«Формирование познавательного интереса к обучению детей с интеллектуальной недостаточностью как условие развития познавательных процессов через систему упражнений»












Обобщение опыта работы по теме:
«Формирование познавательного интереса к обучению детей с интеллектуальной недостаточностью как условие развития познавательных процессов через систему упражнений»







Белогурова Елена Викторовна
учитель СКО VIII вида
МБОУ СОШ №1
Г.Ессентуки
















В современной педагогике довольно хорошо изучен вопрос познавательных интересов, особенно глубоко и масштабно эту проблему рассмотрела Щукина Галина Ивановна. Но эти исследования не подходят для изучения проблемы познавательных интересов воспитанников коррекционных школ, а дефектология на сегодняшний день не располагает опытом данных исследований. Это делает проблему формирования познавательных интересов учащихся с нарушением интеллекта актуальной и значимой.
Проблема познавательного интереса в обучении таких детей существовала на протяжении всего исторического процесса развития коррекционной школы. Но до сих пор не существует единого определения этого понятия, разделяемого всеми исследователями- дефектологами.
По мнению Н.Г. Морозовой, интересом называется эмоционально- познавательное отношение между аномальным субъектом и объектом.
Э.Ф. Зеер полагает, что это социально-психологическое образование, которое актуализируется в форме потребностей, а затем через мотив детерминирует деятельность.
По мнению С.Л. Рубинштейна между интересом и потребностью нельзя поставить знак равенства, поскольку потребность вызывает желание обладать предметом, а интерес ознакомиться с ним. На этом основании он определил интерес как специфический мотив познавательной деятельности и выявил наличие в нём двух моментов: эмоциональной привлекательности и осознанной значимости.
Но у детей с нарушением интеллекта отсутствует «характерное для здорового ребёнка неудержимое стремление познать окружающий мир» (Сухарева Г.Е. 1986).
Классик олигофренопедагогики Э.Сеген пишет, что интеллектуально недостаточный ребёнок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего «не знает», «не может» и «не хочет». При этом Э.Сеген придавал главное значение отсутствию каких- либо хотений стремлений, потребностей. Он считал, что интеллектуально недостаточный ребёнок, возможно, многое и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений.
При слабости ориентировки, малой любознательности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью органические потребности продолжают играть доминирующую роль на протяжении всей жизни (Рубинштейн С.Я., 1999).
Характеризуя облик школьников с отклонениями в умственном развитии, Л.В. Занков (1991) также обращает внимание на то, что у многих из них крайне мало развита любознательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Им присуще- замедленное, затруднённое и дисгармоничное развитие познавательных потребностей. Но мы знаем, что всякий объект, который удовлетворяет ту или иную потребность человека, вызывает положительные переживания, следовательно, в целях формирования познавательных интересов, необходимо вызывать эту положительную эмоционально окрашенную реакцию. Возникновение переживания может быть подавлено или трансформировано, но может также стать источником зарождения мысли (Пинский В.И., 1992).
Таким образом, у школьника с отклонением в развитии, познавательный интерес будет выступать как ценнейший мотив учебной деятельности, и это наиболее существенное его проявление.
Моя педагогическая работа на тему «Формирование познавательного интереса к обучению детей с интеллектуальной недостаточностью. Развитие познавательных процессов в системе упражнений» на мой взгляд, способствует решению этой проблемы. Именно в процессе формирования интереса к учёбе, создания положительного эмоционального фона посещения школы, я наиболее успешно реализую задачи коррекционного обучения и воспитания.
Для себя я выделяю следующие стадии развития познавательного интереса.
Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для аномального ребёнка эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, имеет особую значимость, хотя эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию, но она может послужить его начальным толчком. При поступлении ребёнка в школу как раз любопытство играет важную роль в развитии интереса к новому этапу в жизни ребёнка. Вокруг всё иначе, чем в детском саду (если ребёнок его посещал) или дома (если ребёнок не был организован). Моей задачей на этом этапе является поддержание этого интереса на достаточно высоком уровне.
