Использование методов физического воспитания на различных этапах обучения двигательному действию


Зубенок В.И. – тренер-преподаватель по пауэрлифтингу



Использование методов физического воспитания на различных этапах обучения двигательному действию

В процессе обучения каждому отдельному, двигательному действию (независимо от объекта усвоения - действия, операции, так называемой основы техника или ее деталей) можно выделить три этапа, содержащие определенные стадии усвоения учебного материала. Работа на этих этапах отличается по существу решаемых задач, содержанию используемых средств и методов обучения, особенностям формирования ориентировочной, исполнительной и контрольно-корректировочной частей действия.
На первом этапе, происходит начальное изучение действия (в основном придерживаются традиционных формул, однако в них вкладывается содержание, отличающееся от традиционного), чему соответствует стадия формирования предпосылок усвоения двигательного действия на уровне умения.
На втором этапе осуществляется углубленное детализированное разучивание, чему соответствует стадия усвоения действия на уровне умения.
На третьем этапе происходит закрепление и дальнейшее совершенствование действия, чему соответствует стадия усвоения действия на уровне навыка.
В зависимости от намеченного уровня усвоения изучаемого действия процесс может потребовать некоторого изменения состава применяемых средств, методов и форм организации учебного процесса. Кроме того, в зависимости от специфики частных целей направления физического воспитания могут меняться требования к глубине детализации задач и частных задач обучения, освоения двигательного действия, к тонкости дифференцирования усилий по отдельным характеристикам (величине, направлению, ритму, длительности).
Этап начального разучивания двигательного действия
Цель данного, этапа сформировать знания и представления об условиях двигательной задачи и о способе ее решения; обеспечить формирование предпосылок создания ориентировочной основы действия (ООД) и, усвоения двигательного действия на уровне умения.
Задачи, решаемые на этапе:
1. Осознать двигательную задачу, сформировать зрительно-логическое представление о способе ее решения»'
2. Освоить инструкцию по формированию ООД: а) выделить основные опорные точки (ООТ) в наблюдаемом двигательном действии б} выделить (осознать) ООТ в исполняемом двигательном действии, в) сформировать двигательные представления а действии в каждой ООТ.
Эти задачи решают последовательно. Обучение двигательному действию начинается с постановки двигательной задачи, поиск и освоение способа, решения которой и составляет сущность процесса обучения. Учитель сообщает задачу обучения и ставит двигательную задачу, способом решения которой предстоит овладеть. Демонстрируется способ решения изучаемое двигательное действие. После первой демонстрации, создающей у обучаемого общее представление, следует выделить смысл и основные элементы условия двигательной задачи и соответствующие элементы в способе ее решения. Так, например, рассказывая о преодолении препятствий в барьерном беге, подчеркивают ведущее значение быстроты бега (максимальной скорости) и необходимость минимизации вертикальных перемещений ОЦТ; при обучении прыжку в высоту подчеркивают необходимость высокого взлета и ведущее значение отталкивания. Эти смысловые акценты очень важны, поскольку именно они формируют установку обучаемого на освоение материала, ориентируют всю его мыслительную, двигательную (осознанную и подсознательную) деятельность.
После объяснения способ решения двигательной задачи демонстрируется еще два-три раза (большее количество демонстраций не улучшает восприятия), при этом внимание обучаемого концентрируется на указанных основных элементах двигательной задачи и способа - ее решения. Целесообразно сочетать натуральный показ с демонстрацией кинокольцовок, допускающей замедление, остановку, многократное повторение двигательного действия. Формированию зрительного и логического компонентов представления помогает показ элементов изучаемого действия на кинограммах, фотоснимках, рисунках, схемах. Эти-средства должны ориентировать обучаемого на решение двигательной задачи, но не на копирование изображаемых поз (за исключением тех случаев, когда поза является предметом обучения).
Демонстрация сопровождается словесным комментарием, причем чем ярче, образнее, эмоциональнее речь преподавателя, тем быстрее и прочнее запоминается сообщаемая им информация. (Следует, однако, помнить, что чересчур эмоциональная и образная речь, может затруднить восприятие смысла, в этом случае запоминается поведение преподавателя, а не суть информации, которую он сообщает).
