Конспект урока русского языка в 4 классе по программе Школа России на тему: Правописание безударных личных окончаний глаголов


«Правописание безударных личных окончаний глаголов».
 Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Цели:
 образовательные:
учить писать букву Е или И в безударных личных окончаниях глагола;
отрабатывать умения распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме;
развивать умение обосновывать написание безударных окончаний глаголов;
 
развивающие:
способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, , анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
воспитательные:
содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах;
Прививать интерес к культуре русского народа
Задачи:(шаги достижения целей)
Организовать пространство поиска, диалога, творчества.
Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками.
Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества.
Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний
Вид урока: Урок закрепления
Метод обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления.
Технологии:
 
•         технология сотрудничества
 
•         информационно-коммуникативная
 
•         здоровьесберегающая
 
•         технология разноуровневого обучения
-          технологии развития критического мышления
 
 
Оборудование:
компьютер, проектор, экран;
карточки с заданиями;
учебник русского языка 4 класс,  Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. /М. «Дрофа»;
 словарь лексических значений слов
слайд-презентация к уроку
ноутбук.
 
Универсальные учебные действия:
Личностные: Освоение личностного смысла учения; 
Регулятивные: Определять  цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;
 Познавательные:
Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;  планировать свою работу;
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»
 Коммуникативные:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; 
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.
 
Ход урока.
Организационный момент.
Цель: психологический настрой обучающихся на урок.
– Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
  Возможно, есть классы и лучше и краше.
 Но пусть в нашем классе вам будет светло,
 Пусть будет уютно и очень легко!
 Поручено нам вас сегодня встречать,
 Но, начнем же урок, не будем  зря время терять
Повторим правила работы на уроке? ( спросить детей)
- я буду внимательным.
- я буду думать.
- Я буду размышлять.
- я буду старателен и догадлив.
- я буду  терпеливо выслушивать мнение других.
 
Минутка чистописания.
Цель: пишу красиво,  грамотно
Запишите  на 1 строчке : ет  ишь     ит  ешь   ят
2 строчка:    Теплый ветер гуляет по траве, поднимает пыль.
 Какие задания можно предложить выполнить с этим предложением? Где пригодятся эти знания?
Сообщение темы.  Выведение целеполагания .
 Цель: мотивация обучающихся к теме
А что можно сказать о сочетании букв, которые вы записали на 2 строке? (личные окончания глаголов)
Наблюдения-        жела..т, леж..т, рису..т, крич..т
 −        В какой части слова находится орфограмма, которая нам встретилась в словах?
Когда  личные окончания глаголов  являются орфограммами? (безударные). Все ли слова подходят? Какое задание можно выполнить со словами?
 Тема урока- правописание безударных окончаний глаголов
-чему мы сможем научиться? (Продолжим учиться без ошибок писать безударные окончания глаголов, выбирая нужные способы).
А цель урока: систематизировать знания о правописании безударных  окончаний глаголов; отработать навык правописания  безударных окончаний глаголов.- Сформулируйте учебные задачи.- Учиться ставить глагол в неопределенную форму.- Научиться безошибочно определять спряжение глагола.- Запомнить все личные окончания глаголов.
А пока написание окончаний еще вызывает трудности, но в течение урока мы постараемся их устранить.
Актуализация знаний.   Работа над решением поставленных задач.  Приём « Кластер»,работа в парах:
Цель: повторение знаний о правописании окончаний  глаголов, спряжений глаголов, их окончаний
(Давайте вспомним , что  известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию  и заполним схему- алгоритм написания окончаний глаголов).

