Рабочая программа по русскому языку индивидуальное обучение на дому по программе VII вида. УМК Школа России

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №42 с. Сандата


Рассмотрена на МО учителей начальных
классов и рекомендована к утверждению
Протокол № 1 от 26.08.2014г

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на педагогическом совете
Протокол № 1 от 28.08.2014г.
Утверждена
Приказ №336 от 29.08.2014г.
Директор ________(Е.Н. Фоменко)


Рабочая программа
по русскому языку
для ученика 2-А класса Чернышева Михаила,
индивидуальное обучение на дому
по программе VII вида
на 2014-2015 учебный год

учитель: Шматко Наталья Николаевна

с. Сандата
2014 г.




Пояснительная записка
Цель программы: 
обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.

Задачи программы: 
1.Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.  2.Создание комфортной обстановки для получения учащимися образования.  3.Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Ценности программы: 
Определение необходимых и достаточных условий для проявления и развития индивидуальности каждого ребенка.  Приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе.

Адресность программы:
  Индивидуальная образовательная программа создана для учащегося 2 класса Чернышева Михаила, имеющей отклонения здоровья.

Учебный план индивидуального обучения на дому.
Учебный план составлен на основе Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988года №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».  Совокупность учебных предметов, выбранных для освоения учащимся из учебного плана МБОУ СОШ № 42, составлен на основе Федерального базового учебного плана. Индивидуальный учебный план направлен на решение следующих образовательных задач:
  -на обеспечение базового образования;  -на реализацию системы развивающего обучения. 
Существует два варианта домашнего обучения для детей-инвалидов: по вспомогательной или по общей программе. Чернышеву Михаилу рекомендовано обучение по общеобразовательной программе. Дети, которые учатся по общей программе, проходят те же предметы, пишут те же контрольные и сдают те же экзамены, что и их ровесники, обучающиеся в школе. Но расписание уроков при надомном обучении не такое жесткое, как в школе. Уроки могут быть как менее продолжительными (20-25 минут), так и более длинными. Все зависит от состояния здоровья ребенка.

Рабочая программа для обучения детей на дому разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , на основе Концепции стандарта второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы начального общего образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Для достижения планируемых результатов обучающихся на дому количество часов сокращено за счет объединения тем. Все образовательные области представлены соответствующими предметами в соответствии с рекомендациями базисного учебного плана. Базовый компонент учебного плана составлен в соответствии с требованиями учебных программ. Учебно-методическое обеспечение имеется в полном объеме. Обучение осуществляется по программе «Школа России».
Образовательная область «Филология». Рабочая программа по русскому языку общеобразовательной школы составлена на основе Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы «Русский язык» авторов Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели. В начальном обучении учебная программа предмета «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлена на формирование функциональной грамотности коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку (после обучения грамоте) углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, поздравление и т. п.)

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Федерального закона от 29.12.2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2. «Рекомендации по организации приема в первый класс» (письмо Минобразования России от 21.03.2003 г. № 03-51-57 ин/13-ОЗ).
3. «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13).
4. «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период», (письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13).
5. «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования» (письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13).
6. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от
№ 199/13).
7.Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
8. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263).
9. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 Утверждены постановлением Минздрава России от 28.11.2002 г. № 44)
10. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 . года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
11.Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
12.Годовой календарный график МБОУ СОШ № 42 с.Сандата на 2014-2015 учебный год.
13.Расписание уроков на2014-2015 учебный год.

Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения русского языка на базовом уровне начального общего образования – минимальный уровень.
В соответствии с расписанием уроков 2014-2015 учебного года и календарного учебного графика МБОУ СОШ № 42 с. Сандата на 2014-2015 учебный год, а также с государственными праздниками, программа 2 класса будет реализована за 68 часов.
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ № 42 с.Сандата. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (начального) общего образования по русскому языку и авторской программой учебного курса.



Содержание программы (68 ч)
Наша речь (1 ч)
Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог.
Текст (2 ч)
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста.
Предложение (5 ч)
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении.
Слова, слова, слова (10 ч)
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам.
Звуки и буквы (24 ч)
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь).

Части речи (26 ч)
Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги.


