С рифмой по жизни


В октябре мы будем вновь отмечать свой профессиональный праздник. Мне хотелось бы поздравить с этим праздником всех своих коллег. Я уверена, что прекраснее нашей профессии нет.

Много слов об учителе сказано,
Отношение к нему очень разное.
Средства массовой информации
Часто стали над ним издеваться
Но!!!
Учитель – это всегда просветитель!
Учитель – добра, сострадания обитель!
Учитель – секретов надежный хранитель!
Учитель – идей нестандартных носитель!
Такого реформ современных гнёт
Вовек не сломает и не убьёт.

О ХИМИИ В СТИХАХ

«Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии,
картинами мастеров живописи, с хорошей музыкой, который способен открыть что-либо значительное в своей области».
(А.Е. Арбузов – известный химик-органик)
Для того чтобы воспитать всесторонне развитую личность, сам воспитатель должен стремиться быть такой личностью. Настоящему учителю мало быть только профессионалом в своей области, он должен быть интересен для любого ребенка, идти в ногу со временем.
Учитель химии обязан помочь реализовать свои возможности тем, кто может стать отличным врачом, экологом, инженером-химиком и т. д. Но и остальным детям должно быть интересно на его уроках.
Сегодня большое внимание уделяется гуманитаризации школьного образования в целом и естественнонаучных дисциплин в частности. Одним из методов гуманитаризации является использование литературных произведений и особенно стихов на уроках. Данный метод достаточно популярен и у учителей химии. Детям очень нравится, когда о сложных химических явлениях говорят, используя стихотворную форму. Особенно выигрышными оказываются стихи, которые написаны самим учителем. Ему лучше, чем кому-либо известны проблемы и сложности изучаемого материала.
. Много времени в школьной программе по химии в 9 и 11 классах уделяется изучению темы «Металлы». Чтобы повысить интерес к этой теме я использую эффектные опыты, показываю слайды, микро видеофильмы. Часто я начинаю урок о конкретном металле с загадки. Эти же загадки можно использовать во внеклассных химических мероприятиях.
Загадки о металлах.
Этот очень активный металл
Самым первым в периоде встал.
Он под слоем керосина хранится,
Потому что воды и воздуха боится.
Если же с водой встречается,
Сразу в щелочь превращается,
Коли с хлором соединится,
В пищевой продукт превратится.
(Натрий)
В группе второй
Он – самый главный герой.
Этот активный металл
Во многие минералы попал:
Известняк, мел, апатит,
Сталагмит и сталактит,
Мрамор, гипс и фосфорит.
Наш металл так знаменит!
(Кальций)

Его знает стор и мал –
Нужный каждому металл.
С нами рядом он всегда:
Самолёты, морские суда,
Высоковольтных линий провода,
Даже обычная сковорода.
(Алюминий)
В природе в свободном виде встречается,
От других металлов очень отличается.
Сплавил с оловом его человек,
И наступил «бронзовый век».
(Медь)

Приносит людям много радостей и бед,
В истории войн оставил свой след,
Из-за него преступления совершают,
Им победителей награждают.
(Золото)
Его называют «небесный металл»,
На Землю метеоритом упал,
Из руды его человек получает,
В сталь и чугун превращает.
(Железо)
При изучении в 9 классе металла алюминия я рассказываю ученикам сказку об алюминии, а потом мы вместе разбираем ее химическое содержание. Как показывает практика, даже большие детки любят слушать сказки.
Сказка об Алюминии
Жил блестящий Алюминий,
Очень был активен он,
Лез в химическую драку (реакцию),
Впору вызывать ОМОН.

Дрался он со Щелочами
И с любою Кислотой,
Даже слабенькой Водичке
Доставалося, порой.

И придумали задире
Пленку прочную одеть,
Из оксида её сшили,
Любо – дорого глядеть.

