Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена (изложение) по учебной дисциплине «Русский язык и литература»

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области
«Качканарский горно-промышленный колледж»














Комплект
контрольно-оценочных средств
для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена (изложение)
по учебной дисциплине «Русский язык и литература»


Утверждаю
______________________
ФИО руководителя ОУ
______________________
подпись
«___»._________20___ г.













Качканар
2017
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Свердловской области
«Качканарский горно-промышленный колледж»

































Разработчик:
Широкова А.В., преподаватель русского языка и литературы, первая кв. категория


Рекомендована научно – методическим советом ГБПОУ СО «КГПК»
Протокол заседания НМС №___________ от «____»__________2017 г.
Председатель НМС ________________С.Г. Кошелева

I. Пояснительная записка

1.1. Нормативная база
Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена (изложение) по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык и литература разработан на основании следующих нормативных документов:
               
ФГОС среднего общего образования в пределах ОПОП СПО с учетом профиля получаемого профессионального образования в соответствии с федеральными базисными учебными планами и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1 312)
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 01 Русский язык и литература
Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся ГБПОУ Свердловской области «Качканарский горно-промышленный колледж»

1. 2. Общие положения
Экзамен по русскому языку в форме изложения проводится за счет времени, выделяемого ФГОС СПО на промежуточную аттестацию.
Содержание экзаменационных материалов отвечает требованиям к уровню подготовки обучающихся, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и зафиксированным в рабочей программе учебной дисциплины ОУД. 01 Русский язык и литература для специальностей СПО ((письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Экзамен по русскому языку проводится с использованием экзаменационных материалов в виде текста (публицистического) для изложения с заданием творческого характера. Для проведения письменного экзамена по русскому языку готовится комплект экзаменационных материалов в виде текста (публицистического) для изложения с заданием творческого характера.
Комплект экзаменационных материалов содержит:
– образцы публицистического текста с творческим заданием.






II. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

2.1. Область применения
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОУД. 01 Русский язык и литература в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта для специальностей и профессий среднего профессионального образования.

2.2. Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки
Таблица 1


Результаты освоения учебных достижений
(объекты оценивания)
Основные показатели оценки результатов

Знать/понимать

з1
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.


З2
смысл понятий: речевая ситуация, ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
иметь представление о структуре речевой ситуации, литературном языке, языковой нормы и культуре речи

З3
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
различать основные единицы языка, определять их признаки и устанавливать внутренние связи

З4
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.


З5
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения

Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.

Уметь

У1
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
понимать текст, создавать собственное письменное высказывание на заданную тему; воспроизводить точно основные микротемы исходного текста.


У2
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
осуществлять выбор и организацию языковых средств, использовать разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка при передаче содержания прослушанного текста;

У3
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
точно и лаконично излагать содержание прослушанного текста, вычленять его главную мысль;

У4
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка

У5
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

оформлять речевое высказывание с нормами современного русского литературного языка


2.3. Содержание и структура экзаменационной работы

Для проведения письменного экзамена по русскому языку подготовлен комплект экзаменационных материалов в виде публицистического текста для изложения.
Комплект экзаменационных материалов содержит:
– образцы публицистического текста.
Публицистический текст представляет собой фрагмент статьи, очерка, связанный с философской, социальной, нравственной проблематикой.
Тексты содержат материал о проблемах, волнующих подростков, об отношениях между людьми, о будущем человечества. Студентам предлагается форма сжатого или полного изложения.
Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако обучающийся должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания.
Примерный объем текста для изложения должен составлять 350–460 слов.
При составлении экзаменационной работы составлен перечень элементов содержания по русскому языку.
Предлагаемый перечень элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего общего образования по русскому языку базового уровня (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427)



Проверяемые элементы содержания
Таблица 2

Лексика и фразеология
Лексическое значение слова
Фразеологические обороты
Группы слов по происхождению и употреблению

Морфемика и словообразование
Значимые части слова (морфемы)
Основные способы словообразования
Морфемный анализ слова

Грамматика. Морфология
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Морфологический анализ слова

Грамматика. Синтаксис
Словосочетание
Предложение. Грамматическая основа предложения
Осложнённое простое предложение
Сложное предложение
Сложное предложение с разными видами связи между частями

Орфография
Употребление гласных И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих
Употребление гласных букв О/Е(Ё) после шипящих и Ц
Употребление Ь и Ъ
Правописание корней
Правописание приставок
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-)
Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи
Правописание падежных и родовых окончаний
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Правописание отрицательных местоимений и наречий
Правописание словарных слов
Правописание служебных слов
Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

Пунктуация
Знаки препинания в простом предложении при различных видах обособления
Знаки препинания в сложном предложении

Речь
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Стили и функционально-смысловые типы речи. Анализ текста. Создание текста как собственное высказывание

Языковые нормы
Орфоэпические нормы
Лексические нормы
Грамматические нормы (морфологические нормы)
Грамматические нормы (синтаксические нормы)


2.4. Процедура проведения экзамена

Для работы обучающимся предоставляются двойные листочки в линию со штампами отделения очной формы обучения: по 2 на чистовой и черной варианты работы.
Чистовой вариант подписывается на титульной странице так:

Экзаменационная работа
по русскому языку
студента группы ______
_________________________
(фамилия, имя и отчество в родительном падеже)

