Интегрированный урок Окружающего мира и Изобразительного искусства «Художественные ремёсла и народные промыслы России»


5
Интегрированный урок Окружающего мира и Изобразительного искусства
«Художественные ремёсла и народные промыслы России»
Тема Художественные ремёсла и народные промыслы России
Цель
Задачи
Познакомить учащихся с художественными ремеслами и обобщить знания детей о народных промыслах России.
Образовательные:
Формировать представление учащихся о разных видах ремесел и народных промыслах, образное представление о культуре России.
Тренировать способность в умении различать виды художественной росписи.
Воспитывать уважение к труду мастеров России.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе, поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат Предметные:
Понимать, что такое ремесло, ремесленник, мастер, промысел.Различать виды промыслов.
Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе, поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия Ремесло, промысел, мастер, ремесленник.
Межпредметные связи ОМ (история Отечества), ИЗОРесурсы:
Компьютер, плазменная панель
- презентация
- алгоритм самооценки
- пакеты с заданиями
- ножницы
- клей
Организация пространства Фронтальная работа, групповая работа.
Методы Словесные, наглядные, практические.
Технология проведения Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Оформление доски Деятельность
учеников Планируемые результаты
УУД
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
1. Сегодня мы работаем в группах.
Давайте вспомним правила работы в группе.
1.Прочитатйте пословицу.
ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ.
- Как вы её понимаете?
- Давайте сегодня попробуем работать на уроке, помня об этой пословице.
ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ.
Слайд 2
Проговаривают правила.
Проговаривают ПОСЛОВИЦУ, дают ей объяснение.
(Для настоящего мастера не бывает невыполнимых дел, он всегда найдет выход из трудного положения. Так говорят. Когда хотят похвалить кого-то, или ответить за высокое мастерство).Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
II. Актуализация знаний. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин)
Цели:
- организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей;
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. - Какое сейчас время года?
- Посмотрите, какой снежный сугроб она намела.
- Расскажите, что вы знаете об этих словах?
_________________________
- На каком уроке Мы знакомились с этими словами?
- Что объединяет эти слова?
- Мы выяснили, что эти слова относятся к художественным ремёслам России. А какое отношение имеет Ломоносов к этим словам?
___________________________
- Для чего люди используют искусство, украшают предметы, которые находятся вокруг.
___________________________
- Кто занимался этим?
- Кто это?
___________________________
- Где найти более четкое объяснение?
___________________________
___________________________
- Какие знания нам понадобятся сегодня на уроке?
.
- Вспомним с уроков Истории, где жили ремесленники?
_________________________
- А теперь вспомним все, что мы знаем об образовании городов в Древней Руси.
- Люди создавали красоту вокруг себя очень давно.
- В старину всякую вещь – и ту, что кормит, и ту, что забавляет, мастерили своими руками: избу, телегу, лапти, конскую упряжь, чашку, ложку, свирель, рожок, печь-матушку. Не зря говорили: «Золотым рукам цены нет»
- Как вы понимаете эту пословицу?
- В древней Руси стали зарождаться ремесла.
- С какими материалами работали ремесленники?
-В каких ремеслах работали ремесленники?
__________________________
- Как назывались люди, которые занимались ремеслом?
__________________________
- Что вы видите?
__________________________
- Что интересного заметили?
____________________________
- Чем отличаются тарелки?
____________________________
- А как это назвать?
____________________________
-Из чего делали посуду?
- Так, что же мы должны узнать на уроке?
Тема урока: Художественные ремёсла и народные промыслы России
____________________________
ФИЗПАУЗА
Я вам буду загадывать загадки, а отгадку вы мне покажите.
Рыба в море,
Хвост на заборе
Сама не ем, а людей кормлю.
На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и то на спине.
- Как назвать эти предметы , одним словом?
На доске карточки:
Ломоносов; Рублёв; Собор Святой Софии; фреска; резьба; мозаика.
__________________
Слайд № 3. Ломоносов

__________________
_________________
Карточки на доске:
Справка из словаря
Мастер – квалифицированный работник в какой-то производственной области.
Ремесленник – человек, который занимается, владеет проф. Мастерством.
_________________
РЕМЕСЛО- работа , которой занимается ремесленник
профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом.
ПРОМЫСЕЛ – мелкое ремесленное производство.

