Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 5 классе на тему Поздняя осень


ГБОУ «Центр специального образования №2» Псковской области г. Пыталово
Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи
Тема занятия: ВРЕМЯ ГОДА «ОСЕНЬ». ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ П-Б. Класс: 5н (уровень начального общего образования)
Комар Л. Л., сурдопедагог, высшая квалификационная категория
01.11.2016

Класс: 5н (уровень начального общего образования), Дмитрий П.
Диагноз: Двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени.
Тип занятия: комбинированный.
Время реализации занятия: 40 минут.
Общая дидактическая цель по комбинированному типу: создать условия для усвоения новых знаний и закрепления имеющихся, развивать слуховое и слухо-зрительное восприятие, совершенствовать произношение с использованием ресурсов ИКТ-технологии.
Задачи по содержанию занятия:
Образовательные:
расширить у обучающегося представление о красоте осенней природы через мир звуков и красок;
создать условия для успешной интеграции знаний обучающегося, полученных на уроках русского языка, литературного чтения, развития речи, окружающего мира входе коррекционного занятия;пополнять разговорно-обиходный словарь, обогащать словарный запас обучающегося по данной теме, осуществлять поиск существенной информации.
Коррекционно – развивающие:
Создать условия для:
дифференциации звуков (П-Б).
развития речевого дыхания, фонематического слуха, разговорной и связной речи;
коррекции психических функций (памяти, внимания, логического мышления) на основе упражнений;
создания здоровьесберегающего пространства.
Воспитательные:
создавать условия для развития эстетического отношение к природе своей страны;
воспитывать интерес и потребность к самостоятельной устной речи обучающегося.
УУД:
Учебно-организационные умения:
Соблюдать правильную осанку за рабочим местом. Овладевать приемами самоконтроля.
Учиться правильно оценивать свое отношение к учебной работе.
Проверять работу по образцу, по результату. соблюдать орфоэпические правила (в знакомых словах самостоятельно, в новых – по надстрочным знакам). Читать индивидуально и хором; сопряженно с учителем, самостоятельно.
Уметь задавать вопросы и отвечать на них.
Учебно-интеллектуальные умения:
Сравнивать факты, явления, процессы по наличию или отсутствию признака; по признаку сходства или различия.
Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные понятия, самостоятельно или с помощью учителя подводить их под общее родовое или видовое понятие, уметь привести пример.
Оперировать признаками предметов: выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений.
Владеть логическими действиями классификации, сопоставления на основании умений анализа, выделение главного, сравнения; умением элементарного эмпирического обобщения.
Основные методы обучения:
Словесные (беседа, объяснение);
наглядные (демонстрация презентации, табличек, таблиц, видеоряда на тему «Времена года»);
практические (работа с раздаточным материалом).
Средства обучения:
Обучающая презентация «Осень. Поздняя осень», видеоряд «Осенние месяцы в звуках и красках», речевой материал по теме занятия.
Этап занятия Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организация
начала занятия
Какое у тебя настроение сейчас?
Ты хочешь заниматься?
За каждое правильно выполненное задание, ты можешь взять яблоко с яблони.
Надень наушники.
/ У тебя работает аппаратура?/
Говори громко, проговаривай все звуки.
- Послушай, что ты будешь сейчас делать.
[Будешь говорить.
- Буду говорить.
II. Работа над произношением.
Формирование речевого дыхания
Слитное произношение
Формирование силы голоса
Дифференциация звуков П-БСлитное и раздельное произношение слогов 1.Пение гласных звуков
-Говори звуки хорошо. Воздух идет теплый. А____О____У____И_____
- Говори слитно, на одном выдохе: А О У И
- Говори громко: АОУИ.
- Говори тихо: аоуи2. [ - Будешь читать слоги. - Различай звуки П и Б. Проверь себя так: П – без голоса, Б- с голосом.
- Говори РАЗДЕЛЬНО.
- Говори СЛИТНО.
- Говори РАЗДЕЛЬНО.
