Конспект Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц 7 кл.


Класс: 8
Предмет: физика
Тема 4: «Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц»
Цели: 1. Познакомить с физическими величинами и ценой деления прибора; дать понятие о международной системе единиц.
2. Развивать кругозор учащихся; работать над правильным произношением основных понятий.
3. Воспитывать умение определять цену деления прибора, приводить примеры физических величин.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: объяснение, рассказ, беседа, наблюдение, показ, работа с учебником.Наглядность и оборудование: презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Учитель: Евсеева Кристина Владиславовна.
Ход урока:
I. Организация начала урока.1. Выявление отсутствующих.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Фоноритмика: термин, физическое тело, материя, вещество.
III. Актуализация знаний.
- Проверка д/з- Карточки __________________
IV. Изучение нового материала.
С давних пор люди сталкивались с необходимостью определять расстояния, длины предметов, время, площади, объемы и т.д. а чтобы измерять, необходимо было придумать единицы различных физических величин.
Измерить физическую величину – это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу.
- Знаете ли вы, какие существовали и какие существуют сейчас единицы длины?
Моряки измеряли путь трубками, т.е. расстоянием, которое проходит судно за время, пока моряк выкурит трубку. В Испании похожей единицей была сигара, в Японии – лошадиный башмак, т.е. путь который проходила лошадь, пока не износится привязанная к ее копытам соломенная подошва, заменявшая подкову. У многих народов для определения расстояния использовалась единица длины стрела – дальность полета стрелы. Древние римляне расстояние измеряли шагами или двумя шагами (шаг левой ногой, шаг – правой). Тысяча двойных шагов составляла милю. Длину веревки или ткани неудобно измерять шагами. Для этого придумали единицу длины с названием части человеческого тела. Локоть – расстояние от конца пальцев до локтевого сустава. На Руси долгое время в качестве единицы длины использовали аршин (≈ 71 см). эта мера возникла при торговле с восточными странами (перс. «арш» - локоть).
Для измерения меньших длин применяли пядь или четверть (≈ 18 см) – расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев.
В странах Западной Европы применяли в качестве измерения длины дюйм (≈ 2,54 см) – длина сустава большого пальца и фут (≈ 30 см) – средняя длина ступни человека.
Росло число единиц для измерения одной и той же величины, что было неудобно.
Для удобства были созданы постоянные образцы (эталоны) мер длины в виде металлических линеек или стержней и массы в виде металлических гирь.
В 1960 г.XI Генеральная конференция по мерам и весам, в которой принимали участие ученые многих стран, в том числе и СССР приняли резолюцию об установлении Международной системы единиц – СИ (система интернациональная).
В качестве основных единиц были выбраны следующие:
Метр – единица длины
Килограмм – единица массы
Секунда – единица времени
Кельвин – единица температуры
Ампер – единица силы тока
Кандела – единица силы света
Моль – единица количества вещества
На практике используются также кратные единицы, которые в 10, 100 и т.д. раз больше, и дольные, которые в 10, 100…меньше принятых единиц. Для их обозначения используются специальные приставки.

Для измерения физических величин применяют измерительные приборы. Самыми простыми измерительными приборами являются рулетка, мензурка (измерительный цилиндр). Более сложными являются термометр и секундомер.
Любой измерительный прибор имеет шкалу. На шкалу нанесены метки, каждая из которых содержит определенному численному значению измеряемой величины. Рядом с крупными метками нанесены соответствующие цифры. Между крупными нанесены мелкие, но без цифр. По шкале определяют две важные характеристики прибора: предел измерения и цену деления.
Пределы измерения определяются цифрами у первого и последнего деления.
Цена деления (Ц) – это численное значение измеряемой величины, которое соответствует одному делению шкалы.
Например, у линейки между делениями 1 см и 2 см нанесено 10 равных делений, мы можем измерить длину с точностью до 1 мм.
Перед проведением измерения всегда определяют цену деления.
V. Закрепление знаний.Решение задач:
- упр.1, №2, с. 10 (уч. Физика 7 кл. /Перышкин)1905013335- №1: Определите Ц измерительной линейки, если фрагмент шкалы имеет вид:
- с. 18, поурочные планы/ физика 7 кл./ по уч. Громова
VI. Подведение итогов.
24765044451. Наука о природе (физика). 2. Прибор для измерения длины (рулетка). 3. Прибор для измерения объема жидкости (мензурка). 4. Физическое тело, представляющее собой длинный и тонкий кусок металла (проволока). 5. Твердое вещество, которое часто используется для изготовления школьных принадлежностей (пластмасса). 6. Мера нагретости тела (температура).
VI I. Д/з: уч. осн. пон. по теме, с.10, упр. 1 №1.