МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ЦИКЛ УРОКОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЛЕПКА ТЕМА: «КУКОЛЬНОЕ ШОУ»» ТЕХНИКА: ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОВОЛОЧНОГО КАРКАСА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ТКАНИ.


Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Исовский Дом Детского Творчества»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ЦИКЛ УРОКОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЛЕПКА
ТЕМА: «КУКОЛЬНОЕ ШОУ»»
ТЕХНИКА: ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ПРОВОЛОЧНОГО КАРКАСА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ТКАНИ.
возраст учащихся 10-11 лет
Разработала:
педагог дополнительного
образования Н.В. Белякова

г. Нижняя Тура
2014г
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация……………………………………………………………………………..5
Введение……………………………………………………………………………….5
1 Основная часть и содержание деятельности……………………………………...6
1.1 Прогнозируемый результат………………………………………………………6
1.2 Цикл уроков по теме «Кукольное шоу»…………………………………………7
Урок 1 Знакомство детей с историей появления искусства «лепка из глины» и различными методами работы в этой технике………………………………………7
Урок 2 Изготовление каркаса обмотка нитью……………………………………….7
Урок 3-4 Лепка частей тела, работа над формой роспись……………………………………………………………………………........9
Урок 5 Изготовление костюма декорирование наряда………………………………………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………………...12
АННОТАЦИЯ
Методическое пособие предназначено, для детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования по направлению «Лепка из глины», педагогических работников, занимающихся с детьми младшего и среднего школьного возраста основами лепки из глины и художественной обработки ткани. Используя данное пособие можно не только самостоятельно изготовить фигуры на каркасе, но и обучить этому детей.
ВВЕДЕНИЕ
В данной методической разработке дано описание процесса проведения цикла занятий на тему: «Кукольное шоу» с использованием нестандартного подхода к работе в технике «Лепка кукол из глины на металлическом каркасе с художественной обработкой ткани» с группой детей 10-11 лет. Занятие охватывает 5 учебных (по 40 минут) часов;
1 час в неделю по дисциплине «Лепка из глины».
Работа ведется по таблице методической последовательности:
1 урок – знакомство детей с историей появления искусства лепка из глины, и различными методами работы в этой технике;
работа над эскизом образа.
2 урок – изготовление каркаса, закрепление и обмотка каркаса.
3 – 4 уроки – работа над формой лепка частей тела.
5 урок – костюм из ткани.
Разработанный мною метод создаст интересный образ.
Работа с использованием данной методической разработки проведения занятия позволяет приобрести обучающимся необходимые знания, умения и навыки по сочетанию различных материалов и технических приемов в передаче образа.
Актуальность данной темы заключается в эффективности средств познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов, помогая детям познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития.
Дети, освоившие технику лепки на каркасе с художественной обработкой ткани, получают хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности. Также лепка развивает детей и является одним из способов реализации творческого потенциала. Нельзя не отметить положительное влияние лепке на развитие таких личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: Воспитание и развитие у детей художественно-эстетических начал, поддержка и формирование творческих навыков посредством обучения работы новыми методами лепки на каркасе с художественной обработкой ткани.
Задачи:
Познакомить детей с историей появления искусства лепки из глины, и различными методами работы в этой технике;
Сформировать у воспитанников навыки конструирования и разработки моделей, изготовление эскизов будущих изделий;
Обучить детей новым нетрадиционным приемам в технике лепки по образцам, рисункам, чертежам, используя собственное воображение;
Развивать эстетический вкус, умение декорировать изделие;
Кроме заявленной цели и поставленных задач, касающихся непосредственно предмета обучения, в данном цикле уроков заложены основные принципы системы дополнительного образовании детей:
Личностно-ориентированная направленность, формирование и развитие индивидуальных творческих навыков;
Развитие образного мышления;
Трудовое воспитание;
Прогнозируемые результаты
Обучаемые должны знать:
Правила техники безопасности при работе с глиной и тканью;
Материалы и технологические приемы изготовления куклы;
Название инструментов, материалов и принадлежностей.
Должны уметь:
Пользоваться материалами и инструментами;
Проявлять наблюдательность, фантазию при создании фигур, при выборе материала для их изготовления;
Изготавливать фигуры на каркасе в технике лепка из глины с металлическим каркасам и художественной обработки ткани.
