Программа пропедевтического курса по химии Химия от Н…


Северо-Западное управление министерства образования и науки Самарской области
государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Старый Буян муниципального района Красноярский Самарской области

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
________Н.К. Горина
«____» сентября 2014г. СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР
__________С.А. Тарасова
«___» сентября 2014г. РАССМОТРЕНО
на заседании МО
протокол от«___» августа 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДПРОФЕЛЬНОМУ КУРСУ
учителя Зайцевой Юлии Олеговны
Пояснительная записка
Статус рабочей программы
Рабочая программа по предпрофельному курсу составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:
Закон «Об образовании»
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru)
Обоснование выбора программы
В настоящее время на рынке профессий возник недостаток профессий, связанных с естественными науками, а именно с химией. Всё происходит потому, что в юношеском возрасте у подростков не возникает никакого интереса к данной науки. Именно по этой причине целесообразно было бы ввести в 7и 8 классе краткий элективный курс по химии для привлечения внимания к данному предмету и его завуалированной рекламы.
Программа элективного курса «Химия от Н...» предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательных учреждений. Программа ориентирует учащихся на выбор профиля обучения, предусматривает знакомство с химией, как занимательной наукой и направлена на приобретения основных знаний, умений и навыков по химии, а также на развитие интереса к предмету химии как к науке. Учащиеся познакомятся с основными навыками работы в химической лаборатории, изучат основные понятия, необходимые для последующего изучения химии.
В предполагаемый период обучения элективному курсу, в 7-х классах, на основе базовых профильных предметов прослеживаются межпредметные связи с элективными курсами по физики, биологии. На уроках элективного курса по физики и биологии проводятся первые лабораторные и практические работы. В элективном курсе «Химия от Н ...» основная обучающая деятельность проходить в результате проведения лабораторных и практических работ. Так же в ходе элективного курса учащиеся обучаются правильному произношению химических элементов и своевременному употреблению тех или иных понятий и определений. Активизация познавательного интереса учащихся происходит в процессе проведения различных химических игр, показательных опытов и лабораторных занятий.
Программа элективного курса по химии «Химия от Н…» разработана с учетом возраста и знаний школьников и описана ниже вместе с методическим сопровождением.
Структура рабочей программы
Рабочая программа включает в себя 4 раздела:
Пояснительная записка.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Основное содержание с примерным распределением часов по разделам курса и последовательностью тем.
Учебно-тематическое планирование.
Цель курса:
Развитие общекультурной компетентности учащихся, формирование представлений об основных этапах становления химии как естественной науки, развитие представлений учащихся о роли естественнонаучных (химических) знаний в становлении цивилизации, расширение и углубление предметных знаний по химии; развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности, развитие познавательной активности и самостоятельности, положительной мотивации к обучению, развитие опыта самореализации, коллективного взаимодействия.Задачи курса:
расширение кругозора учащихся по химии;
оказание помощи в выборе профиля обучения;
совершенствование умений работать;
развитие практических навыков проведения химического эксперимента;
расширение профессионального кругозора, эрудиции, повышение общего уровня образованности и культуры;
развитие умений по применению полученной информации для разработки тематических сообщений, дидактических игр, мини-сценариев и т. п.
Методы и приемы работы, используемые при изучении данного курса:
лекции, беседы, проекты, химический эксперимент (демонстрации и практические работы).
Место предмета в учебном плане
Для обязательного изучения предфрофельного курса «Химия от Н» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации по 17 часов(VII класс) и 17 часов (VIII класс), из расчета –0,5 часа в неделю.
По окончании данного элективного курса ученик должен иметь представления об уроках химии, а также о химии как науки в целом. Обладать основными знаниями и умениями работы с химической посудой, и конечно же заинтересоваться изучением химии.
Методический материал подобран с учетом знаний и умений детей, полученных ранние. Структурирование методического материала было выполнено по принципу от простого к сложному.
Результаты освоения курса «Химия от Н..»
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеурочной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.)
формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы интернета), умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействия на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации сталкновения интересов; продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участникой, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
Предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1.приобретение опыта применения химических методов изучения веществ и их превращений: наблюдение за свойствами веществ, условиями протекания химических реакций; проведение опытов и несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
2.умение оказывать первую помощь при отравлении, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
3.овладеть приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме ( в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий);
4.создание основы дляформированию интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем в качестве сферы в профессиональной деятельности
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных на развитие интереса к предмету химия.
В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, практические и лабораторные работы, демонстрация опытов, интеллектуальная игра.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы.