4 слайд

________________
5 слайд

6 слайд

С 7 слайда

По 15 слайд

Карточка
РЕМЕСЛО
________________
16 слайд

РЕМЕСЛО
?
ПРОМЫСЕЛ
_________________
Дети отгадывают и показывают отгадки.
17 слайд

18 слайд

19 слайд

20 слайд
- зима
Ломоносов – ученый
Рублёв - иконописец
Собор Святой Софии – храм в Киеве
фреска – изображение по сырой штукатурке
резьба – узорная отделка из дерева, камня, металла
мозаика – изображение с помощью цветных стекол
________________
- ОМ (Древняя Русь)
- искусство, украшение
- изобретатель мозаики из стекла в России
________________
- для красоты
________________
- мастера, ремесленники
________________
- В словаре.
Ремесло, промыслы
_______________
- В городах.
________________
- Город вырос из торгово-ремесленного посёлка.
- Иногда в город превращалась княжеская пограничная крепость – замок
- Город – центр нескольких племён (Новгород)
- Город являлся укреплённым поселением ремесленников и торговцев, центром обмена. В городе развивается кузнечное, оружейное, ювелирное,
гончарное, кожевенное и портняжное ремесло.
Кость, береста, глина, металл, шерсть, дерево
ремесленники
- посуду
_______________
- разный узор
_________________
-цветовой гаммой, узором,
_________________
-народные промыслы
________________
- из глины, бересты, дерева
Подносы из металла
- Что такое промыслы и ремесла. Чем они отличаются?
_________________
ковш
ложка
чайник
- посуда Знать значения слов, соответствующих разделу Древняя Русь.
Умение работать со словарем.
Знать причины образования городов в Древней Руси.
______________ Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
III. Выявление места и причины затруднения
(2 мин)
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Давайте вспомним, какое у нас возникло затруднение?
21 слайд
7581908890РЕМЕСЛО Карточки
? появляют-
ПРОМЫСЕЛ ся на дос-
ке. Развести понятия ремесло и промысел. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).IV. Построение проекта выхода из затруднения
(3 мин)
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
- Что для этого нужно сделать?
_ На Руси в каждой местности зарождался свой народный промысел. Мастера использовали определённый материал, из которого делали посуду, определённые краски.
- Давайте вспомним с уроков ИЗО какие названия народных промыслов вы знаете?
- Что объединяет эти промыслы?
- Чем отличаются?
СЛАЙДЫ с разными видами народных промыслов.
(с 22 по 26) Посмотреть разные изделия. Чем они отличаются и т.д.
Гжель, Дымка,
Хохлома, Городец, Полхов-Майдан,
Урало-сибирская роспись
Созданы ремесленниками для использования в хозяйстве.- Украшение росписью
- Своеобразием: красками, элементами росписи Знать некоторые виды народных промыслов Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
V.Реализация построенного проекта
(10 мин)
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока. - Итак, о чем мы сегодня говорим?
- Сегодня на уроке вы будете работать в группах.
- Вспомните правила работы в группе.
- У вас на партах лежит клей, ножницы.
- Вспомним правила. ТБ
Работа в группах
- Сейчас вам предлагается работа в группах.
- Я приглашаю вас в мастерские народной росписи Гжели, Хохломы, Городца и Нижнего – Тагила. И сейчас вы будете в роли мастеров.
- Задание по группам
План на доске:
● Элементы росписи
● Цветовая гамма
● Особенности
●Место, где зародился промысел. - о ремеслах, промыслах
- Вспоминают Правила ТБ при работе с клеем, ножницами.
Получают задания. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин)
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Работа в группах по «созданию изделия», соответствующего заданию группы.
Отчет групп по плану. Отчет групп.
Самооценка группы о правильности выполнения задания. выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Итог урока
Рефлексия
_ Какова была цель нашего урока?
- На какие вопросы мы должны были ответить сегодня на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке?
- У кого возникло желание больше узнать о ремеслах и промыслах? Где можете найти эту информацию?
- Оцените свою работу сегодня на уроке.
Слайд 27

3
7672003827276720038272
3842951539623841411539621236388740 2
1
6159538100
(Этап рефлексии в приложении 2)
1. Я знаю, что такое ремесло, знаю некоторые народные промыслы, и могу рассказать об этом другим.
2. Я понял, что такое ремесло и народные промыслы, но рассказать другим ещё не могу.
3. Мне ещё пока трудно распознавать виды народных промыслов. - Понять чем промысел отличается от ремесла.
- Что такое художественные ремёсла и народные промыслы
- Некоторые виды ремесел, народных промыслов.
- Возникло.
- На уроках ИЗО нас ждет встреча с русской матрешкой. И мы вновь встретимся с народными промыслами. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).