Повышение уровня мотивации школьников как путь к повышению качества знаний



Повышение уровня мотивации школьников как путь к повышению качества знаний Современное школьное образование учитывает возросший интерес и потребности к изучению иностранных языков. Образовательные программы уделяют особое внимание запросам общества и целям изучения иностранного языка. Родители и педагоги понимают ценность знания иностранных языков, рассматривая это как залог будущей успешной карьеры ребенка. Однако такой подход не вызывает у детей желания прилежно и основательно заниматься изучением иностранного языка.
Такое положение вещей стало серьезной проблемой для меня как учителя английского языка. Я работаю учителем английского языка с 1994 года. Наша школа находится в сельской местности. Родители наших учеников имеют невысокие доходы и поэтому не имеют возможности путешествовать заграницу или способствовать получению образования за рубежом. К тому же, большинство детей старшего школьного возраста не видят перспектив получения высшего образования и трудоустройства с необходимым знанием иностранного языка. Все это натолкнуло на мысль разобраться в данной ситуации, и мне  необходимо повышение мотивации школьников к изучению иностранного языка.
Проанализировав ситуацию наметила цель: повышение уровня мотивации школьников для повышения качества знаний. Цель может быть достигнута путем решения ряда задач:
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования у учащихся мотивации к изучению английского языка;
Выявление организационно-педагогических условий для повышения у учащихся мотивации;
Разработка системы внеклассной работы по английскому языку и дидактического материала к внеклассным мероприятиям.
В ходе изучения психолого-педагогической литературы стало ясно, что путь к эффективному управлению подростком лежит через понимание его мотивации. Если учитель знает, что движет подростком, что побуждает его к деятельности, то он может разработать эффективную систему форм и методов управления им.
Объектом моего педагогического наблюдения является повышение мотивации учащихся к изучению английского языка.
Предмет данного наблюдения — формирование у учащихся мотивации и интереса к английскому языку.
Известно, что мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности. Занимаясь этой темой, стало понятно, что мотив у учащихся повышается в том случае, если соблюдаются следующие условия:
Информация. Чтобы привлечь учащихся к творческой внеклассной работе, необходимо обеспечить их увлекательным материалом страноведческого, литературного, игрового характера. Массовые формы внеклассной работы имеют при этом огромное значение.
Добровольность. Это условие положено в основу данной работы. Обычно уровень мероприятий бывает значительно выше среднего уровня урока. Элемент творческого соревнования, присущий этой работе, стимулирует наивысшую интеллектуальную и языковую активность. Стремление помериться своими силами, проверить знания, умения, навыки в соревновании с друзьями, нести ответственность за команду, желание заслужить одобрение сверстников, возможность узнать что-либо новое, с пользой для себя провести досуг придают деятельности учащихся во время проведения декадника иностранного языка осознанно мотивированный характер.
Доступность. Важно, чтобы тема вечера была интересной, актуальной, отвечала бы воспитательным задачам и культурным запросам учащихся. Языковой материал должен быть доступен учащимся и опираться на полученные ими знания по английскому языку.
Взаимодействие с родителями и семьями учащихся.
За двадцатилетний опыт работы у меня сложилась определенная система работы на уроках и внеклассной работы, которая способствует повышению мотивации учащихся. Эта работа преследует следующие цели:
Увеличить активный языковой запас учащихся, усовершенствовать их произносительные навыки.
Расширить кругозор школьника, повысить их культурный уровень, возбудить познавательные интересы.
Улучшить умения практического владения разными видами речевой деятельности(монологической и диалогической, аудирования, чтения).
Именно внеклассная работа способствует более глубокому овладению языком. Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала, поэтому внеклассная работа способствует творческому развитию учащихся.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка является одной из главных задач обучения иностранному языку. Обязательный минимум содержания образования в число целей обучения иностранному языку на базовом уровне включает воспитание у школьников “положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке”.
Параллельное изучение языка и культуры не случайно, так как это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучаемых с новой для них действительностью. Такой подход к обучению иностранному языку в школе во многом обеспечивает более эффективное решение практических, развивающих и воспитательных задач, а также дает огромные возможности для поддержания мотивации обучения.
Большие возможности для расширения знаний учащихся о стране изучаемого языка открывает внеклассная работа по предмету, которой в нашей школе уделяется большое внимание. Как правило, все внеурочные мероприятия основываются на страноведческом материале. Выпуск газет о странах, в которых говорят на английском языке, концерты, сказочные постановки, веселые путешествия, викторины, конкурсы стихов и песен, театральные инсценировки, игровые ситуации в виде телеконкурсов включаются в неделю иностранного языка.
