выставки. Участие детей в таких мероприятиях помогает ощутить детям радость общения, сопричастность к общему делу, создаёт атмосферу доверия, взаимного уважения.
Дети учатся по – настоящему дружить, болеют друг за друга, радуются не только своим успехам, но и за товарищей.
Они раскрепощаются, имеют возможность показать себя с разных сторон. Учитывая важность внеклассной работы в деле всестороннего гармонического развития учащихся, нам, педагогам, есть чем поделиться.
Пожалуй, можно начать с проведения конкурсов в наше школе. Это ежегодные конкурсы под названием «Играй, мой баян», а также другие конкурсы, тематика которых определяется в начале учебного года. В школе проводятся конкурсы рисунков, поделок, стихотворений на указанную тематику.
Как известно, не все дети способны ярко проявить себя в конкурсах в силу тех или иных причин, но наша задача – создать ситуацию успеха для каждого выступающего ребёнка, независимо от его способностей, умений и навыков. По окончании таких мероприятий – конкурсов все дети награждаются благодарственными письмами, а это хороший стимул для дальнейших творческих свершений.
Ярким примером внеклассных мероприятий в нашей школе являются классные концерты, где дети реализуют свои способности не только в игре на инструменте, но и в качестве чтецов собственных стихотворений.
Таким мероприятием был классный концерт, проведенный мною с учащейся класса под названием «Мир моими глазами». На этом концерте очень разносторонняя девочка читала свои собственные стихи и исполняла ряд разнохарактерных произведений. Цель этого мероприятия – «влюбить» её сверстников в аккордеон, дать им стимул к дальнейшему освоению выбранного инструмента, вызвать большее желание обучаться на нём.
Традиционными в нашей школе являются концерты для детей детских садов и учащихся образовательных школ. Мною были проведены концерты для малышей, а также учащихся начальных классов на темы: «Послушай, музыка вокруг, она во всём – в самой природе», «Мамочка, любимая моя».
Вместе с участниками концерта и слушателями мы отправлялись в удивительный мир мелодий о родной природе. Чудесные стихи о природе, загадки переплетались со звуками музыки. Несомненно, близкая детям тема природы в представленных музыкальных произведениях - прекрасное средство воспитания детской души.
Такие концерты дают сильнейший позитивный заряд для выступающих. А маленькие зрители очень активно участвуют в процессе: кто-то от артистов не может оторвать глаз, кто-то под музыку машет руками, кто-то хлопает, подпевает.
Ребёнок, который участвует в концертной деятельности школы, ещё охотней будет заниматься музыкой тогда, когда получает от неё удовольствие.
И здесь необходимо включать факторы общественного признания со стороны родителей, друзей, учителей. Для наших учащихся эти выступления являются целым событием, ведь на них учащийся проявляет себя как артист, как музыкант – исполнитель. Тот факт, что учащийся чувствует положительный отклик аудитории, её заинтересованность, влияет на самооценку ребёнка и позволяет почувствовать удовлетворение от своей полезной деятельности.
Концерты для родителей. На данных концертах все учащиеся класса демонстрируют свои навыки владения инструментом. Родители могут увидеть своих детей на сцене школы, услышать их сольное выступление и игру в ансамбле. Дети на них очень стараются ввести своих родителей в мир музыки. В нашем классе такие концерты ежегодно проходят под названием «Музыкальная капель».
Важным моментом внеклассно – просветительской деятельности является посещение детьми концертов профессиональных музыкантов, которые приезжают в наш город, а также в нашу музыкальную школу. На этих концертах дети просто наслаждаются красотой музыки, воспитывают в себе способность эмоционально, эстетически откликаться на выраженные в музыке эмоции, чувства, мысли. И мы, педагоги, уверены, что какую бы профессию не избрали наши воспитанники, любовь к прекрасному миру искусства станет частью их жизни.
Таким образом, осознавая важность внеклассно – просветительской работы, мы помогаем становлению творческой личности детей, воспитываем достойное будущее нашей страны, формируем её социокультурный потенциал.
Список литературы
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. М., 1971
Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово/2. Интонация. М.,1978.
Шаймухаметова Л.Н., Царёва Е.Ю. Играем вместе с учителем:
учебное пособие для начинающих пианистов. – Уфа: Лаборатория
музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2013. – 47 с.,
нот.http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/8379.pdf
Шаймухаметова Л.Н. Креативное обучение на уроках сольфеджио (из опыта работы Лаборатории музыкальной семантики) http://sov.opredelim.com/docs/91000/index-8411.html 5. Шаймухаметова Л. Н. «Занимательная инструментовка» в фортепианном классе ДМШ. Вып. 4. Гайдн. «Чудо-симфонии». Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2011.
6. Шаймухаметова Л. Н. Маскарад и карнавал. Моцарт. «Турецкое рондо», 3-я часть Сонаты Ля мажор, № 11: учебно-методический комплект с аудио и видео-приложением для средних и старших классов ДМШ (фортепиано, музыкальная литература) / Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2012.
7. Шаймухаметова Л.Н., Царёва Е.Ю. Играем вместе с учителем: учебное пособие для начинающих пианистов. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, 2013.
8. Шаймухаметова Л.Н., Кириченко П.В. Интонационные этюды в клас-
се фортепиано: уч. пособие. – Уфа, 2005. – 158 с.
http://clck.yandex.ru/redir/dv/*data=url%3Dhttp%253A%252F%252FCyberLeninka.ru%252Farticle%252Fn%252Finnovatsionnye-proekty-laboratorii-muzykalnoy-semantiki-ufimskoy-gosudarstvennoy-akademii-iskusstv.pdf%26ts%3D1462957985%26uid%3D1686292941393840171&sign=942b90507f1910b4f00615bc6926fc86&keyno=1
9.Щербакова Е.Г. Нескучные этюды: Методическая разработка для младших и средних классов ДМШ / Серия «Мои первые транскрипции». – Вып. 3. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики, 2013. http://lab-ms.narod.ru; http://creative-dmsh.ucoz.ru