Положительные эмоции от общения с детьми, с учителем являются на этом этапе первоочередной задачей и залогом успешного развития в будущем.
В своём классе я с первого дня старалась создать доброжелательную обстановку, помогала детям преодолеть стеснительность, неуверенность в себе. На первых порах мои первоклашки даже боялись отвечать на вопросы, боялись звука собственного голоса. Спустя год, могу с уверенностью сказать, что мы добились многого. Дети научились рассказывать стихи на праздниках, участвовать в инсценировках разных сказок, танцевать. А самое главное- получать удовольствие от общения.
Любознательность - ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса у школьников с отставанием в умственном развитии обнаруживаются сильные эмоциональные переживания, удовлетворение собственной деятельностью. На данном этапе моя задача состоит в том, чтобы одобрением, поощрением, положительной оценкой достижений учащегося (пусть самых мизерных), поддержать желание ребёнка в его стремлении научиться читать, писать, уметь рисовать, правильно выражать свои мысли, быть вежливым и многое другое. Эта стадия является стартовой площадкой для зарождения познавательного интереса.
Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. На этот этап нам ещё предстоит перейти, чтобы понять, для чего нам могут пригодиться в жизни полученные на уроках знания, умения и навыки. Для наших особых деток жизненный опыт не нечто само собой разумеющееся. Это продолжительный и продолжающийся всю жизнь процесс. Моя задача на этом этапе (обязательно вместе с родителями) -оптимизировать этот процесс по максимуму.
Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию
сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство. Школьники с интеллектуальной недостаточностью на данную стадию не переходят.
Работая с детьми данной категории, я всегда ставлю перед собой задачу повышения качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе моей работы с учащимися данной категории возникают определённые трудности в преподавании, обусловленные рядом причин:
-значительный рост детей со сложными комплексными типами отклонений;
- изменение в социальной жизни общества, что привело к увеличению числа детей с разными проблемами в поведении, в общении и т. д.
Отсюда я делаю вывод, что в первую очередь следует заняться развитием системы психодиагностики. Поэтому с первого дня поступления ребёнка в школу я очень внимательно изучаю и анализирую личное дело. Просматривая характеристики, отмечаю, прежде всего, их типичную черту: они носят ярко выраженный негативный характер. Отмечается, что того-то ребёнок не знает, этого не умеет, выучить его не удалось. Но для меня эта характеристика не отражает личность ребёнка и отправным пунктом в работе служить не может. Я уверена, что развивать ребёнка, правильно строить процесс повышения качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации современного образования, можно только от чего - то известного, от того, что есть, а не от того, чего нет.
Первое, что я делаю, начиная учебный процесс, выявляю то, чем обладает ребёнок, какими знаниями, как глубока его недостаточность. Учитель один не может сделать полную психолого-педагогическую диагностику, поэтому я работаю в тесном контакте с дефектологом. Сопоставляя данные обследования учащихся, определяю области наиболее нарушенных психических процессов. В процессе диагностики в основном применяю метод наблюдения и беседы.
Вот теперь то и можно заняться разработкой и построением специальных педагогических приёмов, благодаря которым повышается уровень качества образования.
Так, из обследования детей, которые поступили ко мне в первый класс, выявила, что основной дефект заключается в нарушении сложных форм познавательной деятельности, в особенности мышления. Процесс развития их мышления к моменту поступления в школу, резко снижен, нуждается в постоянной стимуляции, поэтому я провожу не только индивидуальную, но и общую коррекцию, направленную на развитие мыслительной деятельности. Приведу одну из систем упражнений, используемых мной на уроках.
Упражнение на выявление общих понятий. Методика заключается в подборе картинок, имеющих общие родовые признаки, среди которых есть одна, две картинки, не относящиеся к данному логическому ряду. Предлагаю детям найти лишнее, объяснить выбор, сделать обобщение. Постепенно это упражнение усложняю, вношу элемент разнообразия. Думаю, что именно это помогает мне оценить нужность и важность того или иного упражнения. Ведь в усложнении, в движении вперёд просматривается динамика развития.
Упражнение «Поиск аналогов»