Механизм оценки получаемых результатов:
Отбор лучших работ
Проведение выставок работ учащихся
ЦИКЛ УРОКОВ
Урок 1. Знакомство детей с историей появления искусства лепки из глины, и различными методами работы;
Задачи:
Знакомство детей с историей появления искусства лепки из глины, и различными методами работы;
Формирование навыка изготовления эскиза будущей работы.
Материалы и оборудование:
Наглядные пособия:
Готовые работы.
Таблицы «Изготовление каркаса фигуры человека»;
Схемы последовательности изготовления кукол.
Материалы и пособия для обучающихся:
Проволока
Ход урока:
Вступительная беседа.
Практическая работа учащихся.
Итог урока - выставка работ (эскизов)

Практическая работа учащихся:
Выполнение эскиза: необходимо придумать образ.
Педагог обращает внимание на следующие требования:
1. Формы не должны быть мелкими (показывает неудачные варианты).
2. Обратить внимание на пропорции.
3. Выполнение эскиза в цвете.
4. Организация выставки и обсуждение эскизов.
Урок 2 – Изготовление каркаса, обмотка нитью.
Задачи:
Формировать практические навыки работы в лепка из глины с использованием каркаса.
Материалы и оборудование:
Репродукции с изображением кукол.
Тематические таблицы-схемы с изображением фигуры человека.
Деревянный модуль фигуры человека.
- Для учеников: Медная проволока (40-50 см), нитки, эскизы.
Ход урока
Объяснения правил безопасного пользования инструментами и оборудованием.
Показ методов и приемов изготовления каркаса
Обсуждение схем и таблиц по соблюдению в работе пропорций фигуры.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов, выставка и обсуждение работ.
Изготовление каркаса.
Для практической работы каждому ученику необходимо иметь медную проволоку (40-50 см), нитки.
Каркас выполняется из проволоки и скручивается. Такой каркас позволит выполнить фигуру большого размера и обеспечит ее надежность, ее устойчивость.
Остановимся подробнее на выполнении проволочного каркаса. Лучше брать медную проволоку диаметром приблизительно 3 мм. Тонкий диаметр телефонного провода не может служить надежным каркасом даже при многослойном скручивании, поэтому на уроке необходимо показать типы проволоки, пригодные для работы. Чаще всего материалом для каркаса служит алюминиевая или медная проволока. Алюминий податлив, легок, но остов изделия, собранный из этого материала, нередко ломается в местах многочисленных перегибов. Поэтому желательно один раз зафиксировать положение частей тела фигуры на алюминиевом каркасе и больше не изменять его.
Перед практической работой учитель демонстрирует последовательность изготовления каркаса, параллельно комментируя свои действия.
Приступая к его изготовлению, воспользуемся отрезком проволоки, длина которой в четыре-пять раз превышает размер самой фигуры. Согнем ее пополам и начнем скручивать половины между собой, оставив небольшую петельку, верхний часть которой соприкасалась бы с макушкой головы.
Скрутив проволоку до линии плечевого пояса, разведем ее концы в стороны и согнем каждый из них на расстоянии, немного превышающем длину руки. Совьем образовавшиеся петли и возвратимся к точке разветвления проволоки. Продолжим переплетать между собой ее концы, пока не дойдем до основания ног.
Немного раздвинем части каркаса и, вновь приложив заготовку к шаблону, подрежем излишки проволоки
Основные требования к проволочному остову любой конструкции заключаются в том, чтобы он точно соответствовал размерам, указанным на чертеже. Сгибая каркас, следует отмечать на проволоке местоположение локтевых и коленных суставов, указанных на шаблоне.
Напомнить о пропорциях тела.
Пропорции всякого живого организма, развиваясь, изменяются. Эти изменения отчетливо видны в человеческой фигуре. Пропорции маленького ребенка сильно отличаются от пропорций взрослого человека. У взрослого человека размер головы занимает 1/7 часть всего его роста, а у ребенка 4-5 лет – 1/4 или 1/5 часть.
Существуют соотношения частей тела: концы пальцев опущенной руки взрослого человека, когда он стоит, приходятся приблизительно немного ниже середины бедра. Бедро немного длиннее голени. Предплечье короче плеча. Пропорций в изображении фигуры человека, говорили о представлениях красоты человеческой фигуры.
Передача движения.
III. Итог урока. Выставка работ.
Урок 3-4 – Лепка из глины человеческого тела, работа над формой. Роспись.
Задачи:
Научить целостному восприятию формы, правильному соотношению пропорций, восприятию объекта в пространстве, элементам пластического языка, чувству материала, фактуры.
