ПРОЕКТ УРОКА математики по учебнику Чураковой Р.Г. Деление величины на величину пнш


ПРОЕКТ УРОКА математики по учебнику Чураковой Р.Г. пнш
Аттестуемый педагог: Гаврилова Наталья Михайловна
Город, район: г. Барнаул, Ленинский район
Образовательное учреждение: МБОУ КШ «Барнаульский кадетский корпус»
Должность: Учитель начальных классов
Тема: Деление величины на величину
Класс: 4
Задачи урока:
- формирование понимания обучающимися: смысла действия деления однородных величин как процедуры кратного сравнения этих величин; процедуры деления разнородных величин как процедуры получения новых величин (км/ч, руб./шт., ц/га, чел. / кв. м, кг/л и т.д.);
- формирование УУД: использование таблиц при решении задач.
Пропедевтика: введение новых величин (урожайность).
Повторение: величины: время, длина, вместимость, масса, цена, стоимость, производительность; кратное сравнение величин.
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа с целью объяснения нового материала, самостоятельная работа по заданиям учебника.
Учебно-методическое обеспечение: У-2, Т-2, презентация, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы, черновики.
Ход урока
Этап урока приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Самоопределение к деятельности Цель: создать мотивацию к деятельности Настрой на работу
Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи
Подготовка класса к работе.
Записывают число в тетрадях
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Фронтальная работа
Проблемная ситуация
Сигнальные карточки
Верно, ли сравнены величины? На слайде я буду демонстрировать выражение, а вы должны будете с помощью сигнальных карточек показать верно, ли равенство. Затем доказать свое мнение.
7300 мм < 73 км 480 см > 49 дм
83 мм > 8 см540 дм > 55 мм
35 м > 32 м254 км > 52 кг
Дети показывают сигнальными карточками согласие или несогласие, доказывают:
73000000мм =73км
8см = 80мм
49 дм = 490см
540 дм = 54000мм
Разные величины сравнивать нельзя №3,6.
3.Постановка учебной задачи
Цель: Формулирование темы и цели урока. Целеполагание
Планирование, фронтальная беседа
Рассмотрите записи на слайде:
40: 4 40кг * 4
40кг : 4 40кг : 4 кг
- Чем похожи записи, чем отличаются?
- Что нового вы заметили?
- Как вы думаете, с какой темой мы будем с вами работать сегодня?
- Какую цель перед собой поставим? Есть числовые выражения, есть выражения с величинами
Деление величины на величину
4. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель: расширить знания учащихся о делении величины на величину
Самостоятельное решение задач по выбору.
Сравнение, анализ, обобщение
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
( правильные ответы на доске)
Работа в парах
Устное обсуждение без записи в тетради По содержанию учебника найдите тему урока.
На столах лежат карточки разного цвета, договоритесь между собой, кто какую будет решать и решите.
Задача 1
Площадь школьного кабинета – 48 кв. м, а площадь холла перед кабинетом – 144 кв. м. Во сколько раз площадь холла больше площади кабинета?
Задача 2
Гигиеническими нормами предусмотрено, что 24 человека – это максимальное число, на которое рассчитан школьный кабинет, площадь которого – 48 кв. м. Сколько квадратных метров, в соответствии с этим документом, приходится на одного ученика?
Решите задачи
• Предлагаем записать в тетрадях:
1) 144 кв. м : 48 кв. м = 3 (раза)
2) 48 кв .м : 24 чел. = 2 кв. м / чел
Сравните задачи.
Обращаем внимание учеников на то, что в первом случае решением задачи является кратное сравнение одинаковых, или однородных величин. Во втором – тоже необходимо выполнить действие деления одной величины на другую, но величины – неоднородны. В этом случае величины не сравниваются. С помощью действия деления мы узнаем, сколько единиц первой величины приходится на одну единицу второй величины. Поэтому и ответы будут разными по своей сути. В первом случае – «разы», во втором – новая величина.
-Итак, что мы получаем при делении неоднородных величин? В каких задачах вы ранее встречали это явление?
Физ.минутка
Работа по учебнику
1.Задание № 112 (У-2, с. 34)
- Это задание вы решите самостоятельно с взаимопроверкой. (5 мин)
- Почему в данном задании можно говорить о кратном сравнении пар величин?
- Спрашиваем: в какой паре одна величина отличается от другой в 25 раз?
2. Задание № 113 (У-2, с. 34)
Вместе с учениками читаем только первую часть задания: «Сформулируй задачу, для решения которой нужно разделить длину пройденного пути 250 км на затраченное для этого время 5 ч». Спрашиваем:
1. Однородные или разнородные величины даны в условии задачи? (Даны разнородные величины. Это величины длины – метры и времени – часы.)
2. Единица какой новой величина получается в результате деления расстояния (250 км) на время (5 ч)? Записываем в тетрадях
1) 144 кв. м : 48 кв. м
2) 48 кв. м : 24 чел.
Новую величину
В задачах на движение
сравниваются однородные величины
48 кг : 8 кг = 6 (раз)
96 м : 6 м = 16 (раз)
91 л : 7 л = 13 (раз)
5 т : 2 ц = 1 т • 5 : 2 ц = 10 ц • 5 : 2 ц = 50 ц : 2 ц = 25 (раз)
1 ч : 3 мин = 60 мин : 3 мин = 20 (раз)
1 руб. : 1 коп. = 100 коп. : 1 коп. = 100 (раз)
в результате деления расстояния, выраженного в километрах (км), на время его прохождения, выраженное в часах (ч), получится единица скорости, выраженная числом километров, пройденных за один час (км/ч). (Путь, пройденный в единицу времени, – это скорость).
Самостоятельная работа
Цель: закрепление нового способа деятельности Самостоятельная работа с самооценкой Задание № 115 (У-2, с. 35)
Решите задачу, проверьте решение ( на доске), оцените себя помощью шкалы самооценки. 1750ц : 50га = 350 ц\га
4.Рефлексия деятельности
(итог урока)
Цель: самооценка собственной деятельности - Чему посвящен был урок?
- достигли ли мы цели?
- оцените свой эмоциональный настрой на уроке, нарисовав соответствующий смайлик.
д/з Уч. №116