После комментированного показа объекта изучения ученику вручают письменную или сообщают устно инструкцию, на основе которой будет сформирована ООД.
Инструкция включает: задачу обучения, сущность и условия двигательной задачи, описание способа ее решения, перечень ООТ и описание ощущений усилий, возникающих при правильном исполнении действия в каждой из них; описание возможных ошибок в каждой ООТ и - путей их исправления; систему оценки качества решения задачи обучения в целом. В инструкции используются только те термины, которые знакомы обучаемому и л вызывают у него четкие адекватные представления.
Отработка ООТ задача нестандартная. В одни случаях, когда имеется достаточное время для анализа ощущений, необходимое осознается сразу стоит только зафиксировать внимание на указанном (Объекте: например, при изучении распределения веса тела на опоре при выполнении команды «На старт». Задача осложняется, если время на осознание ощущения резко ограничено, что бывает при изучении скоростных действий, и ученик, предоставленный самому себе, может потратить на поиск нужного варианта действия долгие годы.
Отработка ООТ сопровождается громким проговариванием формулы ощущения правильного действия. Словесная формула вначале не содержит образа нужного ощущения, но помогает фиксировать внимание на исполняемом элементе и быстрее прочувствовать, осознать его.
Отработка всех ООТ, обозначенных в инструкции, завершается формированием двигательных представлений по каждой из них, этим заканчивается работа на этапе начального разучивания двигательного действия.
Эффективно решать перечисленные задачи можно лишь в том случае, когда используются действенные средства и методы обучения. Овладение двигательным действием начинается с формирования его зрительно-логического образа. Главными методами выступают рассказ, показ и их сочетание - комментированная демонстрация. Следует рассказать обучаемому, на что именно и в какой последовательности он должен обратить внимание при просматривании образца. Когда известен порядок наблюдения, его эффект, качество восприятия повышается на 21,6%. Для того чтобы сосредоточить внимание обучаемого на нужных объектах, применяют ряд методических приемов: замедленный и расчленённый показ натурального двигательного действия, его кино изображения (кинокольцовки), килограмм, фотоизображений, рисунков, схем, подвижных и неподвижных объемных моделей. Дополнительными методами формирования зрительно-логических представлении об изучаемом действии могут быть чтение специальной литературы, беседы с компетентными лицами.
Для формирования «ориентировочной сетки» схемы ООД на основе предложенной инструкции используются те же методы и методические приемы.
Следующая задача обучения формирование двигательных представлений об Элементах способа решения двигательной задачи. Во-первых, обучаемый учится выделять ООТ в исполняемом действии, во-вторых, осознает ощущения действия в каждой ООТ и, регулируя действия, ищет правильное ощущение. Основной метод решения этой задачи практическое выполнение изучаемого действия в целом или расчлененного по операциям. В последнем случае объектом изучения становятся отдельные операции двигательного действия, объединяемые по мере усвоения в связки и целостные действия. Метод практического выполнения изучаемого действия реализуется в следующих методических приемах:
1. Выполнение подводящих упражнений. Если действие настолько сложно» что обучаемый не может его выполнить, то преподаватель предлагает другое, доступное действие, которое содержит ООТ, требующую осознания. Подводящие упражнения должны помочь обучаемому сформировать двигательные представления, необходимые для освоения изучаемого действия, поэтому они, как правило, индивидуализированы: будучи эффективными для одних обучаемых, они могут оказаться ненужными или непригодными для других.
2. Применение регуляторов движений. Применяя их, преподаватель ставит обучаемого в такие условия, в которых движение может быть выполнено только одним, правильным способом. Применяются регуляторы движений нескольких назначений: ограничители движений, указатели направлений, фиксаторы внимания, стимуляторы усилий.
Ограничители движения используют в тех случаях, когда обучаемый затрудняется регулировать длительность и направление усилий. Так, для постановки движения бедра толчковой ноги при сходе с барьера применяется ограничитель маленький дополнительный барьер, который ставят на расстоянии 130 150 см впереди основного препятствия, сдвинув его на 70 80 см в сторону толчковой ноги. Дополнительное препятствие заставляет барьериста провести бедро толчковой ноги вперед длинным маховым движением, что, как правило, не получается при выполнении основного варианта.