Перестал он задираться,
Перестал с другими драться,
Потерял блеск молодец.
Вот и сказочке конец.
Любой учитель химии часто на своих уроках говорит о здоровом образе жизни. Дети достаточно скептически относятся к разговорам на эту тему. Нельзя пить, нельзя курить, нельзя употреблять наркотики, но они видят вокруг немало пьющих, курящих и наркоманов. На своих уроках мы объясняем, почему это делать нельзя с точки зрения химии. Мои дети часто создают проекты, связанные с темой здорового образа жизни, а потом их демонстрируют другим учащимся. Ученики лучше воспринимают информацию, найденную такими же школьниками. Представление проекта о пищевых добавках мы завершали, например, такими стихами:
Чтобы быть здоровым
Много – много лет,
Должен человек питаться
В завтрак, ужин и обед.
Это совсем не ерунда,
Какой будет ваша еда.

Прежде, чем купить продукты,
Изучи добавок код,
Если вредные добавки,
Не бери такое в рот.
Зачем тебе опасные токсины
И повышение холестерина!

Овощи купил на рынке,
Кожуру с них очищай,
Накопились в ней нитраты –
Организм свой защищай.
Из избыточных нитратов
Образуются нитриты,

А нитриты, как известно,
Очень даже ядовиты.
Лучше иметь свой огород,
Взял лопату – и вперёд!
Тогда плодами твоего труда
Станет здоровая еда!
В другом проекте исследовался процесс дыхания человека. Суть этого процесса тоже была изложена в стихотворной форме:
«Мы от химии зависим
С ней едим, живём и дышим».
Дышим постоянно, дышим везде.
Дыхание изучал француз Лавуазье.
Он и ученый физик Лаплас
Доказали, что вдыхаем мы кислород,
А выдыхаем углекислый газ.
Помогает в этом фермент один –
Белок замечательный – гемоглобин.
Чтобы учиться, играть и смеяться,
Надо кислородом обогащаться.
Лучше усваивает кислород тот,
Кто здоровый образ жизни ведет,
Не курит, на диване не валяется,
Физкультурой и спортом занимается.
Использование стихов на уроках химии повышает интерес к предмету у гуманитариев, тех, кто сами пишут стихи. Творческие задания по химии они нередко выполняют в стихотворной форме. Чтобы стихи наполнить химическим содержанием, приходится внимательно изучить это содержание. Именно это и надо учителю. Вот какую «Оду об углероде» написал в своё время наш ученик Максим Данильчик:
Углерод существует в природе везде:
В почве, воздухе и воде.
Все организмы живой природы
Содержат атомы углерода.

К примеру, вот угарный газ,
Он часто отравляет нас!
А «углекислый» - пламя тушит,
Но иногда здоровье рушит.

Есть самый ценный углерод.
В глубинных недрах он живёт.
Да, это наш кумир – алмаз.
Он лучше, чем угарный газ.

Железо по латыни «Ferrum»
(Ведь знаешь ты латынь, наверно),
Коль сплавишь с углеродом ты,
Получишь сталь твоей мечты.

Возьмем, к примеру, карандаш,
Он с давних пор приятель наш,
Внутри него найдем графит –
Совсем невзрачен он на вид.

Но если тот графит расплавить
И под давление поставить,
Получим снова мы алмаз,
Богатым можно стать за час!

Еще есть углерод один
С красивым именем – карбин,
В природе редко он встречается,
И разговор о нем кончается.

Вот близок и конец стиха,
Уж скоро отдохнет рука.
Пусть вечно на Земле живет
Великий царь наш – Углерод!
Максим уже закончил «нехимический» факультет педагогического университета, служит в армии, но мы его каждый год вспоминаем именно на уроках химии. Он не единственный, таких талантливых выпускников много, потому что в нашей школе много настоящих учителей, которые любят свою профессию и свою Порошинскую школу.
Далеко – далеко в лес заброшена,
Стоит школа в поселке Порошино,
И живет в этой школе особый народ,
У народа немало проблем и забот.

Как поменьше учиться, но больше узнать,
Интеллект развивать, но зубрилкой не стать,
Как учить и учиться общаться,
Как знакомиться и как прощаться.

Как в ребёнке проблемном, «взъерошенном»,
Отыскать что-то очень хорошее,
Не трясти за грудки словно грушу,
А понять его нежную душу.

Как прожить благородно и ярко,
Отдавать, чтобы не было жалко,
Как суметь безоглядно навеки простить,
Не озлобиться, не разучиться любить.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15