Методическая разработка Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников: в помощь учителю начальных классов









Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: В помощь учителю начальных классов [Текст]/Сост. О.А. Андреева под рук. Т.А. Мамаевой.Иркутск, 2014. - 31с.
 


Методическая разработка «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: В помощь учителю начальных классов»» составлена для оказания методической помощи молодым учителям в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.. Заинтересованные педагоги найдут ответы на следующие вопросы: Что такое «коммуникативные УУД»? Как изучить уровень сформированности коммуникативного компонента УУД? Какие отобрать задания для младшего школьника для формирования тех или иных аспектов коммуникативных УУД?
Материалы предназначены для учителей начальных классов, так же могут быть интересны педагогам-психологам, студентам педагогических специальностей.
 
 
Рецензент:
О.Ю. Иванова, заведующая учебной работой по начальным классам МКОУ Манзурская СОШ, педагог первой квалификационной категории
 
 




Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт задаёт качественно новое представление о том, каким должно быть содержание образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программ учреждений и учебным планам, меняется представление о критериях профессионального мастерства учителей, целях и методах их работы. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные, и даже личностные достижения ребёнка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальные учебные действия (УУД) [3].
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося [24].
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
Однако, как показывает практика, учителя сталкиваются с проблемой недостаточного методического обеспечения процесса формирования коммуникативных УУД.
Для изучения процесса формирования универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативного компонента, нужен свой инструмент [5].
Представленная методическая разработка составлена с целью оказания методической помощи молодым учителям в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Методические материалы носят комплексный характер и включают в себя рассмотрение теоретических аспектов рассматриваемой проблемы, диагностический инструментарий, позволяющий молодому педагогу оценить уровень сформированности коммуникативных УУД, и подбор примерных заданий для младших школьников, направленных на формирование коммуникативного компонента УУД,
Данные материалы предназначены для учителей начальных классов, начинающий свой профессиональный путь, также могут быть интересны педагогам-психологам, студентам педагогических специальностей.

Коммуникативные универсальные учебные действия: функции, состав и характеристики

Коммуникативные универсальные действия имеют многогранный характер. А.Г. Асмолов и группа авторов определили следующие функции коммуникативных УУД: обеспечение социальной компетентности и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [7].
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативного компонента УУД.
Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого. Это и побуждает разработчиков нового проекта Государственных стандартов общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных задач школьного образования.
Напомним, что в контексте предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. Поскольку коммуникативная компетентность имеет исключительно многогранный характер, необходимо выделение основного состава коммуникативных и речевых действий, т. е. тех действий, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения достижения целей образования, обозначенных в новом проекте стандартов. Основой решения этой задачи стало ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребенка: содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности.
Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности, схематически которые можно представить следующим образом. См. рис. 1.



























