Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях профильного обучения

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях профильного обучения
Учитель истории и обществознания СОШ №1 г. Покачи Пономарева Н.Н.

Наша школа специализируется на социально-гуманитарной профильной и предпрофильной подготовке учащихся. Профильное обучение осуществляется на старшей ступени школьного обучения. Предпрофильное обучение является подсистемой профильного образования старшей школы и выполняет подготовительную функцию. Учащиеся в среднем звене должны определиться в выборе будущего профиля обучения, будущей профессии. Поэтому предпрофильная подготовка учащихся, направленная на развитие индивидуальных потребностей старшеклассника, должна начинаться не в 9-ом классе, и даже не в 8-ом, а гораздо раньше. Это должна быть хорошо продуманная логически выстроенная система предпрофильной подготовки с индивидуальной направленностью.

В осуществлении предпрофильного обучения особая роль отводится системе внеурочной деятельности по профессиональной ориентации учащихся. В ФГОС ООО определены основные направления и формы организации внеурочной деятельности, в том числе такие формы как научно-практические конференции, школьные научные общества, поисковые и научные исследования (проекты). Проектно-исследовательская деятельность учащихся становится основным структурным компонентом предпрофильной подготовки учащихся основной школы.

Главная идея проектно-исследовательского метода состоит в развитии способности к самостоятельному конструированию своих знаний, удовлетворении познавательного интереса, развитии самостоятельности, инициативности, формировании умений интенсивно трудиться, включаться в творческий процесс в различных сферах деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на протяжении многих лет является одним из ведущих направлений развития школы. Формы работы с одаренными детьми, используемые в школе, интересны и разнообразны: предметные недели, творческие семинары, экскурсии на предприятия и т.д. В школе имеется банк одаренных детей, составляются индивидуальные образовательные маршруты, отслеживаются достижения учеников. Мною работа с одаренными детьми осуществляется на уроках истории и обществознания, а также во внеурочное время. Проектно-исследовательская работа ведется с учетом возрастных особенностей учащихся.

С какого возраста можно начинать обучение проектно-исследовательской деятельности? Пока взрослые задаются такими вопросами, дети уже во всю познают окружающий мир методом проб и ошибок. Чем старше становятся дети, тем более серьёзные вопросы они ставят перед собой, тем больше понимают свою ответственность, и тем реже они пытаются идти в решении задачи своим путём. Проектно-исследовательская деятельность призвана позволить детям ощутить радость исследования, показать им путь получения нового, помимо чтения страниц учебника. На уроках мы выполняем учебные проекты, связанные с поиском необходимой или дополнительной информации, анализом статистических данных, составлением родословной и т.д. На наших практических и лабораторных (а такие есть на уроках истории и обществознания) занятиях дети учатся задавать исследовательский вопрос, формулировать гипотезу или прогноз, анализировать саму процедуру научного исследования. Чем старше становятся школьники, тем больше их исследование «обрастает» необходимой научностью подходов и  содержания.

Проектно-исследовательскую деятельность я начинаю вести с 5 класса. Больший интерес у учеников вызывает работа над выполнением «внеурочной» исследовательской работы, где тему исследования ученики могут выбрать сами или по предложению учителя.
Так в предыдущем учебном году мои пятиклассники Науменко Даниил и Пономарева Софья выполняли исследовательскую работу «Эй, небо! Сними шляпу!». В ходе данной работы ученики изучали исторические факты отечественной космонавтики, Интернет-ресурсы, посвященные значимым датам космонавтики, брали интервью и проводили анкетирование жителей города Покачи разных поколений с целью выявления уровня их знаний о космонавтике, отношения к теме космоса. Ученики предположили, что для каждого поколения есть свои значимые события, при этом многие из них становятся достоянием нескольких поколений как, например, полет первого человека в космос, но большими знаниями об отечественной космонавтике обладают люди старшего поколения.

Конечно, мы понимаем, что данная гипотеза может быть легко доказана, т. к. мы обладаем определенными знаниями и жизненным опытом, но для пятиклассников – это большой, серьезный труд. Правильное составление анкет, опросника для интервью, встречи с интересными людьми, и даже анализ состояния детских площадок – трудное испытание! На выполнение каждой поставленной задачи уходит достаточно много времени.

Больших усилий требует обработка полученной информации, оформление работы. Не менее трудна для пятиклассников и публичная защита – каждое слово должно быть точным, взвешенным, а действия в паре - согласованными. Необходимо не только владеть информацией по теме работы, но и определёнными коммуникативными навыками, уметь слушать и слышать вопросы, давать аргументированные ответы. Соревноваться со старшеклассниками бывает очень трудно. Но мы решили не останавливать на достигнутом.

