Доклад на тему:Проектирование учебного занятия в режиме технологий проблемного обучения


Проектирование учебного занятия в режиме технологий проблемного обучения
выполнила: Данилюк Е.С.,
должность: учитель английского языка,
ГБОУ ООШ № 16 г. Сызрань
2014 год
Важнейший показатель качества подготовки учеников к жизни – это способность к социализации. Ее качество зависит от способности к адаптации, от способности решать возникающие проблемы. И в первую очередь сегодняшним ученикам потребуются самодисциплина, способность находить проблемы и самостоятельно решать поставленные задачи, умение работать на перспективу.
Проблемное обучение это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.
Объем информации, поступающей извне, увеличился, поэтому репродуктивный способ освоения знаний становится неэффективным. Перед учителем стоит задача научить учащихся думать, творчески применять материал, адаптировать его к разным ситуациям, использовать в новых условиях ранее полученные знания. Для этого на уроках применяются элементы проблемного обучения, как при введении учебного материала, так и при его отработке и контроле.
Задания учебника довольно редко являются проблемными. Но по мере желания можно внести элемент проблемности практически в любое задание и в любой вид деятельности. 
Проблемное обучение прекрасно сочетается с другими приемами и методами развивающего и личностно-ориентированного обучения, позволяет индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс, использовать информационные и игровые технологии.
В психологической и методической литературе вопросы проблемного обучения разработаны главным образом для тех школьных предметов, изучение которых предусматривает усвоение теоретических сведений по основным наукам. Место же проблемного обучения в процессе преподавания предметов, усвоение которых связано с формированием практических навыков, до сего времени недостаточно освещено. Обучение иностранному языку в школе имеет в основном практическую направленность, в то время как освещение вопросов теории языка не является главным в процессе преподавания. Это объясняет тот факт, что в психологии и методике обучения иностранным языкам вопросы проблемного обучения разработаны чрезвычайно слабо.
Формировать познавательную потребность, развивать мышление и творческие способности человека возможно, если поставить обучаемых в позицию активно размышляющих людей. Еще в 50-х годах XX века польский педагог В. Оконь построил целостную дидактическую систему проблемного обучения, основываясь на теории мышления известного психолога С.Л. Рубинштейна. Но в современном мире проблемное обучение не потеряло своей актуальности как средство активизации мышления учащихся в процессе обучения.
Вопросы проблемного обучения за последние годы занимают большое место в педагогической теории и практике, поскольку они откликаются на возросшие требования к развивающему эффекту обучения. Эти вопросы получили довольно широкое освещение в отечественных (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская,) и зарубежных исследованиях (К. Лех, Ч. Куписевич и др.).
Проблемное обучение требует изменения типа деятельности и изменения структуры учебного материала. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им, чтобы самому получить из него новую информацию. Это процесс расширения, углубления знаний при помощи ранее усвоенных знаний или нового применения прежних знаний. Это поисковый метод учения, антипод методу восприятия готовых выводов учителя.
Систематическое решение учебных проблемных задач – характерный признак этого типа обучения. Вся система методов направлена на всестороннее развитие школьника, развитие его познавательных потребностей, формирование интеллектуально активной личности, т.е. проблемное обучение, является подлинно развивающим обучением.
Проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика. Наличие различных типов учебных проблем обеспечивает поисковую, или частично-поисковую, или конструкторско-изобретательскую деятельность ученика, или его художественное творчество, или их сочетание в ходе выполнения теоретических и практических самостоятельных работ, при изложении учебного материала учителем на уроке и внеурочных занятиях.
Работа над лексическим материалом
Невозможно освоить иностранный язык без знания лексики. При изучении лексики применяются лингвистические задачи, целью которых является не непосредственное овладение речевой деятельностью, а усвоение языковых форм и их значений. Проблемная составляющая позволяет таким образом организовать учебный материал, что это делает работу более интересной и увлекательной.
Введение незнакомой лексики осуществляется в классе, причем делается упор на запоминании слова и усвоение способов его употребления уже на уроке, чтобы избежать перегрузки учащихся домашним заданием. Уже на этом этапе учащиеся становятся в позицию лингвистов – исследователей, анализируют представленный материал, выдвигают гипотезы, осуществляют синтез, и делают выводы.