В проведении элективного курса применяются различные методы обучения:
- наглядные (демонстрация опытов, использования таблицы Менделеева, таблицы растворимости);
- словесные (рассказ, беседа, фронтальный опрос);
- практические (лабораторные и практические работы, химические игры, решение экспериментальных задач по химии);
По окончании данного элективного курса ученик должен иметь представления об уроках химии, а также о химии как науки в целом. Обладать основными знаниями и умениями работы с химической посудой, и конечно же заинтересоваться изучением химии.
Занятия следует проводить в кабинете химии с активным использованием на уроках ТСО.
Инструментом для оценивания результатов являются итоги лабораторных работ и заключительной игры.
Содержание курса:
наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,
перечень лабораторных и практических работ
Тематическое планирование рабочей программы по предпрофельному курсу по химии для 7, 8 класса.
Раздел 1. Что такое химия?( 7 часов)
Тема 1. Химия как волшебство.
Что такое химия. Предмет и объект изучения химии. Показательные опыты (золотой дождь, вулкан, огненная метель)
Тема 2. Великий Менделеев.
Знакомство с биографией Д.И. Менделеева. Интересные факты его жизни.
Тема 3. Незаменимая система.
Знакомство с периодической системой Д.И. Менделеева. Решение экспериментальных задач, ребусов и кроссвордов.
Тема 4. Чудо вещества – реагенты.
Что такое вещество. Их классификация. Реагенты. Почему важно о них всё знать.
Тема 5. Безопасность - прежде всего.
Знакомство с правилами техники безопасности в лаборатории. Игра «Тревога! В здании химик»
Тема 6. От древности до наших дней.
Краткий курс истории развитии химии. Алхимики. Философский камень.
Тема 7. Химическая кухня.
Знакомство с лабораторной посудой. Приобретение навыков работы с лабораторной посудой. Лабораторная работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием».
После изучения раздела 1 учащиеся должны знать:
Знать:
1. химию как науку
2. биографию Д.И. Менделеева
3. знаки химических элементов
4. понятия вещество, реагенты, классификацию веществ.
5. технику безопасности при работе в химической лаборатории.
6. историю развития химии как науки.
7. химическую посуду и правила обращения с ней.
Уметь:
1. внимательно слушать и пересказывать полученную информацию
2. работать с периодической системой Д.И. Менделеева.
3. применить теоритические знания и умения при выполнении заданий.
Раздел 2. Своими руками. (10 часов)
Тема 1. Агрегатные состояния.
Жидкость, газ, твердое тело. Лабораторная работа №2 «Агрегатные состояния вещества».
Тема 2. Все краски химической жизни.
Цветные реакции. Что такое индикаторы. Примеры цветных реакций. Демонстрация опытов с индикаторами. Демонстрация цветных реакций (качественные реакции на FeKMg). Лабораторная работа №3 «Все цвета радуги»
Тема 3. Три стихии химии.
Знакомство с процессами горения, кристаллизации, высушивания.
Тема 4. Азы эксперимента.
Растворы. Их классификация. Лабораторная работа № 4 «Растворы»
Тема 5. Первый шаг на встречу науке.
Лабораторная работа №5 «Ловим газы»
Тема 6. Химия на дому.
Демонстрация опытов, которые можно проделать дома. Их теоретическое объяснение. Лабораторная работа № 6 «Сделай сам. Фокусы родителям»
Тема 7. Выращивание кристаллов.
Лабораторная работа № 7. «Выращивание кристаллов» (И.И. Новошинский «Химия 8 класс.»)Тема 8. Химия в современной жизни.
Роль химии в жизни современного человека. Игра «20 веских причин, чтобы выучить химию».
Тема 9. Путешествие по химическому морю.
Обобщающая заключительная игра по пройденному элективному курсу.
После изучения раздела 1 учащиеся должны знать:
Знать:
1. классификацию агрегатных состояний веществ.
2. виды основных индикаторов.
3. понятия газы.
4. технику безопасности при работе с химическими веществами.
5. осознавать значимость химии в современном мире.
Уметь:
1. применить теоритические знания и умения при выполнении заданий.
2. применить теоритические знания и умения при выполнении заданий.
3. применить теоритические знания и умения при выполнении заданий.
4. работать с концентрацией растворов.
5. работать с газообразными веществами.
6. фиксировать проделанную работу, объяснять действия учителя, комментировать их.
7. работать практически с помощью дидактического материала с минимальной помощью учителя.
8. обобщить полученные знания, работать в команде.Планируемые результаты обучения (ЗУ)
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Требования к результатам обучения - после изучения элективного курса учащиеся должны:
знать исторические этапы развития химии как науки, роль в этом алхимиков, ученых-естествоиспытателей, символику элементов, веществ, предложенную алхимиками и существующую в настоящее время;
уметь сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения, пользоваться справочной и дополнительной литературой; организовывать свой учебный труд; объяснять роль химии в развитии цивилизации, становлении ряда отраслей промышленности; составлять уравнения химических реакций, характеризующих происходящие химические процессы и свойства изучаемых веществ; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; определять опытным путем характер среды природными индикаторами, изготавливать растворы природных индикаторов, красителей; вычислять количества веществ, необходимых для осуществления различных химических превращений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами.