Указатели направления позволяют координировать движения, совершаемые в необычных позах, в безопорных или антиортостатических положениях, после быстрых вращений, когда обучаемый теряет ощущения положения своего тела, в пространстве или не чувствует направление движения.» Так, для освоения оптимального угла выталкивания ядра применяют толкание через ветку дерева, направление разгибания из положения «отвал» на шесте осваивают, подвешивая яркий флажок.
Фиксаторы внимания облегчают концентрацию внимания на том участке тела, который обозначен как ООТ. С этой целью к телу прикрепляют небольшое отягощение, и при движении, каким бы сложным оно ни было, этот участок тела воспринимается очень отчетливо. Так, отягощение, прикрепленное на нижней части голени, позволяет выделить ощущение ступай при изучении ее движения в прыжках, барьерном беге, метаниях и т. п.
Стимуляторы усилий используют в тех случаях, когда обучаемый не может уловить ритм развития усилия. Предлагают преодолевать сопротивления различной интенсивности, исключаемые в нужные моменты действия: например, в начальной фазе при изучении низкого старта в беге, в конечной фазе при изучении метаний и т. п.
Чрезвычайно важную роль играет метод громкоречевого сопровождения действия. Выполнение изучаемого действия в сопровождении громкой речи помогает организовать действие, облегчает ориентировку в возникающих ощущениях и фиксацию внимания на нужном ощущении. Громкая речь наиболее действенный путь осознания ощущений и формирования представлений об изучаемом действии. Этот метод реализуется в методических Приемах взаимного обучения, когда один из обучаемых выполняет роль учителя, а другой ученика, Ученик рассказывает, что именно он хочет сделать, перечисляет ООТ, описывает ощущения, которые должны появиться в случае правильного исполнения, и свои реальные ощущения, сопровождающие попытку. Учитель контролирует правильность изложения содержания инструкции и анализирует качество попытки. Для осознания нужного ощущения бывает достаточно 1012 повторений.
Первые попытки выполнить двигательное действие часто сопровождаются более или менее значительными отклонениями от требований техники и оптимального варианта действия. Следует стремиться предупреждать отклонения, если они ошибочны, а в случае их появления возможно быстрее их устранять.
Этап детализированного разучивания (формирования умения)
Основная цель этого этапа обучения – формирование двигательного умения, способности стабильно, на удовлетворительном уровне решать двигательную задачу с подробным сознательным контролем действия во всех ООТ. Если на предыдущем этапе создавались предпосылки, необходимые для формирования двигательного умения, то на этом этапе происходит его становление. Для достижения цели решают следующие задачи:
1. Сформировать полную развернутую ООД, осознаваемую во всех ООТ.
2. Научиться выполнять изучаемое двигательное действие с подробным проговариванием вслух последовательности необходимых операций и контроля качества.
3. Сформировать идеомоторный (громкоречевой) образ изучаемого действия.
4. Уточнить действие во всех ООТ, добиться минимального отклонения действия от оптимальных значений, описываемых его техникой.
Все задачи решают одновременно, и формирование умения есть интегральный итог этой работы.
Обучение строится в соответствии с психологическими и физиологическими закономерностями, определяющими особенности усвоения действия на этом этапе. В психике действие формируется в форме громкой речи. Слова, которые на предшествующем этапе не содержали образов двигательных ощущений, теперь, по мере осознавания этих ощущений, наполняются ими, сливаются с ними [18, 28]. Формируется идеомоторный образ изучаемого действия, оформленный в громкой речи. Этот осознанный идеомоторный образ полноценный субстрат ООД, на основе которого осуществляется действие. Одновременно с формированием ООД продолжается формирование системы управления действием в ЦНС. Двигательное действие, закрепощенное в первых попытках из-за блокирования излишних степеней свободы кинематических цепей, постоянно повторяясь, становится все более свободным: высвобождаются необходимые степени свободы; при этом действие остается замедленным, так как высшие уровни управления, обеспечивающие логическую, целевую структуру действия, пока еще выполняют функции низших уровней -- контролируют состав и последовательность операций, межмышечные координации, обеспечивая точность движений.
