Конспект урока литературы Признаки волшебства в современных сказках Анатолия Касьянова (Новое приключение Ивана царевича и Ганц и Фея)

Проект
урока литературы в 5 классе

Хасанова С.П.,
учитель русского языка и литературы
Тема урока:
«Волшебные сказки» Анатолия Касьянова: «Новое приключение Ивана Царевича» и « Ганц и Фея». Признаки волшебства в сказках.
Цели:
Предметные: анализ текстов литературных сказок Анатолия Касьянова, выделение признаков волшебства в современных сказках земляка, молодого пермского писателя Анатолия Касьянова
Метапредметные: совершенствование умений находить и выделять нужную информацию в текстах двух сказок, формулирование вопросов, нахождение признаков волшебства в художественных текстах двух сказок, классификация (составление таблицы)
Задачи:
Предметные: определить признаки волшебства в двух сказках Анатолия Касьянова ««Новое приключение Ивана Царевича» и « Ганц и Фея»
Метапредметные: развивать умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
способность к осуществлению логических операций на основе классификации (переосмыслить материал, то есть художественный текст и преобразовать его в другую форму- таблицу);
уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работая в паре;
формировать коммуникативную компетентность учащихся; рассуждать о человеческих ценностях (доброта, внимание к людям);
1.Вводная часть.
Мотивация к учебной деятельности.
Деятельность учителя:
- рассказ учителя о жизни и творчестве малоизвестного писателя Анатолия Касьянова. Презентация о творчестве писателя.
- Вопросы для учащихся: что вас взволновало из моего рассказа, какие страницы из жизни молодого писателя вам запомнились, какую оценку можно дать Анатолю Касьянову
Деятельность учащихся:
- рассказ ученика о творчестве Анатолия Касьянова
- ответы на вопросы
Формируемые познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждения;
- получение новой информации из рассказа учителя и одноклассников
Формируемые коммуникативные УУД:
-формулирование своего мнения с учетом высказывания других
Рассказ учителя:
Анатолий Касьянов – молодой автор, наш земляк. Малоизвестный автор. Что вы знаете об этом писателе? Оказывается, Анатолий Касьянов родился в 1975 году. К нашему прискорбию, его нет в живых. Анатолий Касьянов умер в 2009 году. Он прожил всего 34года. Творчество же его не оставляет равнодушным ни одного читателя.
Выяснили, что Анатолий Касьянов страдал ДЦП. Передвигался в инвалидной коляске. Имел дефект речи. Учился. Не сдавался. Работал журналистом. Защитил кандидатскую диссертацию о Достоевском. Писал сказки. Жизненные трудности не сломили в нем желание жить полной жизнью: трудиться, верить, любить и творить. В 2004 году Анатолий Касьянов успешно закончил филологический факультет Пермского государственного педагогического университета. С 1998-го являлся штатным корреспондентом газеты «Здравствуй!». В 1999 году стал лауреатом областного поэтического конкурса «Пилигрим» и победителем конкурса начинающих авторов памяти пермского журналиста Валерия Дементьева в номинации «Проза». В 2000 году были изданы книги с его участием: литературно-художественный сборник «Свет и тень» (издательство «Курсив», г. Пермь) и брошюра «Детский церебральный паралич» , в 2001 справочно-публицистическое издание для инвалидов и тех, кто рядом с ними, «Права, оплаченные страданием» .
В «Вестнике благотворительности» Анатолий Касьянов писал о своем недуге: «...ДЦП не болезнь, - паралич нельзя просто «лечить»! Человек в инвалидном кресле, прежде всего, ЧЕЛОВЕК, а не инвалид, не «больной»!». В своем дневнике он записал следующую фразу: «...ДЦП не является недугом, это скорее форма жизни с ограниченными возможностями».
Анатолий начал писать. В 2006 был издан сборник сказок Анатолия Касьянова «Волшебные сказки». Написано о книге немного, небольшая публикация В.Е. Кайгородовой «Сказки филолога, умные и трогательные» [2], раздел статьи Т.Д. Долгих «Современная пермская детская литература»[1].