Рис. 1 Коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникация как взаимодействие (интеракция) включает коммуникативные действия направленные на учёт позиции собеседника либо партнёра по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации) [7].
Важной вехой в развитии при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является преодоление эгоцентрической позиции в пространственных и межличностных отношениях. Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения – та, которая совпадает с их собственной. При этом детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям – будь то взрослые или сверстники. Детский эгоцентризм коренится в возрастных особенностях мышления и накладывает отпечаток на всю картину мира дошкольника.
В общении эгоцентрическая позиция ребёнка проявляется в сосредоточении на воем видении или понимании вещей, что существенно ограничивает способность ребёнка понимать окружающий мир и других людей, препятствует взаимопониманию в реальном сотрудничестве и, кроме того, затрудняет самопознание, основанное на сравнении с другими.
В 6 – 7-летнем возрасте дети перестают считать собственную точку зрения единственно возможной. Происходит процесс децентрации, главным образом в общении со сверстниками и прежде всего под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общей договорённости. В связи с этим хочется особо подчеркнуть незаменимость общения со сверстниками, поскольку взрослый, будучи для ребёнка более авторитетным лицом, не может выступать как равный ему партнёр.
По мере приобретения опыта общения (совместной деятельности, у учебного сотрудничества и дружеских отношений) дети научаются весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение.
С преодолением эгоцентризма дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир в целом.
Коммуникация как кооперация рассматривает коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой служит ориентация на партнёра по деятельности [7].
Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способность к сотрудничеству [14].
Между тем в настоящее время становление данной способности часто запаздывает и многие дети. Приходя в школу, обнаруживает ярко выраженные индивидуалистические тенденции, склонность работать не обращая внимания на партнёра. Это делает крайне актуальной задачу подготовки детей к началу обучения в школе с точки зрения предпосылок учебного сотрудничества, также задачу соответствующей подготовки уже в рамках школы [20].
Концепция учебного сотрудничества предполагает, предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает условие обобщенных способов решения задания [26].
Главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативных универсальных действий в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение. Умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных ситуациях (конфликт интересов); умение не просто высказывать , но и аргументировав своё предположение, умение и убеждать, и отступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречие интересов; умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать инициативу на себя в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Коммуникация как условие интериоризации подразумевает речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), которые способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.
Как известно, общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребёнка (особенно развитие речи и мышления) практически на всех этапах онтогенеза. Его роль в психическом развитии ребёнка определяется тем, что благодаря своей знаковой (вербальной) природе оно изначально генетически связано с общением (мышление). Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания [7].
В соответствии с нормативной картиной развития к моменту поступления в школу дети должны уметь строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавть вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра по деятельности, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи.
Характеризуя нормативно-возрастные особенности развития коммуникативных действий, следует признать, что, несмотря на значительное внимание, уделяемое развитию речи именно в школьные годы оно часто тормозится, что в итоге приводит к малоудовлетворительным результатам, одной из наиболее существенных причин такого положения является вербализм традиционного обучения, при котором происходит отрыв речи от реальной действительности.

Диагностические методики изучения сформированности коммуникативных универсальных действий

В данном разделе представлены диагностические методики изучения сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника, рекомендованные А.Г. Асмоловым и другими авторами, занимающимися данной проблемой. Диагностические задания описаны по следующей форме: оцениваемые коммуникативные УУД, возраст, форма (ситуация оценивания), описание диагностического задания, инструкция, материал, необходимый для выполнения задания, критерии оценивания, показатели уровня выполнения задания.
Диагностические задания соотнесены с базовыми видами коммуникативных УУД (см. таблицу 1).
Таблица 1
Взаимосвязь видов коммуникативных УУД и диагностических методик для оценки уровня их сформированности
Базовые виды
коммуникативных УУД
Диагностические методики

1.Коммуникация как взаимодействие (интеракция)
Методика «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже)
Методика «Кто прав?» (по Г.А. Цукерман и др.)

2.Коммуникация как кооперация
Методика «Рукавички» (по Г.А. Цукерман)

3.Коммуникация как условие интериоризации
Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант)
Методика «Аквариум»


Методика «Левая и правая стороны» (по Ж. Пиаже).
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Возраст: (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, задают вопросы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия.
Материал: два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) предмета, например, монета и карандаш.
Инструкция:
1. «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую».
2. «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую. [Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком.]»
Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой.
3. «[На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку.] Карандаш слева или справа? А монета?»
4. «[Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш.] Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или в правой руке? А карандаш?»
Критерии оценивания:
понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,
соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.
Средний уровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.
Высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.

Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Г.А. Цукерман и др.)
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Возраст: ступень начальной школы (8-10 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы.
Материал: три карточки с текстом заданий.
Инструкция: «Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы».
Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»
Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?»
Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»
Критерии оценивания:
понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,
понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,
учет разных мнений и умение обосновать собственное,
учет разных потребностей и интересов.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в 1-м задании) или выбора (2-е и 3-е задания); соответственно, исключает возможность разных точек зрения: ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое собственное мнение.

Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц на правую и левую руку (см. приложение 1) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
взаимопомощь по ходу рисования,
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;
2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Методика «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель»)
Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи
Возраст: ступень начальной школы (8-10 лет)
Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата
Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дается карточка А с изображением пути к дому, другому карточка Б с ориентирами-точками. Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (карточка В). Карточки представлены в приложении 2.
Материал: набор из двух карточек с изображением пути к дому (рис. 5 и 6) и двух карточек с ориентирами-точками (рис. 4), карандаш или ручка, экран (ширма).
Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с изображением дороги к дому, а другой карточку, на которой эту дорогу надо нарисовать. Один будет диктовать, как идет дорога, второй следовать его инструкциям. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на карточку с дорогой нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте решим, кто будет диктовать, а кто – рисовать?»
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;
умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;
2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание;
3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.

