«Проектирование здоровьесберегающего образовательного пространства школы »

План работы учителя-исследователя Учайкиной Елены Ефимовны МКОУ СОШ с.Галахово
по теме «Проектирование здоровьесберегающего образовательного пространства школы »

 
учитель начальных классов Учайкина Елена Ефимовна Ноябрь-декабрь  2009-2010 уч.год
 
Цель  работы:
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.
Задачи:
- воспитательная-  формирование  культуры здоровья у каждого ребёнка, в каждой семье, воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью;
- обучающая- для детей:   подбор материала для обучения детей нормам здорового образа жизни, развития задатков и склонностей к различным видам спорта, формирования  и совершенствования двигательных навыков;     
- для педагогов:  знакомство с принципами построения здоровьесберегающих технологий, критериями здоровьесберегающих уроков, признаками комфортности и дискомфорта на уроке,  практическими приёмами работы по
здоровьесберегающим  технологиям;
- Обобщение опыта педагогов школы по данной теме;
- знакомство коллег с передовым опытом  учителей, работающих  по  здоровьесберегающим технологиям в школах округа. 
План  :
1 год работы
1. Изучение теоретического материала
2. Анкетирование
3. Подбор материалов для мониторинга
 
 октябрь  (№1)
1.  Знакомство с участниками творческой группы. Постановка цели и задач творческой группы
2. Актуальность программы «Проектирование здоровьесберегающего образовательного пространства школы » отв.  Кононова Н.А.
3. «Здоровье школьника : актуальные проблемы и пути их решения».
 
ноябрь(№2)
1. Школьные нагрузки и здоровье.
2. Здоровье школьника. Определение понятия « здоровья» как основополагающее  в характеристике здоровьесберегающих образовательных технологий.
3. Подготовка к выступлению на пед. совете по теме «Здоровьесберегающие технологии».
декабрь (№3)
1. Определение  понятия
« Здоровьесберегающие образовательные технологии»  . Классификация здоровьесберегающих технологий .
2. Знакомство со статьёй В. Базарного «Программа экспресс диагностики динамики психосенсорного функционального и физического развития учащихся».
 3. Разработка анкеты для школьников и родителей « Режим дня»
 январь (№4)
1.      Проведение анкеты  « Режим дня»
2.      Обработка анкет « Режим дня»
3.      Подбор материала для родителей по теме
« Правильный режим дня и  двигательной активности  детей- основа здоровья  ребёнка»
  март (№5)
 1. Обсуждение программы по адаптации первоклассников «Ступенька в школу», разработанной   Хохлова Т.В.
 2. Составление анкеты  для родителей «Состояние  здоровья школьника»
апрель(№6)
         1. Обсуждение  Программы пришкольного лагеря  и плана мероприятий  в нём с точки зрения сохранения здоровья школьников
         2. Оформление  стенгазеты для летнего лагеря о пользе закаливания, правилах поведения на воде и солнце.         
         3. Разработка мероприятий для школьного лагеря по теме « Важно быть всегда здоровым»
                   
май (№7)
1. Консультация с медсестрой , составление справки о состоянии здоровья школьников начального звена по результатам медосмотров.
2. Подведение итогов работы: трудности, задачи на следующий учебный год.