В мае 2014 года мои ученицы стали участниками Глобальной школьной лаборатории, которая дает возможность разнообразных исследований. Мы выбрали проект «Музей игрушек», т.к. эта работа была связана с поиском старых игрушек и созданием экспозиции виртуального Музея игрушек. Работа оказалась очень увлекательной! Кроме этого, данный проект позволяет объединить усилия в выполнении поставленных задач детей разных стран мира. В создании виртуального Музея игрушек проекта «Глобальная школьная лаборатория» приняли участие 132 участника из разных стран мира: Российской Федерации, Азербайджана, Польши, Испании и других стран, в. том числе и мы. Работая над проектом, мы получили интересную информацию о сохранности, материалах, качестве и количестве игрушек, которую ученицы решили проверить на практике. Поэтому родилась идея исследования предпочтений младших школьников и их родителей в выборе игр и игрушек.
Цель исследования:
Изучить предпочтения младших школьников и их родителей в выборе игр и игрушек.
Задачи исследования:
Изучить историю появления игр и игрушек.
Провести анкетирование учеников начальных классов и их родителей с целью определения их предпочтений в выборе игр и игрушек.
Сравнить результаты нашего опроса с данными других участников проекта на Глобаллаб.
Гипотеза:
Современные дети предпочитают малоподвижные игры, а любимыми игрушками по-прежнему являются куклы и звери. Чем ближе к современности, тем ярче и пестрее становятся игрушки.
Оборудование и материалы:
Фотоаппарат или камера мобильного устройства.
В некоторых случаях может потребоваться сканер для оцифровки изображений. Доступ к Интернет-среде.
Зачем в исследовании нужны материалы других участников
Именно сопоставление находок из разных стран и городов (в рамках проекта «Музей игрушек») даст возможность сравнить игрушки и точнее определить их своеобразие.
Ожидаемые результаты
Освоение навыков работы в Интернет-среде, навыков работы с экспонатами виртуального музея.
Освоение методики анкетирования респондентов и обработки полученных данных.
Получение данных подтверждающих или опровергающих нашу гипотезу.
Чтобы доказать выдвинутую гипотезу в этой работе пришлось проводить не только изучение исторических фактов, анкетирование респондентов, но и провести настоящий эксперимент с первоклассниками, чтобы выявить действительно любимые игры и игрушки, материалы из которых они изготовлены и сравнить свои данные с результатами, полученными другими участниками проекта на Глобаллаб.
Так участие в создание виртуальной экспозиции Музея игрушек вылилось в настоящую научно-исследовательскую работу. Большая работа учениц была оценена жюри, они заняли II место на 11 городском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке»

Особый интерес у моих шестиклассников вызвал межрегиональный проект «Космический союз», который проходил в этом учебном году. С моими предметами этот проект оказался связан фактами из истории российского кораблестроения, отечественной космонавтики.
Цель проекта: Развитие познавательной и творческой активности школьников подросткового возраста и приобщение их к астрономии и космонавтике.
Задачи проекта:
- формирование интереса астрономии и космонавтике, профессиям аэрокосмической отрасли;
- мотивирование на изучение вопросов, связанных с отечественной космонавтикой;
- повышение ИКТ-компетентности;
- стимулирование личностного роста и саморазвития.
В соревновании принял участие экипаж из 5 учениц 6а класса. Необходимое условие участия в проекте было - школьники должны иметь доступ к Интернету из школы или дома – не менее 3-х часов в неделю. Соревнование проводилось дистанционно на сайте «Граждане Галактики» . Каждый участник мог проявить себя как индивидуально, так и в экипаже. Автоматически велся индивидуальный рейтинг, регулярно обновлялся рейтинг экипажей.
Задача наставников: Для обеспечения успешного участия класса необходимо находиться на постоянной оперативной связи с ЦУПом («Центром управления полетами») по электронной почте и в конце соревнования ответить на вопросы итоговой рефлексии.
Для участия каждая ученица придумала себе псевдоним и выбрала специальность в экипаже: астроном, астроштурман, бортинженер, биолог/медик или журналист. Все зарегистрированные участники считаются галактянами. Каждый галактянин набирает на Космобазе кванты энергии для повышения статуса. Пополнить свою энергию можно, загружая творческие работы (стихи, рисунки, коллажи), проходя тесты (на самопознание и на знание истории космонавтики) и выполняя задания. Информация по космонавтике, астрономии, Самарской космической губернии, по которой составлены познавательные тесты, содержится на самом сайте. За тесты кванты начислялись автоматически. За творческие работы – после проверки Дежурным по Галактике. Для рейтинга экипажа нужно было каждому члену экипажа выполнять задания по своим специальностям.
Предстояло выполнить основное задание – создание проектной работы по сведениям о космонавтике из разделов сайта. Каждый член экипажа отвечал за подготовку части задания по своей специальности. Необходимо было найти факты из истории создания ракеты «Союз», определить космодромы запуска этой ракеты и расстояние до них из Самары (космической верфи России), предусмотреть возможные трудности полета ракеты на ближайшие планеты, создать макет ракеты – изучить ее составные части, изучить требования предъявляемые к физическим данным космонавта и проверить себя на соответствие этим показателям, сочинить фантастический рассказ о полете на Луну. За выполненную работу – презентацию мы получили 21 балл из 25 возможных. Параллельно все члены экипажа могли продолжать зарабатывать кванты энергии и повышать свой статус.


