Сообщение по теме Развитие творческих способностей у обучающихся с умственной отсталостью на занятиях декоративно-прикладным творчеством


Талантливый В. Сухомлинский говорил: «Красота – это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание моря под горизонтом. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство».
Наш интернат всегда уделяет большое внимание развитию у детей художественного и творческого потенциала, в том числе, на занятиях различными видами изобразительной деятельности факультатива «Декоративно - прикладное творчество». Глиняные, деревянные игрушки, орнамент, расписная посуда, поделки из соленого теста – основа народного искусства, которая близка и доступна детям для восприятия и отображения в творческой деятельности.Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию "способности".
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, определяющиеся успешностью выполнения им творческой деятельности. Поэтому мое педагогическое кредо в работе на факультативных занятиях таково » Главной ценностью является сам ребенок, а не тот продукт, который от него можно получить». Создание ситуации успеха – основа этой работы. Пусть ребенок познает радость успеха, захочет повторить его, поверит в свои силы.
В чем актуальность темы «Декоративно-прикладное творчество» в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья»?
1.У детей с ОВЗ развитие замедленное, восприятие узкое, фрагментарное. Проведение работы по различным видам изобразительной деятельности является неотъемлемой частью всего педагогического сопровождения данной категории детей;
2.Занятия по декоративно - прикладному творчеству оказывают заметное коррекционно - развивающее воздействие на детей с ОВЗ, влияют на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферы, воспитывают личностные качества (аккуратность, усидчивость, ответственность, трудолюбие)
3.На занятиях происходит развитие практической деятельности, прививаются социально - бытовые навыки, необходимые в повседневной жизни (этика поведения, коммуникативные навыки, гигиенические навыки, навыки работы с различными материалами и приспособлениями, активизация речи через практическую деятельность)
Факультативные занятия проводятся с постоянным составом обучающихся в соответствии с составленным мною календарно-тематическим планированием по четырем направлениям:
Знакомство с историей народных промыслов;
Рисование узоров, выполнение аппликаций из цветной бумаги
Работа с различными видами пластилина;
Работа с соленым тестом;
В ходе занятий я стараюсь реализовать следующие задачи:
закреплять и расширять знания, умения и навыки, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
формировать умение следовать словесным инструкциям, работать по плану;
развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику развивать глазомер, пространственное воображение.
пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства.
Рисование узоров, выполнение аппликаций из цветной бумаги
С целью знакомства с различными видами узоров, обучению элементам декоративного рисования и аппликации я обращаюсь к классическим образцам народного творчества: дымковская игрушка, хохломская роспись, жестовская роспись, русская матрешка. Перед проведением практических работ обязательно провожу ознакомительную беседу с показом ярких иллюстраций. Это помогает детям эмоционально правильно воспринимать новый материал, вызывает у них желание тоже выполнить красивую поделку.Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров - процесс увлекательный и познавательный. Сначала мы называем элементы узора,и я говорю, что в далеком прошлом люди символически изображали в узоре окружающие их предметы, а затем задаю вопрос «На что похожи полоски, кружки, волнистые линии?» Сравнивая, анализируя, приходим к выводу, что круг-солнце, линия - дорога или ствол дерева, волнистая линия - волна, точки - это ягоды, яблоки, капельки дождя. Затем, разложив на столе силуэты дымковских игрушек, кожлянских игрушек, вырезанных из белой бумаги, предлагаю каждому ребёнку выбрать силуэт той игрушки, которую он хотел бы расписать. Используя индивидуальный и дифференцированный подход, одним детям даю выполнить работу в виде аппликации или раскрасить красками, другим - раскрасить карандашами или восковыми мелками, учу накладывать штрихи (линии при закрашивании красками) в одном направлении в пределах контура формы, без просветов, не выходя за линии контура; регулировать силу нажима на карандаш в зависимости от задачи изображения.Корригируя цветовые представления, знакомлю с ритмичным раскрашиванием узора. Положительная оценка даже незначительных успехов у детей позволяет обеспечить постепенное продвижение в развитии каждого обучающегося, независимо от способностей.
Работа с различными видами пластилина;
На занятиях по изобразительной деятельности творчество проявляется не только во время декоративного рисования, но и лепки.
На занятиях я использовала лепку с целью показать нестандартные приемы работы с пластилином. Аппликация по стеклу с помощью различных видовпластилина, изготовление объемных фигурок из шарикового пластилина-это простой, но необычный вид творчества. Эти занятия хорошо корригируют внимание, мелкую моторику; развивают фантазию, воображение; воспитывают усидчивость. При выполнении аппликаций дети учатся рисовать черной тушью тоненьким пером узор на стекле, затем ждут, когда туш высохнет, и начинают наносить пластилин маленькими кусочками на стекло, размазывая его пальцем. Я знакомлю ребят с приемами работы:
1. В работе двигаемся сверху вниз;
2.Переходим от более мелких деталей к более крупным.