Рассказ ученика:
Презентация книги Анатолия Касьянова проходила в Союзе художников, там же размещалась первая персональная выставка Марии Харузиной – иллюстратора «Сказок». Она прочитала сказки Анатолия Касьянова в интернете и предложила автору сотрудничество. Иллюстрации получились необычными: художница работала пастелью. Иллюстрации, на мой взгляд, похожи на рисунки подростков, выполненные цветными карандашами.
2. Актуализация знаний.
Деятельность учителя:
- организация беседы
- вопросно-ответное общение
Деятельность учащихся:
- ответы на вопросы
Формируемые познавательные УУД:
- общеучебные умения структурировать знания о сказках
Формируемые коммуникативные УУД:
-формулирование определений сказки
- высказывания мнений
Учитель:
Сказка – это Продолжите, дайте определение сказки. Что знаете о сказках
Предполагаемые ответы учеников:
- народная сказка- произведение, переходящее из уст в уста;
- народные сказители повествовали о событиях, о героях;
- сказки бытовые, о животных, волшебные;
- сказки народные (создавались народом) и литературные (есть автор)
Учитель:
Сборник «Волшебные сказки» Анатолия Касьянова. Почему сказки называются «волшебными»?
3. Введение в тему. Постановка цели задачи урока. Формулирование проблемы.
Деятельность учителя:
- Организация беседы для выявления признаков волшебства в двух сказках, создание проблемной ситуации
Деятельность учащихся:
- умение слушать в соответствии с целевой установкой
- ученики ставят цель урока (тема)
- определяют средства (алгоритмы)
- определяют шаги, которые необходимо сделать
- выдвижение предположений с использованием речевых средств
Формируемые познавательные УУД:
- формулирование темы урока
Формируемые регулятивные е УУД:
- принятие и сохранение учебной цели и задачи
Формируемые коммуникативные УУД:
- понимание возможности различных позиций одноклассников
Учитель:
«Волшебные сказки» - название произведения Анатолия Касьянова. Волшебные... Каковы признаки? Мы можем назвать все признаки волшебства, которые присутствуют в волшебных сказках?
Предполагаемые ответы:
- все признаки волшебства назвать не можем;
- «Волшебные сказки» - литературное произведение (автор А.Касьянов)
- признаки волшебства в литературной сказке, может быть, такие же , как и в народных сказках
4. Решение проблемы (в парах). Обмен полученной информацией. Создание способов решения проблемы.
Деятельность учителя:
- организация работы в паре
- коррекция результатов работы
Деятельность учащихся:
- поиск решения проблемы с помощью имеющихся знаний
- фиксация признаков волшебства, классификация по признакам волшебства
Формируемые познавательные УУД:
- умение аргументировать свою точку зрения
- осуществлять классификацию по признакам волшебства
- Формируемые регулятивные е УУД:
- осознанное построение речевого высказывания
- Формируемые коммуникативные УУД:
- владение элементами коммуникативной рефлексии
- планирование учебного сотрудничества в паре
Вопросно-ответное общение.
Каковы признаки волшебства
Предполагаемые ответы учеников:
- признаки волшебной сказки: борьба добра со злом, наличие волшебных существ, волшебных предметов, превращений;
- есть волшебные числа (три), особое построение сказки (начало, действие, конец), присутствует зачин (жили-были), троекратные повторы, присказки и концовки.
- Часто герой отправляется в путешествие, в продолжение которого он должен преодолеть трудности, проявить лучшие свои качества и в результате обрести счастье.
Учитель: Названные признаки волшебства запишем в 1 столбик таблицы.
Цель: оформление таблицы (признаки волшебства) на основе двух сказок
« Новое приключение Ивана Царевича» и « Ганц и Фея» Анатолия Касьянова
Оформление таблицы:
№ п/п
Признаки волшебной
сказки
Строчки из «Волшебных сказок»
*«Новое приключение Ивана Царевича»
* «Франц и Фея»