На первой странице внизу справа проставляется число цифрами: 24.06.2015.
На второй странице выполняется работа. На черновике достаточно записать лишь фамилию обучающегося.
Объем работы (кроме титульной страницы) может превышать 3 страницы, и будет нужен двойной лист-вкладыш.
Время проведения письменного экзамена по русскому языку может разделяться ориентировочно таким образом:
в первые 2-2,5 часа – прослушивание первичного текста и создание нового варианта работы с ее редакторской правкой;
остальное время – переписывание начисто и самопроверка.
Работа должна быть сдана не позже отмеченного времени окончания аттестации.
Преподаватель в начале экзамена самостоятельно читает текст изложения с целью подготовки к его озвучиванию, придерживаясь необходимой тональности, выразительности, интонационного соответствия синтаксису и пунктуации.
Проведение письменной аттестации:
Первое чтение текста изложения преподавателем – прослушивание его обучающимися. Небольшая пауза (около пяти минут) – обучающиеся должны сосредоточиться на услышанном, могут сделать короткие записи ключевых слов, основной мысли, конкретных фактических наименований (фамилии, даты, цифры и тому подобное).
Ознакомление обучающихся с дополнительным заданием (преподаватель зачитывает задание, но не дает никаких объяснений), во время которого обучающиеся мысленно должны сориентироваться в творческой работе, выяснить для себя, на что именно обратить внимание в процессе повторного чтения текста (с чем согласиться, что отрицать и т.д.).
Повторное чтение первичного текста преподавателем – во время чтения текста обучающиеся могут сделать записи в черновике в виде плана, отдельных слов, словосочетаний, нужных для раскрытия основной мысли, для связи частей текста и тому подобное.
Написание обучающимися на черновике творческой работы (плана, текста изложения и текста творческого продолжения) в полном или сокращенном варианте, также возможно использование сокращений для экономии времени.
Усовершенствования написанного (редактирование). Стоит посоветовать обучающимся отвести этой работе 15-20 минут, что даст возможность улучшить языковое оформление своей работы, добиться большей точности в выражении мыслей, найти средства для высказывания собственного отношения, оценки, перестроить предложения, если возникают трудности в расстановке знаков препинания, заменить слова, относительно написания которых есть сомнения.
Выполнение работы в чистовом варианте (переписывание). На него отводится не менее часа. Обучающиеся должны позаботиться о том, чтобы творческая работа была написана аккуратно, без исправлений, в соответствии с нормами оформления письменного текста (соблюдение красной строки, разделение текста абзацы и др.).
Самопроверка обучающимися написанного в чистовом варианте.
При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.
На экзамене разрешается пользоваться орфографическими словарями.


3. Контрольно-оценочные материалы для проведения письменного экзамена в виде текста (публицистического) для изложения

3.1. Краткая инструкция по выполнению экзаменационной работы в виде текста для сжатого изложения.

1. На выполнение письменной экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 астрономических часа (180 минут).

2. Работа выполняется на листах, в чистовик вносятся личные данные под руководством преподавателя. Сначала рекомендуется написать изложение и выполнить творческое задание на листах для черновика.

3. При написании сжатого изложения необходимо вычленить в тексте основные микротемы и обобщить содержание исходного текста, используя авторские ключевые слова и словосочетания.

4. Текст читается преподавателем трижды. Первое прочтение – в обычном темпе, второе и третье прочтение – в медленном темпе.

5. При первом прослушивании следует понять содержание, основную мысль; определить тему текста. Определить основной тип речи (повествование, описание, рассуждение). Запомнить последовательность микротем (смысловых частей текста).

6. После первого прослушивания необходимо сделать наброски на черновике в виде плана, записать наиболее выразительные слова (словосочетания).

7. Слушая второй раз текст, следует уточнить свой план. Не стремитесь записать как можно больше. Важно уловить своеобразие авторского стиля.

8. После написания изложения выполняется творческое задание.

9. На экзамене разрешается пользоваться орфографическими словарями.

10. После выполнения экзаменационная работа сдается для проверки вместе с черновиком.

3. 2 Текст экзаменационной работы
Подвиг князя Андрея
Туман начал расходиться, и на противоположной возвышенности уже виднелись неприятельские войска. Все лица вдруг изменились, и на них отразился ужас. Предполагалось, что французы должны были быть в нескольких верстах, а они появились неожиданно здесь.
Князь Андрей увидал внизу направо поднимавшуюся колонну французов. Она находилась не дальше пятисот шагов от того места, где стоял Кутузов. «Вот она, решительная минута! Дошло до меня дело», подумал князь Андрей. Но в тот же миг все застлалось дымом, раздалась близкая стрельба, и испуганный голос в двух шагах от князя Андрея закричал: «Братцы, бежим!»
Смешанные, все увеличивающиеся толпы солдат побежали назад. Было не только трудно остановить эту толпу, но было невозможно самому не побежать назад вместе с толпой.
Болконский старался не отставать от нее, недоуменно оглядываясь и не понимая того, что делалось перед ним. Через какое-то время князь Андрей смог добраться до Кутузова, у которого по щеке текла кровь.
Вы ранены? спросил он.
Раны не здесь, а вот где! сказал Кутузов, прижимая платок к щеке и указывая на бегущих.
С величайшим усилием выбравшись из потока убегающих людей, Кутузов со свитой, уменьшившейся вдвое, поехал на звуки выстрелов русских орудий. Князь Андрей старался не отставать от Кутузова.
На спуске горы в дыму стояла еще стрелявшая русская батарея. Ее атаковали французы. Увидав Кутузова, они выстрелили по нему полковой командир схватился за ногу, упало несколько солдат, подпрапорщик, стоявший со знаменем, выпустил его из рук. Знамя зашаталось и упало.
Кутузов с выражением отчаяния оглянулся и попытался что-то сказать, но князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.
Ребята, вперед! крикнул пронзительно Болконский, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, направленных, очевидно, именно против него. Несколько солдат упало. Едва удерживая в руках тяжелое знамя, князь Андрей бежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.
Действительно, вначале тронулся один солдат, потом другой, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперед и обогнал его.
Князь Андрей со знаменем бежал с батальоном. Он слышал над собою непрекращающийся свист пуль, справа и слева от него охали и падали солдаты. Но он не смотрел на них, он вглядывался только в то, что происходило впереди него.
Вдруг Болконский почувствовал, что его как бы со всего размаха ударили крепкой палкой по голове. Было немного больно, а главное, неприятно, потому что эта боль отвлекала его и мешала смотреть вперед.
«Что это? Я падаю?» подумал он и упал на спину. Князь Андрей раскрыл глаза, надеясь увидеть, чем кончилась борьба французов с русскими, но над ним не было ничего, кроме высокого неба с тихо ползущими по нему серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, . совсем не так, как мы бежали, кричали и дрались. Как же я не видал его прежде? Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. И как я счастлив, что узнал его наконец». (463 сл)
1. Напишите сжатое изложение текста.
2. Князь Андрей Болконский, совершивший подвиг при Аустерлице, вдруг осознаёт ничтожность мимолётной земной славы, к которой так стремился. К нему приходит понимание того, что в мире есть иные – вечные ценности.
Что вы считаете вечными ценностями человеческого мира? Напишите сочинение-рассуждение на данную тему.

