Мастер-класс на тему «Организация здоровьесберегающего пространства на уроках в аспекте требований ФГОС НОО»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Мастер-класс по теме:
«Организация здоровьесберегающего пространства на уроках в аспекте требований ФГОС НОО»
Учитель высшей квалификационной категории
Савченко И.И.
г. Благодарный, 2015 г
«Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач»Н.К. Смирнов
Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья учащихся. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьников. Школу необходимо рассматривать не только как социальную среду, но и как пространство с точки зрения здоровья человека.
Одной из основных проблем последнего столетия, и особенно в современном образовании, является снижение уровня здоровья учащихся, которое начинается уже в начальных классах. В настоящее время приходится говорить о формировании неблагоприятных факторов окружающей образовательной среды, влияющих на состояние здоровья учеников: интенсификация учебного процесса, переход на новые формы обучения, длительность учебного дня, учебный стресс, снижение двигательной активности.
В современных условиях реализации ФГОС НОО основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как формирование ценностных ориентиров, в том числе отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки все чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. ФГОС второго поколения   определяет эту задачу как одну из приоритетных.  Результатом решения этой задачи  должно стать  создание комфортной развивающей образовательной среды.
Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является  комфортным  по отношению к обучающимся.                                      
Проработав в школе 28 лет, невольно задаешь себе вопрос: «Как провести урок так, чтобы каждый ученик унёс с собой частичку нового открытия, нового знания, чтобы каждый ребёнок ушёл из школы здоровым?» Этот вопрос задает себе любой учитель, переступая порог класса. Ведь одной  из  современных задач  начального общего образования является   сохранение и укрепление здоровья детей.
Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.(слайд 3)
Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников.
В наше нелегкое время очень широко распространились  такие проявления нездоровой личности, как  дезадаптация  поведения,   утрата веры в свои возможности, неадекватное восприятие окружающего мира,  пассивная жизненная позиция, враждебность, эгоцентризм, ослабление воли, снижение самоконтроля.                                                
По результатам медицинского осмотра в первый класс часть детей приходит с отклонениями в состоянии здоровья (слайд 4). За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается, а число близоруких детей, с нервно – психическими расстройствами, нарушениями осанки увеличивается.
В наше время учителю недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинских работников и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках, необходимо побуждать совместно с родителями детей к выполнению назначений врача, внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации.
Работу по здоровьесбережению начинаю с диагностики состояния здоровья своих учащихся, изучаю паспорт здоровья учащихся и выстраиваю план работы.
Приоритетным направлением в деятельности учителя начальной школы должна стать системная работа с учащимися на первой ступени обучения. Создание здоровьесберегающей среды в классе; использование в учебном и воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий - наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности, для самореализации ребёнка в дальнейшей жизни.
Применение здоровьесберегающих технологий в моей практике выражается через привитие навыков здорового образа жизни.
В своей работе использую различные формы работы (слайд 5):
- утренняя гимнастика, пальцевая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;
- простейшие навыки оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
- правила личной гигиены;
- физкультминутки и подвижные перемены;
- проветривание и влажные уборки кабинетов;
- чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
-нестандартные уроки (уроки – игры, уроки – соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки – конкурсы, уроки – обобщения, уроки – концерты, уроки – экскурсии, уроки творчества, уроки взаимообучения учащихся);- работа с семьёй (пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории);
- массовые оздоровительные мероприятия (спортивно-оздоровительные праздники, тематические часы здоровья, выход на природу, экскурсии).
Необычность уроков активизирует учащихся к познанию, воспитывает любовь к окружающему, благотворно воздействует на состояние физического и психического здоровья школьника.
Определяя цели и задачи уроков в начальной школе, я в первую очередь осознаю, что сохранить и укрепить здоровье учащихся можно только через правильную организацию учебного процесса. Поэтому я стремлюсь сделать все возможное для того, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок достиг более высоких результатов и сохранил свое здоровье. Все это и послужило мне толчком для работы по здоровьесберегающим технологиям, которые ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление.
