Конспект урока по окружающему миру на тему «Насекомые»


Тема: «Насекомые»
Тип урока: Открытие новых знаний
Основные цели:
1. Сформировать представление о существенном свойстве насекомых;
2. Сформировать умение определять животных, относящихся к насекомым;
3. Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация.
Демонстрационный материал: а)картинки с животными, птицами, бабочкой; б) эталоны по понятию «животные» и признаками животных; в) опорные сигналы по понятию «звери», «птицы»; г)карточка с заданием для пробного действия; д) опорный сигнал по понятию «насекомые».
Раздаточный материал: 1) карточка для работы на 5 этапе; 2) заготовка для создания опорного сигнала по понятию « насекомые»; 3) бабочки для этапа рефлексии.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности:
Учитель включает музыку «Шум природы». По звукам музыки ребята должны догадаться, какой гость придёт на урок.
- Кто пришёл к вам на урок? (Муравьишка-Вопросик.)
- Напомните, кто такой Муравьишка-Вопросик ? ( Это житель природы, который хочет всё знать.)
-Какое у вас настроение, когда вы встречаетесь с Муравьишкой-Вопросиком?
Учащиеся озвучивают свои чувства и эмоции.
-К то догадался, чему будет посвящен наш урок? (Мы будем изучать новую группу животных.)
-Посмотрите на доску. Назовите шаги учебной деятельности, которые вы должны будете обязательно выполнить. Учитель открывает на доске эталоны шагов учебной деятельности: фиксация затруднения, причина затруднения, цель.
-Назовите шаги. Один из учащихся называет шаги.
-Пожелайте друг другу удачи! В путь!
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
-С чего начнём свою работу? (С повторения необходимых знаний)
-Муравьишка –Вопросик приготовил вам загадки.
, , , ,
Лежит — молчит,Подойдешь — заворчит.Кто к хозяину идет,Она знать дает. Ответ: Собака Комочек пуха,Длинное ухо,Прыгает ловко,Любит морковку.Ответ: Заяц
Он в своей лесной палатеНосит пестренький халатик,Он деревья лечит,Постучит – и легче.
Ответ: Дятел
Съем червя, попью водицы,Хлебных крошек поищу,А потом снесу яичко,Ребятишек угощу.
Ответ: Курица
Спинкою зеленовата,Животиком желтовата,Черненькая шапочкаИ полоска шарфика.
Ответ: Синица
Шевелились у цветкаВсе четыре лепестка.Я сорвать его хотел -Он вспорхнул и улетел.Ответ: Бабочка
-Посмотрите внимательно на доску. Назовите одним словом, что изображено на экране. (Животные.)
-Что вы уже знаете о животных? (Животные- это часть живой природы; животных можно объединять в разные группы.)
-Что нужно сделать, чтобы определить животных в группу? (Нужно выбрать признак.)
-Какие бывают признаки?(Строение тела, чем питаются, чем покрыто тело и другие.)
-Как называют признак,по которому выделяют группу?(Этот признак называется существенным.)
Учитель открывает на доске эталон:
Признаки:
- строение тела;
Животные - - покров тела;
часть живой - чем питается;
природы. – как размножается.
Далее учитель раздает учащимся карточки с изображением отгаданных животных.
-Разбейте этих животных на группы.(Учащиеся самостоятельно выполняют задание.)
- Какие группы вы выделили?(Группу зверей ,птиц.)
Учащиеся могут назвать группу насекомых.В этом случае учитель не акцентирует внимание на ней.
-Каких животных вы отнесли к группе зверей? (Собаку и зайца.)
-У кого из вас по-другому? (…)
-Назовите существенный признак этой группы.(Звери кормят своих детёнышей молоком.)
-Каких животных вы отнесли к группе птиц? (Дятла, синицу и курицу.)
Учитель также располагает картинки с изображением этих животных в одну группу.
-У кого из вас по-другому? (…)
-Назовите существенный признак этой группы.(У птиц есть перья.)
-К какой группе вы отнесли бабочку ? ( К группе насекомых.)
-Каких еще насекомых вы знаете? (Наш Муравьишка –Вопросик,…)
-Кто догадался, какая тема сегоднешнего урока? (Насекомые)
Учитель вывешивает на доску картинки :
,,,,
Аналогичные карточки раздаёт учащимся.
-Перед вами животные. Сколько их? (Шесть.)
-Назовите их.(Божья коровка, оса, паук, муха, муравей, комар.)
-Вам нужно выбрать только тех животных, которые относятся к насекомым.(Учащиеся самостоятельно выполняют задание.)
-Скажите, какое у вас затруднение?(Мы не смогли выбрать животных, которые относятся к группе насекомых.)
-Кто выбрал, назовите животных.
-Кто из вас точно знает, что именно он прав?
-Какое у вас затруднение?( Мы не можем обосновать свои ответы.)
-Почему же возникло затруднение при выполнении задания? (Мы не знаем существенный признак группы насекомых.)
3. Построение проекта выхода из затруднения.
-Какую цель вы перед собой ставите? (Узнать существенный признак насекомых.)
-В этой ситуации решил помочь Муравьишка –Вопросик.Он давно понял, какой существенный признак у насекомых.Он всех насекомых сложил в одну группу, а животное, которое не относится к насекомым, он отложил в сторону.
-Как вы теперь можете выделить существенный признак?(Мы сравним всех животных,которые относятся к группе насекомых, выделим общий признак.)
-Назовите животных, которые относятся к группе насекомых? (Муравей, муха, оса, божья коровка, комар.)
-Какае животное к ним не относится? (Паук.)
4. Реализация построенного проекта.
-Выполните задание в парах.Сравните, всех животных. Как вы думаете, чем они похожи? (Количеством лапок.)
-Сколько лапок у насекомых? (Шесть.)
Почему паук не является насекомым?( У паука 8 лапок.)
-Как можно проверить свои выводы? (Нужно посмотреть в учебнике.)
-Какой вывод можно сделать?(Мы вё открыли правильно)
5. Первичное закрепление.
Учащиеся по цепочке выполняют задание по учебнику.Если выявляются ошибки, то учитель проводит коррекционную работу.
6. Самостоятельная работа.
-Решите самостоятельно кроссворд.Найдите сходство этих животных.Тетрадь, №11,стр.18
-У кого есть ошибки?В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.
- Укого нет ошибок? Сделайте вывод.
7.Рефлексия учебной деятельности.
-Какую цель вы ставили перед собой?
-Достигли ли вы цели?
-Оцените свою работу. Муравьишка –Вопросик принес вам бабочек .Прикрепите к цветку зеленую бабочку, если вам не удалось сделать открытие, вы не добыли новое знание. Жёлтую бабочку, если вы сделали открытие с помощью работы класса. Красную бабочку, если удалось сделать открытие самому.