- Говори СЛИТНО.
3. - Прочитай чистоговорку. Выделяй голосом выделенные слова.
- Я буду читать слоги.
Дима произносит П – Б.
ПА БА ПА БА
ПО БО ПО БО
ПУ БУ ПУ БУ
ПАБАПАБАПАПАБА
ПОБОПОБОБОПОБО
ПУБУПУБУПУБУ
АПА АБА АПА АБА
ОПО ОБО ОПО ОБО
УПУ УБУ УПУ УБУ
АПААБААПААБА
АПОАБОАПОАБО
АПУАБУАПУАБУ
- Уб-уб-уб, дятел лечит древний ДУБ.
уб-уб-уб, добрый дятел дубу ЛЮБ.
Ат-ат-ат, ведет тропинка в сад,
Аба-аба-аба, на тропинке сидит жаба.
Работа над правилами орфоэпии (безударное «о») с опорой на таблицы.
Закрепление навыков правильного произношения в соответствии с правилами орфоэпии а) МЫ ПИШЕМ ГОВОРИМ
Стихотворение стихатварениеяблоки яблакипосмотри пасматриб) Прочитай с опорой на орфоэпические знаки.
в) Прочитай самостоятельно.
г ) Безударное О. ПРАВИЛО.
Безударное о в словах говорим как а
Выучи правило
д) Слушай, поставь ударение и орфоэпические знаки.
Спроси, есть ли у тебя ошибки.ПРОВЕРЬ СЕБЯ. Посмотри
Когда Спроси Составь Мороз Стихотворение Яблоки
Когда Спроси Составь Мороз Стихотворение Яблоки
Розовые яблоки Снежок порхает
III. Работа по теме РРС.
1.Разговорно-обиходная речь. Восприятие пёстрого материала.
Определение темы занятия. - Будем отвечать на вопросы.
[Как тебя зовут? [Какое сейчас время года?
[Спроси у меня, какая тема занятия? -Будем думать. Посмотри и скажи, что лежит на столе?
(на столе яблоко, сапоги, осенний лист – атрибуты осени)
- Определи тему занятия ( Выбери из предложенных)
Учебная деятельность. В школе. Мой дом. Новый год. Поздняя осень.
Я думаю, тема занятия «Поздняя осень»
Работа с фразами и предложениями Слитное воспроизведение речевого материала.
Коррекция ВПФ в упражнении на построении логических цепочек, логической памятью.
Восприятие неречевых звучаний
Воспроизведение речевого материала на слух Прочитай.
Говори слитно на одном выдохе.
Прочитай предложение и вставь пропущенное слово.
Видеоряд
– Слушай вопрос.
[Какое сейчас время года?
- Говори на одном выдохе с ударением.
- Послушай, что я скажу. [ Предложения даются в разнобой.Послушай и повтори словосочетания:
Сентя____брьОктя___брьНоя____брьСентябрь
Сентябрь, октябрь
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Сентябрь, …, ноябрь – это осенние месяцы.
Осень.
Прошла осень.
Прошла золотая осень.
Пришла поздняя осень.
поздняя осень
золотая осень
холодный ветер
ранняя осень
небо покрыто тучами
первый снег
Соотнесение по смыслу картинок к предложенным слухо-зрительно текстам - Послушай, что мы будем делать.
[будем играть.-Игра будет называться «О каком месяце тут говорится?»
(раскладывается 3 карточки с краткими текстами кверху)
Прочитай текст и приложи к нужной картинке.
-Послушай и повтори. Выбери нужную карточку. -Будем играть.
Работа на голое ухо Развитие остаточного слуха Осень
Ветер яблоко снег Рефлексия
Итог занятия Оценивание уровня работы обучающегося и педагога на занятии - Посмотри на яблоню – она полностью приготовилось к зиме – осталась без урожая. Угости всех, кто смотрел наше занятие.
- Что ты делал на занятии?
- Что ты узнал нового?
- Спасибо. Занятие окончено.