Методика «Аквариум»
Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи.
Возраст: ступень начальной школы (8-10 лет)
Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.
Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), либо спиной друг к другу.
Дети в паре договариваются кто из них будет «ведущим», а кто «ведомым». «Ведущий» диктует «ведомому» как расположен лист бумаги (горизонтально, вертикально), что нужно рисовать, какими красками, в какой части листа. Второй действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы. Детям нельзя смотреть на рисунок друг друга. После выполнения задания дети меняются ролями, тема для рисования та же.
Материал: бумага форматом А4 в количестве 4 листов (по 2 листа на каждого ученика). Акварельные краски, кисти, стаканчики с водой.
Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать картинки на заданную тему. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из вас будет «ведущим», другой – «ведомым». «Ведущий» будет диктовать: что или кого рисовать, каким цветом и т.д., второй следовать его инструкциям. Можно задавать любые вопросы, но смотреть в рисунок партнера нельзя ни кому. Сначала диктует один, потом другой, - вы поменяетесь ролями. А для начала давайте решим, кто будет диктовать, а кто – рисовать?»
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных картин;
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры;
умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное;
ролевое распределение обязанностей – в какой из предложенных ролей было комфортнее работать и почему.
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – рисунки не похожи друг на друга; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера.
2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство рисунков; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание;
3) высокий уровень – рисунки соответствуют друг другу; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения рисунка; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (4 рисунка) друг с другом, учитывая роли.


Примерные задания для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Типы заданий для формирования коммуникативных действий в аспекте взаимодействия с партнером (коммуникация как взаимодействие)

Ожидаемые результаты: учащийся учитывает позицию собеседника, уважает иною точку зрения, умеет обосновывать и доказывать собственное мнение.

Математический диктант с взаимопроверкой
Описание задания: Учитель читает математический диктант, дети считают устно и записывают только ответы. Дети меняются тетрадями. Учитель выдаёт листок с эталоном. Дети проверяют и оценивают соседа по парте.
Материалы и оборудование:
Математический диктант (текст у учителя)
А) Найди сумму чисел 6 и 9.
Б) На сколько надо увеличить 8, чтобы получилось 11.
В) Число 3 увеличь на 9.
Г) Какое число больше 6 на 5?
Д) К какому числу надо прибавить 2, чтобы получилось 9?
Е) Увеличь 6 на столько же.
Ж) Найди разность чисел 14 и 6.
З) Уменьши число 12 на 7.
Эталон для проверки решения (в двух экземплярах).
на 3 12 11 7 12 8 5

Исправь ошибки
Описание задания: Прочитайте текст и исправьте ошибки. Распределите роли (один исправляет ошибки, другой контролирует). Проверьте решение по эталону.
Материалы и оборудование
Карточка А с текстом (см. Приложение 3)
Малинькие мидвижата очень забавны и игривы. Жаль толко, что ретко удаётся видеть их. Мидведица бывает в это время очень сирдита и на долёкое расстояние не подпускает никого к своей симье. Мидвижата шеловливы : лазают подеревьям, борются, как рибятишки, бегают взат и вперёт, проказничяют. Вот из ближних кустов поевляется толстая звириная галова. В лохматой шерсти блеснули зилёные зласки. Это был мидветь. Что делать? Мидведица подала голас, и вся семя быстро удолилась в чящю.
Эталон текста. Карточка Б (см. Приложение 3).
Маленькие медвежата очень забавны и игривы. Жаль только, что редко удаётся видеть их. Медведица бывает в это время очень сердита и на далёкое расстояние не подпускает никого к семье. Медвежата шаловливы: лазают поддеревьям, борются, как ребятишки, бегают взад и вперёд, проказничают. Вот из ближних кустов появляется толстая звериная голова. В лохматой шерсти блеснули зелёные глазки. Это был медведь. Что делать? Медведица подала голос, и вся семья быстро удалилась в чащу.

