Реферат по дисциплине Интернет-технологии в образовании на тему СЕРВИСЫ ОБЩЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГООБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет физико-математический
Кафедра информатики и вычислительной техники
РЕФЕРАТ
СЕРВИСЫ ОБЩЕНИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Работу выполнил: С.Р. Салимов, студент V курса группы МДФ-112 очной формы обучения
Руководитель: Т.В. Кормилицына, кандидат физико-математических наук, доцент
28251152247902825115274320Саранск 2017
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение…………………………………………………………………………... PAGEREF _Toc477111207 \h 31. Сервисы общения в сети Интернет……………………………………………4 1.1 Первые средства массового общения………………………………………4 1.2 Современные средства общения…………………………………………….5
1.3 Наиболее распространенные формы организации общения с помощью Web-технологий………………………………………………………………….......6
2. Социальные сети…………………………………………………………………..8
2.1 История развития и классификация социальных сетей……………………8
2.2 Характеристика наиболее популярных социальных сетей………………12
2.3 Сети Рунета…………………………………………………………………13
2.4 Лидеры среди социальных сетей…………………………………………14
Список использованных источников…………………………………………......16
Введение
Если остановиться и на минуту задуматься, сколько же на самом деле сегодня в мире средств и способов общения, то придется признать, что их существует очень много и, самое главное, немалая часть из них так или иначе связана с сетью интернет. Электронная почта, всевозможные форумы, чаты, интернет журналы, сетевые газеты и т.п. для многих стали важной частью повседневной жизни.
Изначально свободное общение пользователей в сети было необходимо для делового общения - информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации. С развитием популярности сети интернет и с уменьшением стоимости коммуникаций и оборудования общение стало более свободным, а в сети стали появляться группы людей, объединенные общими интересами. В этот период активно начали развиваться средства для общения в сети.
1. Сервисы общения в сети Интернет
1.1 Первые средства массового общения
Как правило, пользователь для общения в сети использует формальное имя, зачастую сокращенное (ник, от англ. nickname — уменьшительное имя, прозвище, кличка). Основным способом коммуникации был и остается обмен текстовыми сообщениями. Поскольку эмоции обычным текстом передать сложно, и не всегда такой текст воспринимается однозначно, со временем появились знаки, обозначающие эмоциональную окраску текста, —  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB" смайлы (от англ. smile — улыбка). Характерная особенность часто общающейся группы людей — накопление активно использующейся социальной истории отношений (шуток, общих ситуаций, способов разрешения конфликтов и пр.). Возникает формирование своеобразного стиля общения, диалоговых сокращений, иногда жаргона. Стиль общения в таких средах более свободный, чем в обычной жизни.
Электронная почта. Возникшая самой первой, эта форма обмена сообщениями продемонстрировала саму возможность общения посредством интернет сетей. Наиболее универсальное средство компьютерного общения. Электронная почта вполне сравнима с обычной почтой, за исключением того, что электронное письмо приходит адресату практически сразу после отправки. Обычно почтовые программы поддерживают и такую возможность, как почтовые списки. Если группа людей, объединенных общими интересами, хочет поддерживать дискуссию на какую-нибудь тему длительное время, они создают такой список, выделяют для него какое-либо имя, после чего все сообщения, посланные на это имя, рассылаются всем участникам группы.
Телеконференции или группы новостей. Самая большая компьютерная конференция – USENET - объединяет сотни тысяч компьютеров по всему миру. Ее устройство напоминает доску объявлений или газету. Никакого списка участников конференции не существует. Получать и отправлять сообщения может участник телеконференции. Все рассылаемые сообщения разделены на группы по темам, и для того, чтобы получать сообщения группы, необходимо подписаться на эту группу.
Интерактивные беседы. С развитием телекоммуникаций все большее количество пользователей начинают работать в интернете в режиме постоянного присутствия, и как логичное развитие этой ситуации, появляется сервис общения в режиме реального времени Internet Relation Chat (IRC), когда пользователь получает сообщение в течение незначительного промежутка времени, в пределах нескольких секунд после отправки его собеседником.
1.2 Современные средства общения
Наиболее распространенные современные средства общения для своей работы используют программы-браузеры и с технической точки зрения являются web-приложениями. Благодаря развитию телекоммуникационных сетей с такими сервисами можно работать из любой точки земного шара, в том числе и с мобильных устройств.
