Описание педагогического опыта учителя-логопеда Тема опыта: «Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики, дыхательной гимнастики на логопедических занятиях с младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верещагинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Описание педагогического опыта учителя-логопеда
Тема опыта: «Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики, дыхательной гимнастики на логопедических занятиях с младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями»
Учитель-логопед: Углева Татьяна Павловна
Усваивая родной язык, ребенок усваивает
не одни только слова… но и бесконечное
множество понятий, воззрений на
предметы, множество мыслей, чувств,
художественных образов, логику и
философию языка – и усваивает легко и
скоро….
К.Д.Ушинский
Олигофрения – врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Традиционно олигофрении классифицируются по степени выраженности: легкая степень при умственной отсталости; средняя степень при умственной отсталости; тяжелая степень при умственной отсталости; глубокая степень при умственной отсталости:
Системное недоразвитие тяжелой степени при умственной отсталости:
-полиморфное нарушение звукопроизношения;
-грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза;
-ограниченный словарный запас;
-выраженные аграмматизмы;
-несформированность словообразования;
-отсутствие связной речи.
Системное недоразвитие средней степени при умственной отсталости:
-полиморфное или мономорфное нарушение произношения;
-недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза;
-аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
-нарушение сложных форм словообразования;
-недостаточная сформированность связной речи;
-выраженная дислексия Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности.
У детей с умственной отсталостью встречаются все формы расстройства речи, как и у нормальных детей (ринолалия, дисфония, дизартрия, алалия, дислексия, дисграфия, заикание, афазия и др.). Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является
1
семантический дефект.
Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.
Цель работы учителя-логопеда: развитие полноценной речевой деятельности. Содержание логопедического занятия включает в себя следующие направления:
Коррекция звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения): - обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. - индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. - постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков.
Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа).
Коррекция высших психических функций (внимание, память, мышление);
Развитие навыков звукового анализа и синтеза слов (от простого к сложному);
Развитие лексики (обогащение словарного запаса);
Развитие фонематических процессов и лексико - грамматического строя;
Работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте;
Формирование фразовой и связной речи; (простые, распространенные предложения, пересказ). Для неговорящих детей /их большая часть/ произношение звуков и аморфных слов и выражений).Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями);Работа над развитием мелкой моторики ( пальчиковая гимнастика, лепка, конструирование, обводка, штриховка….)
Сохранение здоровьесбереженияРабота по развитию речи у детей с тяжелой и средней умственной отсталостью направлена на расширение представлений об окружающем и развитие умения пользоваться речью. Занятия включают задания на:
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- обогащение словарного запаса (по лексическим темам: «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Что растет в саду, а что в огороде?», «Транспорт», «Домашние и дикие животные и птицы», «Времена года», «Части суток», «Профессии», «Мой дом», «Игрушки», «Инструмены» и т.д);
- развитие связной речи ( ролевые игры: «В магазине», «На почте», «В аптеке», «В больнице» и т.д.).- работа над интонационной выразительностью речи;
2
Занятия по логопедии направлены на то, чтобы новые слова способствовали осмыслению практического опыта, приобретенного в быту, при самообслуживании.
Занятия планируются в соответствии со способностями ребенка, материал дается в доступной ребенку форме. Можно проводить занятие в форме игры, сказки, путешествия, с опорой на натуральные объекты.
Артикуляционная гимнастика Каждый день зарядку делай - будет язычок умелым!
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Детям предлагаются не более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение
выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15
секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).Выполнение артикуляционной гимнастики сидя перед зеркалом.
Учащиеся, поступившие на логопедические занятия, при обследовании не имеют уверенной координации движений пальцев рук, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении. Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук
Дружно в пальчики играем,
Речь успешно развиваем.
Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.  
В своей логопедической практике я уделяют огромное внимание развитию пальчиковой моторики. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, настроение, желание и возможности. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность обучающихся была успешной – это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Все игры и задания непродолжительны по времени, чтобы не утомлять обучающихся.
3
Дыхательная гимнастика
Чтоб легкие были у нас – будь здоров!
Дыхание было в порядке.
Стараемся мы обойти докторов,
И делаем эту зарядку!
Дыхательная гимнастика – это важнейшее условие правильной речи.
Она помогает выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную струю. Для чего мы ее делаем? Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависит от дыхательной гимнастики.
Дыхательные упражнения положительно сказываются на развитии речи и звукопроизношения в частности, они также направлены на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания, сердечно - сосудистых болезнях, вегето - сосудистой дистонии.
4