 
Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию:
1 спряжение – ешь, ет, ем, ете (ут), ёшь, ёт, ём, ёте (ют)
2 спряжение – ишь, ит, им, ите, ат (ят)
Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола надо действовать по памятке:
Ставим глагол в 3 лицо множественного числа: они читают
Но существует и еще один способ:
Безударное окончание глагола можно правильно написать, определив спряжение по  неопределенной форме глагола.
-Проверим вашу работу.
Сделаем вывод. Слайд.  Какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов?
Мы освежили в памяти действия по определению написания окончаний глаголов и спряжения глаголов, а теперь вы самостоятельно попробуете применить полученные знания. 
Упражнение в  написании безударных  окончаний глаголов:
-Попробуем применить разные способы написания  безударных окончанийНаступа…т,   скат..мся, исчеза...шь, чувству...м, лета...м,черт..м, сине…т,проглот..тта…т,   ожива…т, люб...м,    полива..м, свет...т
-где будем применять полученные знания?
Самостоятельная  дифференцированная работа. Работа с текстом. Карточки.Учащимся предлагается текст, в котором пропущены личные окончания глаголов: (упр №91 стр 95)
Цель: формирование регулятивных УУД, т. е выделение и осознание того, что усвоено, учить самоорганизации при выполнении самостоятельной работы
(упр №91 стр 95) 1 вариант
 День прибавля...тся. Ярче свет…т солнце. Оно скоро растоп…т  снег. Вскро.тся  река. Прилет…т первый вестник весны: грач. 
Карточки 2 вариант
Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом.
 
Оцените свою работу.Взаимопроверка.
-Какие способы написания окончаний вы использовали?
О каком времени года идет речь в текстах?  А какой народный праздник заканчивает зиму, а весну начинает?
Ребус:  м л а с  е н ц и а
Сегодня на уроке русского языка  мы продолжим разговор  о самом веселом, самом разгульном и весеннем народном празднике «Масленица».
Физминутка
  Сегодня завершаем групповую  работу над проектом по теме:» Масленица». Каждая группа представляет всю неделю выполненные задания.
Сообщение детей
Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Это всегда был самый веселый и любимый славянский праздник. Считалось, что человек, плохо и скучно проведший Масленицу, будет неудачлив в течение всего года.
Поговорим  о ее пятом дне. Как он называется – тещины вечерни.   
-Ребята, а теперь ребус будет потяжелее….
 
Отгадайте ребус- ездить
                     Это новое словарное слово, легко ли вы справились с заданием? Составление и отгадывание ребусов очень интересная работа. А почему, что это развивает, где в жизни нам это пригодится? Предлагаю осуществить новый проект- брошюру -  ребусы на словарные слова, а темы самые разные. Обсудим их на первом дополнительном занятии.
                    Работа со словарным словом- какая это часть речи? Перечислите что знаете об этом глаголе?
                    ( Н.ф., несов вид, окончание ,2 спр.
                   -найдем лексическое значение слова в словаре.
Словарная работа: самопроверка.
Переписывать,сверкать,тревожиться,квартировать,командовать.здравствовать,беседовать,гореватьсверкать,волноваться,адресовать ,интересоваться.
Комментированная орфографическая  работа  :
Усер...ным трудом всё получ…шь, а л…ниться буд…шь, всё п…теря…шь.
Усердным трудом всё получишь (получить - II), а лениться будешь (быть – I), всё потеряешь (потерять - I).
 
Итог урока. Рефлексия.
Цель: проверка способности к самооценке как личностный результат.
 
-в начале урока мы ставили цели . Удалось ли нам достичь  их или нет?
У кого все удалось? Кому стало легче определять окончания глаголов?
Кто испытывал затруднения?
Какая из предложенных работ была самой интересной?
А познавательной?
 
Оценим свою работу лестницей успеха . Поставьте + на одной из ступенек.
……………..на какой ты ступени?
Домашнее задание.
Цель: закрепление теоретических и практических знаний.
В народе говорят: Праздник помни, а будни не забывай!
Дифференцированные задания по уровням:
1 уровень ( легкий - по начальной форме определить спряжение и вставить безударную гласную в окончание)
  Все мы (испытываешь) испытыва..м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега..т с  полей,  Солнце (обливать)  облива..т  весенний  лес  светом.  Птицы (строить) стро..т  гнезда.
2 уровень  ( сложнее - в начальную форму глаголы нужно поставить самим)
  Под прямыми лучами солнца та..т снег. Ему втор..т ручей. Ве..т теплом. Мартовское равноденствие буд..т природу. Скоро высоко в небе повисн..т жаворонок. Его сразу не замет..шь. Но песня его любого останов..т.
3 уровень (более сложный- встречаются глаголы- исключения)
  Смотр..шь на прозрачный лед и вид..щь, как под этим льдом ручей гон..т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня..т их на открытую воду и  мчит вперед, тороп..тся  согнать их в одно место.
Гостей угощают дети блинами- гостей угостим всех блинами, чтоб весь год был таким румяным, сладким и масленым, как наши блины.