Лексика вводится тремя блоками:
a) слова, о значении которых можно догадаться (интернациональные слова), например:
finish, encyclopedia, concert, problem, supermarket…
Интернациональные и созвучные словам родного языка лексические единицы вводятся таким образом, чтобы развивать языковую догадку и облегчить запоминание слова. Обязательно отрабатываются все возможные производные от данного слова, что позволяет применить изученный материал (правила словообразования) в новых условиях.
b) слова, о значении которых можно догадаться (слова, состоящие из знакомых словообразовательных элементов), например:
friendship, cross-country, European, scientist…
Здесь работа идет именно в области словообразования. По словообразовательным элементам учащиеся определяют принадлежность слова к какой-либо части речи, прогнозируют иные возможные производные, а затем догадываются о значении слова, исходя из знакомого корня либо контекста, предоставляемого учителем.
c) контекст, в котором употребляются новые слова, например
definition- Definition is the formal or concise statement of the meaning of a word, phrase.
headmaster- Headmaster is a male principal of a school.
При постановке проблемной задачи на определение слова на основе контекста учащийся устанавливает связи между словами и другими элементами текста, анализирует текст, определяет место этого слова в контексте, в результате чего осуществляется непроизвольное запоминание.
Усложнить задачу можно, используя другой вариант проблемного изложения материала, – привести ряд незнакомых слов целиком. В этом списке предлагается найти слова, которые по звучанию или написанию напоминают русские. Так устанавливаются связи между русскими и новыми английскими словами. Далее знакомим учащихся с примерами употребления слов в речи, уточняя, таким образом, их значение в английском языке. После определения слов, близких по значению русским, школьники находят в списке те лексические единицы, которые им напоминают уже изученные слова. Употребление новых слов в контексте позволяет уточнить их значение. Оставшиеся слова учитель обьясняет на английском языке в процессе их употребления в речи. Такое проблемное изложение нового материала не только вызывает интерес учащихся, но и способствует созданию дополнительных ассоциаций, а, следовательно, улучшает запоминание новых слов. Уровень проблемности можно менять, если исключить подсказки учителя, направляющие поиск.
При определении дифференцирующих признаков синонимов учащиеся должны догадаться о значении новых слов, используя контекст, анализируя словообразовательные элементы, сравнивая их со словами родного языка, сопоставляя их по грамматическим признакам и т.д. Только активная аналитическая работа по сравнению контекстов и ситуаций обеспечивает решение проблемы. Эта работа может проводиться на разном уровне проблемности. Если в предложении или тексте, на основе которых идет сравнение и определение признаков синонимических слов или выражений, выделить эти элементы, то это может быть подсказкой для учащихся и облегчит им работу. Использование таких подсказок зависит от сложности задания, общего объема работы с таким материалом и общей подготовки учащихся.
Например: Подберите синонимы к фразовым глаголам
come up with reduce
throw away think of
switch off wear
turn down stop smth. working
put on lower
cut down on put in the bin
Проблемным путем можно обучать выведению значений префиксов и суффиксов. Учащимся дается задание по словарю определить значение однокоренных слов и вывести значение префиксов или суффиксов.
Beautiful, wonderful, careful – прилагательные
Teacher, plumber, writer – существительные
Unhappy, dishonest, impatient – префиксы, дающие противоположное значение
При закреплении и контроле лексического материала обязательно используются проблемные задания – анаграммы, клоуз-тесты, задания на употребление лексических единиц в затрудненных условиях, а также задания на творческое применение изученного, например, составление рассказа с употреблением изученных слов. Подобные задания позволяют не только легко и быстро проконтролировать усвоение материала, но при этом повысить мотивацию и способствовать углублению познавательного интереса учащихся. Занимательные задания, которые ставят учащихся в роль учителя или ученого, не дают им скучать, соревновательный характер обеспечивает общую включенность в процесс и высокий темп работы:
анаграммы 
Guess the words (Угадай слова):
ocw (cow)
rseho (horse)
erba (bear)
задание на исправление ошибок в словах и предложенияхCorrect mistakes (Исправь ошибки):
I`m sorry that I hasn`t wrote back sooner. I`ve been studing to my exams/Учащиеся с удовольствием примеряют на себя роль учителя и в дальнейшем этот навык помогает им при само– и взаимоконтроле.