Слова с непроверяемым написанием для изучения во 2 классе
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, весело, ветер, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, декабрь, деревня, дорога, до свидания, жёлтый, завод, заяц, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, карандаш, картина, класс, коньки, корова, лисица, лопата, лягушка, магазин, малина, машина, мебель, медведь, месяц, метель, метро, молоко, молоток, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, пальто, пенал, платок, посуда, прощай, работа, рабочий, ребята, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, собака, сорока, спасибо, стакан, суббота, тарелка, тетрадь, товарищ, топор, улица, урожай, ученик, ученица, учитель, учительница, фамилия, февраль, хорошо, шёл, щавель, яблоко, яблоня, ягода, язык, январь.
Описание организационно-педагогических условий

Причиной перехода на индивидуальное обучение на дому явились медицинские показания Чернышева Михаила Особенности развития Чернышева Михаила, позволили организовать учебный процесс с применением нетрадиционных форм обучения, при этом не допуская перегрузки ребенка. Это повысило познавательный интерес к учебному материалу, обеспечило развитие ребенка, повлияло на воспитание положительных качеств личности.  При обучении используются новые типы деятельности: исследование, конструирование, проектирование, игры в целях формирования деятельностных способностей младшего школьника.


Педагогические технологии, применяемые для реализации программы:
Личностно-ориентированное обучение и воспитание  Дифференцированное обучение и воспитание  Проблемное обучение и воспитание  Обучение и воспитание без насилия  Рефлексивное обучение и воспитание  Здоровьесберегающие технологии 
Система форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся
.  Учитель может и должен осуществлять текущий, тематический контроль результатов обучения. Формами организации контроля являются устный и письменный опросы, тестовые задания.

Ожидаемые образовательные результаты освоения образовательной программы

В конце второго года обучения Чернышев Михаил должен освоить обязательный минимум содержания начального образования соответствующий 2 классу. 
Русский язык 
Учащийся может продемонстрировать понимание смыслообразующей функции речи, формулируя и задавая вопрос на уточнение понимания прослушанного сообщения и/или прочитанной информации. Учащийся любит слушать, когда ему читают вслух, демонстрируя интерес и индивидуальные пристрастия к разнообразной художественной и нехудожественной литературе.  Понимать, что знаки и надписи, символы и пиктограммы несут в себе смысл, выделять среди различных способов символьного обозначения буквы, отличать их от звуков.  Демонстрировать понимание звукобуквенных соотношений:  -узнавать и называть все буквы русского языка;  -различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твердых звуков;  -читать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе устанавливать, пишется ли данное слово так, как оно произносится,  в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение  Правильно называть и располагать по порядку все буквы русского алфавита и уметь пользоваться алфавитом для упорядочивания и поиска слов и названий.  Правильно писать по слуху и по памяти большинство слов (в объеме изученного);  в затруднительных случаях устанавливать характер затруднения:  правописание гласной/согласной или их сочетания;  употребление жи-ши, ча-ща, чу-щу  употребление строчной/прописной буквы;  слитное/раздельное написание слова;  Учащийся может письменно изложить своими словами небольшой текст и/или написать под диктовку слова, предложения и несложный текст объемом 2030слов с изученными орфограммами (не более 8) и пунктограммами (не более 10), перечесть написанное и аккуратно исправить допущенные неточности и ошибки





Содержание учебного предмета.

№ п/п
Раздел
Планируемые результаты (предметные)
Элементы содержания
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)




Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД

1
НАША РЕЧЬ (1 Ч)
Познакомить с новым учебником и правилами работы по нему.
Познакомить с терминами «диалог» и «монолог»; формировать умение оформлять диалог.
Делать выводы о значении речи в жизни человека.
Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.
Работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями.
Различать диалог и монолог.
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Оценивать свои результатов.
Аргументировать свою позицию.

2
3
ТЕКСТ (2 Ч)
Повторить признаки текста. Научить определять тему текста.
Научить определять тему и главную мысль текста.
Научить выделять в тексте начало, основную часть и концовку.
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Различать предложение и группу предложений.
Определять тему, главную мысль текста.
Выделять части текста.
Аргументировать свою позицию.
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ (5 Ч)

Повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения.
Познакомить с терминами «главные члены», «основа предложения»; научить находить главные члены предложения и его основу.
Познакомить с термином «второстепенные члены предложения»; научить находить второстепенные члены предложения.
Познакомить с терминами «подлежащее» и «сказуемое»; научить находить подлежащее и сказуемое в предложении.

