Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через творческую самореализацию учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС.


Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через творческую самореализацию учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС.
Шишкова Г.А.
МАОУ Первомайская СОШ № 2
учитель английского языка
Аннотация.Статья посвящена формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка. Перечислены виды деятельности и формы работы, помогающие развивать творческие способности учащихся в условиях современного образовательного пространства. Особое внимание обращается на межпредметные связи, которые способствуют интеллектуальному развитию одаренных школьников, расширению лингвистического, филологического и общего кругозора.
Ключевые слова: коммуникативные УУД, одарённые дети; дифференцированный подход; внеурочная деятельность; межпредметные связи; иностранный язык.
Formation of communicative universal educational actions through creative self-realization of pupils at the English lessons in the context of
Federal State Educational Standard.
Shishkova Galina Alexandrovna.Pervomaysk Secondary Comprehensive School №2 
the teacher of English
Abstract.The article is devoted to the formation of communicative universal educational actions at the English lessons. The main forms of work and activities which help to develop creative abilities of students in the context of modern educational space are described. Much attention is given to the intersubject communications that promote intellectual development of gifted students broadening their linguistic, philological and general outlook.
Keywords:communicative universal educational actions; gifted students; a differentiated approach; an extracurricular activity; intersubject communications; a foreign language.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей системы современного образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается все путём активного присвоения и сознательного учащимися своего социального опыта. Знания, навыки и уменияздесь рассматриваются как производные от видов соответствующихи целенаправленных действий. Они формируются и применяются в связитесной с активными действиями обучающихсясамих».
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный.
Коммуникативные универсальные учебные действияспособствуют продуктивному сотрудничеству и взаимодействию со школьниками и взрослыми. Дети слушать должны уметь друг друга, участвовать в обсуждении коллективномвопросов. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный климатпсихологический. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем формирование коммуникативных действийдинамичнее происходит.
Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». [3;с.86]
Именно несформированностью учебных действий психологи объясняютлюбознательность низкуюучащихся и их активность, не освоенность учебно-познавательных мотивов, трудности регуляциипроизвольной,деятельностиучебной и адаптациишкольной и рост поведениядевиантного.
Формирование универсальных учебных действий включено в стандарт начального образования и нашло отражение в УМК «FORWARD» (автор: Вербицкая М.), который предлагает широкий спектр занимательных заданий, позволяющих детям расширить и углубить свои знания по предмету.Учебники по английскому языку серии FORWARD предназначены для последовательного изучения английского языка со 2 по 11 класс общеобразовательных организаций и обеспечивают преемственность содержания, методов и форм работы. В учебниках представлены задания для фронтальной, индивидуальной работы, а также в парах и группах, что позволяет организовать коммуникацию иноязычнуюмежду участниками образовательных на урокахотношений.
С целью повышения формирования более уровнявысокого коммуникативных универсальных учебных действий я использую следующие виды деятельности: универсальные творческие задания, например, придумать кроссворд, ребус; загадку;конкурсы сочинений; конкурсы переводчиков; конкурс на лучшую к праздникустенгазету,представление самого интересного репортажа для журнала»; конкурс «художников-иллюминаторов» на лучшее оформление английской детскойкниги, изготовление для книгзакладок, открытки к празднику, конкурс плакатов по различным темам, конкурс чтецов, коллективное изготовление лэпбуков и работа с интерактивными папками. Привлечение учащихся к исследовательской и проектной работе, делает процесс воспитания творческой личности и обученияувлекательным, расширяет познания, выходящие за пределы темы, придает учебному процессу динамичность и привлекательность. Учащиеся становятся творческими исследователями, а главное, получают удовлетворение от работы.Использование игрролевых, которые активизируют творческий процесс на уроке и включают элементы драматизации, дают возможность дискуссиюорганизовать, обмен мнениямиживой и разносторонний, предполагают неформальное между ученикамиобщение.
Внеурочная работа по предмету обладает широкими возможностями выявления и развития творческих способностей детей. Это такие мероприятия как: конкурсы, олимпиады, исследовательские проекты, КВН, интеллектуальные игры, предметная неделя иностранного языка.
      Невозможно изучение языка без интеграции с историей и географией.Тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера "Великобритания", "Индонезия", "Австралия" и др. Учащиеся знакомятся с историей и культурой стран, географическим и политическим устройством, интересными фактами и событиями.
Межпредметные связи способствуют развитию творческих способностей школьников, расширению лингвистического, филологического и общего кругозора. Будущее ребёнка как талантливой личности зависит от огромного количества причин, факторов, изменений и немало важную роль в этом  процессе играют взрослые. Перед заинтересованным современным педагогом стоит нелегкая задача по созданию благоприятных, максимальнокомфортных условий дляразвития коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, что будет способствовать формированию ситуации успеха,стимулировать, мотивироватьположительнотворческую активность школьников. Литература
Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения. М.: Просвещение, 2006.
Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
АсмоловА.Г., БурменскаяГ.В., Володарская И.А. и др.,под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / - М.: Просвещение, 2008.
Безрукова В.С. Педагогика и психология. - М.: Мысль, 2009.
Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.
Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов. Начальная школа.- 2003.-№ 1.
Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики, 1989.
Сазонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе, М., 2001.