Продолжать формировать навыки работы в технике папье-маше с использованием каркаса.
Развитие творческого потенциала учащихся.
Материалы и оборудование:
Образцы изделий.
Полуфабрикаты изделий.
Мультимедийная презентация с планом работы.
- для учеников:
Белая глина.
Ход урока
Вступительная беседа.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов, выставка и обсуждение работ (на 4 уроке).
Скульптура – один из древних видов искусства. Самые первые скульптуры – фигурки людей или животных – первобытные мастера лепили из глины, выдалбливали из камня, вырезали из дерева или костей животных.
У народов Древнего Египта, Древнего Востока, Древней Америки были гигантские изваяния богов, людей и животных. Сегодня мы с вами тоже будем скульпторами и материалом для нашей скульптурной работы, послужит бумага.
Подготовленный каркас фигуры – Облепливается глиной
По ходу работы следим за тем, чтобы глины не прошла через каркас. Ставят для просушивания.
После просушки фигуру шкурим. Фигурку высушить и после этого можно приступить к покраске (подобрать тон цвета кожи в местах, где по эскизу нет одежды).
Урок 5 – Одежда и декорирование образа.
Задачи:
Развивать умение декорировать изделие;
Воспитывать эстетический вкус
Материалы и оборудование:
Мультимедийное оборудование для просмотра слайдов
Образцы фигур из глины на каркасе в готовом виде.
Иллюстративный материал с изображением кукол, костюмов.
Таблицы - выкройки вариантов юбок.
Схемы закрепления на фигуре одежды.
- для учеников:
Ткань различной фактуры, пайетки, бусинки, ленточки, ножницы, пряжа, клей «Момент», прозрачный, клеенка на стол, краски акриловые, кисточка беличья №3, №2.
Ход урока
Вступительная беседа.
Просмотр слайдов, обсуждение костюмов.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов, выставка и обсуждение работ (на 4 уроке).
Беседа с детьми о костюмах, настроения и костюма. Ведется работа над образом.
При создании образа важнейшую роль играет костюм. Предлагаю каждому из вас создать свой неповторимый образ, использует множество различных приемов и разнообразных материалов, чтобы как можно более точно воплотить свой замысел. В ход можно пустить ткани разнообразной фактуры и качества, из самых разнообразных материалов: ситца, штапеля, байки, фланели, плюша, шерстяной ткани, фетра и других. Причем не обязательно покупать новые материалы, можно использовать старые лоскутки или фетровые шляпы, предварительно выстирав и разгладив. Тщательно продумываем все детали и подбираем ткани.
Приступаем к шитью: Для изготовления юбки прямоугольник ткани можно сначала ниточкой поверху собрать в складки, чтоб легче было на место приклеивать, затем пришиваем остальные части платья. (См. на схему).
Ну и в конце украшаем наряд бисером, бусами, тесёмками и т.д.
В качестве волос можно использовать шерстяные или льняные нитки, бахрому или нитки-мулине.
Заключение
Лепка из глины - как один из видов изобразительной деятельности несёт огромные возможности для развития ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.
Изучив особенности лепки из глины с использованием металлического каркаса на кружке, пришла к выводу, что такие занятия способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса, индивидуальности, интуиции, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с бумажным материалом, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.
Занятие лепки из глины на каркасе является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает детям познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти занятия дают детям хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности, развивают чувство материала и пластической формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.
Творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искать способы его раскрытия. Важным моментом поддержания интереса ребенка к занятиям является также его творческая активность. Ребенка должен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком. Поэтому перед ним надо ставить посильные, ясные цели и задачи, обязательно фиксировать достигнутый результат, а затем предлагать новые задачи.
После изучения темы пришла к выводу, что занятия лепкой из глины необходимы детям, так как они помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные способности, способствуют всестороннему развитию личности, помогают, ребенку расслабится, и благотворно влияют на его психику. Дети начинают стремиться к познанию самих себя и окружающего их мира.
Детское художественное творчество имеют особую ценность. Для взрослых оно ценно тем, что отражает своеобразие детского отношения к миру. Для самого ребенка – это вещественное свидетельство его возможностей и достижений, которое можно поставить на полку или повесить на стенку и, показывая другим, говорить, что это он сам сделал. Педагогам и родителям надо относиться к ним с полной серьезностью и постоянным вниманием, потому что так непосредственно и ярко видеть мир мы никогда уже не сможем.