Осознание роли языка и речи в жизни человека.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Осознание роли языка и речи в жизни человека.


Различать группу предложения и группу слов, оформлять предложение на письме.
Находить основу и второстепенные члены предложения.
Находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами.
Находить главные члены предложения.
Различать распространённые и нераспространённые предложения.
Видеть и правильно записывать слова с орфограммами
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Умение слушать и понимать речь других.
Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Умение слушать и понимать речь других.
Умение слушать и понимать речь других.
Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
Способность к










СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА(10 Ч)








Познакомить с понятием « лексическое значение слова».
Познакомить с понятием «многозначные слова»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Познакомить с понятиями « прямое» и «переносное» значение слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Познакомить с термином «синонимы»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Познакомить с термином «антонимы»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.


Определять лексическое значение слов.
Различать однозначные и многозначные слова.
Различать прямое и переносное значение слов.
Различать оттенки значений синонимов.
Находить в тексте антонимы. Употреблять их в речи.
Находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.

Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.
Умение слушать и понимать речь других.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Умение работать в паре, группе.
Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Волевая саморегуляция.
Целеполагание как постановка учебной задачи.
Прогнозирование результата.











ЗВУКИ И БУКВЫ (24 Ч)
Обобщить знания о буквах и звуках; развивать умение различать звуки буквы.
Повторить порядок букв в алфавите, названия букв, записывать слова в алфавитном порядке.
Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь.
Развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.
Формировать навыки правописания слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ; развивать орфографическую зоркость.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Различать звуки и буквы, записывать транскрипцию слов.
Называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке.
Обозначать мягкость согласных звуков на письме.
Писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ;
Применять правила правописания. Подбирать примеры с определённой орфограммой.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.
Строить сообщения в устной и письменной форме.
Строить сообщения в устной и письменной форме.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.
Прогнозирование результата.
Анализировать, делать выводы, сравнивать.
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.
Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.










Части речи

Дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; формировать умение распознавать самостоятельные части речи.
Формировать понятие об имени существительном; развивать наблюдательность, речь.
Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.
Познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.
Формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ; познакомить их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Использовать специальную терминологию
Распределять имена существительные в тематические группы предметов.
Видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами.
Определять число глаголов.
Писать частицу НЕ раздельно с глаголами.
Находить прилагательные в тексте.
Определять число имени прилагательного.
Работать в парах, группах;
участвовать в обсуждении
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Строить сообщения в устной и письменной форме.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Строить сообщения в устной и письменной форме.
Анализировать, делать выводы, сравнивать.
Анализировать, делать выводы, сравнивать.




Познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи.







Формировать умение распознавать прилагательные в единственном и множественном числе.


























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ











№ урока
 
Дата
 
Тема урока
 
Кол-во
Планируемые результаты (предметные)
Элементы содержания
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)






Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД



НАША РЕЧЬ (1 Ч)







1
3.09
Знакомство с учебником.
Какая бывает речь?
Как отличить диалог от монолога?
1
Познакомить с новым учебником и правилами работы по нему.
Познакомить с терминами «диалог» и «монолог»; формировать умение оформлять диалог.
Делать выводы о значении речи в жизни человека.
Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения.
Работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями.
Различать диалог и монолог.
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Оценивать свои результатов.
Аргументировать свою позицию.



ТЕКСТ (2 Ч)







2
5.09
Что такое текст?
1
Повторить признаки текста. Научить определять тему текста.
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
Различать предложение и группу предложений.
Аргументировать свою позицию.
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

3
10.09
Что такое тема и главная мысль текста?
Части текста.
1
Научить определять тему и главную мысль текста.
Научить выделять в тексте начало, основную часть и концовку.
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Определять тему, главную мысль текста.
Выделять части текста.
Уметь договариваться и приходить к общему решению.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей.
Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата.



ПРЕДЛОЖЕНИЕ (5 Ч)







4

12.09
Что такое предложение?
1
Повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения.
Осознание роли языка и речи в жизни человека.
Различать группу предложения и группу слов, оформлять предложение на письме.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

5

17.09
Что такое главные члены предложения?
1
Познакомить с терминами «главные члены», «основа предложения»; научить находить главные члены предложения и его основу.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Находить основу и второстепенные члены предложения.
Умение слушать и понимать речь других.
Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

6
19.09
Что такое второстепенные члены предложения?
1