Статья Формирование общеучебных универсальных (коммуникативных) учебных действий учащихся на уроках русского языка


Формирование общеучебных универсальных (коммуникативных) учебных действий учащихся на уроках русского языка.
В 2013 – 2014 учебном году я работала во 2 классе. В начале учебного года наблюдения за детьми показали, что коллектив находится в стадии формирования. В целом класс интересен. Дети стремятся много знать, сами любят рассказывать о себе и своих наблюдениях, но у некоторых из них не сформированы коммуникативные умения. Дети не умеют вступать в контакт друг с другом, не умеют слушать и слышать друг друга, не умеют вежливо общаться с одноклассниками, постоянно конфликтуют, жалуются, дерутся.
Беседуя с данными учениками, пыталась разрешить все конфликтные ситуации. Иногда на помощь приходтл социальный педагог, завуч, периодически беседовала с родителями по вопросу формирования коммуникативных действий у данных учащихся.
Исходя из особенностей класса, взяла следующую методическую тему: «Формирование общеучебных универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка».
Цель работы: Формирование общеучебных универсальных (коммуникативных) учебных действий учащихся на уроках русского языка.
Задачи: 1. Изучить и проанализировать педагогическую литературу по методической теме.
2. Определить сущность, особенности, значение формирования универсальных (коммуникативных) учебных действий младших школьников на уроках русского языка.
3. Организовать работу на 2013 – 2014 учебный год во 2 В классе по формированию универсальных (коммуникативных) учебных действий учащихся на уроках русского языка.
Для оценки сформированности коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию) провела следующее задание: «Рукавички» (Г. А. Цукерман).
Для оценки сформированности коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности (коммуникация как предпосылка интериоризации) было проведено задание: «Дорога к дому».
Для оценки сформированности коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера) (интеллектуальный аспект общения) проводила с учащимися задание: «Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997).
При проведении диагностики на выявление сформированности у учащихся 2 В класса коммуникативных универсальных учебных действий на начало учебного года, была выявлена следующая картина:
Диаграмма 1.
Анализ диагностики сформированности коммуникативных УУД учащихся 2 В класса на начало учебного 2013 – 2014 года.

К слабой группе были отнесены 12 учащихся. Эти учащиеся не способны были самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. По отношению к этим ученикам для себя поставила цель: с учащимися этой группы необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре.
В среднюю группу попали 4 ученика. Данные учащиеся испытывали некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе общения могли нарушать социальную дистанцию. С этими учениками проводила работу над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы.
В сильную группу вошли 8 учащихся, способных ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Эти учащиеся всегда удерживают социальную дистанцию в ходе общения. Эти ученики не нуждаются в специальной работе по развитию коммуникативных навыков.
Для себя поставила цель: на уроках русского языка, учитывая психолого-физиологические особенности детей, продолжить работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Особое внимание уделить организации отдельных учебных заданий, специфика которых предполагает развитие коммуникаций как сотрудничества (работа вдвоем, в малой или большой группах) и как взаимодействия (развитие умения аргументировано высказывать свою точку зрения, корректно критиковать альтернативную позицию).
В середине года было проведено промежуточное диагностирование на выявление сформированности у учащихся 2 В класса коммуникативных универсальных учебных действий. Результаты показали следующее:
Диаграмма 2.
Анализ промежуточного диагностирования результатов сформированности коммуникативных УУД учащихся 2 В класса в феврале 2014 года.