На предшествующем этапе обучаемый отрабатывал отдельные ООТ, используя систему материальных регуляторов действия и сопровождая исполнение проговариванием вслух формулы искомых ощущений. По мере повторения словесные формулы сливались с реальными Ощущениями движений, формировался словесно-двигательный образ действия в данной ООТ. Теперь задача осложнилась: следует научить выполнять действие целиком, опираясь на хорошо знакомые представления об отдельных его элементах. Для этого необходимо, во-первых, контролировать всю совокупность объектов, обозначенных как ООТ, во-вторых, делать это в правильной последовательности, хорошо запомнить то и другое. Перед попыткой обучаемый проговаривает вслух схему ООД и начинает выполнять изучаемое действие в его обычном варианте, без материальных регуляторов движения (на первых порах, если необходимо, представляя их), но, если это возможно, со сниженной скоростью, позволяющей контролировать и корректировать действие по ходу его осуществления. Если действие не допускает замедленного исполнения, то следует применять тренажерные устройства, дающие возможность провести исполняющего по действию с оптимальной скоростью. После завершения действия обучаемый вслух рассказывает об ощущениях, сопровождавших действие во всех ООТ, оценивая при этом их соответствие заданному образцу, сформировавшемуся в результате работы на предшествующем этапе. В первых попытках выполнить действие в целом обучаемые, как правило, не способны контролировать и корректировать все обозначенные ООТ, их внимание сосредоточивается на одной из них. В этой ООТ действие выполняется правильно, но в остальных могут возникать ошибки. По мере повторения попыток обучаемый начинает распределять внимание на два, а затем на три объекта, контролируя и корректируя действие в них одновременно. Постоянное проговаривание схемы ООД перед попыткой, а если возможно, то и по ходу выполнения попытки, приводит к прочному запоминанию схемы ООД и необходимой устойчивой организации изучаемого действия, к усвоению его структуры. Если ООД содержит более трех ООТ, то целесообразна последовательная отработка целостного действия вначале по одной, затем по двум и по трем ООТ одновременно. Последующие ООТ включаются в отрабатываемую триаду, замещая одну из ООТ, действие в которой не нуждается в контроле. В этом случае происходит постепенная перманентная автоматизация действия: отработанные ООТ управляют действием на подсознательном уровне (здесь формируется управление по типу навыка), а вновь включаемые ООТ контролируются сознанием, и управление действием в этой его части осуществляется по типу умения.
Отрабатывая очередную ООТ в составе целостного действия, следует не только осознавать качество действия и учиться корректировать его, но и добиваться минимальных отклонений от оптимальных значений. Эта задача довольно сложна. Иногда приходится возвращаться к использованию материальных регуляторов движений, чередовать попытки с ними с попытками в системе воображаемых регуляторов. При этом внимание обучаемого постоянно фиксируется на ощущениях правильного действия, он должен запоминать эти ощущения и выполнять действия, ориентируясь на ощущения усилий, как на основной показатель качества. Такие серии повторяют до получения устойчивого результата необходимой степени точности по всем ООТ в структуре целостного действия.
Основной метод формирования двигательного умения практическое выполнение действия. Изучаемое действие выполняют в его основном варианте. После того как отработаны все ООТ и ООД относительно стабилизировалась, следует предложить обучаемому выполнять, действие при некотором изменении условий двигательной задачи (не меняющем ее существа). Так, можно предложить выполнять кувырок вперед (сущность двигательной задачи) на горизонтальной поверхности, на наклонной вверх и вниз (условия задачи). При этом обучаемый должен самостоятельно выделить общие (инвариантные) условия успешного действия, которые определяют успех независимо от вариации условий его выполнениями построить свое действие в соответствии с ними, добиваясь успеха в каждом отдельном случае. Это усвоение действия на уровне метода или «обобщение ООД (по терминологии П. Я. Гальперина) основа обобщенного двигательного умения (называемого в литературе по физическому воспитанию «вариативным умением»).