В преддверии дня космонавтики были подведены итоги проекта. Наш экипаж вошел в число финалистов!
По итогам проекта участники должны были оценить проект и свою работу в нем. Ответы дали 41 участник проекта.
На «5» свою работу над проектом оценили только 34% участников, 53% поработали на «4».
Более половины участников считают, что интересным стало выполнение основного задания экипажа.
Больше всего участникам понравились на сайте проекта Космобаза – отсек по выполнению индивидуальных творческих работ и ЦУП – отсек для общения с организаторами проекта.
30 участникам проекта понравилось выполнять интеллектуальные задания УМКО (Умы Космоса)


Одна из важнейших задач, стоящих перед современной системой образования, - обеспечение преемственности между профильной общеобразовательной школой и ВУЗом. Это значит, что обучение старшеклассников должно логически переходить в подготовку будущих специалистов, чтобы между выпускным классом школы и первым курсом не было непреодолимого разрыва. Проектно-исследовательская работа в старших классах позволяет успешно решать эту задачу. Работа, которую мы начинаем на уроке, нередко перерастает во внеурочную серьезную научную исследовательскую работу.
Так, например, при изучении темы «Молодежь как социальная и политическая группа», Бевза Вероника, ученица 9а класса заинтересовалась вопросами: Что представляет собой молодежная политика? Какие цели преследует? Как реализуется на деле? И что знают о ней молодые люди? Было принято решение выполнить исследовательскую работу «Молодежь и город: пути взаимодействия (на примере г. Покачи)».
Цели исследования: проведение анализа процесса взаимодействия города и молодёжи в современных условиях и определение путей его дальнейшего развития.
Задачи:
изучение теоретических основ и опыта реализации основных направлений государственной молодёжной политики на федеральном, окружном и городском уровне;
анализ состояния инфраструктуры для молодёжи в городе, условий для организации досуга молодёжи;
разработка схемы взаимодействия молодёжи и города.
Гипотеза исследования состояла в предположении, что оптимальной моделью взаимодействия молодёжи и города может являться диалог, понимаемый нами как процесс равноправного взаимодействия властных структур с молодыми гражданами и их объединениями.
Объектом исследования явилась молодёжная политика города.
Предметом - проблемы, возникающие при её реализации (на примере организации досуговой деятельности молодёжи в городе)
Был определен план дальнейшей работы
1.Постановка проблемы, определение целей и задач.
2.Изучение и анализ теоретических основ молодёжной политики на государственном уровне.
3.Изучение и анализ опыта реализации основных направлений государственной молодёжной политики: на окружном уровне (ХМАО - Югра); на муниципальном уровне (г. Покачи).
5.Изучение и анализ состояния инфраструктуры для молодёжи в городе Покачи, как системы обеспечения работы с молодёжью.
6.Проведение социологического исследования в целях определения основных приоритетов и ориентаций молодёжной политики города. Анализ результатов.
7.Интервьюирование респондентов и экспертов.
8.Обобщение результатов.
9.Выработка предложений.
10.Оформление материалов.
Началась работа – составление анкет, опрос респондентов, интервьюирование экспертов, анализ теоретического материала, обобщение и анализ полученной информации.
Изучив Концепцию молодёжной политики Российской Федерации, направления и формы её реализации на окружном и муниципальном уровне, условия, созданные в городе для молодёжи, а также выделив некоторые проблемы и интересы учащейся молодёжи нашего города в сфере досуга, мы определили главную проблему современных молодых граждан – их низкую включённость в жизнь общества (гл. 1). Также, в ходе исследования пришли к выводу, что решать эту проблему необходимо путём стимулирования и продвижения инициатив молодёжи и её организаций (гл.2), качественного (а не количественного) изменения городской молодёжной инфраструктуры (гл. 3), развивая интеллектуальные формы досуга, формы участия молодёжи в профессиональном самоопределении, в социально политической жизни общества, общественно полезном труде, в военно-патриотических мероприятиях и организациях, гражданских инициативах, различных клубных ассоциациях, объединениях по интересам, и т.п. (гл.4).
