Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 6 классе по теме Режим дня. Суточные ритмы


Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП в 6 классе (II вид), разработанный сурдопедагогом Л.Л. Комар
(ГБОУ ПО «Пыталовская специальная (коррекционная) школа-интернат»Тема: Речевой материал разговорно-обиходного характера по теме «Режим дня». Закрепление дифференцированного произношения согласных глухих и звонких звуков «Ж-Ш» на речевом материале текста «Суточные ритмы в природе»
Цели:
Закрепление дифференцированного произношения согласных глухих и звонких звуков«Ж-Ш», родственных по артикуляции, на материале слогов, слов, предложений, в разговорно-обиходной речи и тексте;
Задачи:
работать над логическим ударением;
тренировка в умении применять в устной речи правила произношения безударного –о - ; оглушения звонких согласных; -тся, -ться;
учить слушать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения;
учить слушать и различать неречевые звучания при прослушивании голосов птиц;
выработка умения различать и опознавать слова, фразы по теме, текст на слух;
учить давать правильные ответы и отчеты;
коррекция внимания на основе упражнения на координацию, коррекция памяти на основе упражнений в анализе и синтезе (дополни слово), связной речи на основе упражнений в воспроизведении услышанного;
воспитывать любовь к природе, создать условия для формирования интереса к особенностям суточных ритмов с целью правильного подхода к режиму дня.
Дидактический материал: презентация по теме занятия, памятка «Правила орфоэпии», запись голосов птиц (жаворонка и совы), жетоны.
Ход занятия
Деят-сть учителя Деятельность обучающегосяРезультат (УУД)
Организационный этап
-Поздоровайся
-Скажи по-другому
--Я сегодня, готовясь к нашей встрече, легла очень поздно, а встала очень рано.
–Максим, а тебе нравится ложиться спать пораньше или попозже?
- а утром тебе легко встать пораньше? Я думаю, что сегодня на занятии я не смогу заснуть, потому что надеюсь на твою хорошую работу.
Оценивать себя ты будешь сам – жетонами. Сова-мудрая птица – за отличный ответ, работу.
Жаворонок - за хорошо выполненное задание. -Здравствуйте
-Добрый день Слайд2КУУД
ЛУУД
РУУД
2 Работа над произносительными навыками
Цель: подготовка артикуляционного аппарата обуч-гося к произношению речевого материала
А) Работа с планом
А) Работа с профилями
-Посмотри на профили.
-Как расположен язык?
А чем отличаются профили звука Ж от профиля звука Ш?
-Произнеси правильно [Ж, [Ш-что ты делал? - Язык вверх.
- Звук Ж произносим с голосом.
Ж, ШСлайд 3 РУУД
ПУУД
Б) тренировка слуховых дифференцировок
-Будем говорить слоги.
Я говорю слоги со звуком Ж, а ты со звуком Ш.
[ШуШаШо Шу Ши Ше[ажа-аша, ашо – ажожди – штишту – жду
-Что ты делал? ЖуЖажожужи же
Слайд 5 ПУУД
-Будем говорить слоги.
Я говорю слоги со звуком Ж, а ты со звуком Ш.
[ШуШаШо Шу Ши Ше[ажа-аша, ашо – ажожди – штишту – жду
-Что ты делал? ПУУД
Вставь недостающий слог
Мешок, пирожок, петушок, снежок
-Что ты делал? Работа в презентации Слайд 6 в)правила орфоэпии
- Вспомни, как произносится безударная -О-?
- прочти, соблюдая правила орфоэпии.
(Послушай, как скажу я:Жаворонок
- Скажи ты.
- Послушай, как скажу я: варанак.
- Скажи ты.
- Послушай, как скажу я: жаворонок.
- Скажи ты.)-Произнеси слова (сова, хорошо), соблюдая правила орфоэпии.
Как обозначаются графически непроизносимые согласные?
- Как по правилам орфоэпии произносится сочетание –тся, ться?
- Скажи словосочетание, соблюдая правила орфоэпии.
-Что ты делал? -а
Обозначаются (), не произносятся.
-цаСлайд 4 ПУУД
Релаксационная пауза.
Последи за глазами сов.
Представь, что ты - птица. У птицы сильные крылья (напряжение). Птица полетела.
- Положи правую руку на левое плечо. Положи левую руку на правое колено.
- Дотронься правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснись к правой щеке. Выполняет задание Слайд 8(голос совы) Определение темы
А) Слуховой диктант
- Запиши слова и поставь ударение:
Животные, жаворонок, ложится, уставшие, ужинать, сова.
-Что ты делал? Записывает в тетрадь
Слайд 9 Самоконтроль
Б) определение темы
Назови только имена существительные.
Какое слово лишнее?
-как ты думаешь, о чем будет сегодняшний текст?
-верно, только это будут не птицы, а люди. Животные, жаворонок, сова
Животные.
- о совах и жаворонках Слайд 10
Голос жаворонка
Слайд 11 Лог УД
II РСВ
А) Различение текста целиком
Чтение текста за экраном. Первичное восприятие текста. ПУУД
Б) ответы на вопросы
- О ком этот текст?
- Какие слова ты услышал? ПУУД
В) вторичное различение текста (если ребенок ничего не сказал)
Г) различение текста по предложениям.
-Что ты делал?
Рефлексия
-Что интересного для тебя было на занятии?
-Что нового ты узнал? ПУУД
Итог занятия
-Максим, ты помнишь, о чём я тебя просила в начале занятия, когда говорила, что накануне поздно легла спать?
-Давай посмотрим, как ты работал? -Чтобы я хорошо работал.
(подсчет жетонов) КУУД
РУУД