Моделирование системы деятельности, обеспечивающей формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности


Моделирование системы деятельности, обеспечивающей формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности.
Актуальностьтемы. «Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими» [3].
«С точки зрения педагогики и психолингвистики «речевое развитие» рассматривается как процесс становления личности ребёнка. Речевое развитие подразумевает и творческое освоение родного языка, приобщение к культуре речи, обретение индивидуальных речевых особенностей (точности, выразительности, образности речевых высказываний в устной и письменной формах)»[1, с.8]. Актуальность данной темы обусловлена огромной ролью языка и речи в психологическом развитии ребёнка. Усвоение школьной программы учащимися начальных классов возможно при реализации языкового образования и речевого развития детей.
Целью данной работы является моделирование системы деятельности, обеспечивающей формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности.
Методы исследования. В период с 2011 года по 2015 год была проведена исследовательская, практическая и аналитическая работа по формированию коммуникативных навыков у учащихся начальных классов. Организация коррекционного воздействия имела несколько технологических подходов.
Первый подход – 2011г.
«Обследование коммуникативных навыков и связной речи на начальном этапе работы над темой»[2, с. 11].
Таблица 1

Ф.И.О.
Ребёнка
Коммуникативные умения Связная речь
Вступает в контакт Умения Рассказывание с опорой Рассказывание по картинке Пересказ Рассказ-описание Рассказ из личного опыта
Легко Осторожно С трудом Отвечать на вопросы Задавать вопросы Слушать собеседника Поддерживать разговор Завершать разговор 1 Коммуникативные умения у учащихся на первом этапе обучения
Оценка полученных результатов выполнила две функции: был выявлен низкий уровень развития речи и определены следующие проблемы:
У детей мало представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
Свои мысли дети выражают не последовательно.
Нет логичности в высказываниях.
Бедность словаря приводит к тому, что дети не могут подобрать слов для выражения своих мыслей.
Часто в речи используются неуместные слова и выражения, повторяются отдельные слова или целые предложения.
Характерно неумение найти нужное слово, и они заменяют его местоимением «такой».
Синтаксические конструкции бедны и однообразны. В основном употребляются простые, нераспространенные предложения, а часто и просто словосочетания.
Связь между предложениями осуществляетсяс помощью повторения слов.
Есть не говорящие дети.
Второй подход – 2012 – 2013 г.
«Отбор содержания, форм, средств, приёмов коррекционной работы по формированию связной речи у детей»
В связи с полученными результатами и, учитывая современные тенденции начального обучения, на данном этапе исследовательской работы, актуальными стали вопросы осуществления отбора содержания, форм, средств, приёмов коррекционной работыпо формированию связной речи у детей.
Наиболее актуальные методы и приёмы работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся, которые использовались это – словесные, наглядные и игровые.
Словесные приемы:
Речевой образец.
Повторное проговаривание. 
Объяснение.
Указания. 
Оценка детской речи. 
Вопрос. 
Наглядные приёмы:
Показ иллюстративного материала, использование памяток.
Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Использование звуковых, музыкальных дорожек – для отработки звукопроизношения, ТСО, интерактивные игры.
Игровые приёмы.
Кроме этого, активно использовались интегрированные уроки, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития, которые интегрируют по тематическому принципу. Например:
1) На чтении – чтение рассказа о животном.
2) На рисовании – коллективное рисование животного.
3) На устной речи – рассказывание детей по рисункам. Интегрируются такие виды работы, которые в конечном итоге направлены на развитие связной речи и коммуникации.
Широкое распространение имели комплексные подходы к теме урока, на которых принцип единого содержания является ведущим. Пример урока «Устная речь» во 2 классе по теме: Придумывание сказки «Приключение мышонка».
1). Звуковая культура речи — отработка четкого произношения звуков и слов; подбор слов, сходных по звучанию и ритму.
2). Словарная работа и грамматика — подбор определений к слову мышонок; активизация прилагательных и глаголов; упражнения на согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже.
3). Развитие связной речи — придумывание сказки «Приключение мышонка» по плану, предложенному учителем. Важность этого принципа состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия, а на уже знакомых словах и понятиях проводятся грамматические, лексические, фонетические упражнения. Отсюда и переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным.
Результаты исследования и использование их в практической работе. Накопленный опыт работы по формированию связной речи у младших школьников с ОВЗ, позволил организовать коррекционно – развивающую работу на практике:
Третий подход – 2014г.
«Обучение учащихся межличностным отношениям –
с применением коррекционных технологий в учебно-воспитательном процессе»
Четвертый подход – 2015г.
«Включение учащихся в систему упражнений, тренировочных действий, закрепляющих навыки их коммуникативной культуры»
Выход в социум – экскурсии, посещения внешкольных мероприятий.
Дифференцированная работа в парах и в группах.
Проекты внутри класса.
Интегрированные проекты со средним и старшим звеном.
Объединённые динамические перемены, трудовые часы.
Тематические классные часы, подготовленные и проведённые совместно с детьми из других классов.
Общешкольные дела: КВНы, викторины, Олимпиада по СБО, выставки поделок, концерты к праздничным датам и др.
Изучение и театрализация Устного народного творчества.
Обсуждение результатов исследования. За 5 лет работы над методической темой были совершенствованы профессиональные навыки и педагогическая техника по развитию речи у учащихся младших классов как основы формирования их жизненно важных компетенций, в том числе и коммуникативных способностей. Выстроилась определённая система работы, которая позволяет формировать у ребенка навыки правильного произношения, учить связно, говорить, читать, пересказывать, расширять знания об окружающей действительности, увеличивать словарный запас, общаться, т.е. развивать коммуникативные способности и навыки коммуникативного поведения обучающихся. Сравнительный мониторинг позволил выявить уровень развития коммуникативных навыков учащихся младших классов на заключительном этапе работы (в отдельном классе) – 33 %, что является высоким показателем.

Рис. 1.Результаты мониторинга сформированности жизненно важных компетенций у учащихся начальной школы на 2015 год (в отдельном классе)
I – Формирование регулятивных УУД 19%
II – Формирование познавательных УУД 25%
III – Овладение навыками коммуникации 33%
IV – Формирование личностных УУД 23%
Вывод: Итогом работы над методической темой «Организация работы по формированию коммуникативных навыков у учащихся начальных классов в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида» стали:
методические материалы (компьютерные презентации, разработки уроков, сценарии внеклассных мероприятий, фотоматериалы);
обобщение педагогического опыта;
выступления на педсоветах, заседаниях Методического Объединения, региональных фестивалях, областных форумах, Международных и Всероссийских конференциях;
публикации материалов в СМИ и на персональном сайте Социальной сети работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/timofeeva-lyudmila-alekseevna1
Литература:
Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников: учебно – методическое пособие. – СПб. : КАРО, 2005. – 140 с.
Кузнецова Я.В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2005. – 156 с.
Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)[электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://minobr.gov-murman.ru/files/OVZ/programmy/09_PrAOOP_UO_03_04_2015.pdf