Технологическая карта урока ИЗО №13-14 на тему: Красота классической архитектуры — рисование с натуры капители ( 7 класс).


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
класс Дата
Предмет
Учитель: Изобразительное искусство.
Кудрявцева Е.А. 7 Тема занятия № урока 13-14. «Красота классической архитектуры»-рисование с натуры капители.
Вид занятия Урок – практическая работа
Цель занятия Объемно-пространственное изображение гипсовой капители.
Задачи: развитие  выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты;
способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне;
способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств;
ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
Результат Должны
знать понятия «пропорции», «компоновка», «перспектива», «натюрморт», «светотень», «тон», «тоновой масштаб»;
этапы работы над рисунком;
законы светотени
Должны
уметь Анализировать конструкцию гипсовой капители;
выполнять конструктивное построение;
определять основные тональные отношения рисунка.
Показатели оценки
результата Уметь изображать гипсовую капитель, учитывая освещение и определяя тональные отношения. Знать последовательность выполнения рисунка, моделировку формы и объема, технику рисунка.
Пятибалльная система оценивания.
Меж предметные связиОбеспечивающие
дисциплины Декоративно-прикладное искусство
перспектива
Мировая художественная культура
Обеспечиваемые
дисциплины
(модули, МДК) Общеобразовательные предметы.
Средства Педагогический рисунок. Словарь терминов. Сообщение уч-ся о дорическом ордене. Презентация «Красота классической архитектуры».Зрительный ряд: Работы из методического фонда. Гипсовая капитель. Альбомы, кар. Т-3М.
обучения Основная 1. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2009.
литература 2. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
содержание занятия №13.
Тема:линейный рисунок капители.

этапа Этапы занятия, учебные вопросы,
формы и методы обучения Временная
регламентация
этапа
1 Организационный этап: 1 мин
-зрительный анализ подготовки рабочих мест; проверка посещаемости; - психологический настрой класса на урок:
Мы начинаем рисование новой постановки. Надеюсь, вы с новыми силами и имеющимися знаниями воодушевленно начнете работу и покажите все свои способности. 2 Мотивационный момент: 5мин
- Раскрытие значения изучения формы капители.( Презентация)
 Наиболее ценными учебными моделями для рисования являются детали архитектуры - классические ордера. "Ордером" называют архитектурный элемент стоечно-балочной системы, приведенный в определенный конструктивно-художественный порядок. В буквальном переводе этот термин означает "порядок". ( Анализ цитаты)  Ордерные системы, возникшие в античные времена и получившие широкое развитие во всей мировой архитектурной практике, по сей день обращают на себя пристальное внимание современников. Благодаря своей соразмерности, художественно-конструктивному совершенству, богатству и разнообразию архитектурных форм, классические ордера являются лучшими моделями для изучения и рисования, которые позволяют изучать логику конструктивно-художественной сущности этих форм и совершенствовать изобразительные навыки. Сообщение уч-ся о Дорическом ордене.    В ордерной системе существенную деталь составляет стойка - колонна. Между колонной и конструкцией балки находится основная головная часть - капитель. Под колонной, в ее нижнем основании, находится плита, называемая базой, выполняющая функцию распределения основной нагрузки на его поверхность. С изобразительной точки зрения наибольший интерес вызывают верхняя и нижняя детали колонны - капитель и база. Композиции капители классических ордеров по своей стилистике и форме довольно разнообразны - от самой простой и гладкой до сложной декорированной, с различными орнаментами растительного и животного происхождения.  - определение цели изучения темы:
Изучение этапов изображения капители, особенностей композиционного размещения и линейно-перспективного построения , тонового масштаба и тоновых отношений в рисунке. - вовлечение уч-ся в процесс постановки целей и задач занятия:
- Сформулируйте цель, которую вы будете ставить перед собой?
Цель: Провести анализ формы капители и выполнить линейный рисунок капители. - вовлечение учащихся в процесс постановки задач занятия:
- Какие задачи мы должны перед собой поставить?
1. Анализ постановки с целью определения основных пропорций.
2. Выполнить линейный рисунок капители. 3. Объяснение учебного материала. 9мин
3.1

3.2
Капитель состоит из трех основных частей Верхняя часть, абака, представляет собой толстую квадратную плиту, которая венчается каблучком и полочкой. Под ней находится эхин, затем - переходная к колонне часть, состоящая из трех поясков или шейки, которая сопрягается со стволом колонны. Чуть ниже имеется выступающий валик с полочкой, называемый астрагалом, который также сопрягается со стволом колонны через выкружку. Если мысленно представить капитель без мелких элементов: эхина с поясками, астрагала с полочкой и без рельефа выкружки, то нетрудно определить, из каких геометрических форм состоит ее основа. Разумеется, ствол колонны состоит из цилиндра, а абака - из толстой квадратной плиты, расположенной симметрично по центру на верхнем основании цилиндра. При отдельном рассмотрении ее дополнительных элементов можно видеть, что профиль эхина близок к четвертному валу, а астрагал представляет собой тело, образованное движением шара по окружности на некотором удалении от поверхности цилиндра, с примыкающей к нему снизу полочкой.
Формы капителей, независимо от их разнообразия и стилистики, в основе всегда имеют правильные геометрические формы, чаще относящиеся к телам вращения. Сочетания различных поверхностей образуют сложные формы, из-за чего рисование капители в учебном процессе относят к наиболее сложным задачам.
Работу над рисунком капители следует начинать с композиционного размещения изображения на листе бумаги после предварительного осмотра натуры со всех сторон с тем, чтобы определить наиболее выгодную для размещения изображения точку зрения. От того, насколько выразительно выбрана точка зрения, во многом зависит успешное решение композиционной задачи.

