Доклад на тему:Консультативная помощь учителя логопеда по проведению пальчиковой и артикуляционной гимнастики на уроках в начальных классах

ТОГОУ Отъясская специальная (коррекционная) школа- интернат











Доклад на тему:
Консультативная помощь учителя - логопеда по
проведению пальчиковой и артикуляционной гимнастики
на уроках в начальных классах






Учитель – логопед Клочнева. С.С







2009

(№2) Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза: она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики – это выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. (№3)
Правильному развитию речи и коррекции возникших нарушений способствует и пальчиковая гимнастика. Она дает положительные результаты при закреплении лексических тем, использовании как части занятия для закрепления темы, использование её в режимных моментах, а также на индивидуальных коррекционно развивающих занятиях. Эффективнее использовать пальчиковую гимнастику, сопровождаемую речью, что способствует развитию дикции, грамматической речи, развитию памяти, внимания, эмоциональности.
Столько задач одновременно не решает ни одна из дидактических словесных игр. С помощью пальчиковых игр это происходит непроизвольно, ненавязчиво. Ребенок с удовольствием играет в такие игры. Самое ценное - в игру включаются малоактивные дети.
Но логопед « один в поле не воин » и проведение пальчиковой и артикуляционной гимнастики только учителем - логопедом недостаточно, поэтому для достижения положительных результатов своих занятий у нас в школе организованы индивидуальные, групповые и тематические консультации для педагогов, так как часто педагогам не хватает практических умений и навыков в проведении пальчиковых и артикуляционных упражнений. (№4)
Особое внимание уделяю молодым специалистам. С целью повышения их педагогической компетенции, совместно с психологом провожу занятия в «Школе молодого педагога», на которых молодые специалисты знакомятся с видами игр и упражнений, способствующих развитию мелких мышц пальцев и кистей рук, тренировке и развитию артикуляционного аппарата. Это такие виды деятельности как: (№5)
1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
2. Манипуляции с мелкими игрушками и предметами :
- раскладывание палочек, пуговиц, зерен и т.д.
- нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;
- застегивание и расстегивание пуговиц;
- игры с мозаикой, различные виды шнуровок.
3. Изодеятельность:
- лепка из пластилина;
- обведение контуров;
- штриховка;
- игры раскраски (№6)
Консультативная деятельность мною ведётся по трём этапам:
-индивидуальное консультирование и подбор приёмов и методов коррекционного воздействия на детей с проблемами в речевом развитии и обучение педагогов правилам выполнения упражнений;
- организация совместной деятельности на уроке;
- подготовка рекомендаций по проведению развивающей работы с детьми.
Результатом реализации всех этапов является разработка программы комплексного коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка с проблемами в развитии. (№7)
На начальном этапе я провожу индивидуальное консультирование педагогов по вопросу проведения пальчиковой и артикуляционной гимнастике, подбор игр и упражнений, соответствующих теме занятий, так же педагоги учатся правильно проводить подобранные упражнения. Так как неточное проведение не может дать желаемых результатов. Педагог, прежде чем проводить артикуляционные упражнения должен сам хорошо владеть её приёмами.
Следующим шагом является введение подобранных упражнений в ход занятия. Сначала комплекс данных упражнений провожу сама совместно с учителем. Затем учитель проводит эти упражнения самостоятельно под моим наблюдением. Когда навыки у детей автоматизируются, назначаем проводящим ребенка. Для лучшего закрепления необходимо, чтобы все дети побывали в роли ведущего.(№8)
Особенностью проведения артикуляционных упражнений является то, что на уроке рекомендую использовать такие комплексы, выполнение которых может контролировать сам учитель. (например: «Утро с котиком музиком», «Утро веселого язычка»
Одним из звеньев консультативной работы является подготовка рекомендаций по проведению индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Мною собраны тематические папки по проведению артикуляционной и пальчиковых упражнений, которые используются педагогами в своей работе. (№9)
Каждая форма работы по- своему приносит «плоды» в работе учителя и логопеда. А самый главный и приятный «плод» - конечно же достижения и успехи наших детей; взаимопонимание с педагогами и радость от общения с ними.
15