Анализ работы работы учителя начальных классов МКОУ СОШ с. Галахово по теме
«Проектирование здоровьесберегающего образовательного пространства школы »
В 2013-2014 уч. году Я, Учайкина Е.Е., работала над проблемой «Проектирование здоровьесберегающего образовательного пространства школы »
Основная миссия школы:создание здоровьесберегающей среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья на всех этапах общеобразовательной школы в соответствии с задачами, поставленными в рамках приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование».
В соответствии с социальным заказом  Я поставила перед собой  цель.
 ·        объединение усилий школы и семьи по вопросам воспитания, формирующего у детей и подростков жизненные ценностные ориентиры и потребность в здоровом образе жизни;
·        гармонизация и оптимизация учебно-воспитательного процесса с точки зрения сохранения здоровья учащихся;
 ·        организация здоровьесберегающего образовательного пространства с учетом требований СанПиН;
 Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
-проводить социологические исследования, направленные на изучение образа жизни родителей и учащихся;
-организовывать и проводить обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
внедрять новые методики и формы работы с семьей по данному направлению;
-создавать психологически комфортный климат в школе;
-проводить дальнейшее развитие психолого-педагогической и логопедо-медицинской служб школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;
-формировать систему мероприятий по сохранению здоровья участников образовательного процесса;
-проводить мониторинг качественных изменений в показателях здоровья участников образовательного процесса;
-использовать материально – технический потенциал школы и другие ее возможности для формирования жизненных навыков, позитивного отношения обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих;
-отслеживать санитарно- гигиеническое состояние школы;
-организовывать полноценное сбалансированное питание с учетом особенностей состояния здоровья детей и контроль над питанием в школьной столовой;
-помогать педагогам осваивать новые формы и методы деятельности, использовать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе;
-контролировать гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объем домашних заданий и режима дня;
-оптимизировать  двигательный режим;
-расширять представления учащихся о  среде негативных явлений
 Над этой проблемой я работаю с 2008 года.
  В течение первого полугодия  2013-2014 уч. года проведено 4 заседания, на которых рассматривались теоретические вопросы  и разрабатывались анкеты для детей, родителей и учителей начальной школы
 Анкета « Режим дня  первоклассника» разработана   на  основе  материалов мониторинга при проведении эксперимента  в МКОУ СОШ с.Галахово. Сводная таблица « Режим дня первоклассника» послужила основой при подготовке родительского собрания  в 1 классе.
Учайкина Елена Ефимовна выступала на педагогическом совете по некоторым вопросам: « О школьных факторах риска» , «  Об адаптационном периоде первоклассника», « О роли пальчиковой гимнастики и других видах физминуток для предотвращения утомляемости среди детей».
был оформлен стенд « Здоровьесберегающие технологии в школе».
Сейчас мы находимся на 1 этапе работы над проблемой( сбор теоретического материала и анкетирование), изучаем теоретический материал, знакомимся со статьями периодической печати, создаём анкеты и проводим первоначальный сбор данных для изучения проблемы.
     Во втором полугодии будет проводиться изучение теоретического материала, анкетирование учащихся и родителей начальной школы. А также помощь в организации и проведении классных часов,  пропагандирующих здоровый образ жизни, спортивных мероприятий. Школьников необходимо обучать тому, чтобы они понимали, что физическая активность способствует улучшению настроения, хорошему самочувствию, снимает тревогу, усталость, депрессию и психосоциальный стресс, а также может стимулировать познавательные процессы.
Практическая работы состоит в подготовке  материала и оформления стенда для пришкольного лагеря по теме здоровье, подготовки материала для родительского собрания  и бюллетеня для родителей, разработке мероприятий для пришкольного лагеря и классных часов. Эта задача будет стоять и в следующем учебном году.
 В следующем учебном году необходимо не только изучать теоретический материал, но и на практике применять полученные знания и материалы анкетирования, пропагандировать здоровый образ жизни,  разработать материал для дневника здоровья школьника. А также необходимо знакомить с полученными данными коллег и родителей, наладить общение с другими творческими группами , работающими по этой теме для обмена опытом и обсуждения материала.   
 
Здоровьесберегающие технологии на уроках.
Доклад учителя начальных классов Учайкиной Е.Е.
Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с Вами своей формой работы по внедрению оздоровительных технологий в начальной школе.  Уже более 5 лет я применяю здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время, большую помощь в этом мне оказывают родители моего класса и администрация школы. И начали мы с того, что был сделан ремонт класса. В классе есть новая доска,   имеется много зелени. Но хочу обратить Ваше внимание на то, что очень большое внимание имеет микроклимат в классе, ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и друзья-одноклассники.
Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом первого урока. Например:
 Рано утром я встаю,
Бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом, не стесняясь,
Слово «здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра.
              Для того, чтобы дети не уставали на уроке,  я  провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.
             Даже на уроках русского языка мы не забываем о здоровье. В начале каждого урока мы записываем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. Например, Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен лечись, а здоров берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду и денег добуду.
              В середине учебного дня в нашей школе проводятся динамические часы на пришкольной спортивной площадке. А во время перемены у нас проводятся специальные оздоровительные игры. Приведу лишь один пример игры под названием «Театр пантомимы». Учащиеся встают, кладут друг другу руки на плечи и имитируют движения: поезда, самолёта, гусеницы, черепахи, змеи, медведя и т.д. При выполнении упражнения дети не должны отрывать свои руки от плеч товарища. Главное условие – слаженное и чёткое выполнение упражнения детьми, единение мыслей, чувств и движений.
             Здоровьесберегающие технологии на внеклассных мероприятиях.
                 Цели и задачи таких мероприятий - формирование навыков здорового образа жизни. Мною разработаны сценарии утренников, уроков здоровья, викторин и спортивных мероприятий. Вот названия некоторых из них: «Весёлое путешествие в Страну Природы и Здоровья» (спортивно-конкурсная программа), «Праздник Здоровья» - утренник, в котором участвуют Винни Пух, Пятачок, Кристофер Робин, Лисица-медицинская сестрица и Доктор,  Урок здоровья в младших классах: "Дорога добра и Гарри Поттер", его цели:
обучение жизненно важным навыкам;
формирование у детей младшего школьного возраста навыков ответственного поведения;
воспитание здорового образа жизни.
        Заканчивая своё выступление, я хочу сказать, что вся моя работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в начальной школе проводится в  сотрудничестве с родителями школьников. Они принимают активное участие в подготовке и проведении утренников, спортивных мероприятий, культпоходов в лес.
          Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
          Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.