упражнения на сопоставление
которые помогают учащимся догадаться о правилах употребления того или иного слова, например:Read & compare (Прочитай и сравни):
We bought a lot of nice presents for Christmas.
She was a beautiful woman with gorgeous green eyes.
There was a handsome young man sitting in a lobby.При самостоятельном анализе данного контекста даже слабые ученики очень быстро дифференцируют данные синонимы, прочно усваивая правила их употребления. Это маленькое самостоятельное исследование активизирует познавательную деятельность, формирует познавательный интерес и повышает мотивацию. Каждый стремится первым докопаться до сути явления.
воспроизведение лексических единиц в затрудненных условиях
Несмотря на то, что здесь мы имеем дело с репродуктивным процессом, затрудненные условия требуют других знаний, их интеграции, что является неожиданным для учащихся и создает проблемную ситуацию. К таким заданиям относятся:
решение и составление кроссвордов, что помогает активизировать знания учащихся, протекает в условиях активной мыслительной деятельности и вызывает эмоциональное удовлетворение. Работа с кроссвордами способствует углублению страноведческих и филологических знаний учащихся.
задания на перечисление групп слов, обладающих или не обладающих определенными признаками, которые подбираются в зависимости от этапа обучения и в соответствии с изучаемой тематикой. При выполнении такого рода заданий проблемность достигается за счет привлечения знаний из других областей науки
-перечислите страны Евросоюза;
-перечислите страны ближнего Востока;
-перечислите страны, не имеющие водных границ;
клоуз-тест
 Пропуск слов в таких деформированных текстах осуществляется в определенном порядке. Задача учащихся – восстановить текст: вместо пропусков вставить опущенные слова. Для правильного восстановления пропущенных элементов обучающиеся должны осуществить ряд действий:
- обработать смысловую информацию предшествующей и последующей частей текста, особенно микроконтекст пропуска,
- проанализировать грамматическую схему этого микроконтекста; извлечь из долговременной памяти слова, смысловая сочетаемость которых с данным контекстом наиболее вероятна;
- грамматически упорядочить все элементы и включить их в грамматическую схему данного отрезка текста.
В результате этих действий, включающих ряд операций, решается возникшая перед учениками ситуативная задача проблемного характера.
Fill in the gaps using the words given below (Заполните пропуски словами, приведенными ниже).
The-------- school day in the UK and the US is 6.5 hours for ------school students/ Students in Korea and Greece, however, are not so lucky! After school they --------extra classes in -------schools. «On a typical day», says Jie Kim from Seoul, South Korea, «I don`t get home until midnight, but if I don`t study hard, I won`t get into a -------university».The words: private, average, good, attend, high.
тесты «multiple choice»(тесты множественного выбора): Проблемный характер имеют тестовые задания, содержащие проблему, т.е. трудность, связанную с имеющимися различиями в тестируемом лингвистическом явлении в родном и иностранном языках. Примеры таких заданий (фонетические, лексические, грамматические тесты) содержатся в отечественных и зарубежных руководствах по лингвистическому тестированию.
Обучение грамматике
При работе над грамматическим материалом применяются проблемные задания для того, чтобы активизировать восприятие нового материала и поставить учащихся в роль исследователей.
Проблемное изложение, возможно, применять при изучении времен. Исходя из названия времени, учащимся предлагается вывести формулу образования, а также попробовать спрогнозировать случаи его употребления, что облегчает запоминание и делает сам процесс более интересным. Случаи употребления времени можно вводить при помощи контекста, где учащиеся ставятся в роль исследователей и сами выводят правило, опираясь на предоставленный материал. Доля помощи учителя регулирует уровень проблемности.
Например:
Определите формулу образования Present Perfect Continuous Tense и случаи его употребления. Исходя из названия обучающиеся, определяют, что время образуется при помощи вспомогательных глаголов have(present perfect) и be в третьей форме been и ing -формы смыслового глагола (continuous), время употребляется для обозначения действия, которое произошло в прошлом, но связано с настоящим (present perfect), и носит длительный характер (continuous).