Проговаривание вслух схемы ООД и формул возникающих ощущений должно сопровождать каждую попытку. Громкая речь, как и на предыдущем этапе, помогает обучаемому концентрировать внимание на ООТ. По мере наполнения словесных формул образами двигательных ощущений создается возможность быстрого запоминания действия и образования идеомоторных образов, позволяющих мысленно выполнять действие не только в стандартных, но и в вариативно (мысленно) изменяемых условиях. Это способствует формированию обобщенного умения, овладению методом решения двигательных задач данного класса, поскольку вырабатывает (закрепляется) навык мысленного выделения и закономерности, инвариантного признака, в каждом Раздельном варианте. Сочетание мысленного и реального выполнения изучаемого двигательного действия способствует повышению точности последнего.
Обобщенный характер двигательного умения подразумевает формирование способности регулировать величину, направление я длительность усилии в соответствии [с конкретными изменениями условий выполнения действия. Методом решения этой задачи обучения является упражнение в точности решения двигательных задач, выполнение контрастных заданий. Бег и прыжки по разметке, передача мяча на далекое и близкое расстояние, прыжки в «окно», выполнение заданий подчеркнуто правильно И. неправильно все эти приемы позволяют почувствовать различия в усилиях. Эффективность их повышается, если обучаемые проговаривают вслух особенности акцента в исполнении. По мере усвоения различий контрастность последних уменьшается, что позволяет сформировать очень тонкие мышечные ощущения действия.
Универсальным методом оптимизации усвоения учебного материала можно считать корректирующее воздействие учителя. Корректирующие воздействия особенно эффективны, когда они индивидуализированы. Это не всегда осуществимо, особенно при большом количестве обучаемых в группе. Чтобы эффективно использовать этот метод, учитель должен так подготовить обучаемых, чтобы каждый из них мог оказать необходимую помощь товарищу. Корректирующие воздействия реализуются в ряде методических приемов:
1. Словесное указание помогает определить объект и направленность коррективов. При этом лучше всего указывать направление поиска, но не давать готового решения.
2. Непосредственная физическая помощь позволяет обучаемому решить двигательную задачу при недостаточной величине усилий (в случае несовершенной координации работы мышц). При оказании помощи не следует работать вместо обучаемого, надо лишь стимулировать его усилия и помочь скоординировать их. Учитель выполняет при этом функции «материального регулятора усилий», живо реагирующего на действия обучаемого, а поэтому особенно эффективного. Остается в силе требование анализа своих действий обучаемым с последующим речевым отчетом по качеству ООД. Физическая помощь, как правило, сочетается со страховкой, снимающей тормозящее влияние чувства опасности. Это существенно при изучении сложных упражнений, чреватых возможностью травмирования. По мере усвоения действия физическая помощь и страховка постепенно уменьшаются: в любом случае эти действия учиI теля не должны войти в ООД обучаемого в качестве ООТ.
В некоторых случаях при изучении сложных действий для оказания помощи и обеспечения страховки могут применяться специальные приспособления и аппараты: страховочные ремни (лонжи), более или менее сложные металлические конструкции.
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования
(формирование навыка)
Формирование двигательного навыка сопровождается окончательным устранением излишних закрепощений, экономизацией энергетических трат как за счет совершенствования координации работы мышц, так и за счет увеличения доли участия так называемых пассивных сил (инерции, тяжести, гидро- и аэродинамических, эффектов сохранения количества движения и т. п.) в осуществлении двигательного действия. Это создает предпосылки для увеличения скорости действия и его свободы. Ориентировочная основа действия усваивается в форме внутренней речи и значительно сокращается в осознаваемой части: по многим ООТ управление перемещается в подсознание, исчезает необходимость фиксации внимания на деталях действия, последовательности операций, что также позволяет увеличить быстроту исполнения. Автоматизируется не только исполнительная, но и контрольно-корректировочная часть действия. Оно стабилизируется по отношению к возможным изменениям условий двигательной задачи в своей обобщенной (вариативной) схеме. Перечисленные особенности усвоения изучаемого двигательного действия на этом этапе определяют задачи добиться:
1) оптимальной свободы и экономичности;
2) целесообразной быстроты;
3) необходимой вариативности действия;
4) автоматизированности действия.
Эти задачи решаются одновременно и последовательно. Полноценное решение каждой из них зависит от качества решения других.