Числовой луч
Описание задания: Двигая по числовому лучу фишку, найдите значение выражения. Следите, чтобы каждый в группе сделал один ход.
2+1+2-4= ______

Составь выражение
Описание задания: Пусть каждый участник группы достанет из математического набора цифры. Которые записаны на листочке (например,3 , 6, 9). Решите, какая пара в группе (из 4-х человек) будет делать сложение, а какая – вычитание. Составьте каждый по одному выражению на выбранное действие с заданными числами так, чтобы у всех в группе были разные выражения. Оформи решение группы на отдельном листе.
Материалы и оборудование
Математический набор
Листочек с цифрами (3, 6, 9)
Листок с эталоном
3+6=9
6+3=9
9- 3=6

Составь задание партнеру
Описание задания: Ученику предлагают составить задание партнеру: Я задумал число от 0 до 10, к нему прибавил 1, вычел 3 и получил 3. Какое число я задумал? Докажи, как ты действовал? (Прилагается алгоритм действий).

Типы заданий для формирования коммуникативных действий в аспекте организации сотрудничества с партнером (коммуникация как кооперация)

Ожидаемые результаты: учащийся умеет эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, договариваться с другими.

Формирование данного аспекта КУУД предполагает выполнение следующих типов заданий:
Выполнить задание по "цепочке" - прочитать, решить задачи и т.д.;
Выполнить микроисследование, например, изготовить памятку по различным случаям употребления мягкого знака;
Дать развернутый комментарий решенной на доске учителем задачи;
Изготовить опорные сигналы для решения задач определенного типа;
Изготовить плакаты - графические опоры;
Изготовить бумажные слайды, например, по теме "Времена года";
Нарисовать учебные комиксы для пересказа текста;
Перевести и инсценировать рассказ;
Подготовить ответы на вопросы по новому материалу;
Подготовить доклад, реферат;
Придумать мнемонические формулировки, стихи, правила, признаки делимости и т.п.;
Провести серии опытов;
Придумать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам ("Что было, если бы");
Составить к тексту расширяющие, развивающие, репродуктивные вопросы;
Составить загадки по какой-либо теме;
Составить кроссворды по темам или кроссворды - наоборот;
Составить тематические коллажи.

На первом этапе работы в группе рекомендуется следующие роли:
- “координатор” (этот ребёнок должен уметь организовать работу, направить её в нужное русло)
- “писец” (тот, кто записывает всё, что создано группой)
- “хранитель времени” (следит за тем, чтобы работа была выполнена вовремя; сигнализирует о том, что работа выполнена)
- “аналитик” (тот, кто обобщает сделанное и представляет работу классу).
В дальнейшем состав групп расширяется, и можно ввести новые роли:
- “генератор идей” (тот, кто подаёт идею)
- “критик” ( выделяет недостатки в работе)

Примерные задания для обучения в сотрудничества

Соотнеси задачу со схемой
Описание задания: 1. Прочитай две задачи. 2. Рассмотри схемы, составленные по текстам этих задач. Выбери схему для первой задачи. Покажи дугу которая обозначает требование задачи. А твой сосед по парте покажет схему, составленную по тексту второй задачи. И дугу, которая обозначает требование этой задачи. 3. Договоритесь, кто будет отвечать первым.
Материалы и оборудование.
На спортивную площадку до обеда пришли 10 ребят. После обеда пришли ещё 3 мальчика. Сколько детей стало на спортивной площадке?
На областные спортивные соревнования приедут 9 учеников. Из них 2 бегуна, 2 гимнаста, остальные болельщики.










Архитектурные постройки (пластилин)
Описание задания: создать стилизованные архитектурные постройки в технике объемной аппликации из цветного пластилина. Основой зданий могут служить пластиковые или стеклянные емкости различных форм. Каждый ребенок выполняет свое сооружение, украшая цветным пластилином и используя для этого разные приемы. В конце работы изделия собираются в макет города на горизонтальном планшете, который готовиться заранее отдельной группой ребят.