Так же на занятиях я использовала готовые узоры на стекле. Они очень нравятся детям затейливыми рисунками и тем, что контуры узора выпуклые и не дают сливаться пластилину, а так же возможностью стандартно раскрасить изображенные фигурки птиц, животных или проявить фантазию.
Шариковый пластилин состоит из шариков и клеевых нитей, он не липнет к пальцам, приятен на ощупь, имеет очень яркие цвета и вызывает массу положительных эмоций у ребят.
При изготовлении объемных фигурок я знакомлю детей со свойствами этого пластилина : бывает крупнозернистый и мелкозернистый, застывающий и не застывающий.Мелкозернистый пластилин плохо держит форму, поэтому учу детей сначала делать основу из бумаги (шарики, овалы), а затем облепливать пластилином. На втором занятии даю ребятам возможность изготовить фигурки животных по их замыслу или по картинкам-образцам, проговаривая с каждым название частей изделия.
Работа с соленым тестом
Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Лепить из теста - одно удовольствие. Работа с соленым тестом относится к категории работ с нетрадиционным материалом, который еще не нашел широкого применения в образовательных учреждениях.
В чем же актуальность работы с соленым тестом?
1.Во время лепки, исходя из реальной действительности, ребенок изображает все стороны предмета. Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению.
2.Лепка развивает и совершенствует природные чувства осязания обеих рук, что имеет важное значение для развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов.3.Формирование умений и навыков работать с пластичным материалом способствует развитию элементов творческой личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
4.Соленое тесто - безопасный для детей, экологически чистый, натуральный материал, который можно даже съесть. Как все живое обладает целительной аурой.
Начинаю работу с информационного сообщения об истории возникновения поделок из соленого теста. С целью заинтересовать детей, получить от них какой-то результат показываю красивые, яркие иллюстрации, подтверждающие, что забавные композиции, сделанные своими руками, украсят любой дом и станут прекрасным подарком. Для этого мною были приобретены книги о соленом тесте. Затем знакомлю с рецептом соленого теста:
1.одна часть мелкой соли «Экстра»;
2.одна часть муки;
3.вода
В своей работе я пользуюсь меркой-столовая ложка. Обязательно даю попробовать тесто «на зубок». Но затем оговариваю с детьми, что тесто смешивается не в очень чистой посуде, не очень чистыми руками и больше его пробовать не стоит.
С большим интересом дети осваивают инструменты и приспособления для работы. Стека, вилка, пуговицы, пинцет, спица, маникюрные ножницы, колпачки от фломастеров, расческа, чеснокодавилкапомогают реализовать поставленные цели, сделать работу увлекательной и ненавязчивой.
На занятиях дети знакомятся со следующими технологиями:
Соединение деталей;
Изготовления простых фигурок;
Изготовление объемных фигурок;
Раскрашивание готовых работ.
Работа ведется от более простых и понятных фигурок букв, животных, листьев, цветов, ягод, до более сложных декоративных бутылок, объемных фигур.
С целью воспитания любви к малой родине, знакомства с историей Rурской области особое внимание на занятиях по лепке из соленого теста уделяю краеведческим мотивам. Нами были изготовлены панно «Салют на Красной площади Курска», «Курской битве посвящается», «Гербы Курской области», декоративные тарелки «Курская красавица».
На занятиях одни дети любопытны, выполняют работу самостоятельно, интересуются оценкой своего труда. Другие безынициативны, выполняют самую легкую работу побыстрее.Но я добиваюсь, чтобы ребенок не делал бесформенных ляпух, заставляю переделывать, сравнивать с образцами. В процессе занятия слежу за тонусом детей. Если вижу, что они устали, делаю перерыв. В конце занятия вместе с детьми убираем рабочие места, следим за чистотой одежды, моем руки.Для проявления творческих способностей недостаточно дать ребенку кусок теста, необходим положительный пример. И тут я хочу сказать о ведущей роли учителя в этой работе, который должен сам уметь рисовать, лепить, давать возможность наблюдать за процессом изготовления изделий, побуждать к разговору. Эти наблюдения вызывают у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому.
Результатами работы с соленым тестом являются призовые места на областных выставках творчества детей с ограниченными возможностями здоровья, участия в выставках в галерее «АЯ», институте усовершенствования учителей, арбитражном суде. Многие поделки были подарены гостям интерната, украшают наш класс.
  Мы, педагоги,  работающие над развитием творческих способностей детей при составлении рассказов, изготовлении поделок, выпуске газет, проведении праздников и во всех других делах должны помнить: - Надо быть терпеливыми. Не ждите «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопите события. - Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ – дело очень деликатное. - Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных». - И самое главное – творите сами! Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.