Конспект урока русского языка на тему: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
Тема: Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями Урок 11 по теме «Глагол»
Цели:
– совершенствование умений определять спряжение глаголов, образовывать различные глагольные формы, писать орфограмму-букву в безударных окончаниях глаголов, обозначать и графически объяснять изученные орфограммы.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний.
Рассвело. Пропел деревянный рог петуха. Старуха молочница открыла калитку и погнала корову к стаду. Не успела она завернуть за угол, как из-за угла акации выскочило пятеро мальчуганов.
- С первых моментов урока мы попадает в знакомый нам мир, созданный ……………… А.Гайдар «Тимур и его команда»
Эта история будет сопровождать нас на протяжении всего урока.
- Чем богата история Гайдара? (событиями, действиями)
- А какие действия вы любите выполнять в своей жизни. Запишите их.
- Что объединяет слова данной группы? ( это все глаголы)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы, таблицы
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации
II. Формулирование проблемы.
- Давайте попробуем вспомнить все, что мы знаем о глаголе
Актуализация и углубление изученного.
1. Положите перед собой таблицу 1 и заполните в таблице 1 и 2 столбцы.
(обучающиеся выполняют работу в парах)
Таблица 1.
Что мы знаем   о глаголе   Что мы узнали
Блиц – опрос
Глаголы обозначают ………………………………………….. и отвечают на вопросы ……………………………………..
Глагол имеет начальную форму (неопределенную), которая отвечает на вопросы ……………… (что делать?), (что сделать?)
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется (спряжением)
Глаголы …………. спряжения имеют личные окончания – ешь (ёшь), ет, ем, ете, ут (ют)
Глаголы ………… спряжения имеют личные окончания – ишь, ит, им, ите, ат (ят)
- определите спряжение глаголов своей группы
- Выделите глагольный суффикс у слов, записанных у вас в тетради, обозначьте спряжение.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли вустной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
III. Обобщение и систематизация учебно-языковых и орфографических умений. - Сегодня на уроке вы проверите, чему научились.
1. Работа в парах.
И снова история «Тимур и его команда»
- Какие герои произвели на вас большее впечатление.
Назовите их.
Тимур, Женя, Ольга
Прочитайте слова. Распределите слова, по группам. Узнайте, кому из героев были свойственны эти действия.
Дума...т, реша..т, помога..т, успокаива…т, обсужда…т,
Спор..т, теря…т, забыва…т, не дума…тПережива…т, игра…т, контролиру…т, воспитыва…т
- Запишите данные слова по группам, попробуйте объяснить правильность написания окончаний глаголов.
С действиями определились. С какой проблемой столкнулись еще? (правильность написания личных окончаний глаголов)
- запись первой группы слов, с комментированием
Дума...т, - думать (1 спр)
реша..т, - решать (1 спр)
помога..т, - помогать (1 спр)
успокаива…т, - успокаивать (1 спр)
обсужда…т, - обсуждать (1 спр.)
Определение алгоритма написания слов с безударными личными окончаниями глаголов.
Алгоритм
нахожу глагол с безударным личным окончанием;2) ставлю его в неопределенную форму;3) смотрю, на что она оканчивается;4) определяю спряжение глагола: если неопределенная форма оканчивается на –ить, это глагол II спряжения – пишу и; если неопределенная форма оканчивается не на –ить, это глагол I спряжения - пишу е.
Работа в парах ( 2 группа слов)
Спор..т, теря…т, забыва…т, не дума…тСамостоятельная рабрта с 3 группой слов
Пережива…т, , контролиру…т, воспитыва…т, не доверя…т
Итак, вернемся к нашей таблице, которую мы начали заполнять в начале урока.
Что мы знаем   о глаголе   Что мы узнали
Вывод. Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, необходимо определить спряжение глагола (поставив глагол в н.ф.). Если 1 спряжение – пишем букву – е , если 2 спряжение – пишем букву – и.
Самостоятельная работа.
- Восстановите небольшой отрывок из данного произведения. Запишите его к себе в тетрадь самостоятельно, обозначив орфограммы.