Урок в рамках здоровьесберегающих технологий провожу при выполнении обязательных условий (слайд 6):
- плотность урока не более 80 %;
- система учебных требований,
- взаимопроверка,
- использование учебно-познавательной игры,
- формирование ответственного отношения к учению,
- рефлексия поведения обучающихся класса,
- необычность подачи учебного материала,
- создание ситуации взаимопомощи,
- создание ситуации успеха как «сильным», так и «слабым» обучающимся.
При построении своих уроков учитываю такие требования (слайд 7,8):
1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
2. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
3. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
5. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
На своих уроках я использую различные методы мотивации и стимулирования учебной деятельности (слайд 9): эмоциональные, познавательные, разумная организация учебного процесса, волевые, социальные.
В моём классе учатся ребята с разными способностями, поэтому я стараюсь на уроках дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс. Все ученики усваивают материал по – разному: практически – действенно, словесно – логически, наглядно – образно. Но ущемлёнными в классе никто себя не должен чувствовать. Поэтому с самых первых дней обучения в школе учу детей самоконтролю и самооценке, способной поддержать уверенность в себе.
Учитывая возрастные психологические особенности младших школьников, я, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.
Продумываю приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.
Использую в практике нестандартные уроки: уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования, и другие. Часто на уроках организую групповую работу, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе.
Проходит она по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока
Физкультминутки (слайд 10) – естественный элемент урока, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить напряжение.
Систематически в процессе обучения проходят: зарядка, динамические паузы, прогулки и игры на свежем воздухе. Они дают возможность разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.
Пальчиковые игры могут помочь (слайд 11):
Подготовить руку к письму;
Развить внимание, терпение;
Стимулировать фантазию;
Активизировать работу мозга;
Научиться управлять своим телом.
Зрительная гимнастика помогает (слайд 12):
Снять физическую и психоэмоциональную напряжённость;
Тренировать вестибулярный аппарат;
Развить зрительную координацию;
Укреплять глазные мышцы;
Развить зоркость и внимательность;
Улучшить зрение.
Точечный массаж помогает (слайд 13):
Проводить профилактику простудных заболеваний;
Закаливать детей;
Научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения.
Физкультурные минутки помогают (слайд 14):
Снять усталость, напряжение;
Ослабить утомление на уроке;
Проводить профилактику нарушения осанки;
Восстановить работоспособность, активное внимание.
Релаксация на уроке (слайд 15):
Помогает снять стресс;
Расслабить мышцы;
Снять усталости;
Восстановить работоспособность.
Дыхательная гимнастика (слайд 16):
Укрепляет дыхательную мускулатуру;
Уменьшает заболевания дыхательной системы;
Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние.
Классные часы, уроки здоровья, спортивные мероприятия, походы, экскурсии в природу помогают формированию у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
Вместе с родителями стараемся создавать благоприятные условия в классном помещении: при ремонте для окраски использовали тёплый оттенок персикового цвета матовой краски, цвет пола также не раздражает глаза.
В течение учебного года трижды меняю расположение посадочного места для каждого ученика.
Моя работа по здоровьесбережению во внеурочное время предполагает различные формы деятельности: КВН, «Уроки здоровья», игры, походы. Цель таких занятий – научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Руководствуясь в своей работе принципами здоровьесберегающих технологий, опираясь на личные наблюдения и наблюдения родителей детей, могу констатировать, что состояние психического, социального и нравственного здоровья не ухудшилось.
В своей работе стараюсь искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, и здоровьесберегающим.
Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.
Так на уроках русского языка (слайд 17) предлагаю детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Дети думают, что общего между этими словами продолжат список.
Объясняю, что слова, которые написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Советую говорить чаще друг другу “спасибо”. Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желание рано или поздно исполняются. В заключении прошу вместе сказать:
- я хочу быть здоровым;
- я могу быть здоровым;
- я буду здоровым.