Очень часто внеклассные мероприятия проводятся как итоговые после изучения определенных тем. В школе сложилась хорошая традиция завершать изучение фундаментальных тем внеклассным мероприятием на английском языке. Учитель определяет его форму и тематику с учетом возрастных и других особенностей конкретной группы учащихся. В младших классах такие мероприятия обычно проводятся в форме викторин, конкурсов, театрализованных и музыкальных утренников. В старших – формы работы значительно расширяются.
Школьные олимпиады и языковые конкурсы, проводимые в рамках тематических недель и вне их, привлекают большое количество учащихся. Олимпиады проводятся с 5-го по 11-е классы.
Не менее интересны для учащихся конкурсы песен и стихов, стенгазет, инсценировок на лучшее произношение и чтение, конкурсы по аудированию и грамматике, конкурсы сочинений и рефератов, конкурс на лучшего переводчика, лучшего знатока англоязычных стран.
Усвоению знаний учащихся, формированию прочных умений и навыков в устной речи способствуют игры различного типа, где учащиеся могут активно использовать языковой материал.
За время работы в школе мною был собран большой материал по наиболее известным праздникам, таким как "Рождество", "Хэллоуин", "День благодарения", "День Святого Валентина". Материал собирался по крупицам.
Впоследствии были проведены праздники "Добро пожаловать в сказку", "Веселое Рождество", "День Святого Валентина", "Хэллоуин".
Как правило, подготовка к празднику начинается задолго до самого праздника. Сначала идет систематизация имеющегося материала, много прочитывается, запоминается, переводятся статьи из журналов, книг, брошюр. Затем планируется сама подготовка к празднику. Цель – охватить все параллели учеников.
За месяц до праздника начинаю рассказывать о самом празднике, его истории, зарождении, развитии, объясняю, каким образом праздник появился в России. Знакомлю ребят с легендами, обычаями, традициями проведения праздника. Ребята с удовольствием пользуются Интернетом и иногда приносят настолько интересный материал, что, читая его, узнаешь много нового.
Кроме того, на уроках знакомлю ребят с лексикой по теме, переводим тексты, решаем кроссворды, выполняем различные задания, учим стихи, песни. Песни оживляют преподавание, вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико-грамматического материала.
Процесс подготовки не менее увлекателен, чем сам праздник. Ребята с удовольствием делают рисунки, придумывают валентинки, вырезают сердечки, тыквы, ангелочков и т.д.
С приобретением опыта проведения праздников сложилась примерная схема деятельности учителя при подготовке к внеклассному мероприятию по предмету:
Определить форму проведения праздника, время и место его проведения.
Сформулировать цель и задачи.
Составить план подготовки, назначить ответственных по классам, определить сроки окончания тех или иных видов работы.
Объявить о конкурсах, предшествующих празднику. (Например, при подготовке "Halloween" были следующие конкурсы:
Подобрать и проанализировать материал с учетом: цели, конкретных дидактических задач, актуальности содержания, познавательной ценности, возрастных и индивидуально – психологических особенностей школьников, лингвистических трудностей.
Продумать сценарий праздника, его музыкальное оформление, наглядность в соответствии с целями и задачами мероприятия, оборудование.
Распределить материал между учащимися с учетом их индивидуальных способностей, интересов, уровня владения языком (Например, рисовать эмблемы, выучить стихотворение, подобрать музыку, подготовить костюмы и т.д.).
Провести индивидуальные занятия с учениками в процессе подготовки.
Следить за тем, как готовятся дети к празднику.
Провести генеральную репетицию.
Пригласить зрителей.
И в заключении о результатах работы. Мой педагогический опыт подсказывает, что количество детей, которые принимают участие во внеклассных мероприятиях, неуклонно повышается. На уроках английского языка такие ребята чувствуют себя более уверенно, успешно. Так же повышается качество знаний.
Проблема все равно остается, и это заставляет меня продолжить работу по данной теме. На следующем этапе моей педагогической деятельности стоит задача: вовлекать во внеклассные мероприятия всех детей, изучающих английский язык.
Вывод: на своем опыте я убедилась, что использование разнообразных методов работы на уроке и внеклассной работы способствует повышению мотивации и интереса к изучаемому предмету.