Полковник Александров (подходит) к вагону и (смотрит). (Светает), но в тучах небо. Он (берется) за влажные поручни. Перед ним (открывается) тяжелая дверь… Тяжелая стальная дверь с грохотом (захлопывается) за ним. Ровно, без толчков, без лязга вся эта броневая громада (трогается) и плавно (набирает) скорость. (Проходит) паровоз. (Плывут) орудийные башни. Москва (остается) позади. Туман. Звезды (гаснут). (Светает).
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
IV. Итог - Удалось ли нам сегодня на уроке раскрыть некоторые тайны в области русского языка.
Над какой проблемой мы работали.
- Удалось ли вам найти ответы на поставленные вопросы.
Урок хочется закончить словами Тимура.
Взялся сделать – сделай хорошо.
- Оцените свою работу сегодня на уроке. Что мы знаем   о глаголе   Что мы узнали Что мы знаем   о глаголе   Что мы узнали

Что мы знаем   о глаголе   Что мы узнали Что мы знаем   о глаголе   Что мы узнали
Самостоятельная работа.
Восстановите текст, используя слова для справок. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы.
Полковник Александров ………………….к в..гону и………….. . …………….. но в тучах небо. Он …………….. за влажные поручни. Перед ним……………….. тяжелая дверь… Т..желая ст..льная дверь……………… с грохотом за ним. Ровно, без толчков, без лязга вся эта бр..невая громада ………………………… и плавно …………………. скорость. ………………………. паровоз. ……………….орудийные башни. Москва ……………………. позади. Туман. Звезды ……………………. . ……………….. .
Слова для справок: подход…т, света…т, смотр…т, открыва…тся, берётся, захлопыва…тся, трога…тся, набира…т, проход…т, плыв…т, остаётся, гасн…т, …вета..т.Самостоятельная работа.
Восстановите текст, используя слова для справок. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы.
Полковник Александров ………………….к в..гону и………….. . …………….. но в тучах небо. Он …………….. за влажные поручни. Перед ним……………….. тяжелая дверь… Т..желая ст..льная дверь……………… с грохотом за ним. Ровно, без толчков, без лязга вся эта бр..невая громада ………………………… и плавно …………………. скорость. ………………………. паровоз. ……………….орудийные башни. Москва ……………………. позади. Туман. Звезды ……………………. . ……………….. .
Слова для справок: подход…т, света…т, смотр…т, открыва…тся, берётся, захлопыва…тся, трога…тся, набира…т, проход…т, плыв…т, остаётся, гасн…т, …вета..т.Самостоятельная работа.
Восстановите текст, используя слова для справок. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы.
Полковник Александров ………………….к в..гону и………….. . …………….. но в тучах небо. Он …………….. за влажные поручни. Перед ним……………….. тяжелая дверь… Т..желая ст..льная дверь……………… с грохотом за ним. Ровно, без толчков, без лязга вся эта бр..невая громада ………………………… и плавно …………………. скорость. ………………………. паровоз. ……………….орудийные башни. Москва ……………………. позади. Туман. Звезды ……………………. . ……………….. .
Слова для справок: подход…т, света…т, смотр…т, открыва…тся, берётся, захлопыва…тся, трога…тся, набира…т, проход…т, плыв…т, остаётся, гасн…т, …вета..т.Самостоятельная работа.
Восстановите текст, используя слова для справок. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы.
Полковник Александров ………………….к в..гону и………….. . …………….. но в тучах небо. Он …………….. за влажные поручни. Перед ним……………….. тяжелая дверь… Т..желая ст..льная дверь……………… с грохотом за ним. Ровно, без толчков, без лязга вся эта бр..невая громада ………………………… и плавно …………………. скорость. ………………………. паровоз. ……………….орудийные башни. Москва ……………………. позади. Туман. Звезды ……………………. . ……………….. .
Слова для справок: подход…т, света…т, смотр…т, открыва…тся, берётся, захлопыва…тся, трога…тся, набира…т, проход…т, плыв…т, остаётся, гасн…т, …вета..т.