Методические рекомендации.
Урок — основная организационная форма классно-урочной системы обучения. Особенность этой системы заключается в том, что учащиеся одного возраста и одинакового уровня подготовки объединяются в постоянные учебные группы (классы); занятия проводятся преимущественно в специальных классах.
Методы и средства изучения учебного материала различны: объяснение, рассказ, лекция, беседа, лабораторный опыт, учебник, программированное пособие, компьютер и т. д. Главная цель остается постоянной — учащиеся должны усвоить определенный объем учебной информации, приобрести необходимые умения. На уроках изучения теоретического материала главное внимание учителя и учащихся направлено на изучение нового, что не исключает небольшие элементы проверки, закрепления и совершенствования знаний и умений.
Особое место среди уроков химии занимают уроки – лабораторно-практические занятия, на которых учащиеся выполняют опыты по инструкции, решают экспериментальные задачи. На этих уроках учитель решает специальные дидактические задачи; обучает учеников применению теоретических знаний на практике — в химическом эксперименте, совершенствует их экспериментальные умения. Эти уроки проводят обязательно в школьной химической лаборатории. На этих уроках в течение длительного времени (один или два часа) учащиеся самостоятельно под руководством учителя выполняют опыты, завершающие изученную тему или раздел программы. На этих уроках (в программе они особо выделены) учащиеся закрепляют и совершенствуют лабораторные умения и навыки, учатся наблюдать и описывать химические явления. Деятельность учащихся на лабораторных уроках специфична, поэтому их следует считать особым видом уроков химии. Требования к усвоению выпускниками определенных специальных химических умений и навыков зафиксированы в Государственном образовательном стандарте.
Уроки — практические занятия проводят по плану: вводная часть (задачи урока, беседа по технике безопасности и по содержанию предстоящей работы); основная часть — самостоятельная практическая лабораторная работа по учебнику или по специально составленным заданиям, предъявленным учащимся тем или другим способом (запись на доске, карточки и др.). Выполняя работу, учащиеся наблюдают химические явления и описывают их, зарисовывают прибор, в котором происходит реакция, составляют уравнения реакций, производят вычисления по формулам и уравнениям реакций, делают выводы. В конце урока подводят итоги работы, отдельным учащимся учитель выставляет оценки за их практическую деятельность на уроке.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
В ходе элективного курса используются таблицы химического содержания (Периодическая система Д.И. Менделеева, таблица растворимости), карточки с заданиями различной сложности, а также брошюры с занимательными опытами по химии.
Печатные пособия:
Литература для преподавателя:
1.Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 127 с.
2.Астахов О.И. Интересные работы по химии. - К.: Рад.шк., 1980. - 78 с.
3.Василега М.Д. Интересная химия. - К.: Рад.шк., 1980. - 159 с.
4.Рюмин В.В. Занимательная химия. Перельман Я.И. Занимательная астрономия. - Ростов-на-Дону: ЗАО "Книга", 2005. - 400 с.
5.Сомин Л.Е. Увлекательная химия. Пособие для учителей. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1978. - 176 с.
6.Шкурко. М.И. Занимательные опыты по химии. - Минск: Народная газета, 1968. - 63 с.
7.Яковишин Л.А. Занимательные опыты по химии: в школе и дома. - Севастополь: Библекс, 2005. - 116 с.
8.Яковишин Л.О. Занимательные опыты по химии: в школе и дома. - Севастополь: Библекс, 2006. - 176 с.
Литература для учащихся:
1.Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты / Пер. с нем., 2-е изд. - Л.: Химия, 1985. - 336 с.
2.Ольгин О. Опыты без взрывов. - М.: Химия, 1978. - 208 с.
3.Рошаль А. Химия это просто. - Харьков: Веста: Изд-во "Ранок", 2002. - 136 с.
4.Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2002. - 432 с.