В слабой группе остался только один ученик. Хотя и он уже находится на границе между слабой и средней группой. Данный ученик на уроке неактивен. Он не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли. И если он способен формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, то формулировать вопросы собеседнику он может только с подсказкой. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе подчиняется общему решению группы. С данным учеником до конца учебного года продолжила работу по развитию речи для участия в дискуссии, формировала способность обосновывать свою позицию в споре.
В среднюю группу попали 11 учащихся. Данные учащиеся испытывали некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе общения могли нарушать социальную дистанцию. С этими учениками до конца учебного года продолжила работу над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Работала над умением соблюдать социальную дистанцию в общении.
В сильную группу вошли 12 учащихся, способных ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту или те, у кого это получается на достаточном уровне. Эти ученики не нуждаются в специальной работе по развитию коммуникативных навыков, но работу по развитию коммуникативных УУД продолжала с ними до конца учебного года.
На уроках русского языка, учитывая психолого-физиологические особенности детей, до конца учебного года работала над формированием коммуникативных универсальных учебных действий. Уделяла внимание на те учебные задания, которые предполагают развитие коммуникаций как сотрудничества (работа вдвоем, в малой или большой группах) и как взаимодействия (развитие умения аргументировано высказывать свою точку зрения, корректно критиковать альтернативную позици.Представляю фрагмент урока по русскому языку проведённого во 2 классе с целью формирования коммуникативных действий.
Тема: Изменение прилагательного по родам, употребление прилагательных мужского, женского и среднего рода в речи (2 урок)
Цель: Формировать умения в изменении прилагательных по родам и в употреблении прилагательных мужского, среднего и женского рода в речи.
Задачи:
Образовательные – Развитие умений точно употреблять в речи имена прилагательные мужского, женского и среднего рода. Изменять прилагательные по родам и правильно писать родовые окончания.
Развивающие – Развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сознательного восприятия учебного материала, развитие речи учащихся, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, развитие коммуникативных действий.
Воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, воспитание культуры общения, аккуратность в работе.
Оборудование: таблица, компьютер - картинки с изображениями предметов, карточки.
Тип урока: комбинированный.
Форма работы: групповая
Методы работы:
словесные (беседа по повторению пройденной темы), наглядные (показ таблицы – изменение имени прилагательного по родам), практические (групповая работа: упражнение по отработке умений в изменении прилагательных по родам и в употреблении прилагательных мужского, среднего и женского рода в речи).
Ход урока
1. Повторение:
Что называется именем прилагательным? - часть речи, которая …
Как изменяются имена прилагательные? - по родам
Как можно определить род имени прилагательного? - по роду имени существительного
Какого рода могут быть имена прилагательные? - так же, как и имена сущ.: ж.р., м.р., ср.р.2. Игра: «Какой я?»
(на компьютере показываются картинки с изображением предметов – дети должны к именам существительным подобрать имена прилагательные)
Блин (какой?) – большой, горячий, вкусный
Солнце (какое?) – весеннее, жаркое
Шапка (какая?) – зимняя, тёплая
(прилагательные записывать на доске – дети определяют род им. существительного + им. прилагательного, называют и выделяют окончание).
3. Обобщение – дети ещё раз называют окончания имён прилагательных м.р., ср.р., ж.р. – вывешивается таблица).4. Закрепление (работа в группах)
Каждой группе раздаётся текст на карточках.
- Задание 1: вставить в каждое предложение подходящие по смыслу имена прилагательные, выделить окончание и определить род.
Кончилась … зима. Растаял … снег. Наступила … весна. Ярче светит … солнце. Показалась… травка. Расцвёл … подснежник.
Слова для справок: первый, долгожданная, весеннее, зелёная, холодная, белый.
- Проверка: представитель каждой группы читает и объясняет по одному предложению.
- Самооценка в группах.
- Задание 2: Спишите текст. Выделите окончание у имён прилагательных и укажите род прилагательных.
Итог урока. При работе над заданием, о чём помнили? - что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано.- Как определить род имён прилагательных? - На какие вопросы отвечают имена прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?В течении урока дети активно работали, групповая работа им понравилась, так как на уроках мы активно используем работу в парах и группах. Ученики старались выслушать собеседника, умело выполняли совместную деятельность, распределяли роли, оказывали помощь друг другу.
Считаю, что на уроках русского языка есть хорошая возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий. Систему работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка я выстраиваю, учитывая психолого-физиологические особенности детей, учитывая доступность и посильность учебного материала, учитывая его практическую направленность. При работе с младшими школьниками использую разнообразные виды письменных работ. Предпочтение отдаю творческому списыванию, творческому диктанту, свободному диктанту, творческому изложению, творческому сочинению. Для проведения таких видов работ, используя интернет – ресурсы, собрала материал в единый сборник диктантов и изложений, которым и пользуюсь на уроках русского языка.
На конец учебного года результаты наблюдений показали, что ребятам интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, участвовать в дискуссиях, отстаивать и доказывать свою правоту. В трудную минуту умеют сплотиться, болеют за общее дело.
Таким образом, считаю, что работа по формированию коммуникативных действий на уроках русского языка в 2013 – 2014 учебном году прошла успешно. Думаю, что в своей работе цели достигла. Даже, если некоторые учащиеся испытывают затруднения, но для себя дети усвоили главное, что нужно уметь слушать и слышать своего партнёра, в процессе совместной деятельности согласовывать свои действия, уметь договариваться, оказывать поддержку друг другу
Саттарова Виктория Владиславовна
КГУ «ОСШ №24 г. Темиртау»