Конспект открытого урока обучения грамотеМир игрушек по произведению Б.Заходера «Песня игрушек»

МБОУ «Средняя
общеобразовательная
школа №9 имени В.И. Некрасова
г. Сосновый Бор, Ленинградской области




Конспект открытого урока обучения грамоте в 1 классе
«Мир игрушек по произведению Б.Заходера «Песня игрушек»

(урок обобщения)
УМК «Перспективная начальная школа»






Учитель высшей категории
МБОУ «СОШ №9 имени В.И. Некрасова»
Комиссарчик Людмила Александровна








Урок обучения грамоте, заключительный этап


Тема: Мир игрушек по произведению Б.Заходера «Песня игрушек»

Цели:  познакомить учащихся с поэтическим взглядом Б.Заходера на взаимоотношения мира детей и игрушек.
Задачи:
Образовательные: - формирование умений правильного, осознанного и выразительного чтения;
- развитие умений самоконтроля и взаимоконтроля (учить уч-ся выделять цели работы и соотносить поставленную цель с условиями её достижения, участвовать в коллективном обсуждении).

Развивающие: - развивать монологическую речь уч-ся, внимание, познавательный интерес;
- развивать коммуникативные УУД уч-ся: умение работать в паре, в коллективе (умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимоотношение и сотрудничество со сверстниками и учителем);
- развивать воображение, фантазию уч-ся.

Воспитательные: - формирование личностных качеств- целеустремленности- через выработку потребности
ставить перед собой цели и достигать их;
- формирование собственной точки зрения и умения ее обосновывать;
- формировать умения соотносить поступки и события, выделять нравственный аспект своего поведения и поведения других детей (внимание и заботливое отношение к окружающим, в частности к игрушкам; игрушка-друг, береги ее. )

Методическое обеспечение:
Учебник Н.Г.Агаркова, Ю.А. Агарков «Азбука». 1 класс. Москва. Академнига.2007
Методическое пособие Н.Г.Агаркова, Ю.А. Агарков «Азбука». 1 класс. Москва. Академнига.2007

Оборудование: интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер; презентация «Мир игрушек по произведению Б Заходера»;
детская литература:
Книжная выставка :
Андерсен, Х. К. Стойкий оловянный солдатик ; Два петуха ; Пастушка и трубочист ; Свинья-копилка ; Снеговик- Минск : Харвест, 2000.
Заходер Б. В. Про мохнатых и пернатых; Забавные стихотворения для детей и родителей; Серая звездочка- Санкт-Петербург, Химия, 1996
Барто, А. Л.  Игрушки : cтихи , М. : Дрофа, 2003. 
Милн, А. А. Винни-Пух и все-все-все , М. : Дрофа, 2002.
Родари Д. Путешествие голубой стрелы- Минск, Асар,1998


Этап урока
Содержание
Время
Деятельность учителя
Деятельность учеников

Организационный момент.
Дидактическая цель: создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.

Эмоциональный настрой.

Слайд 1 ИД
Начинаем наш урок.

Речевая разминка.


1 мин.
- Какой урок сейчас?
- Каким должно быть настроение, чтобы урок получился удачный?

Предлагаю вам пожелать друг другу удачи.
Начнем наш урок
с чистоговорки «Кто хочет разговаривать»
- Сейчас-урок обучения грамоте.

-Нужно хорошее настроение.

- Хлопки в ладони друг другу с соседом по парте.
- Дети хором произносят чистоговорку.
«Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно внятно
И будет всем понятно»

2. Постановка учебной задачи.
Дидактическая цель:
Проговаривание цели урока в виде вопроса, или в виде темы урока
Сообщение темы урока, целей, предполагаемых видов деятельности.

Слайд 2.
Составь слово
3-4 мин.
- А о чем сегодня будем разговаривать на уроке, вы догадайтесь сами.
- Я буду называть свойства или качества предметов, на экране будут появляться буквы, из которых можно будет сложить слово.
- Итак, внимательно слушайте и думайте- о чем речь?