К началу этого этапа обучаемый уже сформировал устойчивую ООД в развернутом виде, осознанную во всех ООТ. Это обеспечивает точность действия, но из-за подробного контроля сознания быстрота действия относительно невысока. Кроме того, сохраняются излишние закрепощения, обусловленные вмешательством высших уровней управления движениями (сознаний). в ад свойственные им функции: в контроль и коррекцию мышечных координации, последовательности и связи операций и т. п
Чтобы избавиться от закрепощения, учитель, вводит в ООД в качестве ООТ требование свободы движений. Обучаемый на этом этапе концентрирует внимание на этих ООТ и включает соответствующие фразы в формулу речевого проговаривания.
Для того чтобы добиться необходимой автоматизации действия и повысить его быстроту, ученику разрешают не проговаривать вслух речевую формулу ООД. Как только громкое проговаривание снимается, характер ООД постепенно начинает изменяться: она начинает сокращаться, сворачиваться в своей осознаваемой части.
Начиная выполнять действие, ученик продолжает по привычке проговаривать схему ООД про себя, но при этом опускает те ООТ, качество действия в которых не вызывает у него беспокойства. Под контролем сознания остаются только те ООТ, действие в которых по его мнению, нуждается в совершенствовании, например, требование свободы движений, которое только на этом этапе введено в ООД. Осознаваемая часть ООД становится все более краткой, но уходящие из-под контроля сознания ООТ не исчезают, они, прочно фиксируются в неосознаваемой части ООД. По мере совершенствования двигательного действия все большее количество ООТ переходит под управление подсознания, на низшие уровни системы управления (по Н, А, Бернштейну), а действие автоматизируется. Одновременно со свертыванием ООД происходит формирование образа действия в форме внутренней речи. Внешняя речь (в ней явления и понятия имеют словесное обозначение) постепенно превращается во внутреннюю речь (в ней словесные обозначения частично или полностью замещаются их перцептивными, чувственными, образами). Так, например, ощущения жима штанги в форме внешней речи обозначаются словами «я напрягаю все силы, медленно и с большим трудом разгибаю руки, отклоняя плечи назад, дыхание перехвачено спазмой, в глазах темнеет», а в форме внутренней речи слова частично или полностью, замещаются образами усилий и ощущений, характерными для этого действия.
Такая трансформация ООД устраняет необходимость подробного контроля сознания за деталями действия, в связи с чем быстрота последнего существенно увеличивается. Этому способствует и увеличение свободы движений, происходящее как в результате осознанного совершенствования, так и на основе неосознаваемых механизмов формирования системы управления действием, становления субординационных межуровневых отношений.
Формирование навыка осуществляется не только в стандартных, но и в вариативно изменяемых условиях. Обобщение действия захватывает всю его структуру: и ориентировочную, и исполнительную, и контрольно-корректировочную части. С формированием навыка действие запоминается все прочнее, а его обобщенность предоопределяет его надежность, устойчивость итога при изменениях условий двигательной задачи, в там числе при действии сбивающих факторов, т.е. при изменениях погоды, ухудшении внутреннего состояния (усталость и др.), из-за плохого инвентаря. Обобщенность навыка позволяет применять действие в контекстах различных деятельностей. Например, человек, владеющий навыками (защитных действий в волейболе, хорошо выполняет функции футбольного вратаря; специфическое чувство дистанции у фехтовальщика успешно реализуется в боксерском поединке и т. п. Решение задач данного класса, основанное на способности выделять инвариантные признаки действия и освоенное на уровне умения на предшествующем этапе, теперь осваивается на уровне навыка.
Основной метод формирования двигательного навыка выполнение изучаемого двигательного действия. В отличие от обучения на предшествующем, втором, этапе действие выполняется без предварительного громкого проговаривания схемы ООД и на высокой (оптимальной для решения двигательной задачи) скорости. Наряду с методами стандартного повторного упражнения широко применяются методы вариативно-переменного упражнения, которые создают предпосылки для формирования обобщенного, вариативного, действия. Эту задачу решают с помощью различных методических приемов: изменяют внешние условия действия (жесткость опоры, ограничение пространства действия и т. п.); целенаправленно меняют внутреннее состояние обучаемого (варьируют степень его утомления, переключают внимание на различные объекты, вводят помехи эмоционального характера и др.); предлагают выполнять Действие в контексте деятельности другого содержания, при различных уровнях физических и психических усилий. Задания варьируются обычно по правилу от легкого к трудному. Правила это реализуется в нескольких методических приемах.
