Изготовление куклы в русском народном костюме (конспект урока)


Конспект урока технологии в 3 классе
Подготовила учитель начальных классов: Кожевникова Ю.В.
Дата: 19.03.2016 год
Тема: «Изготовление куклы в русском народном костюме»
Цели:
- способствовать формированию представления о виде декоративно-прикладного искусства;
- развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ученика; развивать навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук;
- воспитывать качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда, умение слушать, коммуникабельность, активность, культуру труда.
Оборудование и инструменты:
- бумага белая и цветная, шаблоны, клей, ножницы, простой карандаш, фломастеры.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок – творчество
В процессе  обучения формирую следующие блоки УУД:
Познавательные УУД:- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- развитие трудолюбия, самостоятельности и инициативы.
Коммуникативные УУД:
-формировать интерес к общению;
- учить строить понятные для собеседника высказывания;
- содействовать развитию коммуникабельности, взаимопомощи, целеустремлённости;
- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД:
- учить принимать и сохранять учебную цель;
- формировать умение осуществлять взаимоконтроль;
- учить определять и формулировать цель и последовательность действий.
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника;
- самоанализ и самоконтроль результата;
- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Методы обучения: рассказ, беседа с объяснением нового материала, показ трудовых приемов выполнения, самостоятельная работа, демонстрация готовых работ.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд 1
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.
Повернитесь к гостям и поздоровайтесь.
Посмотрите все на меня – улыбнитесь, посмотрите друг на друга - улыбнитесь. С таким добрым, хорошим настроением начнём наш урок.
2. Введение в урок.
Слайд 2
- Ребята, для того чтобы узнать тему нашего урока, отгадайте загадку:
Платья носит,
Есть не просит.
Всегда послушна,
И с ней не скучно.
Кто это?            (кукла)
Слайд 3
-Итак, тема нашего урока «Изготовление куклы в русском народном костюме»
3. Словарная работа.
- А что такое кукла? Давайте обратимся к словарю Ожегова.
Слайд 4
Кукла – игрушка, изображающая человека или животного .- А вы знаете, как появилась кукла?
Слайд 5
Ученик: Археологи считают, что куклы появились более 30 тысяч лет назад. Их делали из мамонтовой кости и использовали их в ритуалах.
- Из чего же кукол делали еще? (ответ детей).
Отвечают дети:
Слайд 6
Ученик:1).Из веток, соломы, тряпочек, ниточек, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Кукла была символом продолжения рода.
Ученик:2). Считалось, что если дети много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде.
Ученик:3).Все куклы древних славян не имели лица, просто белый лоскут без обозначения глаз, носа, рта и ушей.
4. Новая тема.
Учитель: Были куклы - обереги, обрядовые, игровые.
/ рассказывают дети/
- Куклы-обереги – рассказывает (___________).Слайд 7
У тряпичных кукол лицо не изображалось. Безликая кукла исполняла роль оберега. Оберег — как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет-цвет солнца, тепла, здоровья, радости.
Обрядовые куклы– рассказывает (___________ ).
Слайд 8
Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Покосница изображала женщину во время сенокоса.
Масленицу делали из соломы. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком.
Игровые куклы – рассказывает (_________ ). Слайд 9
Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На куклу надевали юбку, передник, на голову повязывали косынку.
Учитель: - Вспомним уроки окружающего мира, отгадав загадки об элементах русского народного костюма:
Слайд 10
Какой элемент одежды шили из целого куска полотнища, длиной до пят, по подолу, рукавам и вороту украшали вышивкой? (РУБАХА)
Слайд 11
Что держалось на коротких плечевых лямках, подвязывалось под грудью, по центру украшалось вертикальной полосой с позументом? (САРАФАН)
Слайд 12
Какой элемент одежды надевали специально для работы? Он использовался людьми самых разных профессий не только для того, чтобы не испачкаться; в нем носили разные инструменты и прочие нужные вещи. (ФАРТУК)
Слайд 13
4) Как назывался головной убор? (КОКОШНИК, ПОВЯЗКА)
Учитель:- Молодцы! Вы вспомнили элементы русского народного костюма. Сегодня мы с вами на уроке будем работать в технике БУМАЖНОЙ ПЛАСТИКИ.
Слайд 14
Пластика в переводе с итальянского означает лепка, скульптура.
Бумажная пластика – это искусство оживлять бумагу, создавая фигуры людей и животных, вырезая узоры. В технике бумажной пластики создают маски, скульптуры, кукол.
Изделия, изготовленные методом бумагопластики, внутри пустотелые.
Бумажная пластика именуется как бумажная скульптура или объемное конструирование.
- С этой техникой вы уже заочно знакомы, мы выполнили много различных работ из бумаги, используя различные ее виды.
5. Повторение правил безопасной работы
- Чтобы приступить к практической части урока, необходимо вспомнить правила безопасной работы.
Слайд 15 .

СЛАЙД 16.
ФИЗМИНУТКА
Поднимает кукла руки,
Вверх-вниз, вверх-вниз!
(поднимать и опускать руки вверх)
А потом она танцует,
Покружись, покружись!
(повороты вокруг себя)
После танца всем ребятам
Поклонись, поклонись!
(наклоны вперед)
6. Практическая работа.
СЛАЙД 17.
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить.
Показ выполнения работы (сопровождается 18- 25 слайдами)
7. Самостоятельная работа детей.
8. Итог урока.
- Традиционным танцем на праздниках на Руси был хоровод.
СЛАЙД 26.
- Ребята, давайте и кукол наших поставим в хоровод.
СЛАЙД 27.
- А теперь давайте подведем итог нашего урока.
- Какую технику мы применяли для изготовления куклы? (бумажная пластика)
- Что такое бумажная пластика? (это искусство оживлять бумагу)
9.РЕФЛЕКСИЯ:
СЛАЙД 28.
- Дополните предложения, выбирая нужное начало …
Сегодня на уроке:
Я узнал …
Я научился …
Мне было интересно …
Мне было трудно…