Северо-Западное управление министерства образования и науки Самарской области
государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Старый Буян муниципального района Красноярский Самарской области

СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР
__________С.А. Тарасова
«___» сентября 2014г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предпрофельному курсу «Химия от Н»
(указать учебный предмет, курс)
Класс 7
Учитель Зайцева Юлия Олеговна
Количество часов: всего 17 часов; в неделю 0,5 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы_ по химии учителя Зайцевой Ю.О., утвержденной на методическом объединении 29.08.2014 г._____________________________________________________________________________________________________________
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Кол-во часов Название раздела, темы Основные теоретические сведения, практические умения Предполагаемые результаты Примечание (словарь, ЭОР, оборудование и т.д.) Дата
Раздел 1. Что такое химия – 7 часов
1 1 Тема 1. Химия как волшебство. Что такое химия. Предмет и объект изучения химии. Показательные опыты (золотой дождь, вулкан, огненная метель). Знать: химия как наука Оборудование и реактивы. 2 1 Тема 2. Великий Менделеев Знакомство с биографией Д.И. Менделеева. Интересные факты его жизни. Знать: биография Д.И. Менделеева,
Уметь: внимательно слушать и пересказывать полученную информацию (п) 3 1 Тема 3. Лабораторно-практическое занятие. Незаменимая система. Знакомство с периодической системой Д.И. Менделеева. Решение экспериментальных задач, ребусов и кроссвордов. Знать:знаки химических элементов
Уметь: работать с периодической системой Д.И. Менделеева. (п)
Карточки с заданиями различных уровней сложности. 4 1 Тема 4. Чудо вещества –реагенты. Что такое вещество. Их классификация. Реагенты. Почему важно о них всё знать. Знать: понятия вещество, реагенты, классификацию веществ. (п) 5 1 Тема 5.
Лабораторно-практическое занятие. Безопасность -прежде всего. Знакомство с правилами техники безопасности в лаборатории. Игра «Тревога! В здании химик». Знать технику безопасности при работе в химической лаборатории. Плакаты по техники безопасности в химической лаборатории. 6 1 Тема 6. От древности до наших дней Краткий курс истории развитии химии. Алхимики. Философский камень. Знать историю развития химии как науки. (п) Презентация по теме. 7 1 Тема 7.
Лабораторно-практическое занятие. Химическая кухня. Знакомство с лабораторной посудой. Приобретение навыков работы с лабораторной посудой. Лабораторная работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием». Знать химическую посуду и правила обращения с ней.
Уметь применить теоритические знания и умения при выполнении заданий (л) Реактивы и оборудование. Раздел 2. Своими руками – 10 часов.
8 1 Тема 1. Агрегатные состояния. Жидкость, газ, твердое тело. Лабораторная работа №2 «Агрегатные состояния вещества». Знать классификацию агрегатных состояний веществ. (п)
Уметь применить теоритические знания и умения при выполнении заданий. (л) Реактивы и оборудование. 9 1 Тема 2.
Лабораторно-практическое занятие. Все краски химической жизни. Цветные реакции. Что такое индикаторы. Примеры цветных реакций. Демонстрация опытов с индикаторами. Демонстрация цветных реакций (качественные реакции на Fe K Mg). Лабораторная работа №3 «Все цвета радуги» Знать виды основных индикаторов. (п)
Уметь применить теоритические знания и умения при выполнении заданий. Реактивы и оборудование. 10 1 Тема 3. Лабораторно-практическое занятие. Три стихии химии. Знакомство с процессами горения, кристаллизации, высушивания. Уметь применить теоритические знания и умения при выполнении заданий. (л) Реактивы и оборудование. 11 1 Тема 4. Лабораторно-практическое занятие. Азы эксперимента. Растворы. Их классификация. Лабораторная работа № 4 «Растворы» Уметь работать с концентрацией растворов. Реактивы и оборудование. 12 1 Тема 5. Лабораторно-практическое занятие. Первый шаг на встречу науки. Лабораторная работа №5 «Ловим газы». Знать понятия газы.
Уметь работать с газообразными веществами. (п) Реактивы и оборудование. 13 1 Тема 6. Лабораторно-практическое занятие. Химия на дому. Демонстрация опытов, которые можно проделать дома. Их теоретическое объяснение. Лабораторная работа № 6 «Сделай сам. Фокусы родителям». Знать технику безопасности при работе с химическими веществами.
Уметь фиксировать проделанную работу, объяснять действия учителя, комментировать их. Реактивы и оборудование. 14 1 Тема 7. Лабораторно-практическое занятие. Выращивание кристаллов. Лабораторная работа № 7. «Выращивание кристаллов» (И.И. Новошинский «Химия 8 класс.»)Уметь работать практически с помощью дидактического материала с минимальной помощью учителя.( л) Реактивы и оборудование. 15 1 Тема 8. Химия в современной жизни. Роль химии в жизни современного человека. Игра «20 веских причин, чтобы выучить химию». Знать и осознавать значимость химии в современном мире. (м) Презентация по теме. 16-17 2 Тема 9. Итоговое занятие в форме игры. Путешествие по химическому морю. Обобщающая заключительная игра по пройденному элективному курсу. Уметь обобщить полученные знания, работать в команде. (л) Карточки с заданиями, карта игры.