Сын орла
Далеко за морем жило могучее племя. Люди племени мирно пасли стада, а силу и мужество тратили на охоту за зверями. После удачной охоты они пировали и пели песни.
Однажды во время пира орел, спустившийся с небес, унес одну девушку. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали обратно на землю. Тогда люди пошли искать девушку, но не нашли ее.
А потом о ней забыли, как забывают обо всем на земле. Но через двадцать лет она, измученная, иссохшая, вернулась, а с нею был юноша, красивый и сильный, как она сама двадцать лет назад. Женщина рассказала, что это молодой сын орла, а его отца уже нет. Когда орел стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы и насмерть разбился о них.
Все смотрели с удивлением на юношу и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. Когда пришли старейшины племени, то он говорил с ними, будто был равным им. Это оскорбило старейшин. Они сказали, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и даже вдвое старше его. А сын орла, смело глядя на них, отвечал, что он единственный, таких больше нет. Все чтут их, а он не хочет делать этого. Тогда совсем рассердились старейшины и сказали:
– Ему нет места среди нас! Он должен уйти!
Юноша засмеялся, подошел к одной красивой девушке и обнял ее. Она была дочь одного из старейшин, осудивших его. Хотя он был красив, девушка оттолкнула его. Сын орла рассердился и ударил красавицу. Из ее уст брызнула кровь, девушка вздохнула и умерла. Всех, кто видел это, сковал страх: впервые при них так убивали женщину. Потом, когда люди одумались, то схватили его, связали и стали придумывать казнь, достойную преступления. Только мать его стояла на коленях и плакала, не смея молить о пощаде для сына. Долго спорили люди племени, а один мудрец сказал:
– Спросим его, почему он сделал это?
Долго люди говорили с ним и поняли, что никого и ничего на земле, кроме себя, он не видит. Всем стало страшно от мысли, на какое одиночество он обрекает себя. Тогда мудрец заговорил снова:
– Его наказание находится в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!
И тут с небес, на которых не было туч, грянул гром. Это силы небесные подтвердили речь мудреца. Все поклонились и разошлись. А этот юноша громко смеялся вслед людям.
И вот юноша стал жить свободно и вольно. Он приходил в племя и похищал все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Долго он так жил, очень долго. Но однажды сын орла подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один
из людей догадался и крикнул громко:
– Не троньте его! Он хочет умереть!
И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло. Вдруг он бросился на людей, подняв камень, но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему в ответ ни одного. Тогда сын орла, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но нож сломался, как будто его пытались вонзить в камень.
– Он не может умереть! – произнесли удивленные люди.
Сын орла лежал кверху лицом и видел, что высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. С той поры он остался один. Ему нет жизни среди людей, и смерть не хочет брать его.
Так был наказан человек за гордыню. (592 слова)
По М. Горькому
1. Напишите сжатое изложение текста.
2. Почему, по-вашему, гордыня расценивается автором как отрицательное качество, заслуживающее должного наказания? Напишите сочинение-рассуждение на данную тему.
Волшебная страна
Жил в Кастилии старый идальго. Он был одинок. В доме у него жила только старая нянька. Она с трудом готовила самую простую еду и ничего уже не помнила. Бесполезно было даже разговаривать с ней. Идальго целыми часами сидел в потертом кресле около окна и читал книги. Изредка он смотрел за окно. Там торчало черное сухое дерево и тянулось по горизонту скучное плоскогорье.
Эта область Испании была пустынна и неприветлива, но идальго к ней привык. Он был уже немолод, чтобы покидать свой дом ради утомительных и долгих путешествий с их возможными неприятностями. Да и для чего путешествовать, если во всем королевстве у него не было ни родных, ни друзей!
Однажды в дом постучался человек в грубом плаще. За ужином у пылающего очага он рассказал идальго, что вернулся из опасного плавания, куда король, соблазненный речами какого-то итальянца, послал несколько кораблей. Они долго плыли через океан и слышали голоса сирен. Они плыли дальше и видели море, покрытое морской травой. В траве цвели большие синие цветы. Внезапно на горизонте открылась новая земля, которая была неведомой и прекрасной. Ветер с ее берегов приносил ласковый шум леса и опьяняющий запах растений. Капитан поднялся на мостик, вынул шпагу, поднял ее к небу. Это был знак того, что они открыли новую страну, которую назвали Эльдорадо. Там горы полны драгоценных камней, золота и серебра. Идальго молча слушал этот рассказ.
Уезжая, странник достал из кожаной сумки розовую морскую раковину из страны Эльдорадо и подарил ее старому идальго в благодарность за ужин и ночлег. Это была безделица, и потому идальго ее принял. Странник уехал, а ночью началась гроза. Молнии медленно загорались и гасли над каменистой равниной. Раковина лежала на столе около постели идальго. Он проснулся и увидел ее, озаренную вспышками небесного огня. В глубине раковины сверкнуло и погасло видение волшебной страны, созданной из розового света, пены и облаков. Молния погасла. Идальго дождался следующей вспышки и снова увидел страну в раковине, еще более отчетливо, чем в первый раз. С отвесных ее берегов лились в море, пенясь и сверкая, широкие каскады воды. Что это было? Должно быть, реки. Он даже как будто почувствовал свежесть этих рек. Лицо ему запорошила водяная пыль. Идальго боялся зажечь свечу, чтобы при ее грубом свете не убедиться, что все это лишь обман зрения и никакой страны в раковине нет. Так он просидел до утра. В лучах рассвета раковина оказалась ничем не замечательной. В ее глубине не было ничего, кроме чуть заметного дымчатого сияния, будто загадочная страна отодвинулась за ночь на тысячи километров.
В тот же день идальго уехал в Мадрид. Там он пал на колени перед королем, умоляя его дать королевское соизволение на снаряжение за свой счет корабля, чтобы отплыть для поисков неведомой страны. Король был милостив и разрешил ему это. Идальго плыл на запад несколько месяцев. Он пил только воду и ел очень мало. Он старался не думать о волшебной стране, боясь, что никогда не доплывет до нее. А если и увидит, то она окажется скучной равниной, на которой растет только колючая трава, а ветер гоняет по ней серые столбы пыли.
Однажды матросы выловили в воде сломанную ветку. Это означало близость земли. Ветка была покрыта большими листьями, похожими на перья страуса. Листья пахли сладко и освежающе. В эту ночь никто на корабле не спал.
И вот на следующее утро в блеске утренней зари их взору открылась страна, сияющая разноцветными стенами гор. Прозрачные реки низвергались с этих гор в океан. Над зеленью лесов летали стаи веселых птиц. Блаженный запах цветов и плодов долетал с берега. Казалось, что каждый глоток этого запаха вливает бессмертие. В лучах восходящего солнца страна напоминала алмазный пояс, брошенный в море богиней утренней зари...
Так, говорят, была открыта Флорида. (597 слов)
По К. Паустовскому
1. Напишите сжатое изложение текста.
2. Продолжите текст рассуждениями о том, благодаря чему совершаются великие открытия.