1
Зачин



2
Волшебные числа


3
Троекратные повторы, присказки, сказочные топосы


4
Путешествие, в которое отправляется герой



5
Волшебные существа, герои


6
Волшебные предметы


7
Волшебные превращения


8
Добро и зло



5. Оформление результата (таблица) и сравнение с эталоном
Самостоятельная работа (в паре).
Деятельность учителя:
- составление эталона
Деятельность учащихся:
- выступления учащихся, предложения по заполнению таблицы
- фиксация признаков волшебства в таблице
- нахождение строчек из текстов сказок
Формируемые познавательные УУД:
-- смысловое чтение;
- нахождение информации, умение находить строки из текстов
Формируемые регулятивные УУД:
- самостоятельное оценивание правильности заполнения таблицы
Формируемые коммуникативные УУД:
- умение формулировать свою позицию
- взаимосотрудничество, взаимоконтроль
Обсуждение различных вариантов, мнений о признаках волшебства в сказках (проговаривание во внешней речи).
Предполагаемые ответы учеников:
- Сказка Анатолия Касьянова «Новое приключение Ивана Царевича». Можно отметить традиционный зачин: «Жил да был в некотором царстве, в некотором государстве Иван Царевич». Присутствует ситуация волшебной народной сказки: один из членов семьи отлучается из дома. «Когда исполнилось Ивану семь лет, матушка и батюшка отдали сына в первый класс царской школыЯсным осенним денёчком дети на большой перемене гуляли во дворе школы, играли в салочки, горелки и в лапту». Вскоре появляется новое лицо, «вредитель» - это Баба Яга. Читаем строки: «Вдруг сильный-пресильный ветер задул, лазурное небо свинцовыми тучами покрылось, и с оглушительным свистом Баба Яга в ступе пронеслась. И унесла с собой Ивана сына царского». Задаётся завязка сказки. Яга пытается уничтожить героя. «Бросили Баба Яга с Кощеем Бессмертным Ивана в замок свой и радуются; ждут, не дождутся, когда же отрок славный состарится и погибнет, чтобы кровь его честную выпить». Кто же будет помогать Ивану? Появляется Алёнушка, «девица прекрасная», которая рассказывает ему тайну Кощея и Яги. Герой узнаёт способ победить врагов, он вступает в борьбу и побеждает. «Тридцать три дня и тридцать три ночи сказки рассказывал и песни пел, всё-всё вспомнил, чему его добрая учительница учила. Тем и победил силу вражью, ненавистную». Имеет сказка хороший конец: возвращается Иван домой, вступает в брак: «Вернулся Иван Царевич в отчий дом, да Алёнушку с собой привёл. Полюбил он её, красну девицу, на всю жизнь. Ох, и радости было у Царя батюшки с Царицей матушкой. На всю Русь крещёную пир созвали, три дня пировали».
В сказке используются традиционные приемы: число три («тридцать три дня и тридцать три ночи сказки рассказывал»); сказочные топосы («унесла Ивана за тридевять земель, за тридевять морей, в место гиблое, во мрак погружённое». Сказка заканчивается пиром.
- Обратимся к сказке «Ганц и фея». Здесь мы встречаемся с художником и красавицей. Развитие событий идет по схеме волшебной сказки. Герой обращается к помощнику: «он никак не мог набраться смелости и попросить руки и сердца у красавицы Сезанны. Это обстоятельство так удручало художника, что он даже решился обратиться за помощью к колдунье Борбосе». Помощник даёт указания: «Что ж, помогу я тебе, Ганц. Знаю, художник ты, нарисуй же мой портрет, и Сезанна тотчас станет твоей». Оказывает ведьме Борбосе услугу, о которой она попросила. «Нетрудно догадаться, что эта была худшая из картин Ганца, ведь колдунья была безобразна. Но Борбоса осталась очень довольна своим портретом». Герой получает то, что так хотел заполучить. «Ганц был счастлив, и жили они с Сезанной в достатке, распродавая написанные до свадьбы картины». Случается непредвиденная беда, и, как в волшебной сказке, появляется даритель. «Как-то раз, бродя по городу, наткнулся Ганц на старого-старого бедняка, продававшего глиняные горшки. Бедняк просил купить у него хотя бы один горшок». Художнику предлагают волшебное средство. «Но бедняк стоял на своём. Говорил, что горшки его счастье приносят, что научился он ремеслу гончарному у искусного мастера, когда был совсем ещё ребёнком» Герой применяет волшебное средство и снимает заклятие: «Слёзы, пролитые Ганцом, собрались в горшочек и превратились в краски. Они были так прекрасны, что Ганц от удивления даже плакать перестали нарисовал он девушку невиданной красоты. В тот же миг спало проклятие с колдуньи Борбосы, и превратилась она в прекрасную Фею. А бессердечная Сезанна, когда-то укравшая облик той самой Феи, стала такой уродливой и злой, что не только люди, но и звери боялись её». Вредитель наказывается. Герой вступает в брак. «Так любовь и слёзы Ганца разрушили проклятие Сезанны, бывшее на Фее, и перестала она быть безобразной Борбосой. С той поры Ганц и Фея никогда больше не разлучались». Все счастливы. Добро побеждает зло.
7. Диагностика формируемых умений в приобретении нового знания.
Деятельность учителя:
- слушание ответов учеников (по результатам заполнения таблицы)
Деятельность учащихся:
- проверка правильности заполнения таблицы
- нахождение строчек из текстов сказок, запись в таблицу
Формируемые познавательные УУД:
-- нахождение и озвучивание строчек из сказок в соответствии с критериями в таблице
Формируемые регулятивные УУД:
- контроль
Формируемые коммуникативные УУД:
- выполнение учебных действий в речевой форме
Ситуация успеха. Ученики сверяют свои записи с заполненной таблицей.
№ п/п
Признаки волшебной
сказки
Строчки из «Волшебных сказок»