Большинство средств общения в сети предусматривает регистрацию пользователей, т.е. для каждого участника должна быть заведена учетная запись. Почти все системы требуют ввода адреса электронной почты и проверяют его работоспособность, высылая письмо с кодом активации учетной записи. Если адрес неверен, то активировать запись может только администратор системы. Такой подход гарантирует до определенной степени уникальность участника. Работа в среде проводится сеансами. Каждый сеанс начинается с того, что пользователь указывает свое имя и подтверждает свою личность вводом пароля. Помимо учетных данных, пользователь настраивает интерфейс — внешний вид, дополнительные данные о себе, указывает свои интересы.
1.3 Наиболее распространенные формы организации общения с помощью Web-технологий
Гостевые книги. Первая и самая простая форма организации общения в виде web - приложений. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить свое сообщение.
ICQ - это программа, позволяющая общаться с другими пользователями в режиме реального времени. Действует по принципу e-mail, только еще быстрее. Самый популярный на данный момент интернет-пейджер. Программа обладает широким спектром возможностей, часто обновляется и улучшается, легко настраиваема и доступна. Очень активно используется пользователями и в мобильных телефонах.
Форумы. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первым сообщением. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение в ответ на уже написанные. Как правило, темы группируются в тематические форумы, управление системой осуществляют администраторы и модераторы.
Блоги (от англ. web log — web-журнал, web-протокол). В этих сервисах каждый участник ведет собственный журнал, т.е. оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть любыми; самый распространенный подход – это ведение блога как собственного дневника. Другие посетители могут оставлять комментарии на записи автора. В этом случае пользователь, помимо возможности вести свой журнал, получает возможность организовать ленту просмотра — список записей из журналов «друзей» (friends), регулировать доступ к записям, искать себе собеседников по интересам. На базе таких систем создаются сообщества — журналы, которые ведутся коллективно. Любым членом такого сообщества может быть опубликовано сообщение по направлению деятельности сообщества.
Google Talk. Позволяет общаться с помощью текстовых сообщений и голосового чата. Особенностью является тесная интеграция с почтовой службой Gmail (например, по Google Talk приходят уведомления о новых почтовых сообщениях). Для использования Google Talk обязательно наличие аккаунта Google. Вся история чата хранится в почтовом ящике пользователя, в котором всегда можно найти нужную информацию с помощью удобного поиска.
Skype. Средство для общения людей в реальном режиме времени, разработанное компанией Skype Limited. Программа позволяет вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями с другими пользователями (чат), осуществлять передачу файлов (Word, Excel, Power Point и др.), организовывать многопользовательскую голосовую связь (необходимы микрофон и наушники), работать в режиме видеозвонка и видеоконференции (необходимы веб-камера, микрофон и наушники).
С развитием этих форм общения стали образовываться социальные сети (термин был введен в 1954 г. социологом из Манчестерской школы Д. Барнсом), т.е. совокупности участников, объединенных не только средой общения, но и явно установленными связями между собой.
Использование средств общения в образовательной деятельности:
- Профессиональное общение педагогов с коллегами.
- Консультации педагогов для родителей и учащихся.
- Общение педагогов, учащихся и родителей по определенной теме.
- Организация сетевых викторин, конкурсов.
- Организация on-line тура в ходе дистанционного проекта.
- История развития и классификация социальных сетей
2. Социальные сети
2.1 История развития и классификация социальных сетей
В настоящее время практически от каждого человека можно услышать такое словосочетание как, социальная сеть. Термин «социальная сеть» был введен в 1954 г. социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом. Во второй половине XX в. это понятие начало активно использоваться на Западе при исследованиях социальных связей и человеческих отношений, а сам термин на английском языке стал общеупотребительным. Со временем в социальной сети в качестве ее узлов стали рассматривать не только людей, как представителей социума, но и любых других объектов, которые могут иметь социальные связи, например: города, страны, фирмы, сайты, их ресурсы и т.п.
Это понятие сейчас очень широко применяется среди пользователей в сети Интернет. Дадим определение социальной сети в Интернете: - это виртуальная сеть, являющаяся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими их интересам информационными ресурсами, установленными на сайтах глобальной сети. Проще говоря, это веб-сайты с возможностью указать какую-либо информацию о себе (школу, институт, дату рождения и другое), по которой вас смогут найти другие участники сети. Социальная сеть направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.