Материалы и оборудование
Цветной пластилин
Пустые пластиковые или стеклянные ёмкости
Горизонтальный планшет

Этот прекрасный, прекрасный мир
Описание задания: Такая же форма организации коллективной деятельности используется при проведении уроков по теме “Мир полон украшений”. Результатом индивидуальной работы на уроке становиться огромное панно “Этот прекрасный, прекрасный мир” собранное из рисунков нескольких уроков (украшении бабочки, птиц, рыбок, человека). Собирается это панно постепенно и становится прекрасным украшением интерьера или принимает участие в школьной выставке. [2]


Украшение сказочного города
Описание задания: каждый ученик раскрашивает и украшает заранее вырезанное здание, а в конце урока домики собираются на готовый фоновый рисунок. Выполнению задания обязательно предшествует история-сказка. [2]



Предложение и словосочетание
Описание задания: нескольким группам детей можно предложить одинаковое задание разложить карточки с записями на две группы, в одной - записаны предложения, в другой – словосочетания. Ребята выполняют однородные задания в группах, затем представляются и анализируются результаты работы.
Материалы и оборудование:
Карточка с заданием: «Прилетели птицы», «Птичий домик», «Дождливым утром», «Дождь идет», «Бегущий мальчик», «В уютном гнездышке», «Течет река», «Растет на огороде»

Составь задачу по картинке
Описание задания: Ребята, составьте и решите задачи по картинкам. Договоритесь, кто будет отвечать.
Материалы и оборудование: Картинки для составления текстов задач

Типы заданий для формирования коммуникативных действий в аспекте развития речевых умений (коммуникация как условие интериоризации)

Ожидаемые результаты: учащийся умеет задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять; владеет навыками монологической и диалогической речи.

Задай вопрос
Описание задания: учащиеся задают вопросы, а отвечает учитель. Учитель: "Я загадала букву, чтобы узнать ее, вы можете задать мне не более 7 вопросов".
Примерные ответы детей:
- Эта буква гласного звука? (согласного звука?)
- Эта буква обозначает звук?
- Буква показатель мягкости согласного?
-Она указывает на мягкость (твёрдость) предшествующего согласного?
- Она может обозначать два звука?
- Буква имеет пару по твёрдости и мягкости?
- Имеет пару по звонкости и глухости?

Программа для компьютера
Описание задания: В компьютер ввели программу всей русской орфографии. Но некоторые блоки программы испорчены. Сформулируй правила, которые надо запрограммировать заново, если компьютер сделал запись: "Медведь с валился въяму".
Материалы: карточка
Медведь с валился въяму.

Какая часть речи?
Описание задания: К какой части речи принадлежит слово. Отвечая на такой вопрос, ребенок должен не только отказаться от исполнительских установок, но и задать вопрос учителю для выяснения недостающих данных.
Материал: карточка с заданием.
рабочий, столовая, покрывало, печь, течь. Составьте с ними предложения.

Задачи или загадки
Описание задания: 1) Попробуй объяснить, чем похожи и чем отличаются задачи и загадки. 2) Реши задачи и отгадай загадки.
Материалы и оборудование:
1.Карточка с заданием
1. Два брата впереди бегу, а два позади и догнать не могут. Что это?
2. У машины два передних колеса и два задних. Сколько всего колёс у машины?
3.Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. Что это?
4.Из четырёх конфет Катя съела две, а остальные отдала Вите. Сколько конфет получил Витя?
5.У пяти матерей по пять сыновей, одно имя всем. О каких «сыновьях» идёт речь?

Описание иллюстраций
Описание задания: В основе этих упражнений лежит воспринимаемый зрительно и имеющий определенное содержание материал, который подлежит словесному описанию или толкованию. Предъявляя учащимся визуальный материал, мы тем самым как бы сообщаем или подсказываем им содержание их будущих высказываний, однако делаем это неязыковыми средствами.
Однако с методической точки зрения следует придерживаться такой классификации такого рода заданий:
а) описание элементарных изображений;
б) описание фабульных сюжетов;
в) описание статистических сюжетов;
г) речевое сопровождение (например, диафильма);
д) описание реальных предметов и их месторасположения.