Барсучий нос
Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули. Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь. Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.
Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды. У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, – они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и веселые человеческие крики. Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей. Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах. Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.
Мальчик, бывший с нами, первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Все притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке (кто знает, что это мог быть за зверь!). Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками. Наконец, показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал. Барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос. Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли. На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.
Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Я не поверил. Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться. Мальчик тянул меня за руку. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук. Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом. Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос. Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами. Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил помощи, но мы ничем не могли ему помочь. (576 слов)
По К. Паустовскому
1. Напишите подробное изложение текста.
2. Продолжите текст рассказом о встрече человека с миром дикой природы.

Воспоминание о Крыме
Несколько лет назад мне пришлось плыть зимой на теплоходе из Батуми на север. После Туапсе теплоход ушел в открытое море, чтобы обойти ледяной шторм, бушевавший у берегов Новороссийска. Все же шторм захватил нас крылом. Волчьим воем пели снасти. Лицо резала колючая снежная крупа. Ветер стремительно проносил над мачтами черные тучи. Они казались обрывками тьмы.
На рассвете я проснулся от тишины. Монотонно гудела машина. Я вышел на палубу. Шторм стих. В необыкновенной ясности всходило солнце. Впереди, в голубоватой светящейся мгле, медленно вырастали из моря очертания желтых гор, освещенных низкими, но яркими лучами. Это был Крым, но я не сразу узнал его. Он показался мне огромным островом, тонущим в утренней синеве. Впервые я увидел из морской дали весь Крым, весь торжественный разворот его берегов. Впервые я понял, как прекрасна эта земля, омытая одним из самых праздничных морей земного шара. И, может быть, то чувство, которое испытали в это утро и я, и мои спутники, глядя на выступавшие из шумящих волн берега, было сродни ощущению людей, впервые открывших новые страны. Так, очевидно, представляли себе обетованную землю наши пращуры.
Мы подходили к берегам, расцвеченным сухими и резкими красками крымской зимы. Уже пылали ржавчиной виноградники, уже видны были покрытые снегом вершины Ай-Петри, и над ними, как дым, струились к зениту и таяли облака. А море несло к подножию каменных мысов розоватую утреннюю пену и шумело сонно и заунывно – так же, как сотни и тысячи лет.
Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья, жизненной полноты, настраивает все наше существо на необыкновенное простое и плодотворное лирическое звучание. Таков Крым. Поэтому он стал, как говорили в старину, «источником вдохновения» для многих писателей и поэтов, художников и музыкантов. Прелесть крымской земли раскрывается для иных медлительно, исподволь, но завладевает надолго, навсегда. И каждый, кто побывал в Крыму, уносит с собой после расставания с ним сожаление и легкую печаль, какую вызывают воспоминания о детстве, и надежду еще раз увидеть эту «полуденную землю».
Крым оставил глубокий след в нашем искусстве. Достаточно вспомнить имена Пушкина, Мицкевича, Чехова, Куприна, Грина, художников – Кончаловского, Дейнеки. Этот список людей, полюбивших Крым и обязанных ему многими откровениями в своем творчестве и многими радостями, можно длить без конца, как и список вещей, написанных о Крыме.
Что такое вдохновение? Это полнота сил, располагающая к наилучшему восприятию впечатлений и передаче их другим. Таково, в общих чертах, пушкинское определение. Эту полноту сил, это вдохновение Крым дарит нам щедро во всем. Дарит не только в широких пейзажах, покрытых солнечной желтой дымкой, но и в каждой, даже незначительной вещи: в цветке миндаля, в стрельчатом освещении сосновых лесов, в куске разбитой черепицы, в колючем ржавом дубняке, в запахе водорослей, намытых прибоем. Во всем: в весенних туманах и прогретой солнцем каменистой земле, в самом воздухе этого чудесного уголка нашей страны. (453 слова) По К. Паустовскому
1. Напишите подробное изложение текста.
2. Продолжите текст описанием своего любимого уголка Крыма.