Учитывая всё вышеизложенное, хотим предложить один из возможных путей решения проблемы включённости молодёжи в жизнь города (слайд). Молодёжь может и хочет принимать участие в жизни государства, чувствует ответственность за будущее страны и окружающих. Надо только указать путь, создать условия для реализации потенциала молодого поколения.
Эта работа была представлена на 10 городском конкурсе «Юность в науке» по направлению «Социально-гуманитарные и экономические науки». Итогом публичной защиты исследовательской работы стал Диплом за 3 место в конкурсе.
С данной работой в мае 2014 года мы приняли участие во II молодежных кирилло-мефодиевских чтениях в г. Ханты-Мансийске в номинации «Моя большая и малая Родина». Итогом стала награда ученицы Дипломом III степени (из 25 участников).
В ноябре 2014 года мы приняли участие в работе IV окружной научной конференции школьников «Новое поколение и общество знаний» в г. Сургуте, где заняли второе место в секции «Социология» (из 14 участников)
Затем мы получили приглашение поучаствовать в заочном Всероссийском конкурсе исследовательских работ МАН «Юность. Наука. Культура».
Работа получила высокую оценку, а мы – приглашение на XXX юбилейную очную конференцию «Юность. Наука. Культура» в наукоград Обнинск.
С 31 марта по 2 апреля 2015 года Общероссийская Малая академия наук "Интеллект будущего" в рамках программы "Интеллектуально-творческий потенциал России" провела в Обнинске юбилейную XXX Всероссийскую конференцию учащихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА».
Свыше 500 человек более чем из 100 городов России от Камчатки до Калининградской области, от Мурманска до Севастополя приняли участие в конференции. Юноши и девушки защищали свои исследовательские работы на 31 секции. Оценивали работы эксперты – представители профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений Москвы, Обнинска, Калуги. В работе конференции приняли участие представители федеральных органов власти и федеральных учреждений; представители Российской академии наук, Российской академии образования, других организаций.
Что было на  конференции?
Интеллектуально-творческая игра «Друзья науки и культуры» (ДНК), работа секций – защита научных работ,  исследовательская олимпиада,  лекции ведущих учёных,  интеллектуально-творческая игра «Профессионалы», творческая встреча с актрисой Марией Суровой, дискотека, фейерверк. На конференции с лекцией о достижениях современной науки выступил академик Российской академии наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Зефиров Николай Серафимович. Одновременно с конференцией «Юность. Наука Культура» проходил педагогический Форум «Развитие системы привлечения школьников и молодежи в науку - «Интеллектуальный прорыв-2015». В рамках форума состоялись: Круглый стол «Юность, наука, культура»: обмен опытом работы по организации исследовательской деятельности учащихся»; Лекция «Опережающий потенциал современного дополнительного образования: развитие исследовательской деятельности учащихся», Виктор Петрович Голованов (РАО); Семинарское занятие «Развитие исследовательских компетенций», Елена Олеговна Федоровская (МАН); Панельная дискуссия «Стратегия развития исследовательской деятельности учащихся России»; Деловая игра «Развитие системы привлечения школьников и молодежи в науку «Интеллектуальный прорыв».

Анализ опыта организации учебно-исследовательской деятельности показал, что одним из существенных показателей для обучающихся является возможность представить результаты своей работы в классе, на конференции, смотре, форуме; уметь быстро отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания; отстаивать свою точку зрения; правильно формулировать свои предложения в ходе обсуждения других работ. При этом школьник получает возможность освоения опыта публичной защиты результатов своей учебно-исследовательской работы, что, безусловно, пригодится для дальнейшей деятельности (приоритета при поступлении в ВУЗ, защиты диплома, диссертации).
15