С развитием технологий Web 2.0 социальные сети обрели осязаемую основу в виде порталов и веб-сервисов. Так, найдя на одном из таких сайтов совершенно незнакомого для себя человека, можно увидеть цепочку промежуточных знакомств, через которую вы с ним связаны.
Первопроходцем среди социальных сетей в Интернете является американский портал Classmates.com. Его разработали в 1995 году. Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003—2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook.
И если LinkedIn создавалась с целью установления/поддержания деловых контактов, то владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. Ведь, в соответствии с пирамидой Маслоу, именно самовыражение является высшей потребностью человека, опережая даже признание и общение. Социальные сети стали своего рода Интернет-пристанищем, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети.
Также бывают социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и т. п.
Обычно на сайте сети возможно указать информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и другое), по которой аккаунт пользователя смогут найти другие участники. Различаются открытые и закрытые социальные сети. Одна из обычных черт социальных сетей — система «друзей» и «групп».
Помимо перечисленных социальных сетей имеются следующие типы ресурсов в формате Web 2.0:
Социальные закладки (social bookmarking). Некоторые веб-сайты позволяют пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов. Такие сайты также могут использоваться для поиска пользователей с общими интересами. Пример: Delicious.
Социальные каталоги (social cataloging) напоминают социальные закладки, но ориентированы на использование в академической сфере, позволяя пользователям работать с базами данных цитат из научных статей. Примеры: Academic Search Premier, LexisNexis Academic University, CiteULike, Connotea.
Социальные библиотеки представляют собой приложения, позволяющие посетителям оставлять ссылки на их коллекции, книги, аудиозаписи и т. п., доступные другим. Предусмотрена поддержка системы рекомендаций, рейтингов и т. п. Примеры: discogs.com, IMDb.com.
Социальные сети вебмастеров используются для анонсирования полезных материалов, позволяющие авторам оставлять ссылки на их посты, общаться, голосовать за интересные анонсы и т. п. Часто имеют рейтинги или рекомендации. Обзор основных социальных сетей для вебмастеров.
Многопользовательские сетевые игры (Massively Multiplayer Online Games) имитируют виртуальные миры с различными системами подсчёта очков, уровней, состязательности, победителей и проигравших. Пример: World of Warcraft.
Геосоциальные сети позволяют налаживать социальные связи на основании физического положения пользователя. При этом используются различные инструменты геолокации, например GPS, которые дают возможность определить нынешнее местоположение пользователя, а также создавать профайлы мест, которые пользователи посещают.
Профессиональные социальные сети создаются для общения на профессиональные темы, обмена опытом и информацией, поиска и предложения вакансий, развития деловых связей. Примеры: LinkedIn, Профессионалы.ру.
Возрастные и Гендерные социальные сети создаются для общения пользователей определенной гендерной или возрастной принадлежности. Например, социальные сети для детей, подростков, девушек. Примеры: социальная сеть для девушек - Мирподруг.ру, социальная сеть для детей - webiki.ru.
Сервисные социальные сети позволяют пользователям объединяться в он-лайн режиме вокруг общих для них интересов, увлечений или по различным поводам. Например, некоторые сайты предоставляют сервисы, с помощью которых пользователи могут размещать для общего доступа персональную информацию, необходимую для поиска партнеров. Примеры: LinkedIn, В Контакте.
Коммерческие социальные сети ориентированы на поддержку бизнес-транзакций и формирование доверия людей к брендам на основе учёта их мнений о продукте, о том как сделать его лучше и т. п., тем самым позволяя потребителям участвовать в продвижении продукта и расширяя их осведомленность.
Для рекламодателей социальные сети предоставляют уникальные возможности непосредственного контакта с потребителями. Ежедневно миллионы пользователей ведут беседы о компаниях, их товарах и услугах, делясь своим мнением и впечатлениями. В результате отдельно взятый участник сетевого сообщества может испортить (или наоборот) репутацию компании с многомиллионным оборотом.
Объём рынка рекламы в социальных сетях неуклонно растет. В 2007 году, по оценкам аналитической компании eMarketer, он достиг отметки в 1,225 млрд долларов. При составлении отчёта экспертами eMarketer учитывались все виды рекламы, размещённой в социальных сетях, включая медийную, контекстную и видеорекламу, а также затраты на маркетинговые проекты, в которых маркетологи создают профили для своих товаров и брендов в социальных сетях. Кроме того, в прогнозах впервые учитываются расходы на создание виджетов и приложений. По прогнозам eMarketer, к 2011 году объём рынка рекламы в социальных сетях вырастет до 3,8 млрд долл.