На уроках чтения обсуждаем прочитанное, делаем выводы о правильной жизни и здоровье (слайд 18).
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Например, русская народная сказка« Колобок».
Дети легко и охотно приходят к заключению:- Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.
« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.
Окружающий мирЛекарственные растения твоего края (слайд 19).
- Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.Я постаралась найти и нашла время и место для различных упражнений, которые не только обучают детей предмету, но и попутно тренируют память, помогают сконцентрировать внимание, помогают снять стресс, нервное напряжение, создать комфортную атмосферу на уроке, помогают детям научиться быстрее писать, правильно дышать при чтении и говорении, способствуют профилактике простудных заболеваний, освобождают от головной боли, способствуют сохранению зрения и осанки. На уроках обязательно проводим физминутки, а иногда и по 2 за урок. Физминутки способствуют отдыху, релаксации, переключению внимания, поднятию настроения.
Наше занятие подходит к концу и, наверное, и вы все уже очень устали.
Предлагаю вам немного отдохнуть. Но, одно условие: отдыхать будем все вместе и старательно. Я буду рассказывать вам притчу, а вы будете мне помогать (слайд 20). (Начиная свой рассказ учитель раздаёт участникам мастер-класса семена называемых им растений. По ходу повествования ведущий показывает участникам движения и предлагает выполнять их вместе).Итак…
В далекой стране жил-был один садовник. Садовник боготворил деревья, и каждый год высаживал в своём саду несколько новых аллей. Однажды друзья подарили ему семена разных деревьев. Это были желуди старого дуба, несколько орехов, лёгкие невесомые «вертолётики» – семена клёна, семена яблони, груши, семена сладкой оранжевой хурмы, семена кедра… (Сядьте, пожалуйста, поудобнее; прикройте голову руками; представьте, что вы - семена). Садовник очень нежно отнесся к своим семенам. Он регулярно поливал их, рыхлил землю, даже разговаривал с семенами. Вот наступила весна, и с первыми теплыми лучами солнца начали прорастать маленькие ростки. (Участники понемногу поднимают руки вверх).
У ростков раскрываются листочки (руки над головой, ладонями вперёд), появляются веточки с бутонами (сжать кулачки), наконец, бутоны лопаются (кулачки резко разжать) и маленький росток превращается в крепкое молодое деревце (руки не опускать).
Весна сменяется жарким летом. Садовник по-прежнему ухаживает за своим садом, защищает от вредителей, укрывает от палящих лучей. Молодые питомцы садовника растут, улыбаются и кланяются соседним деревьям, приветствуя их по утрам (участники мастер-класса выполняют соответствующие движения). Наступает осень, и каждое растение щедро благодарит садовника своими плодами и новыми семенами.
Это было упражнение на релаксацию. Спасибо, вы прекрасно справились!
Дорогие коллеги! Мы с вами и есть садовники в своём саду. И от нашего мастерства, желания и любви зависит, будут ли будущие урожаи щедрыми. А поскольку я сегодня – садовник перед садовниками, то я очень стараюсь, волнуюсь и тоже хочу получить свой урожай. Может быть, щедрый, а может быть – и не очень. Всё зависит от того, сочтёте ли вы наше занятие интересным и полезным. И если вам занятие понравилось – пожалуйста, мне семена, которые я вам раздала, вот на этой тарелочке, как деревья из притчи оставили садовнику свои.
Работая по таким технологиям здоровьесбережения в течение 4 лет в одном классе можно сделать конкретные выводы. Результаты деятельности таковы (слайд 21).
Анализ динамики заболеваемости показывает, что отмечается значительный спад учащихся, болеющих ОРВИ, есть тенденция к уменьшению обострения хронических заболеваний, осложнений после болезни, процента пропущенных дней 1 ребенком, увеличение учащихся, не болевших ни разу, не отмечается обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта, ухудшение сколиоза и осанки. Анализ работы показывает, что это является результатом увеличения двигательной активности детей, прочным формированием знаний, умений и навыков здорового образа жизни.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.