Поступи как друг
Существует старая восточная поговорка, утверждающая, что каждый человек должен в течение своей жизни обязательно совершить два поступка: посадить дерево и убить ядовитую змею. Думается, к этой поговорке, где дерево и змея названы как поэтические символы рождения новой жизни и борьбы со злом, стоит добавить еще одну строчку: каждый человек должен посеять доброе зерно в душе ребенка.
Недавно я услышала историю, которая случилась с двумя маленькими людьми. Мне хочется рассказать ее вам.
В деревне в летний день очень маленькая девочка, которую родители привезли сюда из города, заглянула в колодец. Есть неизъяснимое очарование для детского сердца в бездонном блеске ствола, уходящего вглубь, в запахе воды и ночи, в грозной и таинственной игре мрака, отсветов, отраженных звуков, что таятся там, где сверкает ледяное неподвижное око воды. Перегнувшись, маленькая девочка глядела вниз, точно завороженная. Она наклонялась все дальше и вдруг, потеряв равновесие, с коротким изумленным вскриком упала в колодец. Поблизости были только ребята немного постарше, чем она. Кинувшись к колодцу, они увидели, что девочка плавает на воде, словно кувшинка. Пока она летела по глубокому стволу вниз, широкое ее платьице надулось, точно парашют, и удержало ее на поверхности. Хрупкость этого случайного чуда была очевидна: в любой миг девочка могла пойти ко дну. Один из ребят – мальчик лет одиннадцати – решил спуститься в колодец. Он сел в ведро, и товарищи стали спускать его на веревке. Но веревка оборвалась, и мальчик упал в колодец тоже. Он умел плавать и не растерялся. Вынырнув, он оказался возле девочки. Платье ее, постепенно отяжелев от воды, сворачивалось, как лепесток, и она погружалась все глубже. Подхватив ее, мальчик поплыл вдоль стен колодца. Вода была ледяной, он плыл изо всех сил, стараясь разогреться, кружась вдоль скользких черных стен. Уцепившись за него, девочка молчала; ему казалось, он чувствует, как колотится ее сердце, словно он зажал его в кулаке. Так, не сдаваясь, не слабея, не теряя мужества, маленький человек кружился в ледяном колодце, крепко держа ребенка, пока не приспели на помощь взрослые. Они спустили в колодец пожарную лестницу, и мальчуган, усадив девочку на плечи, вылез наверх.
Когда я размышляла над этой историей, она как бы раскололась для меня на две части. В том, что маленький человек бросился спасать утопающую, проявилась его смелость, решимость, благородный порыв. Но грозная секунда, когда он впервые увидел лицом к лицу смертельную опасность и осознал ее, высветила, как мгновенная яркая вспышка света, все доброе, что было заложено в его душе. Порыв переплавился в стойкость, смелость, на смену решимости пришла самоотверженность. Как уместилось все это в юной, еще не окрепшей душе, от которой жизнь вдруг потребовала не детскую силу?
По праву могут гордиться родители, воспитавшие такого сына; по праву могут гордиться им все, кто посеял в его душе добрые зерна. В поступке ребенка всегда можно угадать того, кто послужил ему примером. (451 слово) По Т. Тэсс
1. Напишите подробное изложение текста.
2. Продолжите текст рассуждением о том, какую роль в воспитании ребёнка играют его родители.
Чудесный доктор
Незаметно для себя Мерцалов очутился в центре города, у ограды густого общественного сада. Машинально он свернул в калитку и, пройдя длинную аллею лип, занесенных снегом, опустился на низкую садовую скамейку. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия. «Вот лечь бы и заснуть, – думал он, – и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке». В этот ужасный год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью. Сначала он заболел сам и из-за болезни лишился работы и денег, потом начали болеть дети. Мерцалов хотел встать и уйти, но в это время в конце аллеи послышался скрип шагов. Кто- то шел по аллее. Поравнявшись со скамейкой, незнакомец вдруг круто повернул в сторону Мерцалова и спросил:
– Вы позволите здесь присесть?
Голос у него был мягкий, ласковый, старческий. Мерцалов молчал и не оборачивался.
– А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил, продолжал незнакомец.
Мерцалов вообще был кротким и застенчивым человеком, но при последних словах незнакомца его охватил прилив отчаянной злобы. Он резким движением повернулся в сторону старика и закричал, закричал о том, что его ребятишки подыхают с голоду, а жене нечем кормить младенца. Мерцалов ожидал, что после этих беспорядочных криков старик поднимется и уйдет, но он ошибся. Старик приблизил к нему свое умное, серьезное лицо с седыми баками и сказал дружелюбно, но серьезным тоном:
– Подождите, не волнуйтесь! Расскажите мне все по порядку.
В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, страшно волнуясь, передал свою историю. Незнакомец слушал не перебивая. Вдруг он быстрым, совсем юношеским движением вскочил со своего места и схватил Мер-цалова за руку.
– Едемте! – сказал незнакомец. – Едемте скорее! Счастье ваше, что вы встретились с врачом.
