СтатьяОбучение в сотрудничестве на уроках английского языка

Тема: «Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка».
Харлова Алина Евгеньевна, МБОУ СОШ № 21 учитель англ.яз.

Иностранный язык является одним из сложных школьных предметов. Наряду с этим, любой специалист, который хочет быть конкурентно способным на рынке труда и который хочет добиться больших высот в этой области, не может обойтись без знания иностранного языка. Поэтому важность и интерес к изучению иностранного языка интенсивно набирает обороты, но не смотря на это, сложностей и трудностей при изучении иностранного языка меньше не стало. Учащиеся не достаточно активно вступают в речевое, отсутствует необходимая индивидуализация и дифференциация обучения.
Известно, что главная цель обучения иностранному языку развитие коммуникативной компетенции, т.е. способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Причем овладение данной компетенцией и иностранным языком должно строиться таким образом, чтобы в сознании обучающихся формировалась система языка.
Для решения данной проблемы в своей педагогической практике, я применяю метод обучения в сотрудничестве.
Учащиеся школы с разным уровнем языковой подготовки. При изучении иностранного языка учащиеся не имеют возможность общаться на уроке с носителями языка, слышать настоящую английскую речь, что ставит перед собой вопрос «Как научить их общаться на иностранном языке?» Для решения этой проблемы я стараюсь создать им условия для совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях. В этом мне помогает обучение в сотрудничестве. Главный принцип в этом подходе- учиться вместе. К ученикам, которые быстро справляются с заданиями и качественно усваивают материал, я «прикрепляю» учащихся со средними и слабыми знаниями и способностями по языку. Таким образом, образуются группы, где работая совместно учащиеся могут разобраться в том, что они не поняли на уроке, в том, что вызывало трудности у них, а сильный ученик, который помогает усвоить этот материал, ещё раз закрепит свои знания. Таким образом, в процессе совместной учебной деятельности учащиеся приобретают возможность увеличить время речевой практики, у учителя появляется время проводить индивидуализацию обучения. Также обучение в сотрудничестве воспитывает чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по группе.
В своей практике я применяю несколько методов организации обучения в сотрудничестве. Один из них - «Обучение в команде». Этот метод направлен на достижение «групповых целей», которые могут быть достигнуты посредством самостоятельной работы каждого учащегося внутри группы и с последующим взаимодействии друг с другом.
На основе данной методики, урок может быть выстроен следующим образом: сначала необходимо объяснить новый материал урока, а затем дать возможность учащимся закрепить и постараться разобраться в нем внутри группы. Группы получают определённое задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может как сильный ученик, так и слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
После того как все группы выполнили задание организуется общее обсуждение работы над этим заданием разными группами. Когда я убеждаюсь, что материал усвоен всеми учащимися, каждый учащийся индивидуально получает карточку с заданием на проверку понимая нового материала, и работает с ней вне группы.
Обучение в сотрудничестве чтению предполагает несколько способов организации:
- удобно разделить группы по четыре человека, внутри которых можно организовать парную работу. Работая с одними парами, у других пар появляется возможность самостоятельно читают друг другу; далее учащиеся работают с заданиями по тексту, например: составляют план пересказа, выделяют главные мысли, идеи текста; отвечают на вопросы по тексту; работают с новой лексикой по средством работы со словарём.
- если класс нельзя разделить на равные по количеству группы, то все обучающиеся во всех группах работают совместно-единой командой над предложенными заданиями по тексту.
Также при изучении материала лингвострановедческого характера , можно организовать работу следующим образом: разделить учеников на группы по 4-6 человек и раздать материал, который разбит на фрагменты. Например, в теме «Образование в англоговорящих странах» можно выделить несколько подтем, которые соответствуют системе образования в каждой стране. Каждый член группы находит материал по своей части. Поскольку единственный способ освоить материал всех фрагментов и узнать особенности системы образования – это внимательно слушать товарищей по группе. Учащиеся заинтересованы, чтобы все качественно выполнили свое задание, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся группа в целом. На заключительном этапе можно предложить любому ученику группы ответить на любой вопрос по данной теме.
Внутри группы у каждого учащегося своя роль с конкретными функциями: Организатор или координатор организует работу группы. Ответственный за написание письменно фиксирует важную информацию. Контролер контролирует и проверяет, что каждый член команды понимает, что требуется от него и выполняет необходимое задание. Организатор активной деятельности задает вопросы и активизирует учащихся отвечать на них. Спикер или докладчик представляет результаты работы группы всему классу.Ответственный за время следит за временем выполнения задания и т.д.
Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны – достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой – осуществление в ходе выполнения задания определённой культуры общения.
После введения новой лексики дети сначала разбиваются на пары и получают упражнение на перевод словосочетаний. Каждый из партнёров имеет свой список словосочетании (с ключом для проверки правильности ответов партнёра). Сначала один из партнёров даёт задание и проверяет правильность ответов другого по ключу в его карточке. Затем ребята меняются ролями. Далее пары объединяются снова в четвёрку и начинают работать над правописанием новой лексики или занимаются словарной работой (находят синонимы, антонимы новой лексике, образуют новые слова на основе словообразовательных элементов). При выполнении упражнения на написание новых слов один ученик (обычно сильный) диктует, а все остальные члены группы (включая сильного ученика) пробуют записать его, затем сверяют правильность написания с образцом. Если оказывается, что кто-то из группы допустил ошибку, он воспроизводит это слово несколько раз, пока не запомнит его написание. В конце ребята в произвольном порядке выполняют данное им письменное упражнение, которым и отчитываются.
Таким образом, методика обучения через сотрудничество может и должна активно использоваться на уроках иностранного языка, т.к. это специфический предмет, и если ребёнок испытывает какие-то трудности в его изучении, то как раз эта методика и может оказаться тем «спасательным кругом», который необходим ему.














Заголовок 215