Роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников с использованием регионального компонента.


Роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников с использованием регионального компонента.
Подготовила воспитатель Плотникова Елена Геннадьевна. В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, которые получают молодые люди. Это истины, которые должны затрагивать их чувства. От педагога данная работа требует творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний.Патриотическое воспитание начинается в дошкольные года, но для того, чтобы с малых лет растить патриотов, педагоги должны представлять себе, в чем состоит своеобразие патриотизма ребенка-дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в ДОУ. В дошкольном детстве патриотическое воспитание связано с эстетическим, в частности, с музыкальным. Проведение музыкальных тематических вечеров со слушанием песен революционных и военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа, своих земляков. В доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания нашего государства, историей родного города.Большое значение педагог должен придавать героико-патриотическому воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Конечно, для ребят - это легенда далекого прошлого. Как сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и поступками? В этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых, приобщение родителей, их совместная работа с детьми, ощущение личного вклада в победе страны и защите родного города.Серьезную помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из чистого родника, ребенок познал бы сердцем родной край, стал бы духовным наследником его традиций, а значит, вырос бы настоящим человеком. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества, устного народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на занятиях – о Родине. Таким образом, роль педагога в формировании патриотического чувства ребенка очень велика. Обладая компетентными знаниями об истории страны и родного края, он способен донести ценность и значимость любви к своей стране и малой родине. Педагогу необходимо проводить разностороннюю и планомерную работу в этой сфере. В  группе могут быть созданы мини-музеи и уголки родного края с интересной и доступной для дошкольников информацией, создание подобных уголков родного края совместными усилиями детей, педагогов и родителей, способствует ощущению собственной значимости, причастности и ощущению единения с малой родиной.
Большая роль в гражданско-патриотическом воспитании принадлежит педагогу, потому что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. Для повышения профессионального мастерства педагогов используются следующие формы:  консультирование, семинары-практикумы, конкурсы педагогического мастерства, конкурсы по созданию предметно-развивающей среды  в соответствии с современными требованиями, внедряем в практику совместной деятельности взрослого и детей метод проекта и т.д.
Педагоги должны понимать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу  с социальной  жизнью, ближайшим  окружением  ребенка. Необходимо использовать  наиболее интересные и результативные формы работы – целевые прогулки по району, экскурсии, наблюдение, рассказ воспитателя и решение проблемных ситуаций.   Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках.