Тема: «Решение уравнений вида а — х = б» 1 класс по УМК Петерсон Л.Г.

Тема: «Решение уравнений вида а - х = б».
Основные цели:
Формировать умение решать уравнения на основе взаимосвязи между частью и целым, актуализировать состав чисел 1-9, составлять задачи на нахождение целого и части.
Формировать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия, обобщение; формировать умение работать в паре, на компьютере.
Воспитывать познавательный интерес, веру в свои силы.

Универсальные учебные действия:
Личностные – самоопределение, смыслообразование.
Познавательные – находить ответы на вопросы, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные – умение слушать других, работать в паре.
Регулятивные – умение планировать свою деятельность, работать по плану,

Планируемый результат:
Знать правило нахождения части и целого.
Уметь выделять неизвестный компонент.
Уметь применять правило для решения уравнений.
Тип урока: Открытия новых знаний.
Ресурсы: Учительский компьютер, видеопроектор, SMART Notebook, презентация, детские нетбуки, CD диск «Тренажер по математике», ПО «Академия младшего школьника».

Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
У. Прочитайте девиз урока. Слайд 1.
Вперед к победе!
У. Как этот девиз связан с работой на уроке?
Д. Не всегда удается самим открыть новый способ, если это удается, то это наша победа.
У. Что нам поможет прийти к победе?
Д. Смайлики и 2 шага.
У. Как?
Д. Мы должны узнать, что я не знаю и самим найти способ.
У. Я желаю вам прийти к победе!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
1) Простые задачи, правило нахождения «части и целого».




У. Посмотрите на доску. Чем похожи схемы? Слайд 2.
Д. Схемы похожи тем, что это задачи на «части и целое», на них изображены одинаковые числа.
У. Чем отличаются схемы?
Д. Одинаковые числа в схемах являются разными компонентами.
У. Составьте задачу к первой схеме.
(Несколько учащихся озвучивают свои задачи.)
У. Решите задачу.
(Учащиеся самостоятельно решают задачу на планшетах-нетбуках Слайд 1. Проверка проводится фронтально.)
У. Что находили в задаче?
Д. Целое.
У. Какое применили правило?
Д. (Чтобы найти целое, нужно сложить части.)
У. Назовите ответ.
Д. 7
У. Составьте и решите задачу ко второй схеме. Слайд 2.
(Проверка проводиться аналогично.)
У. Что находили в задаче?
Д. Часть.
У. Чему же равна неизвестная часть?
Д. 1.
У. Какое применили правило?
Д. Чтобы узнать неизвестную часть, надо из целого вычесть известную часть.
2) Уравнения с неизвестным слагаемым.
Тренажер.
У. Какое будет следующее задание?
Д. Решить уравнение.
У. Что такое «уравнение»?
Д. Это равенство, в котором один компонент неизвестен.
У. Какой компонент неизвестен в данном уравнении?
Д. Неизвестно часть (слагаемое).
У. Как найти часть?
Д. Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.
У. Решите это уравнение.
(Один учащийся работает у доски с комментированием.)
У. Какое правило вы применили?
Д. Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.
3) Пробное действие.
У. Откройте Слайд 3.





У. Какое задание нужно выполнить?
Д. Решить это уравнение.
У. Что нового заметили в этом уравнении?
Д. Знак минус.
У. Решите это уравнение.
(Учащиеся выполняют пробное действие в нетбуках.)
У. Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Покажите ответы. Слайд 3.
(Учащиеся показывают свой ответ, и прошу назвать несколько ответов.)
У. Почему получились разные ответы?
Д. Мы не смогли решить это уравнение.
3. Выявление места и причины затруднения. (Открываю шаг.)
У. Давайте выясним, что я не знаю. Какое задание вы выполняли?
Д. Решали уравнение.
У. Чем же это уравнение отличается от предыдущих?
·
Д. Это уравнение на действие вычитание, где неизвестно часть (вычитаемое).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
У. Кто может назвать тему урока?
Д. Решение уравнений с неизвестным вычитаемым (частью).
У. Посмотрим на уравнение и вспомним алгоритм решения уравнения. Слайд 4.
Д. 1). В этом уравнении части - и , целое - .
2). Неизвестное х - (часть, целое)
3). Применяю правило:
4). Решаю уравнение.
5). Ответ: х равен
У. Что мы ищем – часть или целое?
Д. Часть.
У. Как найти часть?
Д. Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.
5. Реализация построенного проекта. Слайд 5.
У. Сейчас вы будете работать в парах.
На одном нетбуке записано уравнение, а на другом эталон.
Вначале решите само уравнение, а потом запишите эталон.
(Открывают Слайд 5. Решают уравнения, применяя алгоритм, записывают эталон.)











У. Какие результаты у вас получились? Кто сможет объяснить решение уравнения?
( Один ученик у доски объясняет решение уравнения.)
У. Каким правилом вы воспользовались?
Д. Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.
Проводится анализ предлагаемых эталонов. В итоге учитель подводит к общему:







У. Что вам позволяет данный эталон?
Д. Решать уравнения с неизвестным вычитаемым.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
У. Откройте в учебнике № 2 (б), стр. 22.
(Учитель заранее выносит уравнение из этого задания на доску. Один учащийся работает у доски с комментированием.) Слайд 6.
Д. Определяю неизвестный компонент. Выделяю «целое» и «части». Неизвестна часть. Применяю правило: чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную часть. Нахожу неизвестную часть. Это мешок, в котором изображен желтый круг.
(Уравнение с числами решает другой ученик с комментированием у доски.)
№ 3, стр. 22.
(Первое уравнение решается у доски с комментированием.)
Д. Вывод. Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
У. Решите второе и третье уравнения самостоятельно и попросите соседа по парте проверить.
(Проверка проводиться по эталону и по образцу на доске.) Слайд 7.
У. Кто допустил ошибку? В чем она?
Д. Неправильно применил правило, ошибся в вычислениях.
У. Кто выполнил все верно? Какое правило применили?
8. Включение в систему знаний и повторение.
У. Какие умения необходимо развивать, чтобы правильно решать уравнения?
Д. Необходимо уметь размышлять, правильно считать.
У. При выполнении, каких заданий, вы так же формируете эти умения?
Задания на нетбуках.
ПО «Академия младшего школьника».
Математический экзамен. Состав чисел 7 ,8, 9 (203).
У. Какое задание вы выполняли? Какие результаты получились у вас?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
У. Подведем итог урока.
узнал
Я научился
смог
Оцените свою работу на лесенке успеха. Слайд 6. Покажите.
Перенесем на доску. Слайд 8.
Ребята, которые поставили себя на среднюю ступень. О чем это говорит?
Какие же трудности у вас еще встречаются?
Где можно над ними поработать?









13PAGE 15
























Эталон:



ж

ж

с

с

к

ж

з

=

-

ж

з

с

к

=

=

х

х

ж




















ж

ж

з

=

-

х

ж

з

с

а - х = б
х = а - б

б

х

?

3

4

3

4

?

к







а



























с














к


с

х



Заголовок 1 Заголовок 315