Образ женщины-матери сквозь века

Внеклассное мероприятие

Учитель: Новикова Т.Н.
Тема: Образ женщины – матери сквозь века
Цель урока:
приобщение учащихся к шедеврам мирового искусства;
воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, к женщине – матери;
воспитание языковой культуры.
Формы работы: Презентация, беседа, викторина.

Ход урока:
Слово учителя:
Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования.
Женщина с нами,
Когда мы рождаемся,
Женщина с нами
В последний наш час.
Женщина – знамя, когда мы сражаемся.
Женщина – радость раскрывшихся глаз.
Первая наша влюбленность и счастие,
В лучшем стремлении – первый привет.
В битве за право – огонь соучастия,
Женщина – музыка, женщина – свет.

Едва ли найдется художник, который не пытался постичь тайну женского очарования, но каждый открывал ее по-своему. Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы любви между матерью и ребенком.

Выступления учащихся, сопровождаемые слайдовым показом:
1 ученик: Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси – с Богородицей, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.
Одним из лучших ранних образцов византийской живописи является ИКОНА «Владимирской Богоматери» (демонстрация слайда), созданная в Константинополе в 12 веке. Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала пределов русской земли. С ней связано множество легенд. По старинному обычаю, ее везли на санях. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла их сдвинуть с места. Заменили коней – они стояли как вкопанные. С тех пор и решили оставить эту икону на земле владимирской. Здесь построили огромный Успенский собор и поместили туда эту удивительную икону. Много раз выручала и охраняла она русских людей на полях сражений и в трудных свершениях.
Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». Эти слова точно передают ее тайный смысл. Свершится то, что предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке. Детские глаза устремлены к Марии, словно просят у нее защиты. Левой рукой Мария придерживает ребенка, пытаясь защитить его от уготованной судьбы. На ее строгом лице, полном духовного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. Во всем ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.
«Владимирская Богоматерь» - одно из лучших произведений средневекового искусства.
2, 3 ученики рассказывают о картинах Леонардо да Винчи, Рафаэля. Демонстрируются слайды «Мадонна Лита», «Сикстинская Мадонна».
4, 5 ученики раскрывают величавый образ славянки в творчестве А.Г. Венецианова, демонстрируя слайды «Жница», «Кормилица с ребенком», «Девушка в кокошнике».
Демонстрация слайдов сопровождается чтением стихотворения Н.А. Некрасова:
«В полном разгаре страда деревенская,..
Доля ты! – русская долюшка женская!..»
6, 7 ученики раскрывают образ женщины – матери в искусстве XX века.
Слайдовый показ: К.С. Петров – Водкин «Мать», «Петроградская Мадонна»
А. Дейнека «Мать»
И.М. Тоидзе «Родина – мать зовет»
III. Чтение и обсуждение пословиц о матери (проверка д/з)
Например:
Без отца полсироты, а без матери и вся сирота.
Птица рада весне, а младенец – матери.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Материнское сердце в детках, а детское в камне.
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
Материнское благословение в воде не тонет, в огне не горит.
Слепой щенок и тот к матери ползет.
И другие.

IV.Викторина: узнай художника, его картину.
Демонстрация слайдов:
С. Боттичелли «Величание Мадонны»
Л. Винчи «Джоконда»
А. Дейк «Портрет молодой женщины с ребенком»
В. Боровиковский «Портрет Е. Арсеньевой»
П. Пикассо «Женщина в белом»
М. Нестеров «Портрет дочери художника»
К. Сомов «Дама в голубом платье»
Джорджоне (15 век) «Мадонна с младенцем»
М. Врубель «Царевна-лебедь»
К. Брюллов «Итальянский полдень»
И другие.

V. Обмен мнениями по просмотренным шедеврам.
Подведение итогов.
Награждение победителей викторины.

Дома: сочинение «Я хочу рассказать о» (о шедевре искусства).
15