1
Зачин
«Новое приключение Ивана Царевича».
«Жил да был в некотором царстве, в некотором государстве Иван Царевич»
«Ганц и Фея»
«В незапамятную пору жила в сказочной стране красавица Сезанна»

2
Волшебные числа
«Новое приключение Ивана Царевича»:
Число три
* («тридцать три дня и тридцать три ночи сказки рассказывал»)
*На всю Русь крещёную пир созвали, три дня пировали».
* «Сама Аленушка уже три года и три месяца в замке темномтомилась»
* «Кто триста тридцать три сказочки русских без запинки наизусть расскажет»
«Ганц и Фея»
-

3
Троекратные повторы, присказки, сказочные топосы
«Новое приключение Ивана Царевича»:
сказочные топосы («унесла Ивана за тридевять земель, за тридевять морей, в место гиблое, во мрак погружённое)
«Ганц и Фея»
-

4
Путешествие, в которое отправляется герой
«Новое приключение Ивана Царевича»: Присутствует ситуация волшебной народной сказки: один из членов семьи отлучается из дома. «Когда исполнилось Ивану семь лет, матушка и батюшка отдали сына в первый класс царской школы»
Иван сын царский «одолевает орду черную, силу нечистую разумение своим»)
«Ганц и Фея»:
«Долго бедный Ганц скитался, переходя из города в город» Путешествие из города в город

5
Волшебные существа, герои
«Новое приключение Ивана Царевича»:
Баба Яга в ступе пронеслась, унесла с собой Ивана, царского сына
Кощей Бессмертный
Алёнушка, «девица прекрасная», которая будет помогать Ивану.
«Ганц и Фея»:
Фея добрая

6
Волшебные предметы
«Ганц и Фея»:
Глиняный горшок
Золотая последняя монета
«Новое приключение Ивана Царевича»:
-

7
Волшебные превращения
«Ганц и Фея»:
Волшебное средство и снятие заклятия: «Слёзы, пролитые Ганцом, собрались в горшочек и превратились в краски. Они были так прекрасны, что Ганц от удивления даже плакать перестали нарисовал он девушку невиданной красоты. В тот же миг спало проклятие с колдуньи Борбосы, и превратилась она в прекрасную Фею.
«Так любовь и слёзы Ганца разрушили проклятие Сезанны»

8
Добро и зло
«Новое приключение Ивана Царевича»:
Добро – Иван, Алена
Зло – Баба Яга, Кощей Бессмертный
«Ганц и Фея»:
Добрая Фея
колдунья Барбоса


8. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).
Деятельность учителя:
- предъявление эталона (заполненная таблица)
Деятельность учащихся:
- самостоятельное оценивание результатов своего труда
- пошаговый контроль результата
- взаимоконтроль
Формируемые познавательные УУД:
- выбор нужной информации и фиксация строк из сказок
Формируемые регулятивные УУД:
-умение дать адекватную оценку выполненных действий
Формируемые коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли, анализируя выполненное задание
Учитель:
Достигли ли мы цели? Каков результат работы? (заполненная таблица).
Название «Волшебные сказки». Назвали ли мы признаки волшебства
Чему учат сказки Анатолия Касьянова?
Какие навыки мы приобрели
Предполагаемые ответы:
- Мы научились внимательно и осознанно читать художественные произведения, научились находить нужную информацию из текста. Записывали строки из текста сказок.
- Не все признаки волшебства присутствуют в этих сказках.
- «Сказки» Касьянова написаны в лучших традициях русских народных сказок, где большую роль играют элементы русских народных и волшебных сказок, такие как: сказочный зачин, волшебные герои, оживающие предметы. А еще это сказки, где добро всегда побеждает зло.
- Но в то же время сказки Касьянова являются литературными, так как в них чувствуется игровая атмосфера. Автор зовет нас в волшебный мир героев. После прочтения сказок читатели становятся добрее. «В людях просыпается дремавшая до того доброта».
- Познакомились со страницами жизни творчества молодого автора Анатолием Касьяновым, человеком сложной судьбы, человеком целеустремленным, волевым.
Домашнее задание: прочитать сказки (на выбор) о животных: «Туман и Тарас» (простой рассказ о двух домашних животных), «Чёрный кот» («на шее у него был повязан алый бант»), сказки об игрушках: «Вислоухий» (маленький розовый пёсик с голубыми висячими ушами), сказка «Санта Клаус спешит на помощь, или Рождественская сказка» (святочная история о том, как Санта Клаус спасает бездомного мальчика-сироту). Ответить на вопрос: «Чему учат эти сказки?»
Учитель: Что узнали на уроке?
* Я знаю, что такое сказка.
*Я знаю законы, по которым строится волшебная сказка.
* Я могу назвать признаки волшебства в сказках.
* В самостоятельной работе у меня всё получилось. Я могу находить нужную информация в тексте и записывать ее в таблицу.

* Я доволен своей работой на уроке.
   
Литература
Долгих Т.Д. Современная пермская детская литература // В измерении детства: Сборник статей по материалам Международного научного семинара: «Русская детская литература: Национальное и региональное». – Пермь, 2009.
Кайгородова В.Е. Сказки филолога, умные и трогательные. (А.Касьянов. «Сказки») // сборник статей Гуманитарная культура. – Пермь, 2007.
Касьянов А.В. Вечернее раздумье. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://believe.net.ua/texts/tvor/akas21.html
Касьянов А.В. Волшебные сказки. Пермь, 2006.
Касьянов А.В. ДЦП - болезнь или форма жизни? (Взгляд на болезнь)// Здравствуй!, 1999. - №5.
Касьянов А.В. ДЦП для дэцэпэшника// Вестник благотворительности, 2000. - №11.
Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. – М, Лабиринт.


Приложение 1
Анатолий Касьянов
Новое приключение Ивана Царевича
Жил да был в некотором царстве, в некотором государстве Иван Царевич. Когда исполнилось Ивану семь лет, матушка и батюшка отдали сына в первый класс царской школы. Учительница у Ивана была добрая. Учила она Ивана сочинять сказки, танцевать вальсы, петь песни и лепить из глины дудочки-свистульки. А скакать на коне, держать шпагу, фехтовать рапирой и драться на различных рыцарских турнирах учил Ивана сам Царь-батюшка. Так вот и рос Иван Царевич, мужал. Но однажды беда приключилась. Ясным осенним денечком дети на большой перемене гуляли во дворе школы, играли в салочки, горелки и в лапту. Вдруг сильный-пресильный ветер задул, лазурное небо свинцовыми тучами покрылось – и с оглушительным свистом Баба Яга в ступе пронеслась. И унесла с собой Ивана, сына царского. Горевали, горевали Царь и Царица, да ничего не попишешь, видать, воля божья на то, чтобы они в старости одни без подмоги сыновней остались. А тем временем злая Яга, костяная нога, унесла Ивана за тридевять земель, тридевять морей, в место гиблое, во мрак погруженное. Владычествовал там сам Кощей Бессмертный. Всех заточал он в свой замок, на высокой горе стоявший, на честной народ ужас нагонявший. В этом замке врата были дубовые, кованым железом с двух сторон обитые, оконца крошечные, зарешеченные, да еще медведи на страже стояли. Бросили Баба Яга с Кощеем Бессмертным  Ивана в замок свой и радуются, ждут не дождутся, когда же отрок славный состарится и погибнет, чтобы кровушку его честную выпить, а тело его стервятникам, прислужникам своим верным, отдать. Но была тайна великая у Кощея Бессмертного и Бабы Яги. Тайну эту Иван от Аленушки, девицы прекрасной, узнал. Сама Аленушка уже три года и три месяца в замке темном, заколдованном у душегуба распроклятого Кощея томилась. Вот что она сказывала Ивану Царевичу: «Кто триста тридцать три сказочки русских без запинки наизусть расскажет и вдобавок семьдесят семь песен споет, пред тем все врата дубовые, кованым железом с двух сторон обитые, вмиг откроются. А сила нечистая, Кощей Бессмертный с Бабой Ягой, костяной ногой, и со стервятниками, ихними прислужниками верными, в тот же час сгинет на веки вечные. Да кто же сможет столько сказочек рассказать, песенок спеть?! Видно, суждено нам с тобой, Иванушка, здесь и смерть свою отыскать». Ничего Царевич не отвечал, но слова красной девицы мотал на ус. И решил Иван, сын Царя русского, одолеть орду черную, силу нечистую, разумением своим. Тридцать три дня и тридцать три ночи сказки рассказывал и песни пел, всё-всё вспомнил, чему его добрая учительница учила. Тем и победил силу вражью, ненавистную. Вернулся Иван Царевич в дом отчий да Аленушку с собой привел. Полюбил он ее, красну девицу, на всю оставшуюся жизнь. Ох и радости было у Царя-батюшки с Царицей-матушкой. На всю Русь Великую пир созвали.















