Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка по учебнику М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»



Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка по учебнику М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
«Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться» [1, 3].
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
К коммуникативным УУД относятся умения вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач [1, 31].
За последние годы было разработано несколько новых учебников по русскому языку для начальной школы. В чем причина такого интенсивного поиска? Задача состоит не только в том, чтобы обучить детей грамоте, но и в том, чтобы сделать этот процесс увлекательным и развивающим. Пока урок русского языка не вызывает у ребенка потребности в овладении знаниями, пока ребенок не умеет определять границы своего знания (и незнания), а значит, ставить учебные задачи, пока он не поймет, что обнаруженный способ действия дает возможность двигаться вперед, занятия по русскому языку не могут считаться результативными. Именно на решение таких задач ориентирован учебник «К тайнам нашего языка», разработанный М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко.
К концептуальным особенностям учебника авторы относят, прежде всего, то, что «язык является средством общения людей, он «обслуживает» общение и должен обеспечивать его эффективность, результативность» [3, 55].
Коммуникативная направленность учебника дает возможность младшему школьнику понять необходимость постановки учебной задачи (мне надо найти ответ на вопрос, иначе я не смогу сказать или написать так, чтобы меня поняли), мотивировать свои действия при решении ее. При этом учебник не поучает, а побуждает к самостоятельному поиску, является не только источником информации, но и приглашением к сотрудничеству. Уникальность его состоит в том, что авторам удалось развернуть перед младшими школьниками алгоритм обнаружения, постановки и решения орфографической за дачи, алгоритм, делающий изучение русского языка осмысленным.
Очевидно, что овладеть таким алгоритмом можно только при условии постоянного анализа собственных действий, поэтому формирование критичности, рефлексивности и способности к самооценке в хода решения конкретных задач становится одним из главных ориентиров учебника.
Прежде всего, курс русского языка, представленный в учебниках УМК «Гармония», нацелен на становление ребёнка как языковой личности, на помощь ему в осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт. Различными методическими средствами у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи. Тем самым через воспитание у ребёнка уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю закладываются основы гражданской личности. Формирование всего комплекса УУД происходит за счёт реализации принципа системно – деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Так, приобретение знаний о языке и речи, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами; большая часть разделов и тем курса содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе русского языка обеспечивается как общей направленностью работы на обучение общению в устной и письменной форме, в том числе пониманию мысли собеседника и стремлению предельно понятно донести свою, так и конкретными методическими решениями авторов учебника УМК «Гармония». Среди них: обучение созданию текстов определённых жанров: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т.д.; общение авторов с ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества детей при выполнении различных заданий.
Коммуникативная направленность обучения предполагает привнесение коммуникативной мотивированности в процессе рассмотрения различных разделов и тем курса. В 1-ом классе внимание обучающихся привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Соответствие двум главным требованиям к речи - быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику - стержень работы над культурой речи и формированием речевого поведения, над правильностью и эстетикой письма. Работая над всеми этими правилами речи и над каждым из них в отдельности, важно исходить из очень простой мысли, которую хорошо сформулировал Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном»: «Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим» [2, 34].
Не зная о существовании разновидностей речи и их особенностях, о специфике различных жанров, ребенок не может учиться свободно, разумно управлять своей речевой деятельностью. Именно поэтому авторы учебника уже в первом классе помогают маленькому школьнику осознать, что в разных ситуациях мы говорим по-разному: от задачи и условий общения зависит стиль речи, в рамках которого мы строим высказывание. В реальной речевой практике нет речи «вообще» – в зависимости от задач и условий общения мы строим высказывания разговорного, научного, художественного и т. д. стилей. В разных случаях даже об одном и том же мы говорим (или пишем) по-разному: можем по-деловому сообщать, не выражая своего отношения, настроения, а можем словами рисовать, передавая свои чувства. В первом случае создаётся речь деловая, а во втором – картинная, живописная. Причем при обучении созданию предложений и текстов авторы обращаются к реальным речевым жанрам, актуальным для практики общения младших школьников.
Во 2-м классе школьники учатся избегать ошибок при помощи "окошек", когда на месте неизученной орфограммы ученик оставляет "дырку" или записывает выбор возможных букв. Красной нитью на протяжении всего курса русского языка проходит мысль о том, что стыдно писать на родном языке с ошибками. Таким образом, становление грамотного письма направляется осознанной потребностью и осуществляется в единстве с воспитанием у школьников желания безошибочно выражать мысли на родном языке.
Коммуникативная направленность обучения обеспечивается и за счет усиления объяснительного (для обучающихся) аспекта при описании системы языка. Поэтому материал в учебнике подается по-особенному. Все задания адресованы непосредственно ученику. Авторы обращаются к каждому из них: советуют, подсказывают, напоминают, предлагают. Происходит заочное общение учеников с авторами. Тема урока часто формулируется в виде вопроса. Дети выдвигают множество мнений. А чем больше мнений, чем лучше у общающихся развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее идет работа. Необходимо строить уроки, учитывая способности учащихся делать выводы самостоятельно и сопоставлять их с выводами авторов учебников. Учитель лишь высказывает свое мнение и направляет деятельность учеников. Обосновать актуальность обсуждения того или иного вопроса, поставить учебную задачу, обеспечить осознание выполняемых действий помогают ученикам персонажи, введенные в учебник с 1-го класса: дошкольник Антон и мальчик-иностранец, осваивающий русский язык. «Общение» с этими персонажами позволяет достаточно часто ставить учеников в "педагогическую позицию", что повышает их интерес к работе, делает для них учебный процесс более значимым.
Очень важно обучать детей не только созданию, но и восприятию высказываний. После самостоятельного написания изложения или сочинения каждый ученик сначала редактирует свою работу. Затем можно предложить нескольким ученикам прочитать свои работы вслух. Одноклассники дают авторам рекомендации, как сделать текст лучше. Затем дети вновь возвращаются к своим сочинениям, улучшают их структуру и содержание. Взаимное рецензирование служит воспитанию толерантного отношения к мнению окружающих. Способность к сотрудничеству в процессе обучения развивается при работе в группах. Ребята учатся договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат, координировать различные мнения и приходить к одному, общему.
Таким образом, в целом к концу обучения в четвертом классе у учеников создается база для дальнейшего успешного обучения устной и письменной речи в основной школе, для развития коммуникативных качеств. Они уверенно владеют монологической и диалогической речью, умеют передавать на письме собственные мысли и чувства, способны размышлять об особенностях своего языка.


Литература.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном. – М.: «Детская литература», 1985.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Об изучении русского языка по новому учебнику «К тайнам нашего языка» для I класса четырехлетней начальной школы / М.С Соловейчик, Н.С.Кузьменко // Начальная школа. – 2000. - № 8. – с. 55-66.
15