Минут через десять Мерцалов и доктор входили в подвал, где жила семья. Войдя в комнату, доктор скинул с себя пальто и, оставшись в старомодном, довольно поношенном сюртуке, подошел к больной. Через две минуты Гришка, старший сын, растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям. Володя раздувал изо всех сил самовар, жена Мерцалова обворачивала Машутку согревающим компрессом. Немного погодя явился и Мерцалов. На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чай, сахар, булки и достать в ближайшем трактире горячую пищу. Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки. Окончив это занятие и изобразив внизу какой-то своеобразный крючок вместо подписи, он встал, прикрыл написанное чайным блюдечком и сказал:
– Вот с этой бумажкой пойдете в аптеку. Завтра пригласите доктора Афросимова. Это дельный врач и хороший человек. Я его сейчас же предупрежу. Затем прощайте! Дай Бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, а главное – не падайте никогда духом.
Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был в коридоре, и кинулся вслед за ним.
– Доктор, постойте! Скажите мне Ваше имя, доктор! Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!
В другом конце коридора спокойный старческий голос произнес:
– Вот еще пустяки выдумали! Возвращайтесь-ка домой скорей!
Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов. В тот же вечер Мерцалов узнал и фамилию своего неожиданного благодетеля. На аптечном ярлыке, прикрепленном к пузырьку с лекарством, четкою рукою аптекаря было написано: «По рецепту профессора Пирогова».
С тех пор точно благодетельный ангел снизошел в семью Мерцаловых. Просто чудо совершил этот святой человек. (556 слов) По А. Куприну
1. Напишите подробное изложение текста.
2. Продолжите текст рассуждением о том, почему, согласно совету Н.И.Пирогова, никогда не нужно падать духом.
.
Анна Ахматова
Анну Андреевну я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н. С. Гумилева, который тогда же, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей. То были годы ее первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов.
Прошло два-три года, и в ее глазах, и в осанке, и в ее обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности – величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость: царственная, монументально-важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии. С каждым годом Ахматова становилась величественнее. Она нисколько не старалась об этом, это выходило у нее само собою. Даже в очереди за керосином и хлебом, даже в поезде, в жестком вагоне, даже в ташкентском трамвае, всякий, кто не знал ее, чувствовал эту спокойную важность и относился к ней с особым уважением, хотя держалась она со всеми очень просто и дружественно, на равной ноге.
Замечательна в ее характере и другая черта. Она была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей, расставалась с ними удивительно легко. Вокруг нее не было никакого комфорта, и я не помню в ее жизни такого периода, когда окружавшая ее обстановка могла бы назваться уютной. Конечно, она очень ценила красивые вещи и понимала в них толк. Старинные подсвечники, восточные ткани, гравюры, иконы древнего письма то и дело появлялись в ее скромном быту, но через несколько недель исчезали. Даже книги, за исключением самых любимых, она, прочитав, отдавала другим. Только Пушкин, Библия, Данте, Шекспир были ее вечными спутниками, и она нередко брала их – то одного, то другого – в дорогу. Остальные книги, побывав у нее, исчезали.
Близкие друзья ее знали, что стоит подарить ей какую-нибудь, скажем, нарядную шаль, как через день или два эта нарядная шаль украсит другие плечи. И чаще всего она расставалась с такими вещами, которые были нужны ей самой.
Как-то в двадцатом году, в пору лютого петроградского голода, ей досталась от какого-то заезжего друга большая и красивая жестянка, полная сверхпитательной, сверхвитаминной муки, изготовленной в Англии достославною фирмою «Нестле». Одна маленькая чайная ложка этого густого концентрата, разведенного в кипяченой воде, представлялась нашим голодным желудкам недосягаемо сытным обедом. А вся жестянка казалась дороже бриллиантов. Я от души позавидовал обладательнице такого сокровища. Было поздно. Гости, вдоволь наговорившись, стали расходиться по домам. Я почему-то замешкался и несколько позже других вышел на темную лестницу. И вдруг (я никогда не забуду этот порывистый, повелительный жест ее женственно красивой руки!) она выбежала вслед за мною на площадку и сказала обыкновеннейшим голосом, каким говорят «до свидания»:
– Это для вашей дочки – для Мурочки.
И в руках у меня очутилось драгоценное «Нестле». Напрасно повторял я: «Что вы! Это никак невозможно! Да я ни за что, никогда...». Передо мною захлопнулась дверь и, сколько я ни звонил, не открылась. Таких случаев я помню немало. (460 слов) По К. Чуковскому
1. Напишите подробное изложение текста.
2. Продолжите текст рассуждением на тему возможности бескорыстной помощи другим в современном обществе.

