Обобщение педагогического опыта по ИЗО «Развитие творческих способностей учащихся средствами нетрадиционных художественных техник на уроках и кружковых занятиях ИЗО в начальных классах»

Обобщение педагогического опыта по ИЗО
Учителя начальных классов МОКУ «СОШ №10»
п. Цимлянский
Блохиной Юлии Алексеевны

«Развитие творческих способностей учащихся средствами нетрадиционных художественных техник на уроках и кружковых занятиях ИЗО в начальных классах»


«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В.А.Сухомлинский
Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Поэтому большое значение приобретает проблема развития творческой активности учащихся как высшего уровня всех видов активности в младшем школьном возрасте. Именно в начальной школе наиболее эффективно формируются умения работать нестандартно. Ребенок постепенно становится личностью. Путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от влияния окружающей среды и превращение его в активного преобразователя этой среды.
Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребёнком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребёнка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих средств развития личности ребёнка.
Работая в школе в качестве учителя начальных классов, я задумалась над вопросами: как сделать уроки искусства более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы уроки искусства вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное “Я”?
Поэтому цель моей педагогической деятельности: раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
развить личность обучающегося, подготовить его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества;
сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения;
воспитывать эстетический вкус, прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.



К эффективным условиям организации художественно-творческой деятельности детей можно отнести следующие:
построение учебного процесса на основе гуманизации обучения детей;
создание художественно обогащенной педагогической среды, предполагающей сотворчество и ситуацию успеха в деятельности детей

В своей работе с детьми я использую рекомендации последователей гуманистической психологии (У. Глассер, Р. Кэмпбелл, М. Максимов, В. Сатир и др.), для создания творческой атмосферы использую следующие приемы:
первоначально давать легко доступные творческие задания;
проявлять интерес к действиям учеников;
признавать и поощрять множественность вариантов ответов;
раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного;
поощрять чувству предвосхищения и ожидания;
знакомое снова сделать незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения);
строить предположения на неограниченных данных;
соотносить на первый взгляд несоотносимое;
повышать значение ответа, часто даже ошибочного, искать в нем рациональное зерно и др.

На основании анализа психолого-педагогической, методической литературы, передового педагогического опыта, наблюдений за учебной деятельностью учащихся мной были отобраны и освоены нетрадиционные художественные техники, способствующие развитию творческих способностей учащихся.

Рисунки мятой бумагой
Рисунки мятой бумагой - это презанятная нестандартная техника рисования, сродни рисованию штампиками. Только лучше, ведь она имеет и свои отличия, которые, безусловно, очень полезны.

Преимущества рисования мятой бумагой:
- Бумажный комочек-штампик ребенок способен изготовить своими руками, а как детям нравится мять бумагу, кроме того, это развивает самостоятельность и тренирует мелкую моторику.
- Развести цветную воду не менее увлекательно, чем само рисование!
Но самое главное, то, что отпечатки от комочков бумаги - размытые, не похожие один на другой, да и формы создаваемых пятен чаще всего самые неожиданные. Всё это вкупе хорошо развивает фантазию!

Кляксография (выдувание через трубочку)
Техника рисования Кляксография(рисунок кляксами, выдувая их через соломинку) - это очередное волшебство на наших уроках. На первый взгляд - она непонятна, но стоит только начать творить. Рисунок словно сам рождается! Да, капельки краски расставляет художник по своему замыслу, но раздувая их - он уже не может точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Рисуя, Вы будете наслаждаться красотой этого действа!
Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, для детей с задержкой в развитии речи (как артикуляционная гимнастика). Также эта техника укрепляет здоровье и силу дыхательной системы.

Граттаж (или Гравюра, или «Цап-царапки»)

Замечательная нестандартная техника рисования –граттаж – будет интересна всем  детям – независимо от возраста
Все шаги подготовки листа к работе – интересны тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи. Наряду с проявлением творческой, художественной мысли, можно сказать, что ребенок ставит эксперимент, практически познает законы физики, понимает значение слоев.
 
Но не стоит забывать – что маленький ребенок не может долго усидеть на месте – поэтому занятие лучше разбить на два этапа – подготовку исходного материала и собственно, рисование.

Детям нравится граттаж и, попробовав эту технику 1 раз, они будут возвращаться к ней вновь и вновь.

Пластилинография- рисование пластилином

Очередная нетрадиционная техника изобразительного искусства – художественная пластилинография.
Смысл этой техники заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклыми, полуобъёмными.
 
Ленивый рисунок "Лунные Цветы" или Занимательная физика в картинках + законы смешивания красок

Никогда еще рисунок не был таким ленивым, но при этом необычным.
Цель наших "Лунных Цветов" получить шедевр, используя два закона физики:
- закон цветовосприятия: смешения красок;
- закон всемирного тяготения.
Да и вообще, до сих пор понять не могу, то ли это был урок рисования, то ли эксперимент физики...

Рисуем мыльными пузырями

Нет ничего столь легкого, хрупкого и необычайно привлекательного для детей как мыльные пузыри.Они – неотъемлемый символ детства уже много поколений.
Помните, как взбалтывали в металлических тубах мыльную воду и соревновались, у кого пузырь выйдет больше и продержится дольше? А догадывались ли вы, что использовать их можно не только в качестве игры, но и в творчестве, например, рисовании?
Отпечатки пузырей, неповторяющиеся как отпечатки пальцев, прекрасно  подстегнут фантазию как детей, так и взрослых. Сколько фигур можно увидеть в них: и кота, и букет, и дом, и дерево. Осталось только проявить силуэт или добавить свои детали – и рисунок готов!

Объемные краски
Объем эти краски приобретают при нагревании и вызывают полный восторг у детей! Такие краски позволяют создавать забавные пухлые рисунки.

Рисование крупой

Рисовать крупами это не только весело и увлекательно для ребенка - но и очень полезно для развития его мелкой моторики, а следовательно и речи, мыслительных процессов. Это благоприятно сказывается так же и на его психике, как и любое игровое взаимодействие с природным материалом.
Рисовать можно любыми крупами - гречкой, рисом, пшеном, сечкой и даже разноцветным сухим желе! Но лучше всего, для начала - научиться рисовать обыкновенной манной крупой.

Картины с плавленым скотчем
Заголовок 2 Заголовок 315