Урок по адаптивной физической культуре на тему «Путешествие в страну « Здоровье» (9 класс)


МБОУ « Средняя школа №2 им.Е.В.Камышева г.Гагарина Смоленской области»
План-конспект урока по адаптивной физической культуре для 9-го класса.
Тема урока: «Путешествие в страну « Здоровье».
Вид урока: интегрированный.
Виды деятельности: мыслительная, объяснительно-иллюстрированная , частично поисковая, практическая.
Формы организации: коллективная, групповая, индивидуальная.
Задачи урока:1.Обобщить знания по теме «Здоровье».
2.Закрепить комплексы упражнений при нарушениях осанки.
3.Профилактика и лечение плоскостопия.
4.Совершенствовать технику массажа, дыхательной гимнастики, релаксации для оздоровления организма.
5. Воспитывать взаимоподдержку, дружбу, сознательное отношение к укреплению и сохранению своего здоровья.
Продолжительность урока: 40 минут.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь оборудование: гимнастические маты и коврики,
скамейки, гимнастические палки, мячи волейбольные, теннисные, резиновые, кегли, массажные дорожки, коврики, канат, надувные шары, обручи, дидактический материал, магнитофон.Подготовила и провела: Кулюкина Светлана Александровна ( учитель физической культуры высшей категории).
Ход урока.
Вводно-подготовительная часть-(14-15 минут)
1.Вход в зал, выполняя дыхательное упражнение с надувными шарами.(Не дать шару упасть на пол).
2.Построени, приветствие,постановка задач урока.
3. Точечный массаж для профилактик простудных заболеваний.
4. Беседа по теме «Понятие «Здоровье» и его компоненты».
5. Разновидности ходьбы с гимнастической палкой в руках: а) на носках, руки вперёд; б) по скамейке, руки вверх; в) на пятках, руки за спину; г) по скамейке приставными шагами, руки за голову; д) перешагивая через предметы по полу, по скамейке, руки вверх.
6. Бег в медленном темпе, палка в правой руке.
7. Перестроение в колонну по 2, комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой. (Следить за техникой безопасности, дыханием, осанкой).
Основная часть- (20 минут).
1.Станция «Осанка».
1.Беседа о правильной осанке, её нарушениях, профилактике школьного сколиоза. (На стене плакаты с изображением позвоночника, основных групп мышц, формирующих правильную осанку).
2.Учащиеся распологаются на матах в одну шеренгу. И.П.-сед , упор сзади, ноги вперёд прямые, первый держит кеглю стопами. По команде передаёт кеглю следующему, сам переворачивается на живот, руки в стороны. Обратно кеглю передают руками. (Проводится в игровой форме, следить за осанкой).
3. Учащиеся распологаются на матах в колонну. Первый берёт мяч стопами, поднимает ноги вверх, вкладывает мяч в ноги следующему ученику. Передают несколько мячей, разных по весу.
2.Станция «Здоровые ноги»
1. Беседа о плоскостопии « В ногах правда есть!» (Плакаты с активными точками на стопах, на ладонях рук).
2.Сидя на скамейке, поднимание ног поочерёдно на носки, на пятки .3.Массаж стоп на деревянном массажёре, одновременно массаж ладоней игольчатыми мячами.
4. Ходьба босиком по резиновым массажным коврикам, по канату, лежащему на полу.
5.Ходьба «Гусеница» - согнуть пальцы ног, передвинуть пятку назад.
6.Сбор стопами мелких предметов - кегли, теннисные шарики, сидя на туристическом коврике.
3.Станция «Массаж и самомассаж».
1.Выполнение самомассажа ног основными приёмами-поглаживание, разтирание, разминание, поколачивание. Использовать наглядное пособие, добиться полного расслабления мышц.
4.Станция «Психическое здоровье. Мир дыхания».
1.Беседа. Дать характеристику понятия. Связь между дыханием и психикой ещё не изучена. Слово « дыхание» обозначается так же , как душа. Санскрит-«прана», греческий-«пневма», латинский- «спиритус».Любое переживание, наши действия отражаются на дыхании. (Задохнулся от возмущения, затаил дыхание, дух перехватило, чуть дыша, что есть духу, перевести дух).
2. Упражнения в и. п. лёжа на спине-полное дыхание. (правая рука лежит на животе, левая - на диафрагме. Следить за движением воздуха при вдохе и выдохе.)3.Дыхательная гимнастика А.С.Стрельниковой.
4. Ритмические дыхательные упражнения с шарами в парах - один дует на шар, второй ловит шар.
5.Станция «Эмоции».
1.Беседа о типах характера по классификации К. Хорни. Дети рисуют-круг -«Собеседник», к людям; квадрат- «Практик», против людей; треугольник-«Мыслитель», от людей.
2.Упражнение «тонирование» - способ успокоить мозг, стабилизировать ритмы организма:
-звук «ж-ж-ж» или «м-м-м» - опустить вибрацию внутрь организма;
-звук «а-а-а», если вы испытали сильный стресс или напряжение, нижняя челюсть расслаблена
-звук «и-и-и», способен разбудить дух и тело, звуковой кофеин, наиболее стимулирующий из всех гласных;
-звук «о-о-о», повышает температуру кожи, волны возбуждения головного мозга, ритмы дыхания и сердечных сокращений, мышечный звук. Произнесение в течении 5 минут оказывает положительное действие.
6.Станция «Дружная».
1.Беседа «Социальное здоровье».
2.Игра «Зеркало». Работа с межличностными отношениями, контакты и коммуникация
-упражнения в парах, лицом друг к другу. Один делает медленно движение, второй его повторяет.
3.Игра «Падающая палка». Построение в круг, палка упирается в пол. По команде сделать шаг вперёд, отпустить свою палку и подхватить палку товарища. Движения аккуратные, чувствовать товарища.
Заключительная часть-5 минут.
Станция «Релаксация».
1.Мышечное расслабление:
-«деревце растёт и вянет» - из и. п. упор присев медленно поднимаемся на носки, руки вверх и медленно расслабляемся сверху вниз;
-сидя на полу, поза «ученика» из системы хатка-йога-асана-правая в сторону, левая согнута, руки на коленях, ладони к верху, спина прямая;
-лёжа на спине, глаза закрыты, полное расслабление под музыку И. Баха.
2.Построение в круг. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Учащиеся приходят к выводу, что физическое, психическое и социальное здоровье - единое целое. Слова Амосова о личной ответственности быть здоровым. «Будем здоровы!».
Выход из зала.