- Эти предметы всегда приносят РАДОСТЬ детям (на экране появляется буква Р)
- Они могут УДИВИТЬ И УТЕШИТЬ (появляется буква У).
- Вокруг этих предметов иногда может возникнуть ШУМ, ШАЛОСТИ (Ш)
- Эти предметы бывают очень ИНТЕРЕСНЫМи (И)
- А также вызывать чувство ГОРДОСТИ у их обладателя (Г)
- как правило эти предметы КРАСИВЫ (К)
- Со многим из этих предметов ребята могут провести исследования (И)

- О каких же предметах идет речь?
- Какое же слово получилось?
- О чем же будем говорить?
Будем говорить об игрушках, а что еще будем делать на этом уроке обучения грамоте?

Игрушки окружают тебя с раннего детства. Пирамидки, яркие кубики, конструкторы знакомят с понятием формы, цвета, развивают интеллект и воображение. А кукла и плюшевый мишка согреют сердце и убаюкают. И став взрослым, ты ещё долго будешь вспоминать о любимых игрушках своего детства












Дети внимательно слушают.













Когда на экране появятся все буквы, обсуждают в паре и подают сигнал (Поднятые две руки вверх), когда им удалось узнать слово.
К ИД выходит один ученик и выстраивает буквы в слово
«ИГРУШКИ»
-Будем говорить об игрушках.

- Будем читать произведения об игрушках;
- Может быть, будем учиться играть с игрушками;
- Наверное, на уроке мы узнаем что-то новое об игрушках.


3.Постановка проблемы
Ц. Активизация и актуализация опорных знаний и умений.
Слайд 3. Открываются слова- значение игрушки в жизни ребенка.












1-2 мин.
- Вы любите играть с игрушками?



-Ребята, а что для вас ИГРУШКА?


-А можно игрушку назвать своим другом?
(А я думаю, что не можем, потому что друг- это человек, приятель)
-Кто из вас считает игрушку своим другом? А почему вы считаете, что игрушка может быть другом?

-А кого мы называем другом?
- Да, конечно!
- Сейчас играем меньше, т.к учимся в школе.

-Это игра, забава, развлечение, утешение, разочарование, друг

- Да, может.
- Нет, она не может быть нашим другом, т.к она не человек.





- Друг- человек близкий по духу, на которого можно положиться;
- Друг-приятель, с которым сложились хорошие отношения.

4. Физминутка
Слайд 4.
Имитация общения со своими игрушками
(музыкальный фрагмент
«Спят усталые игрушки»
1 мин.
А теперь представьте свои игрушки.
Покажите, как вы с ними общаетесь, играете. А я буду смотреть и попробую догадаться, у кого какая игрушка.
( Мысленно «берут» в руки игрушки)
С помощью мимики и жестов показывают, как они общаются, разговаривают со своими игрушками.

5. Открытие нового знания.





Слайд 5

Игрушка- разговор???

« разговаривают только с теми, кого они очень-очень любят..»

- Вот я, ребята, смотрела на вас. Вы были так внимательны и заботливы со своими игрушками.
- Увидела даже, что многие с ними разговаривали.

-А можно ли с игрушкой разговаривать? И о чем с ней можно говорить?

-А вот поэт Б Заходер в одном из своих произведений сказал:
« разговаривают только с теми, кого они очень-очень любят».







- Да у многих игрушек есть рот.
- Можно ей рассказать о своих делах и трудностях.
- Ей можно рассказывать сказки, как Денис Кораблев в рассказе «Друг детства»







Слайд 6.
Борис Заходер
«Песня игрушек»
10-15 мин
- Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений Б.З.
- Прочитайте название произведения, которое будем читать.
- По названию мы можем предугадать настроение произведение?
- А какой могут быть песни вообще?
- О чем же может быть песня игрушек?






- Это песня. А песни бывают разные грустные и веселые, задорные и тихие.
-Может быть, эта песня игрушек расскажет нам какую-либо историю



Первичное знакомство с текстом.





















Первичное чтение текста.



















Перечитывание текста




Работа над иллюстрацией.

Слайд 7.
Иллюстрация















Комментированное чтение.

























