Индивидуальный план профессионального развития учителя русского языка и литературы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ново-Альметьевская основная общеобразовательная школа»
Нурлатского района РТ
Индивидуальный  план профессионального развития учителя
русского языка и литературы Секретовой Г.С.
на 2011 – 2016 годы
Тема самообразования: «Инновационная деятельность и формирование УУД учащихся на уроках русского языка и литературы»
Цели профессионального развития:
1. Получение теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений способом изучения научной и методической литературы и создание наилучших возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.
2. Обновление знаний, приобретение новых способов мышления, новых методов и приемов работы.
3.Приведение предметной среды в соответствие с новыми образовательными технологиями.
4. Совершенствование работы с одаренными детьми и наиболее подготовленными учащимися через конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции.
5. Создание условий для обмена опытом и осуществления сотрудничества с коллегами.
6.Реализация учителя в профессиональной деятельности: результативность собственного труда: учитель - качество образования, данного ученикам.
Задачи самообразования по теме:
-изучать учебно-методическую литературу по теме самообразования;
- изучать опыт педагогов школы, района, республики по предмету «Русский язык и литература»;
- овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
- вести мониторинг саморазвития школьников;
- обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования на семинарах, педагогических советах, на конференциях.
 -развитие познавательного интереса через нетрадиционные уроки, внеклассную работу по предмету;
-дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся при проведении всех форм контроля за знаниями обучающихся;
-разработать систему контроля, диагностики и мониторинга развития личностной сферы
-активно участвовать в работе школьной методической службы.
Форма отчета по проделанной работе:
выступление на заседаниях ШМО, РМО и педсовете, участие в конкурсах, семинарах, вебинарах, конференциях.
Форма самообразования:
индивидуальная, групповая, коллективная. 
Ожидаемые результаты:
-формирование УУД учащихся на уроках русского языка и литературы;
- совершенствование технологии овладения методикой работы по использованию ИКТ;
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);- выработка методических рекомендаций по применению новых информационных технологий;- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
- повышение качества обученности и воспитанности;
- рост мотивации и творческого потенциала учащихся.
Пояснительная записка
Самообразование – процесс  сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Современный педагог должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса. Учитель должен владеть технологией мониторинга, позволяющей отслеживать эффективность осваиваемых подходов в образовательном процессе.         Опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка - слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только  лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть личность со своим неповторимым мироощущением в другом человеке.
Направлениями оптимизации и гуманизации отечественной системы образования являются актуализация традиционных, адаптация известных, открытие инновационных обучающих технологий. Эти процессы закономерно потребуют от учителя овладения особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, постоянной потребности к профессиональному и личностному росту. Одним их средств реализации данного направления является аттестацияучителя, цель которой - стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности (результативности) педагогического труда, развитие творческой инициативы как условий, способствующих развитию качества образования. 

Разделы плана Задачи и содержание деятельности Сроки Форма представления результатов работы Где заслушивается отчет о выполнении работы
I. Изучение психолого – педагогической литературы по теме самообразования Задачи:
1. Создание теоретической базы
для организации исследовательской работы по заданной теме.
2. Получение теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений и создание наилучших возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.
Изученные работы:
- Маркова А.К. Формирование учебной деятельности и развитие личности ребенка; Абульханова К.А. Психология и сознание личности;
- Выготский Л.С. Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода;
- Габай Т.В. Деятельностная теория учения и проблема подкрепления;
- Зимняя И.Я. Формирование личностного отношения учащихся к знаниям при коммуникативной деятельности.
- Макарова А.К., В.Ф.Моргунов. Методология исследования;
- В.С. Леднев. Современное содержание образования;
- ФГОС основного общего образования; 2011 – 2016 г.г. Аннотации к прочитанным работам ШМО учителей русского языка и литературы; ежегодно.
II. Разработка программно – методического обеспечения учебно – воспитательного процесса Задачи:
1. Обновление знаний, приобретение новых способов мышления, новых методов и приемов работы.
2.Приведение предметной среды в соответствие с новыми образовательными технологиями.
Программно – методическое обеспечение УВП:
1. Информационные папки по разделам науки о языке.
2. Рабочие программы.
3. Календарно-тематическое планирование.