О милосердии
В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал. Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера в центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу. С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, попытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу: рот разбит. Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята. Все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи. Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного, то что из этого? Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось: упал, ударили. Почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало состоянием привычным?
С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное – желание отойти, уклониться, не ввязываться – и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. Я не собираюсь в очередной раз оглашать жалобы на порчу нравов общества. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся – причин видимых так и не нашел.
Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Было неважно, этот человек из твоей части или из другой. Невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили. Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас говорим о главных жизненных правилах той поры.
Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек – я, например, – может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же нужно сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (452 слова)
По Д. Гранину
1. Напишите подробное изложение текста.
2. Продолжите текст рассуждением о ценностях современного общества

О выборе цели
Когда человек сознательно выбирает себе в жизни какую-то определенную цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина дорогой роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезни, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить от нее настоящую радость. Да, радость! Подумайте, если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, то какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог.
От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое! Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все.
А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом». Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.
Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться. Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно лучше других. И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла себя там, где это не нужно. (454 слова) По Д. Лихачеву
1. Напишите подробное изложение текста.
2. Продолжите текст повествованием о целях, поставленных вами в вашей жизни.

Мудрый совет
В 1924 году я прожил все лето под Ефремовом, в деревушке Богово. Шел седьмой год революции, но внешних перемен пока что было еще не так много. Все те же лысоватые овсяные поля сухо шелестели за околицами, и по ним гулял волнами ветер. Все те же грудные дети в линялых грязных чепчиках лежали в зыбках, облепленные мухами. В базарные дни гремели по большаку телеги, и бабы в онучах тряслись на них и пели визгливыми и притворно веселыми голосами разухабистые песни. И сонно шумела у сгнившей плотины небольшая река Красивая Меча.
Пожив в Богове, я узнал, что недалеко от Ефремова сохранилась усадьба отца Лермонтова, где в рассохшемся доме висит на стене пыльный походный сюртук поэта. Говорили, что Лермонтов останавливался в отцовском доме, когда проезжал на Кавказ, в ссылку. Узнал, что на берегах Красивой Мечи охотился Иван Сергеевич Тургенев, а в Ефремове бывали Чехов и Бунин.
Но все это относилось к прошлому. Я же хотел найти черты настоящего, найти людей, связанных с новым временем. Но, как нарочно, в Богове не было даже ни одного участника гражданской войны – никого, кто был бы свидетелем недавних событий. И тоже, как будто нарочно, в деревне жил какой-то отставной полковник, судя по рассказам, человек одинокий и молчаливый. Почему поселился в Богове, никто мне не мог объяснить.
Живет и живет, говорили крестьяне. Зла пока что не делает. Снял избу, сам себе варит картоху да от зари до зари сидит с удочкой на речке. Что с него взять человек престарелый.
Чего же он здесь живет?
А шут его знает! Спрашивать его про это вроде как неудобно. Приехал в летошнем году и остался на жительство. Сторона у нас тихая. Ему, бывшему офицеру, тут, конечно, беспокойства поменьше. Сами знаете, офицер теперь вроде как ящурный. Каждый норовит его стороной обойти.
Встретился я с этим отставным полковником на Красивой Мече около мельничной плотины. Был хмурый холодноватый день, какие иногда выдаются среди лета. Рыхлые облака ползли над землей, и из них нехотя падали капли дождя. Потом дождь стих. Я пришел на мельничный омут ловить рыбу. На бревне около плотины сидел худой старик с длинной седой бородой, в старой офицерской шинели и серой кепке. Вместо золоченых форменных пуговиц к шинели были пришиты обыкновенные черные пуговицы, как на бабьих сапогах. Старик курил трубку, сделанную из колена газовой трубы. Она, должно быть, очень тяжелая. Когда старик выбивал ее о бревно, то звук был такой, будто он вколачивает гвозди. Ловил старик на одну удочку и первое время не обращал на меня внимания. Я же ловил на три удочки, и потому у меня рыба все время срывалась. Пока я менял червя на одной удочке, на другой, как назло, обязательно клевало. Я хватался за нее, но было уже поздно, и я вытаскивал из воды только обрывок червя. Старик же время от времени неторопливо вываживал серебристого цвета больших и толстых плотиц. Он неодобрительно покашливал, поглядывая на мою возню с удочками. Она его, видимо, раздражала. Наконец он не выдержал и сказал:
Ловить следует, молодой человек, на одну удочку. Для душевного равновесия. А так вы только нервы себе испортите.
Я послушался его, смотал две удочки и начал ловить на одну. Тотчас же я вытащил крупного окуня. Старик усмехнулся.
Видите! сказал он. По трем мишеням сразу из трех винтовок не стреляют, а преимущественно мажут. Вот вы и мажете так безбожно, что обидно смотреть. (540 слов) По К. Паустовскому
1. Напишите подробное изложение текста.
2. Продолжите текст рассуждением о том, стоит ли одновременно преследовать сразу несколько целей – «ловить на несколько удочек».

Непрощение

Мы живем в такое время, когда между разными странами, нациями ежедневно происходят какие-либо конфликты и разногласия. Причиной тому является отсутствие взаимопонимания и уступчивости. Это касается как целого народа, так и каждого его представителя. Ведь межнациональным конфликтам часто предшествует отсутствие взаимопонимания отдельных людей. Значит, всем нам нужно в первую очередь учиться понимать другого человека, прощать чужие ошибки, избавляться от собственных обид, помня, что важнейшим законом жизни является именно умение прощать.
Жизнь человека удивительна и... непредсказуема. В ней всегда найдется место радости и печали, пониманию и обидам, похвале и критике, верности и предательству. Человеку нередко приходится претерпевать оскорбления и унижения. Но стоит ли держать зло на людей, обидевших нас?
Всем нам, конечно же, сгоряча кажется, что просто необходимо отомстить нашим обидчикам. Но чего мы в результате этого добьемся? Обострения противоречий - только и всего. НЕПРОЩЕНИЕ может стать причиной более серьезных противоречий: обмана, оскорбления, унижения, предательства или даже преступления. Агрессия, злоба не дают сосредоточиться на чем-то более важном. Каждый день человек ходит и думает о том, что его обидели. Негативные мысли начинают разрушать его, он нервничает, раздражается, перестает улыбаться и даже может заболеть. Ведь доказано, что в результате сильной обиды могут развиться самые страшные болезни. А нужно ли это? Нет. Нет. Нет.
Каждая обида – это своеобразное испытание человека на прочность. Если человек сумеет простить, значит, он смог выдержать это нелегкое испытание и показать свое моральное превосходство. Как жаль, что это мы понимаем не сразу, а лишь спустя некоторое время, когда уже становится гораздо труднее исправить свои ошибки.
Все мы на определенном этапе своей жизни можем причинить боль кому-либо, но все мы ждем прощения, понимания, доброго отношения от других. Так давайте же избавимся от собственных обид и примем этот непростой закон: ПРОЩАТЬ. Прощение необходимо для того, чтобы в будущем не болеть и не чувствовать себя никчемным, лишним, ненужным. Ведь именно научившись прощать, мы сумеем решить многие наши проблемы, получим возможность наслаждаться любовью родных и близких, любить самим, дарить радость. И в нашем сердце тогда будет место лишь для светлых и жизнерадостных мыслей, для добрых планов на будущее, для ощущения полноты жизни. Одним словом, научившись прощать, мы сумеем достойно прожить нашу жизнь. (350 слов)

(По Т. Бикташеву)
Творческое задание
Ответьте на следующий вопрос:
1. Какая проблема особенно волнует автора текста?

Милосердие
В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу рот разбит.
Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, – видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи...
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Не даже если и принимали за пьяного они же видели, что я весь в крови, что-то случилось упал, ударили» почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?
С горечью, вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное желание отойти, уклониться, не ввязываться и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся и причин видимых не нашел.
Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него: из твоей части, из другой было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас о главных жизненных правилах той поры.
Я не знаю рецептов проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего понимании я проблемы могут возникнуть какие – то конкретные выходы. Один человек – я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ей и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (439 слов)
Д. Гранин. Из очерка «О милосердии»
Творческое задание
Ответьте на следующий вопрос: 1. Какая проблема особенно волнует автора текста?