Приложение 2

Анатолий Касьянов
«Ганц и Фея»

В незапамятную пору жила в одной сказочной стране красавица Сезанна. И был в нее влюблен художник Ганц. Он был застенчивым молодым человеком, жил в маленьком, но уютном домике, неподалеку от своей мастерской. Ганц много рисовал, и картины его славились во всех уголках той страны. Однажды он расписывал стены королевского дворца, да так понравился королю своими работами, что тот хотел его сделать первым художником королевства. Но скромный Ганц отказался. Тогда король щедро вознаградил его, дав дюжину золотых монет. И что же с ними сделал Ганц?! Пока шел от королевского дворца до дома, он раздал монеты нищим, и только одну оставил себе - на память.
     Ганцу всегда казалось, что все у него есть: талант, молодость, деньги - словом, все, чтобы быть счастливым. Еще более счастливым его делали доброта и щедрость. И только одно огорчало Ганца: он никак не мог набраться смелости и попросить руки и сердца у красавицы Сезанны. Это обстоятельство так удручало художника, что он даже решился обратиться за помощью к колдунье Борбосе. Она не была злой колдуньей, но и доброй почему-то тоже - не могла или не хотела быть. Борбоса сторонилась людей и жила одна, в самой чаще дремучего леса. Люди издавна стращали ею детей, сочиняя про Борбосу различные небылицы. Хотя они сталкивались с колдуньей очень редко, - все знали, где она живет, и без надобности туда не ходили.
     А надобность в колдунье все же случалась: доподлинно было известно, что Борбоса помогает влюбленным и берет за это, если верить слухам, не такие уж большие деньги. В давние времена к ней часто обращались за советом: кому судьбу предсказать, кому возлюбленного приворожить, а теперь молодежь совсем про колдовство позабыла. За много-много лет один только Ганц отважился пойти к ведунье, чтобы горю своему помочь. Внимательно выслушала его Борбоса, а после долго молчала. Ганц уже пожалел, что душу свою зря старухе излил. Наконец, тяжело вздохнула Борбоса, словно ото сна пробуждаясь, и вымолвила:
     - Что ж, помогу я тебе, Ганц. И возьму с тебя всего ничего. Знаю, художник ты, нарисуй же мой портрет, и Сезанна тотчас станет твоей.
     Радости Ганца не было конца, побежал он в свою мастерскую за холстом и красками. Принес все необходимое, расставил мольберт и принялся рисовать. Сначала у него ничего не получалось: то кисти ломались, то краски не так ложились. Много дней ходил он к Борбосе, но от своего не отступил. Наконец портрет колдуньи был готов. Нетрудно догадаться, что эта была худшая из картин Ганца, ведь колдунья была безобразна. Но Борбоса осталась очень довольна своим портретом. Отпустила она художника и велела к свадьбе готовиться. С того дня жил Ганц словно во сне. Сам того не заметил, как у родителей Сезанны попросил ее руки, как пронеслась свадьба, как в жизни все переменилось... Даже самого главного он не заметил, что совсем перестал рисовать.
     Ганц был счастлив, и жили они с Сезанной в достатке, распродавая написанные до свадьбы картины. Но картины быстро кончились, и тогда Ганц продал свою мастерскую. Деньги, вырученные за мастерскую, также скоро кончились. Сезанна начала бранить Ганца, на разные работы его посылала, но бывший - теперь уже бывший! - художник ни с чем не мог справиться. Как-то раз так рассердилась она на него, что прогнала из дома.