4. Элективный курс по русскому языку в 9 классе
5. Учебно – методическое пособие для учащихся по русскому языку для учащихся 5-9 классов «Научить учиться» (теоретические и практические материалы по разделам: «Морфемика и словообразование»).6. Дидактический материал по русскому языку и литературе.
7. Материал по подготовке к ГИА:
- тесты;
- подбор упражнений;
- аргументы к написанию сочинения-рассуждения .8. Итоговые тесты по литературе для учащихся 5 класса с использованием ИКТ.
9. Поурочное планирование по русскому языку и литературе в 5 классе.
10. Конспекты открытых уроков. 2011 – 2015г.г.
2011 – 2016 г.г.
2011– 2016 г.г.
2011 .-2012г.г.
2011– 2014г.г.
Ежегодно
Ежегодно
2011-2015 г.
Разработанные материалы ШМО
В рамках методического мероприятия «Неделя русского языка и литературы».
III. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности Задачи:
1. Создание условий для обмена опытом и осуществления сотрудничества с коллегами.
2. Реализация учителя в профессиональной деятельности: результативность собственного труда: учитель - качество образования, данного ученикам.
Основные действия по обобщению собственного опыта педагогической деятельности по теме самообразования:
1. Систематизация материала по теме: «Групповая работа как одна из форм деятельностного подхода»
2. Систематизация материала по теме
3. Открытые уроки в рамках недели русского языка и литературы.
4. Участие в профессиональных конкурсах.
5. Публикации.
2011 г.
2010 – 2014 г.г.
2011 – 2016 г.г.
2011 – 2016 г.г.
2015-2016г.г.
Статьи, доклады, методические разработки, конспекты уроков. ШМО
Педсовет, методический семинар
Неделя русского языка и литературы.
Школьные, муниципальные, региональные, всероссийские конкурсы.
Образовательные порталы, электронная библиотека Федеральной системы информационных образовательных ресурсов.
IV. Участие в системе школьной методической работы Задачи:
1. Стимулирование профессионального развития педагогов.
2. Способствование самореализации, решению личных профессиональных проблем.
3. Достижение желаемого профессионального статуса и признания в коллективе.
Основные мероприятия:
1. Разработка и коррекция рабочих программ .2. Разработка элективных курсов.
3. Участие в профессиональных конкурсах.
4. Подготовка учащихся к предметным олимпиадам.
5. Подготовка учащихся к Всероссийским конкурсам «Эрудит России по русскому языку», «Эрудит России по литературе , интеллектуальному марафону.
6. Активизация учащихся для участия в конкурсах разных уровней.
7. Участие в методической неделе по русскому языку и литературе.
8. Посещение уроков коллег.
9. Обобщение опыта.
10. Аттестация ежегодно
ежегодно
ежегодно
ежегодно
ежегодно
ежегодно
ежегодно
по возможности
по плану
согласно графику Разработанные материалы, результаты участия педагога и учащихся в конкурсах и других творческих мероприятиях, доклады, статьи, разработка уроков. ШМО, педсовет, открытые уроки, публикация в сборнике.
V. Обучение на курсах в системе повышения квалификации Задача:
1. Формирование потребности в профессиональном развитии.
2. Самостоятельное управление своим профессиональным развитием.
Темы курсов:
1. «Подготовка к ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе в условиях введения ФГОС ОО в общеобразовательные учреждения»
2. «Системно-деятельный подход: творческие задания на уроках русского языка и литературы».
3. «Методика подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в свете новых требований». 2012г.
2015 г.
2016 г. Документ о прохождении курсов. РМО,ШМО
Список литературы.
Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей. – С-Пб . Издательство «Каро», 2012
Рогова О. Б., Рогов А. А., Клюкина Е. А. Твоя научно-исследовательская работа: Информационные материалы для школьника. Изд-во ПетрГУ, 2011
Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении./ сост. И. В. Зверева. - Волгоград: ИТД "Корифей", 2013
Гафурова Н.ВИнтеллектуально-личностная модель образования как условие развития одаренности учащихся на этапе "школа-вуз" // Инновации в образовании.2014.N 4.С.119-129.
Савенков А., Беляева Н. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование.-2011.-N 9.-С.183-185.
Интернет – ресурсы: 
Издательский дом «Первое сентября»:
 http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»
http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка
http://festival.1september.ru/subjects/9 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы Федеральный портал «Российское образование»:
 Методические материалы: www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе
www.rustest.ru – ФГУ «Федеральный центр тестирования»