Послушайте внимательно. (чтение наизусть стихотворения «Песня игрушек» Б.Заходера)
- Что вы хотите сказать об этом произведении?
- Какие мысли появились у вас?
- О чем вы думали, когда слушали?
- Я смотрю, лица у вас стали невеселыми. Почему стало грустно?


- Какое мы предполагали настроение у «Песни игрушек»? А оказалось, что грустное.


- Ребята, а что я вам сейчас прочитала?
- Это произведение какого жанра?
А как вы определили, что это стихотворение?

Откройте с. 125 в «Азбуке» и давайте посмотрим, как написано это произведение?

Медленно «вдумчиво» с карандашом в руках прочитайте про себя это стихотворение и отметьте слова и выражения, которые вам не понятны.

- Какие слова вам не понятны? Кто может объяснить их значение?
- Объясните, пожалуйста, что означает выражение «Души в них не чают». Как сказать по-другому?
- Хныкать – как по другому можно сказать?
- «Не заметишь обиду по нашему виду..». Почему по внешнему виду это можно не заметить?
- Прощаем-?


Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Помогает ли она нам понять содержание?




- Сейчас будем учиться читать «Песню игрушек».
Но я хочу спросить, а знаете ли вы, чем песня отличается от стихотворения?
А какую бы музыку вы подобрали к этому произведению
- С каким настроением надо читать?
- А все ли строчки надо читать грустно?

- Прочитайте первую часть текста.

- Есть ли в тексте особые слова, какие?

- Как вы думаете, почему автор выделил эти слова?





- Первая часть- это могут быть, чьи слова?
- А есть ли здесь слова, которые надо прочитать тихо? Какие?

В этой «песне игрушек» есть еще одна интересная тайна
Сейчас прочитать стихотворение до конца и попробуйте найти «секретик».
Работаем в паре.
- Так что интересного еще заметили в этом стихотворении?
- Совершенно верно:
первая часть- от имени автора;
- 2 и3 части- от имени игрушек

Дети слушают. Учебники закрыты.

- Понравилось, но и огорчило, т.к. обижены игрушки.
- Понравилось то, что поэт заметил, как игрушки обижаются, когда дети их бросают;
- Очень встревожило то, что я раньше не замечал(не придавал значения) тому, что игрушки могут что-то переживать.

- это грустное стихотворение, т.к. ребята НЕ ВСЕ не всегда замечают, как игрушкам обидно, когда их бросают

- Вы прочитали стихотворение.




- оно написано, как стихотворение.


Самостоятельное чтение
Дети читают и делают пометки в тексте.




Ответы детей.
Дети называют слова и выражения

- очень сильно любят
- думать, надеяться

-жаловаться, плакать

- человек может скрывать свое настроение;
- другой человек ни на кого, кроме себя, не обращает внимание.

- Иллюстрация очень точно изображает настроение игрушек;
- Игрушки изображены такими грустными;
- А ребята поиграли ими и бросили.


- Песни поют
- Они написаны под музыку.

- грустную, печальную.






Самостоятельное чтение.


- В тексте есть слова напечатанные большими буквами (НЕ ВСЕ)
- Наверное, автор хотел подчеркнуть, что НЕ ВСЕ дети замечают как грустят и обижаются игрушки.
- Но есть и внимательные, заботливые дети.

- Это слова самого автора.

Два ребенка читают вслух.






Дети работают в парах и обсуждают «в чем секретик?»


- Вторая и третья часть стихотворения ведется от имена игрушек..








6. Физминутка
Упражнение на расслабление
(кукла-солдатик)
Хоровое чтение.

1 мин.
- Представьте теперь, что вы можете превратиться в игрушку.
Вот вы стойкий оловянный солдатик, а вот вы тряпичная кукла. (повторить 2 раза)



7. Первичное закрепление
Творческая работа уч-ся
(эмоции, воображение, осмысление содержания)
2 мин
- Давайте попробуем прочитать
следующие строки стихотворения от игрушек (имени мишки, куклы, машинки).
Дети по желанию читают 2 и 3 строфы с соответствующей интонацией.



8. Слово об авторе.






































Слайд 8
Фото Б.Заходера, его книг

5 мин.