Вот еще один пример проблемной задачи при обучении грамматике, после прохождения двух грамматических времен the Present Perfect и the Past Simple, обучающимся предлагается самостоятельно провести сравнение определить отличие в употреблении этих времен, сравнить с русскими глаголами прошедшего времени совершенного и несовершенного вида. Помощь учителя в таких случаях является только направляющей, поскольку если обучающиеся регулярно выполняют такие задания, то и контроль за ответами осуществляют тоже сами.
Следующая проблемная задача поможет учащимся разобраться в употреблении предлогов by и with с глаголами в страдательном залоге.
The letter was written by her niece.
The letter was written with a pencil.
Учащимся предлагается догадаться, в зависимости от каких условий мы употребляем эти два предлога. Для облегчения задачи можно использовать наводящие вопросы.
Контроль по определенной грамматической теме может проводится через клоуз-тест, в которых пропущены грамматические явления, что позволяет экономить время и обучать работе с тестами.
Работа с текстами при обучении чтению.
Не секрет, что современные дети не любят читать. Естественно, встает вопрос, как разбудить их интерес, какими методами приобщить к чтению на иностранном языке. И здесь на помощь пришел проблемный подход: он способствует развитию способности к прогнозированию, творческого воображения и повышает мотивацию. При проблемно – поисковой организации урока создаются такие условия, которые побуждают ученика самостоятельно искать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и обобщать ее на иностранном языке.
Например, в 10-м классе при работе с темой «Как уменьшить количество мусора и сберечь окружающую среду», перед работой с чтением проблемного текста, было предложено провести опрос друзей, родителей и учителей с целью выяснить насколько эта проблема волнует окружающих и что люди знают о путях сокращения мусора и отходов.
Таким образом до работы с текстом у нас возникла проблема, частичное решение которой мы нашли после прочтения.
Использование видеоматериалов тоже стимулирует процесс мышления, особенно у сегодняшних подростков, которых очень сложно заставить читать.
А после просмотра видеоклипа по проблеме мусора, возникли еще идеи для решения этой проблемы.
В конце урока обучающиеся прочитали текст, выбрав из него нужную информацию, сделали три постера с названиями:
–как можно перерабатывать мусор;
-что можно сократить, чтобы было меньше мусора;
-что можно использовать еще раз, чтобы не покупать новое;
В результате текст учебника был использован практически для решения проблемы.
Стимулровать речевые действия при работе с чтением помогают следующие задания.
-по названию текста и первому абзацу попробуйте спрогнозировать содержание рассказа и цель автора;
-просмотрите весь текст и убедитесь в том, что вы были правы, если вы оказались не правы, то объясните в чем;
Предположения могут варьироваться, могут сходиться, но процесс обсуждения скучным не назовешь.
Далее вводится новая лексика, которая, предполагается, облегчит понимание деталей текста.
Обучающиеся читают с карандашом, обозначая для себя проблемные места в тексте.
Далее идут послетекстовые вопросы для высказывания на основе прочитанного. Они могут быть сформулированы так:
-каково ваше отношение к …
-каковы на ваш взгляд последствия …-
-что вы лично может сделать по проблеме…-
-каков ваш выбор в ситуации…-
Активизировать мыслительную и речевую деятельность помогают и другие элементы проблемного обучения:
пересказ от лица одного из героев;
переработка диалога в монолог и наоборот;
Уровень проблемности можно регулировать: сильным ученикам способ выполнения задания не объясняется, а слабым можно дать некоторые подсказки либо примеры.
вопросы о недостающей информации (какой информации, по вашему мнению, в тексте не хватает)
личностно значимые вопросы (что бы вы хотели.., как бы вы отнеслись..)
Такие вопросы пробуждают желание выразить себя и являются мощным стимулом к потребности высказаться.
измените окончание рассказа.
Подключается воображение и ученик, сталкиваясь с недостаточностью знаний, испытывает в них потребность и предпринимает самостоятельный поиск.