В настоящее время наибольший интерес к социальным сетям проявляют компании таких секторов, как потребительские товары, производители спиртных напитков, автопроизводители, компании индустрии развлечений. Потребительские бренды до последнего времени не вели агрессивную рекламную политику в сети Интернет, однако с 2009 года многие из них запланировали бюджеты на маркетинг в социальных сетях.
Социальное программное обеспечение — это широкий диапазон программных систем, позволяющих пользователям взаимодействовать и обмениваться данными. Этот способ компьютерно-опосредованного взаимодействия стал популярным с появлением таких социальных сайтов, как MySpace, Facebook, Одноклассники.ru, медиасайтов Flickr и YouTube, коммерческих сайтов eBay. Многие из этих приложений имеют такие общие характеристики как: открытые API, сервис-ориентированный дизайн, возможность удаленного размещения данных и медиафайлов. Такие приложения принято относить к системам Web 2.0.
Внутри социального ПО можно выделить две группы программных инструментов: коммуникационные и интерактивные.
Коммуникационные инструменты применяются для записи, хранения и представления коммуникационных данных, чаще всего в текстовом виде, но все больше в аудио- и видеоформатах.
Интерактивные инструменты применяются для поддержки взаимодействия между отдельными пользователями и их группами. В отличие от коммуникационных инструментов, акцент делается на поддержке связности пользователей и механизмов общения между ними. В противоположность коммуникационным инструментам, которые являются обычно асинхронными, интерактивные инструменты преимущественно синхронны, позволяя взаимодействовать пользователям в режиме реального времени (как в случае интернет-телефонии, видеочатов и т. п.) либо почти синхронно (службы мгновенного обмена сообщений, текстовые чаты и т. п.).
2.2 Характеристика наиболее популярных социальных сетей
За последнее время развитие социальных сетей протекает очень стремительно, количество порталов растёт. Рассмотрим наиболее известные и популярные сервисы.
Мировые:
Facebook – стартап из Силиконовой долины. Широко распространена среди колледжей и университетов большинства англоговорящих стран. Является второй по популярности сетью после MySpace в США. Эта сеть пока еще не доступна во многих странах, однако стабильно развивается и растет. Рекомендуется: студентам колледжей и университетов.
MySpace – одна из наибольших социальных сетей в мире. Она с огромной скоростью завоевала США, сейчас MySpace насчитывает порядка 80 миллионов пользователей. В 2005–м году её выкупила компания Newscorp за 580 миллионов долларов. MySpace продолжает стремительно развиваться и на данный момент именно она определяет пути развития социальных сетей. Рекомендуется: тинейджерам, молодым людям.
Bebo – в отличии от американизированной MySpace, Bebo рассчитан на другие англоговорящие страны, такие как Англия, Австралия и Новая Зеландия. По функциям Bebo очень похож на MySpace. Изначально, Bebo был создан для того, чтобы осуществлять связь между друзьями, однако в последствии сеть разрослась и на данный момент насчитывает порядка 40 миллионов пользователей. Рекомендуется: тинейджерам, молодым людям.
2.3 Сети Рунета
ВКонтакте. Поиск сокурстников и одноклассников, наиболее посещаемый ресурс в России и Украине. Создан в 2006 году, Павлом Дуровым (для регистрации требуют указания е-майл и номера мобильного телефона).
Одноклассники — Год основания — 2006. Самая большая социальная сеть, насчитывает 11 миллионов (февраль 2008) пользователей. Одноклассники.ru помогут найти старых друзей и узнать чем и как они живут сейчас. Можно отправить сообщения людям, с которыми потеряли связь, и, возможно, организовать с ними встречу (с недавнего времени регистрация стала бесплатной).
Мой круг — социальная сеть для поиска работы и работников. Первая в Рунете социальная сеть, созданная в 2005 г. группой недавних выпускников МФТИ, МГУ и Российской экономической школы для поиска одноклассников, однокурсников, коллег и сотрудников (на июнь 2006 г. в ней было зарегистрировано 100 тыс. пользователей). 27 марта 2007 г. сервис был куплен компанией Yandex; теперь он является одним из сервисов Яндекса и продолжает своё развитие под его опекой.Мой мир@Mail.ru — социальная сеть на www.mail.ru. Паутина профессиональных знакомств (Webby) — предоставляет возможность своим пользователям опубликовать свою визитку-презентацию и наладить деловые контакты.