Называю какой-либо предмет или явление, предлагаю назвать другие предметы, связанные с ним по различным существенным признакам (птица-бабочка, стрекоза, комар, воробей).
Упражнение «Способы применения»
Называю какой-либо предмет, предлагаю перечислить как можно больше способов применения. Это упражнение применяю для развития способности концентрировать своё внимание на предмете, умения открыть в нём неожиданные возможности. (Например: лопатой можно пропустить ручеёк, а иголкой – вынуть занозу, отсортировать бисер и т. д.)
«Перечень заглавий к рассказу»
На уроках, чтения, обучения грамоте, читаю небольшой рассказ и предлагаю подобрать к нему как можно больше заглавий. Это задание позволяет концентрировать внимание на содержании, выражать мысли одной фразой.
«Смешение свойств»
На доске картинки «утка», «стул». Дети называют, а учитель записывает свойства этого предмета.
У т к а С т у л
А1 летает Б1 есть ножки
А2 есть ноги Б2 на нём можно сидеть
А3 есть хвост Б3 деревянный
А4 ходит Б4 красивый
А5 красивая Б5 на него можно встать
Какие свойства этих двух предметов можно соединить?
А2 + Б1 А5 + Б4
«Кто есть кто? Что есть что?»
Задание:
- обобщить пары понятий;
- сравнить понятия между собой;
- найти существенные сходные признаки, которые позволяют объединить их в одну группу.
Картинки для предъявления:
Метла – лопата (инструменты, орудия труда)
Зима-лето (времена года)
Собака-пчела (живые существа)
Трава-гриб (растения)
Нож-ложка (столовые приборы)
Нога-рука (конечности)
Конфеты - торт (сладости, десерт)
Дождь-снег (осадки)
Проводя диагностику, я также отмечаю неполноценность развития восприятия. Не умея вскрывать существенные признаки того или иного объекта, дети часто ориентируются на случайные признаки и связи. Для активизации процесса восприятия, я использую такой приём, как сравнение изучаемых объектов. Сравнивая, дети устанавливают признаки их сходства и различия. Таким образом, я развиваю аналитическую деятельность. Заметила, что для детей труднее сравнивать предметы по признакам их сходства, поэтому применяю такой приём - введение третьего предмета, с резко отличительными признаками, который наталкивает детей на выделение сходных признаков первых двух.
Поскольку развитие восприятия осуществляется с участием слова, я забочусь о том, чтобы развивалась речь учащихся на каждом уроке. У детей, особенно первого года обучения, ярко выражено то, что речь, как регулятор практической деятельности, не выполняет своих функций, поэтому в процессе учебной деятельности, я приучаю детей пользоваться речью: повторять, сопровождать речью предметные действия, комментировать, делать отчёт о выполненном задании, выполнять словесные инструкции учителя. Стараюсь строить систему учебных занятий на сочетании наглядного образа, слова и практических действий.
Для более эффективной коррекции внимания и памяти учащихся, я провожу следующие упражнения:
Минутка внимания «Кто быстрее?»
Раздаю карточки, где написаны 1,2 предложения. За определённый промежуток времени дети должны зачеркнуть одну повторяющуюся букву или зачеркнуть все гласные, все согласные буквы. Это зависит от темы и цели урока. Задание можно интерпретировать в зависимости от целей и задач урока. Вместо предложений можно использовать цепочки геометрических фигур.
Упражнение «Наблюдательность»
Это упражнение я провожу на уроках развития речи, во время или после экскурсии. Предлагаю детям описать то, что они видели только что или много раз. Например, школьный двор, спортивную площадку, девочку, которая только что встретилась. Постоянно применяя этот методический приём, дети становятся более внимательными и наблюдательными.
Следующее упражнение для развития памяти провожу на уроках русского языка.
«Трудное запомни!»
Это упражнение заменяет словарную работу на уроке. В течение нескольких секунд показываю картинку, называю предмет, изображённый на картинке, предлагаю запомнить название предмета. Затем картинку убираю и предлагаю вспомнить слово по памяти. Усложнение: два изображённых предмета одновременно.
А иногда на уроках я с детьми играю в «Учителя», где я – ученик, а дети – учителя. Дети по сюжетной картинке задают мне вопросы, а я на них отвечаю. В конце дети ставят мне оценку. Такую игру можно проводить и в конце урока при подведении итогов работы по теме. Я намеренно делаю ошибки в ответах. Дети активно реагируют на мои ошибки и исправляют их. Довольно часто мои ученики по очереди проводят физминутки и пальчиковую гимнастику вместо меня. Им это доставляет огромное удовольствие.
«Запрещённое движение»
Учитель показывает несколько движений, одно из них запрещённое. Учащиеся должны повторить все движения, кроме запрещённого.