Любовь, уважение, знание
Как относиться к нашему культурному наследию? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти пробуждаются другие, грустные, а порой даже горестные воспоминания.
Довелось мне однажды быть на Бородинском поле вместе с замечательным человеком реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и не помнит, когда последний раз был в отпуске: ни дня без Бородинского поля прожить не может. Мы с ним обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми благодарными потомками.
И это здесь, на поле русской славы, в 1932 году был взорван памятник на могиле Багратиона! Сделавшие это надругались над святыней, они совершили преступление против самого святого: против чувства глубокой признательности герою, защитнику национальной свободы. А как расценивать тех, кто примерно в это же время намалевал гигантскую надпись на стенах монастыря, построенного на месте смерти другого героя Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!»
Я родился и прожил большую часть жизни в Ленинграде. Для меня архитектурный облик города связан и именами Растрелли, Росси, Кварнеги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Он был в плохом состоянии, но коснись его рука реставратора, и какой бы праздничной стала увертюра к Ленинграду.
Во время войны дворец был близко к линии 82 фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить это здание. Но в конце шестидесятых годов его снесли! Снесли, и пусто на этом месте. Так же пусто и в душе, когда проезжаешь это место. И горько, ведь потеря памятников культуры невосполнима: все они уникальны, они связаны с определенной эпохой, с конкретными именами.
«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды в мире крайне ограничен, и с каждым годом он становится все меньше. На земле остается все меньше памятников культуры, и не потому, что земли становится меньше. Все дело в том, что слишком много призывали к патриотизму, а его надо воспитывать с детства.
Любовь к родной стране, родной природе, родному городу или селу, родной речи начинается с любви к семье, к жилищу, школе. И еще с уважения чувств других людей, которые также любят свой дом, свою природу, свое родное слово, пусть и непонятное тебе.
Все эти важнейшие человеческие качества и поможет открыть тебе история: любовь, уважение, знание.
1. Каким предстает перед вами автор этого текста Д. С. Лихачев?










3.3. Критерии оценки экзаменационной работы ( в виде текста изложения с творческим заданием)
За изложение с творческим заданием выставляются две отметки:
первая – за изложение и выполнение творческого задания,
вторая – за орфографическую и пунктуационную грамотность.
Отметка выставляется по действующим Нормам оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.

Критерии оценки изложения


Содержание и речь
Грамотность

«5»
Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускаются: 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.
Допускается: 1 орфографическая или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка







«4»
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью
Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки при отсутствии грамматических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»
В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна
В целом в работе допускаются не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов
Допускаются: 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибок или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки


«2»
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения. Беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними.
В целом в работе допущены 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок



Изложение (подробное, сжатое или выборочное) с творческим заданием является работой комплексного типа и оценивается как одна работа.
За изложение с творческим заданием, с помощью которого проверяется общий уровень речевой подготовки обучающихся, выставляется одна оценка за письменный экзамен по русскому языку.
Качество содержания и языкового оформления (уровень орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности) определяется по таким критериям:

Содержание
Речевое оформление
Грамотность

– соответствие содержания работы заявленной теме;
– полнота раскрытия темы;
– наличие фактических ошибок;
– последовательность изложения
– разнообразие лексики и грамматического строя речи;
– стилевое единство и выразительность речи;
– число речевых недочетов
Число допущенных ошибок
– орфографических;
– пунктуационных;
– грамматических






Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет».
Ошибка – это нарушение требований к правильности речи нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя».
Недочет – это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем позиции «это неправильно», недочет – с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другим словами, недочет – это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что обучающийся не научился подчинять отбор слов и выражений задачам речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношен автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения.
Речевыми недочетами можно считать:
повторение одного и того же слова;
однообразие словарных конструкций;
неудачный порядок слов;
различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений и изложений

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что обучающийся не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений представлена в таблице:
Фактические ошибки
Логические ошибки

В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

В сочинении:
искажение имевших место событий,
неточное воспроизведение источников,
имен собственных, мест событий, дат
нарушение последовательности в высказывании;
отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
раздробление одной микротемы другой микротемой;
несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование, к примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица

Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
смешение лексики разных исторических эпох;
употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:

бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
стилистически неоправданное повторение слов;
неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Наличие грамматических ошибок даёт возможность определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет обучающийся.
Разновидности грамматических ошибок:

словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения; не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающт ребенок; ложит и т.д.)
синтаксические:
ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе)
ошибки в структуре простого предложения: нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны); нарушение границы предложения (например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке); разрушение ряда однородных членов (например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн); ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например: причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени); местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего (например: Кусты, они покрывали берег реки); пропуски необходимых слов (например: Владик прибил доску и побежал в волейбол)
ошибки в структуре сложного предложения: смешение сочинительной и подчинительной связи (например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами); отрыв придаточного от определяемого слова (например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе); смешение прямой и косвенной речи; разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки (например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная).
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо -юю по правилу написано другое.При оценке изложения учитывается также характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые (не имеющие существенного значения для характеристики грамотности обучающегося), повторяющиеся и однотипные.
При подсчёте ошибок:
две негрубые ошибки считаются как одна;
повторяющиеся орфографические ошибки (в одном и том же слове, которое используется несколько раз, или в однокоренных словах) считаются как одна ошибка (сколько бы их не было);
первые три однотипных ошибки (ошибки на одно правило) считаются как одна ошибка, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
При наличии в изложении более пяти исправлений оценка снижается на один балл. Оценка может быть повышена на балл, если объем творческого задания значительно превышает средний уровень (1-1,5 страницы), а также может быть снижена на балл, если объем сочинения не достигает среднего уровня. Указанный объем творческого задания является ориентировочным, поэтому необходимо прежде всего учитывать качество выполнения творческого задания: точность, ясность мысли, адекватность ее речевого оформления. Кроме этого, учитывается разнообразие словаря и грамматического строя речи. Если обучающийся уместно употребляет лексические и грамматические синонимы, подбирая из различных средств именно те, которые способствуют не только правильности, но и особой точности, выразительности речи, если синтаксическое построение текста разнообразно (использованы сложные предложения с однородными, обособленными членами предложения, осложненные вводными словами, различные способы передачи чужой речи и т.д.), то такая работа может быть высоко оценена даже при наличии некоторых недостатков (такое же количество недостатков в работе, не отличающейся разнообразием словаря и грамматического строя, может привести к снижению оценки на балл).
Во время проверки и оценки творческой работы преподаватель может обратиться к черновику, если считает, что неправильное написание в чистовом варианте вызвано усталостью обучающегося, а не серьезными причинами.











13PAGE 15


13PAGE 14215


13PAGE 15






15