Придумай рассказ
Описание задания: Учащимся предлагается придумать рассказ используя какие-либо слова. Например, на уроке русского языка после изучения слов с сочетаниями СН – ЗН можно дать набор слов: прекрасный, ужасный, вкусный, опасный, чудесный, ясный. Дети должны составить небольшие рассказы, используя данные слова.

Список литературы

Асмолов, А. Г. Современная школа: развивающая и развивающаяся [Текст] / А. Г. Асмолов // Начальная школа. – 2012. - № 11. – с. 42-46.
Балкински, Д. И. Формирование и развитие коммуникативных пособностей в групповой изобразительной деятельности [Текст] / Д. И. Балкински // Начальная школа. – 2012. – № 4. – с. 63-69.
Гольфман, Е. Р. Русский язык: тетрадь для самостоятельной работы [Текст] 1 кл. / Е. Р. Гольфман; под ред. Н. А. Чураковой. - М.: Академкнига/учебник, – 2012. – 64с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 152 с.
Плешаков, А. А. Окружающий мир: тетрадь для самостоятельной работы [Текст] 1 кл. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 201с. – 60 с.
Плешаков, А. А. Окружающий мир [Текст]: учебник для 3 класса / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.
Чекин, А. Л. Математика [Текст]: учебник для 1 класса / А. Л. Чекин; под ред. Р. Г. Чураковой. - М.: Академкнига/учебник, 2011. - 94 с.
Чуракова, Н. А. Русский язык [Текст]: учебник для 1 класса / Н. А. Чуракова; под ред. М. Л. Каленчук. – М.: Академкнига/учебник, 2012. - 94 с.
Чуракова, Н. А. Литературное чтение [Текст]: учебник для 1 класса / Н. А. Чуракова. – М.: Академкнига/учебник, 2011. - 80 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]: офиц. текст. Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
Шустова, Л. А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению [Текст] / Л. А. Шустова // Вопросы психологии. – 1990. - № 4. – с. 12–18.

Приложение 1
Стимульный материал к методике «Рукавички» по Г.А. Цукерман


Приложение 2
Стимульный материал к методике «Дорога к дому»


Карточка А

Карточка Б Карточка В




Приложение 3
Карточки с текстом к заданию «Исправь ошибки»


















Карточка А

















Карточка Б
Оглавление


Введение
3

Коммуникативные универсальные учебные действия: функции, состав и характеристики

5

Диагностические методики изучения сформированности коммуникативных универсальных действий


10

Примерные задания для младших школьников для формирования коммуникативных универсальных учебных действий..


18

Список литературы
27

Приложение
28













Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский региональный колледж педагогического образования»






Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников:
В помощь учителю начальных классов



2014



понимание относительности оценок или умение обосновать собственное

Коммуникация как взаимодействие

Коммуникация как кооперация

Коммуникация как интериоризация

Коммуникативные УУД

умение договориться, находить общее решение


умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать


ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения


способность строить понятные для партнёра высказывания

понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов

умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности

Малинькие мидвижата очень забавны и игривы. Жаль толко, что ретко удаётся видеть их. Мидведица бывает в это время очень сирдита и на долёкое расстояние не подпускает никого к своей симье. Мидвижата шеловливы : лазают подеревьям, борются, как рибятишки, бегают взат и вперёт, проказничяют. Вот из ближних кустов поевляется толстая звириная галова. В лохматой шерсти блеснули зилёные зласки. Это был мидветь. Что делать? Мидведица подала голас, и вся семя быстро удолилась в чящю.

Маленькие медвежата очень забавны и игривы. Жаль только, что редко удаётся видеть их. Медведица бывает в это время очень сердита и на далёкое расстояние не подпускает никого к семье. Медвежата шаловливы: лазают поддеревьям, борются, как ребятишки, бегают взад и вперёд, проказничают. Вот из ближних кустов появляется толстая звериная голова. В лохматой шерсти блеснули зелёные глазки. Это был медведь. Что делать? Медведица подала голос, и вся семья быстро удалилась в чащу.



13 PAGE \* MERGEFORMAT 143115



Рисунок 6Рисунок 2'ђ Заголовок 115