В своей работе, я считаю, главное - создание определённых условий, которые способствуют формированию познавательных интересов и развитию познавательных процессов. Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, для меня приоритетными являются следующие условия.
Первое и главное условие – это коррекция познавательных процессов. Этому посвящена вся моя работа в классе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность.
Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. В своей работе я использую технологию разноуровневого обучения, предложенного в базовой программе для школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой. На нашем отделении этот подход к обучению детей нашёл прямое применение.
Мною была написана программа для 1 класса специального (коррекционного) отделения 8 вида. Программа была составлена с учётом индивидуальных образовательных потребностей учеников моего класса. Также, в программе было предусмотрено 2 уровня усвоения учащимися программного материала к концу года. Этот подход позволяет мне оптимизировать процесс обучения учащихся данной категории.
Третье условие – опора на жизненный опыт учащихся. Я уверена, что развивать ребёнка, правильно строить процесс повышения качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации современного образования, можно только от чего - то известного, от того, что есть, а не от того, чего нет.
Четвёртое условие – максимальная опора на активную мыслительную деятельность. По моему мнению, главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинного интереса в коррекционной школе является технология проблемного обучения. В качестве примера приведу следующее упражнение:
Упражнение «Послушай, запомни, ответь: все ли верно»

Цель: Развитие внимания, мышления, речи.

Дети слушают предложения и определяют: может ли это быть.
Если да, то когда, где, почему. Если нет, то следует доказать, что это небыль.

1. Выпал снег, Алеша вышел загорать.
2. Мальчик поехал в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.
3. Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошел дождь.
4. В лесу раздавались веселые трели кукушки.
5.Сегодня ночью я слышал: как стрекотали кузнечики, пели соловьи, куковали кукушки, квакали рыбы, тявкали лисы.
6.Ежик лазает по деревьям, а медвежонок ползает.
7.В парке Лиза видела зайца, пять обезьян, бизона, девять змей и зебру.
8.Усталый заяц вернулся с ночной охоты.
9.Мужик взял пилу и пошел в лес рубить дерево.
10.В каплях дождя шумели солнечные лучики.
11.Солнце закрыло облако.
12.Осень сменяет лето, а зима сменяет весну.


Здесь дети в игровой форме решают проблему неправильного описания ситуаций с опорой на свой жизненный опыт и на знания, полученные на уроках.
Пятое условие – организация самостоятельной работы, самый трудный момент на уроке. На уроках обучения грамоте и на уроках формирования элементарных математических представлений я регулярно проводила с учащимися самостоятельные работы. Пусть это пока только цифры и элементы букв. Главное дети уже поняли смысл этого вида работы на уроке. И, после каждого самостоятельно выполненного задания, с гордостью бегут к родителям с тетрадями. А мне подают дневники для выставления оценок. Конечно всем пятёрки. А как же иначе, ведь они такие молодцы!

Шестое условие – эмоциональная атмосфера обучения. Только доброжелательное, спокойное, терпимое, душевное отношение к детям. Они, как никто другой, чувствуют любовь и не терпят фальши.
Седьмое условие – благоприятное общение в процессе обучения. Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и, в то же время, способствовать укреплению познавательного интереса. Дети в моём классе с удовольствием посещают школу. Скучают друг за другом, когда кто-либо пропускает занятия. Обязательно интересуются причиной отсутствия. Вообщем живо интересуются друг другом. У нас сложился маленький, но уже коллектив.
Восьмое условие – вера учителя в возможности ученика, готовность прийти на помощь, сдержанность, категорически недопустима грубость в отношении детей. Способность учителя всё время учиться, повышая свой профессиональный уровень.
Анализируя вышесказанное, делая вывод о важности проделанной работы по данной теме, скажу с уверенностью, её проводить необходимо, так как это:
- активизирует работу детей на уроке
- развивает все психические функции
-развивает речь
-повышает мотивацию детей к обучению
Делая обобщение, считаю нужным заметить, что насколько бы грамотным не был педагог в области повышения качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья, только систематическое проведение коррекционной работы на всех этапах учебного процесса, даст ожидаемый результат. Система должна присутствовать и в направленности коррекционных упражнений. Развитие познавательных процессов должно вестись во всех направлениях. Выпадение одного звена негативно отразится на качестве процесса обучения. В своей работе я следую всем принципам, описанным выше.




Заголовок 215