     Долго бедный Ганц скитался, переходя из города в город, прося милостыню. Но вот встретил он человека, которому когда-то помог. Этот господин вспомнил, что много лет назад Ганц подал ему золотую монету. Теперь у него был свой дом и служил он в королевской гвардии. Господин с радостью согласился помочь Ганцу, пустив его под свой кров. Оставалось бывшему лучшему художнику найти подходящую работу. Однако дело это было непростое. Ганц много раз пробовал рисовать, но у него так ничего и не получалось.
***
     Как-то раз, бродя по городу, наткнулся Ганц на старого-старого бедняка, продававшего глиняные горшки. Бедняк просил Ганца купить у него хотя бы один горшок.
     - Зачем он мне, я ведь не умею готовить! Да и очага своего у меня нет - люди добрые приютили. Зачем мне твой горшок?! - рассуждал Ганц.
     Но бедняк стоял на своем. Говорил, что горшки его счастье приносят, что научился он ремеслу гончарному у искусного мастера, когда был совсем еще ребенком, и что с тех пор с гончарным кругом ни дня не расставался.
     Блеснула тут скупая старческая слеза на щеке бедняка, вымолвил он в сердцах:
     - Молод я был и богат. Работал много, даже на королевский стол посуду поставлял, покуда не ослеп. А нынче, кроме этих горшков, ни на что не способен.
     Растрогался Ганц:
     - Купил бы я у тебя горшок, старец, да вот беда - нечем заплатить! Хотя постой... про королевский стол говоришь. Бывал я там, и вино там пил. Так возьми же с этого стола золотой.
     Вспомнил Ганц про последнюю золотую монету, что давным-давно оставил на память, и отдал ее старику. Сгреб подмышку грубый глиняный горшок и пошагал, не оглядываясь, восвояси. Добрел Ганц до дома своего благодетеля, упал на кровать и закатился горькими слезами. Прибежали хозяева, стали расспрашивать, что с ним. Показал им Ганц горшок и рассказал про старика и про нахлынувшие воспоминания о своей прежней жизни, когда был лучшим в королевстве художником. Как только ни утешали его хозяева, Ганц несколько дней в слезах на кровати пролежал. Думали, что он умрет от горя. Но случилось чудо!
     Слезы, пролитые Ганцем, собрались в горшочек и превратились в краски. Обнаружили это случайно. Когда отчаявшийся господин пришел в последний раз успокаивать Ганца, то нечаянно обронил купленный у старика и всеми уже позабытый горшок, а из него вытекли разноцветные краски. Они были так прекрасны, что Ганц от удивления даже плакать перестал. Он тихо попросил холст и кисти, и принялся рисовать.
     И нарисовал он девушку невиданной красы. В тот же миг спало проклятие с колдуньи Борбосы, и превратилась она в прекрасную Фею. А бессердечная Сезанна, когда-то укравшая облик той самой Феи, стала такой уродливой и злой, что не только люди, но и звери боялись ее. Она поселилась в самой чаще леса, где до этого жила несчастная Фея, и приблизиться к тому жилищу не решался уже ни один человек.
     А добрая Фея разыскала Ганца и все ему рассказала: как она его слезы в краски превратила и как возвратила некогда отнятый у него талант рисовать. Да еще добавила, что полюбила она Ганца с первой их встречи, когда он, не побоявшись ее безобразного лица, в дремучий лес за помощью к ней пришел. Ганц, сам того не ведая, все это время Фею любил, ведь Сезанна злым своим волшебством ее обликом прекрасным насильно завладела.
     Так любовь и слезы Ганца разрушили проклятие Сезанны, бывшее на Фее, и перестала она быть безобразной Борбосой. С той поры Ганц и Фея никогда больше не разлучались.

!ђ Заголовок 115