Первый ступенчатое увеличение быстроты действия. Обучаемый выполняет серию попыток на относительно невысокой скорости. После того как удаются 90% попыток, скорость действия немного повышается и на этой ступени снова добиваются 90% удачных попыток. Последовательна добиваясь уверенного исполнения действия на увеличивающихся скоростях, можно сформировать устойчивый навык и на рекордной скорости. Этот методический прием лежит, в частности, в основе тренировки иллюзионистов-манипуляторов, мастерство которых основано на чрезвычайно быстрой работе рук, а также спортсменов, специализирующихся в скоростных упражнениях.
Второй прием ступенчатое повышение точности действия. Здесь принцип усложнения тот же, что и в первом приеме, но изменяемым параметром является не быстрота, а требование к точности действия. Это основной прием в тренировке спортсменов, в основе мастерства которых лежат точные движения, например, стрелков, фехтовальщиков, боксеров, а также специалистов по микротехнике, часто работающих с помощью микроскопов. Примеры такой деятельности от записей литературных произведении на рисовом зерне до внутриклеточных хирургических операций.
Третий прием увеличение размеров поля распределения внимания для целесообразной коррекции действия в изменяющихся внешних условиях. Этот прием характерен для подготовки к деятельности, основанной на взаимо- и противодействиях в их различных сочетаниях, протекающей в быстро меняющихся условиях и характерной для спортивных игр и единоборств, а также для боевой и некоторых видов трудовой практики.
Некоторые авторы считают целесообразным путь «от легкого к трудному через еще более трудное», предусматривающий первоначальное формирование обобщенного, вариативного действия, которое является основой для целого семейства действий более простых, имеющих однотипную биомеханическую структуру. Такие действия получили название профилирующих, базовых. Усвоенные элементы ориентировочной основы этих действий могут быть успешно использованы при формировании всех новых действий данного семейства, что позволяет в некоторых случаях выполнять новое действие с листа, после небольшого числа пробных попыток.
Имеется в виду также высокая трудность формирования двигательного навыка в многочисленных; часто искусственно создаваемых ситуациях высокой сложности, по сравнению с которыми ординарные жизненные ситуации представляются более легкими. Существенным здесь является то, что речь идет об акценте на формирование навыка анализа ситуаций высокой сложности и конструирования стандартизированных двигательных задач из, казалось бы, хаотического нагромождения условий решаемой ситуации. Эта задача решается при установке обучаемого на усвоение действия на высшем, четвертом, уровне, или, что точнее, при организации обучения по третьему типу, когда формируются навыки самостоятельного выделения задачи и формирования ориентировочной основы ее решения.
Навык, сформировавшийся в специально подобранных упражнениях, может быть доведен до совершенства только в специфической деятельности. При этом сама она должна чередоваться с ее имитацией на различного рода тренажерных стендах системах тренажерных устройств. Особенно широко такого рода тренажерные комплексы применяются в подготовке летчиков, космонавтов, шоферов, операторов радиолокационных станций в некоторых других профессиях. С их помощью обучаемому согласованно предъявляют комплекс слуховых, отельных и прочих раздражителей, создающих почти. Полную иллюзию обстановки реальной деятельности. Еще раз подчеркнем, что один из главных методов формирования навыка деятельность, в состав которой входит изучаемое действие.
Основные методы формирования и закрепления навыка сочетаются с дополнительными: объяснениями, демонстрированием, непосредственной физической помощью и срочной информацией о качестве выполняемого действия, т. е. со всеми теми методами, которые применялись при решении задач обучения на предшествующих двух этапах.
Изложенное выше – всего схема обучения двигательным действиям, построенная с учетом закономерностей усвоения учебного материала. Успех обучения зависит, однако, не только от соответствия процесса закономерностям усвоения материала. Само усвоение интегральный итог целенаправленной деятельности ученика и учителя, оптимизированной по многим характеристикам, их совместной познавательной, коммуникативной, информационной, оценочной и иных видов работы.









13PAGE 15