Мотивировать учащихся, повысить познавательную активность позволяет работа над измененным текстом, при этом возможно индивидуализировать и дифференцировать задания, меняя степень сложности. Например, трем группам учащихся предлагаются три варианта одного и того же текста, в одном из которых части текста переставлены, в другом пропущены слова, в третьем не хватает предложений, которые нужно составить из приведенных после текста слов. В результате переработки текста у учащихся всех групп должен получиться один и тот же вариант. Это задание позволяет добиться включенности учащихся в занятие, реализовать воспитательные цели – научить работать в группе, слушать и слышать товарища, принимать другую точку зрения, осуществить взаимоконтроль и активизировать мыслительную деятельность учащихся, направленную на применение полученных знаний лексики и грамматики в новой ситуации.
Обучение говорению
Научить ученика применять уже усвоенный материал в новой ситуации, повысить мотивацию, создать креативную ситуацию на уроке помогут проблемные задачи на стимулирование высказываний в определенной ситуации общения, когда учащийся при этом должен комбинировать, объединять языковой материал, полученный в процессе работы над соответствующими темами устной речи или текстами учебника.
Сейчас в методике очень популярен метод драматизации диалогов, как предложенных авторами учебника, так и составленных самими учениками, так как позволяет оживить урок, а также проявить скрытые таланты, например актерские. Этот метод не просто решает задачу обучения говорению, но и позволяет создать креативную ситуацию на уроке, развивает творческое мышление учащихся и повышает мотивацию. Можно повысить уровень проблемности – попросить представить диалог от лица противоположного пола, от имени неодушевленного предмета, изменить место, тему, время разговора
Для побуждения к речевым действиям я также использую проблемные вопросы и проблемные речевые ситуации . Проблемная речевая ситуация провоцирует продуктивную речь, т.к. в проблемных речевых ситуациях неизвестно либо о чем говорить (предмет действия), либо как выразиться в данном конкретном случае (способ действия). Это могут быть ситуации:
когда необходимо, например, выиграть время (поговорите несколько минут с посетителем, пока я вернусь),
при нестандартной провоцирующей реплике собеседника ( Я здесь совсем недавно. Где я могу купить….?)Проблемные задания можно использовать на разных этапах обучения. Для начинающего этапа (младшие классы) применяются  поисково-игровые задания, направленные на развитие остроты наблюдения, воссоздающего и творческого воображения, а также различных типов мышления,
найдите различия между картинками,
найдите путь на карте,
составьте картинку из компонентов
Для более продвинутого этапа (среднее звено) подойдут познавательно-поисковые: на систематизацию и обобщение, на интерпретацию представленной информации, перекодирование вербальной информации в схематическую, например:
выберите из текста информацию,
оформите ее в таблицу,
составьте по таблице рассказ;
составьте рассказ по схеме,
составьте вопросы по таблице,
переделайте текст в схему,
проведите анкетирование,
составьте анкету, викторину.
На самом продвинутом этапе (старшие классы) возможно использование ролевых игр, познавательно-исследовательских проектов, иноязычных дискуссий (реальная коммуникативная ситуация в рамках обозначенного контекста).
Переработка текста в диалог позволяет работать над развитием диалогических навыков, обратная операция учит вычленять из диалога необходимую информацию и оформлять ее в монологическое высказывание разного содержания – от научной статьи до рекламного объявления, что также позволяет работать над стилистической стороной речи
Проблемность задания можно регулировать: учащимся будет проще работать, если определить тему диалога (например, ваши впечатления от поездки в страну) или действующих лиц (например, учитель и ученики).
Такие задания, безусловно, способствуют повышению интереса к предмету и способствуют развитию логического и творческого мышления школьников.
Заключение
Такой вид работы способствует не только развитию творческого мышления на уроках иностранного языка, но и повышают мотивацию его изучения, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к текстам. С одной стороны, он позволяет совершенствовать грамматические и лексические навыки, с другой, активизирует мышление, задействует воображение, и эффект от такого рода заданий гораздо выше, чем от заданий репродуктивного характера.
Список использованной литературы:
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Педагогика. 1977.
Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Научно-популярный очерк. Томск: Пеленг. 1993.
Скосарев Ю.П. К разработке модели системы проблемного обучения в вузе // Сайт проекта