2.4 Лидеры среди социальных сетей
Еще пару лет назад за корону господствующей социальной сети отчаянно билась MySpace. Сегодня лидер очевиден и единоличен — Facebook.
Социальная сеть Facebook была основана Марком Цекербергом в не очень далеком 2004 году. Изначально Facebook создавалась как студенческая социальная сеть студентов Гарварда, мгновенно вышедшая впоследствии из этого тесного русла. Вначале Facebook стал доступен для студентов прочих университетов Бостона, а потом для студентов США и Великобритании в самом широком смысле, а потом и для всех желающих. Очень интересно, кстати, наблюдать за развитием Facebook по недавно вышедшему полнометражному фильму The Social Network. И хотя там не все детали соответствуют действительности на 100% по словам Марка Цекерберга, в больше степени кино проливает свет на формирование сети.
Количество пользователей Facebook давно перевалило за 500 млн., а по генерируемому трафику социальная сеть наступает на пятки Google (а некоторым данным уже обходит Google). На сегодняшний день количество пользователей Facebook приближается к 600 миллионам. Динамика роста пользователей Facebook за последние 6 месяцев представлена в таблице 1.
Наиболее популярной, сеть остается в США. Там уже 146,6 млн. пользователей - это 47% населения страны. За последние 6 месяцев прирост составил 20,7 млн. На втором месте по количеству пользователей идет Индонезия - 33,9 млн. человек, а на третьем - Великобритания - 27,5 млн.
Дополнительной популяризации Facebook также способствовал вышедший в 2010 году фильм «Социальная сеть»
Список использованных источников
Арсланова А. И. Современная коммуникационная ситуация и принципы формирования интернет-сообществ // Вестн. Башкирского ун-та. - 2011. - Т. 16, № 2. - С. 549-552.
Баранов А. Б. Виртуальная коммуникация в социальной сети: основные понятия и модель взаимодействия // Вестн. Ун-та Рос. акад. образования. - 2010. - № 5. - С. 108-111 ; То же [Электронный ресурс]. - URL : http://www.vestnikurao.ru/pics/File/pdf/VESTNIK_URAO_5-2010r.pdf (21.03.12).
Данилова М. А. Интернет-социализация студенческой молодежи : специфика мотивации сетевого поведения : автореф дис. канд. социлог. наук / Данилова Мария Анатольевна. – Саратов, 2009. – 18 с.
Константинов П. А. Социально-философский анализ функционирования интернет-сообществ : автореф дис. канд. философ. наук / Константинов Петр Анатольевич. – Красноярск, 2010. – 20 с.
Лавренчук Е. А., Аутопойезис социальных сетей интернет-коммуникаций // Вестник РГГУ. - 2009. - № 12. - С. 48-56 ; То же [Электронный ресурс]. - URL : http://rggu-bulletin.rggu.ru/binary/object_23.1329383306.98835.pdf (21.03.12).
Маркеева А. Тенденции развития виртуальных социальных сетей // Человек и труд. -2010 .- № 9. - С. 67-70 ; То же [Электронный ресурс]. - URL : http://www.chelt.ru/2010/9-10/markeeva_9-10.html (21.03.12).
Матвеева И. Ю. Читать подано! Социальные сети в поддержку и продвижение чтения // Вестн. Челябинской гос. акад. культуры и искусств. - 2010. - № 3 (23). - С. 25-31.
Невоструев П. Социальные сети как дополнительный канал коммуникации со студентами // Университетская кн. - 2011. - № 10. - С. 48-51.
Терехов Д. Социальные сети - новая коммуникационная реальность // Пресс-служба. - 2011. - № 9. - С. 48-59.
Третьякова Т. С. Малобюджетные технологии маркетинговых коммуникаций в социальных сетях // Практ. маркетинг. - 2010. - № 10. - С. 11-19.
Федотченко Ю. И. Социальные сети : вчера наступает сегодня // Реклама. Теория и практика. - 2010. - № 2. - С. 96-103.
Чернов И. В. Социальные сети как инструмент обучения и коммуникации студентов // Социология образования. - 2010. - № 7. - С. 71-75.
Шелепаева А. Х. Образовательные возможности социальных сетей // Открытое и дистанционное образование. - 2011. - № 2. - С. 64-70.