- Вспомним, кто написал «Песню игрушек».
- В каждом стихотворении есть автор. Что вы поняли о нем?
- Какими мыслями хотел поделиться с нами автор?
- Может, кто-то из вас открыл для себя что-то важное?

- Что ГЛАВНОЕ вы поняли, прочитав это произведение?

- Что вы еще знаете о Б.Заходере?
- Кто читал его книжки?
- У кого дома есть его книги?

- А как вы думаете, каким в детстве был этот человек?
- Борис Владимирович Заходер родился 9 сентября. В Молдавии. Школьные годы провел в Москве, отличался неугомонным, озорным характером, но был страстным любителем чтения, особенно книг о животных.
- Прошел по дорогам Вов, после войны окончил литературный институт и стал детским поэтом.
- За свои 82 года жизни создал много замечательных произведений: стихи, сказки.
- Он известен как и переводчик европейской детской литературы.Это благодаря ему мы с вами узнали «Винни-Пуха и всех-всех-всех», «Малыша и Карлсона, который живет на крыше» и «Приключения Алисы в стране чудес». Он также писал сценарии к мультфильмам.
- А вот его книжки. Прочитайте их название. Может быть, они вам уже знакомы.
- Кто самый внимательный, что вы заметили?
- А совсем ли эта книга лишняя книга?

Наверно, ты, хотя бы раз в жизни хотел, чтобы твои любимые игрушки действительно ожили и заговорили. Эту мечту осуществляют добрые волшебники – писатели. В их книгах игрушки двигаются, разговаривают, совершают хорошие или плохие поступки, совсем как люди.
(Книжная выставка)
- Борис Заходер.

- Б.Заходер добрый, очень внимательный.
- Детям надо быть внимательным ко всем, кто их окружает, заботиться о них.
- (ответы детей)

- Игрушка- наш друг. Её надо беречь!





- Дополнение сведений об авторе уч-ся по прочитанным произведениям.




Дети читают названия книг.

- Лишняя книга А. Барто.


- Она относится к теме «Игрушка»









- Да, я уже читал(а) книгу

- Здесь напечатана книга А.Барто «Игрушки».
- Может и не лишняя, т.к. А.Барто тоже писала об игрушках, как и Б.Заходер.

9.Домашнее задание
Цель: создать условия для выбора д/з по силам и интересам
Слайд 9.
Домашнее задание
2 мин.
- Какое бы домашнее задание вы хотели бы себе предложить?

- Выучить наизусть стихотворение;
- прочитать книги Б. Заходера;
- нарисовать свою любимую игрушку;
- найти книги других авторов об игрушках;


10. Подведение итогов урока
Цель: Осознание уч-ся своей УД,самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Слайд 10.
Спасибо за урок!
1 мин.
Наш урок подходит к концу.
- Что можете сказать о своей работе на уроке и работе всего класса.
- У кого сохранилось хорошее настроение?

- Кому хотелось бы побольше, узнать про игрушки?


- А что можно узнать про игрушки?

- Мы можем сделать проект «Наши любимые игрушки». Будем работать над ним целый месяц.
Проект- разработанный план, замысел, исследование чего-н.

Спасибо за урок!

Ответы уч-ся.


- У меня настроение даже улучшилось.

-Я очень хочу узнать все про игрушки.
- Конечно, это так интересно.

- Когда появились наши любимые игрушки.
- Какие бывают игрушки.
- В какие игрушки играли наши мамы, папы, бабушки и дедушки.



Выход на проекты:
- История игрушек
- Какие бывают игрушки
- Народная игрушка
- Детская литература по игрушке
- Музеи, посвященные игрушке (Москва «Кукольный дом»; СПб «Музей игрушки»)
(совместно с родителями)
- Игрушки и игры в нашей семье
- О чем рассказала нам игрушка из бабушкиного сундучка?
- Стекольный завод в нашем городе (стеклянные игрушки)

Выставка рисунков «Моя любимая игрушка».
Создание видеофильма «Мои игрушки»
Поездки и экскурсии в СПб (Музей игрушки), дер. Вистино (краеведческий музей)
15