Инструктаж по выполнению самостоятельной практической работы по выполнению линейного рисунка капители:
- Последовательность работы.При отсутствии методической последовательности в работе внимание рисующего будет распылятся, ослабевать, и в конце концов приведет к срисовыванию. 
Итак, для того чтобы работа шла успешно нужно соблюдать такую последовательность:1. Предварительной анализ капители ( постановки).2.Композиционное размещение изображения на бумаге.3. Передача характера формы предмета и его пропорций.4. Конструктивный анализ формы капители и перспективное построение изображения на плоскости.5. Выявление объема капители тоном.6. Детализация формы передача материальности.7. Подведение итогов работы над рисунком- синтез.
6мин


3мин.
4. Практическая работа. Выполнение линейного рисунка капители. 20мин
- самостоятельная работа учащихся;
- консультации преподавателя;
- минута снятия напряжения: выполнение простых физических упражнений на расслабление мышц спины и плечевого пояса;
- текущий анализ выполнения задания;
- корректировка деятельности учащихся. 1мин.
5. Подведение итогов занятия: 3мин
- самооценка результатов работы уч-ся и их обсуждение; - закрепление основных понятий: «компоновка», «пропорции», «построение». 6. Домашнее задание и рефлексия: 2мин
- объяснение домашнего задания: Проанализируйте понятие «тон2. - рефлексия (оценка своего восприятия к выполняемой работе) Всего: 40 мин
содержание занятия №14.
Тема:выполнение рисунка капители в тоне.

этапа Этапы занятия, учебные вопросы,
формы и методы обучения Временная
регламентация
этапа
1 Организационный этап: 1 мин
-анализ подготовки рабочих мест; проверка посещаемости; - психологический настрой класса на урок:
- «Надеюсь, вы соскучились по рисованию? Значит сегодня вы поработаете с удовольствием и хорошим настроением.»
2 Мотивационный момент: 3мин
- Раскрытие значения передачи объема средствами тона: Когда на листе линиями найдены композиция, пропорции, конструкция предмета следует преступить к тоновой проработке рисунка.
Под термином «тон» подразумевается светлотная характеристика формы. Для чего он служит?
- для светотеневой моделировки формы,
- для решения цвета предмета от светлого до темного,
-для выявления силуэта в рисунке,
- для построения пространства.
- Определите цель нашего занятия.
Цель: Используя тон, передаем объем капители. - вовлечение уч-ся в процесс постановки задач занятия:
- Какие задачи мы должны перед собой поставить?
1. Провести анализ тональных отношений на постановке.
2. Набрать тоном основную массу предмета, используя разные средства рисунка. 3. Объяснение учебного материала. 9мин
3.1
ТОНОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ — это степень распределения света и тени на рисунке и в натуре.
ЦЕЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ — это определенный способ видения модели. Для передачи в рисунке тональных отношений вам нужно научиться цельному видению сразу всей модели, не сосредоточиваясь на отдельных элементах. При этом вы будете видеть постановку как бы ни в фокусе, чуть размытой, но зато легко определите градацию тонов.
ТОНОВАЯ ПАЛИТРА — это градации тона от самого светлого к самому темному. Как правило, работу над рисунком начинают с выявления самых темных и светлых участков и по этим двум крайностям строят остальные тоновые отношения. Самое темное место в рисунке берут в полную силу карандаша, а самым светлым местом остается нетронутая белая бумага. Все остальные теневые градации укладывают в тональных отношениях между этими крайностями. Такое деление изображения придаст рисунку выразительность и убедительность.
Для того чтобы овладеть цельным видением и правильно определять тональные отношения, нужно делать кратковременные рисунки (наброски), а также изучать работы признанных мастеров рисунка.
Во время работы на каждом этапе рисования следует помнить основной принцип — идти от общего к частному, все время держать в поле зрения всю модель, а не только ту часть, которая изображается в данный момент. Для более глубокого освоения техники рисования перед длительным рисунком необходимо делать наброски.
Моделируя форму предмета, очень важно правильно работать тоновыми отношениями, начиная от самого светлого до самого темного и их промежуточных тонов.
Чтобы правильно взять тоновые отношения, следует исходить от натуры, от двух противоположных по силе контрастных пятен на ней. Самым светлым местом на постановке будет блик и его окружение, а самое темное- собственная и падающая тени. Эти два контрастных пятна должны служить ориентиром в работе по определению тоновых отношений.
7мин
3.3 Инструктаж по выполнению самостоятельной практической работы по передаче объема средствами тона:
Ориентируясь на самые светлые и самые темные места на натуре, постоянно сравнивая одну силу тона с другими, находите все остальные оттенки светотени.
2мин
4. Практическая работа. Выполнение рисунка капители в тоне. 20мин
- самостоятельная работа студентов
- консультации преподавателя;
- минута снятия напряжения: предложить встать и потянуться для выпрямления позвоночника.
- текущий анализ выполнения задания;
- корректировка деятельности студентов 5. Обсуждение и оценка результатов практической работы. 3 мин.
- анализ выполненного задания. 6. Подведение итогов занятия: 2 мин
- самооценка результатов работы уч-ся и их обсуждение; - закрепление основных понятий: «тон», «тональные отношения» 7. Домашнее задание и рефлексия: 2 мин
- объяснение домашнего задания. - рефлексия (оценка своего восприятия к выполняемой работе) Всего: 40 мин
учитель:_______________________Е. А. Кудрявцева